Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовое регулирование сделок с земельными участками




5.1. Общая характеристика сделок с земельными участками

До 1990 г. характерной чертой земельного законодательства СССР и РСФСР было закрепление в нем исключительной государственной собственности на землю. Частная собственность на землю отсутствовала, а основным видом прав на землю граждан и юридических лиц являлось право постоянного (бессрочного) и временного пользования. Следствием этого было соответствующее отношение законодателя к возможности совершения сделок с землей. Согласно ст. 136 ЗК РСФСР сделки с землей (купля-продажа, дарение, мена и др.) признавались недействительными, а лица, виновные в их совершении, привлекались к административной или уголовной ответственности (ст. 137 ЗК РСФСР).

Проведение земельной реформы и законодательное вовлечение земельных участков в оборот привело к тому, что к моменту принятия ЗК РФ более 45 млн граждан являлись собственниками земельных участков, еще более 12 млн — собственниками земельных долей.

До 1992 г. включительно официальная статистика сделок с земельными участками отсутствует. В последующие годы, по официальным данным, только договоров купли-продажизем­ельных участков по России зафиксировано: в 1993 г. — 9900, в 1994 г. — 10 133, в 1995 г. — 231 454, в 1996 г. — 218 759[24]. Всего же сделок с землей уже в 1996 г. было зарегистрировано 600 тыс., а в 1997 г. — около 1 млн. В 1999 г. совершено 5,2 млн сделок с земельными участками, а в 2003 г. — 1075,6 тыс. Большинство этих сделок — аренда земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, а около 10% — сделки купли-продажи участков, заключенные между гражданами.

Таким образом, земельные участки были включены в гражданский оборот задолго до принятия нового ЗК РФ, а земельные участки сельскохозяйственного назначения — задолго до принятия Закона об обороте земель сельско­хозяйственного назначения.

Государственная статистика фиксирует ежегодный рост числа сделок с земельными участками. Так, сделок с государственными и муниципальными землями (их продажа и аренда) было зафиксировано в 2006 г. – 3921393, в 2007 г. – 3875650, в 2008 г. – 3985846, в 2009 г. – 3887691. Сделок между гражданами и юридическими лицами зафиксировано в 2006 г. – 623747, в 2007 г. – 643443, в 2008 г. – 794792, в 2009 г. – 996462.[25]

Сделкамис земельными участками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей в сфере использования и охраны земель. Они должны оформляться в письменной форме и подлежат обязательной государственной регистрации, а в указанных законом случаях — и обязательному нотариальному удостоверению (завещание, договор ренты или ипотеки земельного участка). Сделки с земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 ЗК РФ). Иначе говоря, гражданское законодательство определяет общие правила совершения сделок (государственная регистрация, условия действительности, форма договора и т.д.), которые в полной мере распространяются и на сделки с земельными участками; земельное законодательство регламентирует оборотоспособность земельных участков, особенности приобретения права собственности и иных прав на них, включая проведение торгов; градостроительное законодательство определяет параметры и виды разрешенного использования земельного участка, предопределяя тем самым интерес покупателя к тому или иному участку; экологическое законодательство устанавливает экологические требования и ограничения для правообладателей участков и т.д.

Особенности оборота земельных участков обусловлены спецификой земли как природного объекта, а также публичным характером регулирования земельных отношений в России.

Оборотоспособность земельных участков  — это возможность свободного распоряжения земельными участками их собственниками путем отчуждения в собственность либо передачи во временное владение и (или) пользование другим лицам, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Цивилистическая конструкция оборотоспособности предполагает, что большинство объектов гражданских прав свободно в обороте, и лишь в качестве исключения для некоторых из них предусматривается ограничение или изъятие из оборота. Однако применительно к земельным участкам это далеко не так. Ограниченными (реже изъятыми) из оборота являются более половины земель в составе земельного фонда России, в том числе целые категории земель (лесного фонда, водного фонда, запаса) либо субкатегории (земли энергетики, обороны, транспорта, связи, космической деятельности в составе категории земель промышленности и иного специального назначения, земли особо охраняемых природных территорий). Собственно говоря, относительно свободными в обороте являются земельные участки в составе категории земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов (частично — в составе земель промышленности и иного специального назначения и особо охраняемых территорий и объектов).

Так, свободными в обороте являются земельные участки из состава земель промышленности за пределами границ черты населенных пунктов, на которых расположены предприятия и иные приватизированные промышленные объекты. Оборотоспособность таких земель в составе предприятий, правда, по-своему ограничена установленным ГК РФ особым правовым режимом имущественных комплексов (главным образом предприятий). Можно рассмотреть другой пример. В соответствии со ст. 27 ЗК РФ предусмотрены ограничения (или даже изъятие) из оборота для земель субкатегории особо охраняемых природных территорий. Однако в составе категории земель особо охраняемых территорий и объек­тов есть и иные субкатегории, например рекреационного или историко-культурного назначения. Земельные участки в их составе могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому, кроме случаев, указанных ст. 27 ЗК РФ. Так, не могут отчуждаться в частную собственность из федеральной собственности земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Между тем перечисленные объекты занимают лишь малую часть категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Как следует из п. 2 ст. 98 ЗК РФ, в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. ЗК РФ не изымает и не ограничивает данные земли в обороте, равно как и не запрещает приватизацию земельных участков, на которых находятся, например, кемпинги или дома отдыха. Аналогичный вывод мы сделаем при анализе ст. 99 ЗК РФ, регламентирующей правовой режим земель историко-культурного назначения. Если входящие в состав данной субкатегории земли объек­тов культурного наследия народов России (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, ограничены в обороте, а земли под военными и гражданскими захоронениями даже изъяты из оборота, то в отношении третьей разновидности земель данной субкатегории — достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, — особых ограничений и изъятий из оборота не установлено (кроме случаев признания достопримечательного места историко-культурным заповедником).

Таким образом, полностью изъяты из оборота и не подлежат передаче в частную собственность земельные участки, занятые следующими федеральными объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ); зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

К числу ограниченных в обороте относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не отнесенные к числу изъятых из оборота; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению и некоторые другие.

Отличие в правовом режиме изъятых и ограниченных в обороте земельных участков заключаются в том, что изъя­тые из оборота земельные участки, находящиеся в публичной собственности, не предоставляются гражданам и юридическим лицам ни в собственность, ни в аренду, ни по иным договорам. В большинстве случаев такие земельные участки предоставляются государственным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования. Ограниченные в обороте земельные участки также не предоставляются в частную собственность, но могут быть переданы гражданам и юридическим лицам во временное владение и (или) пользование по срочному договору (например, аренды). В случае если объект, в целях обеспечения деятельности которого земельный участок был изъят или ограничен в обороте, в силу каких-то причин прекратил свое существование, земельный участок также перестает быть ограниченным или изъятым из оборота. Например, земельный участок был переведен из категории земель лесного фонда в другую категорию земель, не предусматривающую ограниченность таких участков в обороте (например, земель населенных пунктов); военный суд переехал в другое здание, в связи с чем ранее занимаемое им здание может быть выставлено на торги вместе с участком собственником — органом публичной власти и т.д.

Совершение сделок с земельными участками в самом общем виде имеет следующие особенности:

а) неизменность категории, целевого назначения и разрешенного использования земельного участка при совер­шении сделки. Это означает, что собственник земельного участка, целевое назначение и разрешенное использование которого предполагает, например, выращивание сельскохозяйственной продукции, не вправе продать его третьему лицу для строительства промышленного объекта. Для этого необходимо предварительно осуществить сложную процедуру изменения категории земель, как это предписывает Закон о переводе земель из одной категории в другую;

б) прямой запрет на совершение отдельных видов сделок с земельны­ми участками. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Как уже отмечалось выше, ЗК РФ устанавливает перечень земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые изъяты или ограничены в обороте (ст. 27);

в) ограничение по субъектам таких сделок. Данный вид ограничений распространяется главным образом на иностранных граждан и юридических лиц, которые не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях (ст. 15 ЗК РФ), а также ограничены в возможности приобретать в собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения;

г) необходимость сохранения режима использования земель. Это оз­начает, что должен быть сохранен режим использования земель, установ­ленный в санитарно-защитных зонах, на землях особо охраняемых территорий и объектов, а также сохранено право проезда по участку, технического обслуживания или ремонта зда­ний, сооружений, коммуникаций и т.д.

5.2. Договор купли-продажи земельного участка

Договор купли-продажи земельного участка является разновидностью гражданско-правового договора продажи недвижимости, в соответствии с которым продавец обязуется передать в собственность покупателя сформированный и не ограниченный в обороте земельный участок, целевое назначение и разрешенное использование которого допускает осуществление на нем предполагаемой деятельности, а покупатель обязуется своевременно внести оговоренную плату и принять по передаточному акту земельный участок.

Договор является возмездным, двусторонним, консенсуальным и может быть заключен как между гражданами и (или) юридическими лицами — при продаже земельного участка, находящегося в частной собственности, так и между органом публичной власти (в большинстве случаев — органом местного самоуправления) и гражданином (юридическим лицом).

Являются недействительными следующие условия договора купли-продажи земельного участка: устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию; ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей; ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами (п. 2 ст. 37 ЗК РФ).

По договору купли-продажи земельного участка могут отчуждаться участки из состава земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов. Возможность продажи участков в составе земель промышленности (категория земель специального назначения) либо из категории земель особо охраняемых территорий и объектов носит ограниченный характер, а из иных категорий земель полностью исключена.

В договоре купли-продажи земельного участка(купчей) необходимо указать: наименование сторон, участвующих в сделке; местоположение (адрес) земельного участка, его категорию, целевое назначение и разрешенное использование, кадастровый номер земельного участка, объекты недвижимости, располо­женные на нем (если они есть), ограничения и обременения, обязательства сторон, а также общую площадь и цену зе­мельного участка (определяется по договоренности или по результатам конкурса или аукциона).

По критерию обусловленности содержания договора особенностями целевого назначения и разрешенного использования продаваемого земельного участка, а также исходя из субъектного состава правоотношений купли-продажи земельных участков можно провести следующую классификацию таких договоров:

а) купли-продажи земельных участков между гражданами и (или) юридическими лицами, принадлежащих им на праве частной собственности и предназначенных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых объектами капитального строительства. В данном случае действуют общие правила купли-продажи, предусмотренные ГК РФ и ст. 37 ЗК РФ. Универсальным для всех видов целевого назначения и категорий земель является конструкция выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

б) купли-продажи гражданами и юридическими лицами участков сельскохозяйственного назначения. Попадает под действие Закона об обороте земель. Специфичными здесь будут являться субъектный состав (в том числе преимущественное право органа публичной власти по покупке продаваемого участка), процедура купли-продажи, наличие минимальных размеров участка сельскохозяйственного назначения, который должен находиться в собственности одного лица;

в) купли-продажи земельных участков в населенных пунктах под приватизированными объектами недвижимости (ст. 36 ЗК РФ), а также на торгах под строительство из состава государственных или муниципальных земель;

г) особое место в рамках данной классификации занимают договоры купли-продажи имущественных комплексов (например, предприятий), в составе которых находятся земельные участки (ст. 559 ГК РФ).

Договор купли-продажи земельного участка является разновидностью договора купли-продажи недвижимого имущества, регулированию которого посвящен § 7 гл. 30 ГК РФ, что позволяет говорить как об общих требованиях к заключению данного договора, так и о специфических условиях и ограничениях, вытекающих из факта признания земельного участка составной частью окружающей среды.

В числе общих требований к договору купли-продажи земельного участка, указанных ГК РФ, можно выделить требования к форме договора, порядку его заключения, государственной регистрации, перечню существенных условий договора и ряд иных. ЗК РФ и земельное законодательство уточняют данные нормы введением категории кадастрового учета земельных участков, в результате которого им присваиваются индивидуальные кадастровые номера; указанием права покупателя требовать от продавца информациюоб обременениях земельного участка и ограничениях его использования; установлением недействительныхусловийдоговора купли-продажи участка.

В соответствии с п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок. Договор купли-продажи участка заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность. Следует иметь в виду, что ст. 550 ГК РФ не требует обязательного нотариального удостоверения данного договора, оставляя этот вопрос на усмотрение сторон, в отличие от ГК РСФСР 1964 г., закреплявшего обязательную нотариальную форму сделок с недвижимостью.

Переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи к покупателю подлежит государственной регистрации. Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок, является его кадастровый паспорт. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (п. 5 ст. 2 Закона о регистрации прав на недвижимость). При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона (п. 1 ст. 16).

Действующее законодательство четко определяет существенные условия договора купли-продажи земельного участка (ст. 554—555 ГК РФ). В их числе ГК РФ выделяет предмет договора, т.е. данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество — земельный участок, подлежащее передаче покупателю по договору, и цену этого участка.

Цена участка может устанавливаться по взаимному согласию сторон или по итогам аукциона (конкурса). В случае отсутствия сведений о цене в договоре он не считается заключенным. Цена за земельный участок в договоре может быть определена в виде единой суммы за весь земельный участок либо за единицу измерения (квадратный метр, сот­ка, гектар и т.д.). Если цена земельного участка в договоре установлена на единицу ее площади или иного показателя ее размера, общая цена, подлежащая уплате, определяется исходя из фактического размера переданного покупателю недвижимого имущества (п. 3 ст. 555 ГК РФ).

Цена может определяться сторонами исходя из среднерыночной по данной местности либо посредством обращения к оценщику, деятельность которого регламентируется Законом об оценочной деятельности. Кроме того, в силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной в процентах от его рыночной стоимости. Поскольку функция ведения государственного кадастра недвижимости (в том числе проведения кадастровой оценки земельных участков) возложена на Росреестр, то именно посредством обращения в данный орган с заявлением заинтересованные лица могут определить размер рыночной стоимости земельного участка.

Передача земельного участка продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче. Уклонение одной из сторон от подписания документа о передаче недвижимости на условиях, предусмотренных договором, считается отказом соответственно продавца от исполнения обязанности передать имущество, а покупателя — принять имущество. Принятие покупателем недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости, в том числе в случае, когда такое несоответствие оговорено в документе о передаче недвижимости, не является основанием для освобождения продавца от ответственности за ненадлежащее исполнение договора (ст. 556 ГК РФ).

В качестве важнейшей конкретизации общих положений ГК РФ о купле-продаже недвижимости выступают нормы ЗК РФ, определившие, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие кадастровый учет. Порядок ведения кадастрового учета определяется Законом о государственном кадастре недвижимости. Необходимость данной нормы заключается в том, что нельзя передать по договору индивидуально неопределенную вещь. Данный вывод следует из ст. 554 ГК РФ, согласно которой в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а договор не считается заключенным.

Вывод о том, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие кадастровый учет, подтверждается и материалами судебной практики. Так, постановлением главы администрации города Омска от 31.12.1996 № 76-п участок площадью 7,42 га, занятый административными зданиями, складскими помещениями и хозяйственными сооружениями, был предоставлен в совместное пользование АОЗТ «Предприятие “Культторг”», АОЗТ «Акционерная торговая компания “Культтовары”», АОЗТ «Омскгалантерея», АОЗТ «Омсктекстиль», ТОО «Омская фирма “Одежда”», АОЗТ «Омскхозторг», ИЧП «Леда». В дальнейшем этот участок был предоставлен названным юридическим лицам в бессрочное (постоянное) пользование с присвоением кадастрового номера.

В соответствии с распоряжением Департамента недвижимости администрации города Омска от 02.10.2002 № 948-р утвержден проект границ участка в качестве единого и неделимого. Объекты недвижимости, принадлежащие истцу (ЗАО «Культторг») на праве собственности, расположены на указанном участке. Удовлетворив исковые требования об обязании ответчика (Департамент недвижимости администрации г. Омска) подготовить и направить истцу проекты договоров купли-продажи земельных участков, расположенных под внутриплощадочными дорогами и контейнерной площадкой, суд первой инстанции тем самым признал за истцом право требовать передачу ему в собственность части земельного участка площадью 7,42 га с кадастровым номером 55:36:1203020017.

При этом суд не дал оценки имеющемуся в материалах дела письму Главомскархитектуры от 28.01.2003 об отказе производить межевание территории по адресу: г. Омск, ул. 20 лет РККА, 298, так как это может привести к нарушению прав собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке. В судебном порядке отказ производить межевание земель не оспаривался, хотя требование о понуждении к заключению договоров могло быть осуществлено только после раздела земельного участка площадью 7,42 га. Отдельные кадастровые планы земельных участков, расположенных под объектами недвижимости, принадлежащими ЗАО «Культторг» на праве собственности, в деле отсутствуют. Между тем в соответствии с п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в силу п. 1 ст. 304 АПК РФ подлежат отмене[26].

При заключении договора купли-продажи продавец обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию (п. 2 ст. 37 ЗК РФ)об обременениях земельного участка и ограничениях его использования (например, информацию о сервитутах, о нахождении участка в охранной зоне заповедника или иной особо охраняемой природной территории и т.д.).

Наиболее часто встречающимися на практике проблемами является предоставление органом публичной власти гражданину или юридическому лицу под строительство земельного участка, который не может быть использован для такового в силу особенностей качественного состояния (грунтовые воды и т.д.), либо предоставление участка, на котором находятся (через который проходят) системы инженерно-технического обеспечения (ЛЭП, газопроводы и т.д.), что мешает его использованию по целевому назначению и разрешенному использованию.

В случае предоставления продавцом заведомо ложной информации о земельном участке покупатель вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных убытков. Данные нормы значительно ухудшают положение покупателя по сравнению с регулированием, предусмотренным в аналогичных случаях ГК РФ. Так, ст. 460 ГК РФ, устанавливающая ответственность продавца в случае предъявления прав на имущество третьими лицами, и ст. 475 ГК РФ, определяющая последствия передачи товара ненадлежащего качества, не требуют заведомо ложного характера предоставляемой продавцом информации в качестве основания ответственности продавца.

Кроме того, анализ п. 2 ст. 37 ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные ею правила лишь дублируют нормы ГК РФ. Например, право покупателя как собственника на дальнейшее распоряжение земель­ным участком, совершение с ним сделок фактически предусмотрено в нескольких нормах ГК РФ (ст. 209, 213 и др.), а п. 2 ст. 9 ГК РФ по существу устраняет потребность в установлении специальных запретов на введение ограничений прав субъектов. Не вправе продавцы земельных участков и ограничивать свою ответственность в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами (см. ст. 460—461 ГК РФ).

Сторонами договора купли-продажи — продавцом и покупателем — могут быть любые участники гражданского оборота (физические и юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления). Однако возможность их участия в правоотношениях купли-продажи земельных участков может быть ограничена как природой самого договора, так и особенностями правового положения субъекта (объемом правоспособности, характером вещных прав на имущество и т.д.). Например, законодательством устанавливается ряд ограничений, вытекающих из специальной правоспособности государственных и муниципальных учреждений и некоторых иных категорий юридических лиц, не являющихся собственниками земельных участков. Поэтому федеральное казенное предприятие вправе продать с согласия собственника объект капитального строительства, находящийся у него на праве оперативного управления (ст. 297 ГК РФ), но не может продать земельный участок под таким объектом, находящийся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Существует ряд процедурных ограничений, связанных с совершением крупных сделок. Так, согласно ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» крупной считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25% и более балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом могут быть установлены и иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок. Крупная сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров (ст. 79).

Усложнение порядка совершения сделки купли-продажи земельного участка может произойти при необходимости изменения категории земель или получения нотариально удостоверенного согласия одного из супругов для совершения другим супругом сделки по распоряжению недвижи­мостью (п. 3 ст. 35 СК РФ).

5.3. Договор аренды земельных участков

По договору аренды земельного участка собственник-арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором при использовании арендованного земельного участка, являются его собственностью. Договор аренды земельных участков наряду с общими положениями об аренде, закрепленными в гл. 34 ГК РФ, имеет ряд специфических осо­бенностей, указанных в ЗК РФ, иных федеральных законах, а также нормативных правовых актах субъектов РФ.

Предмет договора аренды — земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. В договоре необходимо указать местоположение, целевое назначение, кадастровый номер и иные признаки земельного участка, позволяющие его идентифицировать, а также размер арендной платы. Эти сведения (предмет и размер арендной платы) являются существенными условиями договора, поэтому в случае их отсутствия договор не считается заключенным. Это следует из анализа п. 3 ст. 607 ГК РФ и п. 3 ст. 65 ЗК РФ.

Сторонами договора являются арендодатель и арендатор. Арендодателями земельных участков могут выступать граждане — собственники земельных участков (в том числе граждане — предприниматели, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство); коммерческие юридические лица, являющиеся собственниками земельных участков; некоммерческие юридические лица — собственники земельных участков (например, общественные объединения); Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования; сами арендаторы в случае заключения договора субаренды. Арендаторами земельных участков могут быть любые юридические и физические лица, включая иностранных.

В отношении иностранных юридических лиц — арендаторов земельных участков законодатель наиболее последователен применительно к аренде земель сельскохозяйственного назначения. Согласно ст. 3 Закона об обороте земель иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками или долями в общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Объектом аренды могут выступать земельные участки из большинства категорий земель, за исключением изъятых из гражданского оборота (п. 4 ст. 27 ЗК РФ). К числу изъятых из оборота относятся земельные участки, занятые следующими объектами, находящимися в федеральной собственности: объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы России, и т.д. Данный перечень представляется вполне логичным, поскольку трудно было бы объяснить возможность передачи в аренду, например, участка государственной границы.

Характеризуя объект аренды, следует подчеркнуть специ­фику аренды земельных участков в составе отдельных категорий земель. При этом необходимо иметь в виду, что земли запаса в аренду не передаются, а земельные участки в составе остальных категорий земель в разной мере могут выступить предметом договора аренды. Так, определенную специфику имеет договор аренды земельного участка в населенных пунктах для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление земельного участка в аренду для строительства может осуществляться на торгах либо без проведения торгов, но с предварительным согласованием мест размещения объекта. Независимо от процедуры заключения договора пользование земельным участком на праве аренды в населенном пункте должно осуществляться с соблюдением градостроительных регламентов, предусмотренных правилами землепользования и застройки. Собст­венники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков — до или после дня вступления в силу ЗК РФ.

Согласно п. 2 ст. 17 Закона об особо охраняемых природных территориях в целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством. Определенную специфику имеет аренда земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, участков лесного фонда и т.д.

Договор аренды заключается на срок, определенный сторонами. Если срок не определен в договоре, он считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца (ст. 610 ГК РФ). Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для аренды отдельных видов имущества. Например, п. 3 ст. 9 Закона об обороте земель устанавливает максимальный срок аренды земель сельскохозяйственного назначения 49 лет. Сам ЗК РФ не устанавливает предельных сроков аренды земельных участков, однако закрепляет, что договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.

В ст. 22 ЗК РФ установлен перечень исключений из преимущественного права арендатора на заключение договора аренды. В их числе следует выделить выделяется приоритет права собственника здания, строения, сооружения, расположенного на чужом земельном участке, на покупку или аренду соответствующего земельного участка перед другими лицами (п. 3 ст. 35), в том числе право на заключение договора аренды или выкуп земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно (п. 1 ст. 36). В указанных случаях преимущественное право арендатора земельного участка не применяется. Приоритетным является право собственника недвижимого имущества, расположенного на участке. Не применяется право арендатора на продление срока договора аренды и в случае, если последний был расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 46 ЗК РФ (например, за использование участка не по целевому назначению или неустранение совершенного умышленно земельного правонарушения).

Анализ п. 3 ст. 22 и ст. 46 ЗК РФ позволяет сделать вывод об их корреспондировании с положениями положениям п. 1 ст. 621 ГК РФ, согласно которому, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Следовательно, критерий исполнения «надлежащим образом» своих обязанностей арендатором конкретизирован ст. 46 ЗК РФ.

Важнейшим признаком договора аренды земельного участка является его возмездный характер, из чего следует, что за пользование земельным участком арендатор должен вносить арендную плату. Она может определяться сторонами в виде твердой денежной суммы, доли полученной в результате использования земельного участка продукции, плодов и доходов, предос­тавления арендатором определенных услуг и т.д. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за земельный участок, находящийся в частной собственности, устанавливаются договором. Арендатор вправе требовать уменьшения размера арендной платы или расторжения договора аренды, возмещения причиненных ему убытков в случае предоставления ему арендодателем заведомо ложной информации об участке.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

При аренде земель, находящихся в публичной собственности, органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов, которые могут ежегодно пересматриваться в сторону уменьшения или увеличения. Базовые размеры арендной платы за землю определяются на основе действующих ставок земельного налога с применением коэффициентов в зависимости от ценности территории, целевого использования земель или категории арендаторов. Однако, как отмечалось в п. 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, утвержденного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66, при применении п. 3 ст. 614 ГК РФ судам необходимо исходить из того, что в течение года должно оставаться неизменным условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления.

Законодатель четко разграничивает правовые последствия аренды земельных участков на срок до одного года и свыше одного года, а также на срок более пяти лет. Так, договор аренды или субаренды земельного участка, заключенный на срок менее чем один год, не подлежит государственной регистрации за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (п. 2 ст. 26 ЗК РФ). В данном случае законодатель распространил на земельные участки правило, применимое к зданиям, строениям, сооружениям (ст. 651 ГК РФ). Следует иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 22 ЗК РФ допускается передача третьему лицу арендных прав без согласия собственника участка, но при условии его обязательного уведомления, если иное не предусмотрено договором. Представляется, что уведомление должно производиться в письменной форме (п. 3 ст. 382 ГК РФ). Особенности срока аренды, превышающего пять лет, касаются случаев аренды земельного участка из состава государственных или муниципальных земель.

Из вышеназванного общего правила установлены исключения для резидентов особых экономических зон. Особая экономическая зона  — определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»). Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. Различают четыре типа особых экономических зон: промышленно-производственные, создаваемые на участках территории, площадь которых составляет не более 20 кв. км; технико-внедренческие, создаваемые не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более 2 кв. км; туристско-рекреационные, создаваемые на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ; портовые особые экономические зоны (их площадь не должна превышать 50 кв. км).

Особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. Особая экономическая зона создается на 20 лет, за исключением портовых экономических зон (срок их создания — 49 лет). Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит, но может быть досрочно сокращен.

Резидентами особых экономических зон могут являться: в промышленно-производственной и портовой зонах — коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия); в технико-внедренческой и турист­ско-ре­креа­цион­ной зонах — индивидуальный предприниматель или коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия).

Органы управления особыми экономическими зонами управляют и распоряжаются земельными участками в пределах ее территории на основании соглашения о создании особой экономической зоны в соответствии с законодательством РФ. Земельные участки в пределах территории особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды. Арендаторы земельных участков в пределах территории особой экономической зоны — собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков.

Максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставленные резиденту особой экономической зоны на основании соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности, определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Арендная плата и иные платежи за земельные участки, расположенные в пределах территории особой экономической зоны, поступают в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

Резидент особой экономической зоны — арендатор земельного участка, находящегося в государственной и (или) муниципальной собственности, не вправе сдавать его в суб­аренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять участок в безвозмездное срочное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Договорные отношения носят свободный характер, в связи с чем стороны вправе изменить или расторгнуть их в любое время по взаимному согласию. Однако в случае аренды земельного участка из состава государственных или муниципальных земель п. 9 ст. 22 ЗК РФ предусматривает ряд дополнительных гарантий прав арендатора как наиболее уязвимой стороны договора. Так, на арендатора в таком договоре распространены права арендатора частных земель, предусмотренные п. 5 и 6 ст. 22 ЗК РФ, а также установлен в императивной форме запрет на изменение условий договора аренды земельного участка без согласия арендатора либо иное ограничение его прав. При этом досрочное расторжение договора аренды, заключенного на срок более пяти лет, по инициативе арендодателя, возможно только в судебном порядке и при существенном нарушении арендатором условий договора, т.е. нарушений, которые влекут для арендодателя такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора (ст. 450 ГК РФ). Например, к числу таких нарушений можно отнести несвоевременное внесение арендатором арендной платы (просрочка оплаты более двух раз подряд — ст. 619 ГК РФ).

Однако арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в ст. 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок (п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»). Кроме того, как отмечал Пленум, в случае, указанном в п. 9 ст. 22 ЗК РФ, для передачи арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка достаточно уведомления об этом арендодателя, а в иных случаях (при применении п. 5 и 6 ст. 22 ЗК РФ) достаточно уведомления собственника земельного участка, если иное не предусмотрено договором.

Необходимо иметь в виду, что, если земельный участок передан по договору аренды гражданину или юридическому лицу, арендатор земельного участка вправе отдать арендные права земельного участка в залог в пределах срока договора аренды земельного участка с согласия собственника этого участка. Залог прав аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, арендатором такого земельного участка допускается в пределах срока договора аренды с согласия собственника земельного участка. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет залог права аренды доп­ус­кается без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (п. 11 ст. 62 Закона об ипотеке).

5.4. Договор безвозмездного срочного пользования земельными участками

На сегодняшний день в земельно-правовой науке конструкция договора безвозмездного срочного пользования земельным участком не разработана. Поэтому при рассмотрении особенностей данного договора мы будем использовать положения ГК РФ и цивилистической науки, разработанные для договора ссуды.

По договору безвозмездного срочного пользования земельным участком одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ). Особенности данного договора могут быть сведены к следу­ющему: отношения сторон являются безвозмездными; одна из сторон передает другой индивидуально-определенную непотребляемую вещь; пользование вещью ограничено во времени; по истечении указанного времени (срока) вещь должна быть возвращена.

Договор безвозмездного пользования земельным участком, как и договор аренды, устанавливает обязательственные права на земельные участки, что обусловливает у них ряд принципиально сходных черт. Во-первых, в обоих договорах имущество передается в пользование, только в одном случае возмездное, а в другом — безвозмездное. Во-вторых, при регулировании договора безвозмездного пользования законодатель использует ряд отсылочных норм к главе ГК РФ об аренде, например, п. 2 ст. 689 содержит отсылки к пяти статьям гл. 34 ГК РФ «Аренда». Принципиальным отличием является то, что вещь при аренде передается не только в пользование, но и во владение, что позволяет арендатору пользоваться комплексом мер по владельческой защите принадлежащего ему права аренды земельного участка, чего лишен ссудополучатель. По признаку безвозмездности у договора безвозмездного пользования много общего с договором дарения. Однако при дарении переданный в дар земельный участок переходит в собственность одаряемого, в то время как при безвозмездном пользовании передача участка носит срочный возвратный характер.

Земельные участки по договору безвозмездного срочного пользования могут предоставляться для нескольких целей различными субъектами, в том числе из государственных или муниципальных земель, а также из земель, находящихся в частной собственности:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ юридическим лицам (государственным учреждениям, казенным предприятиям и т.д.) на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, религиозным организациям для строительства;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных ЛК РФ случаях.

Кроме того, Принципиальной разновидностью безвозмездного срочного пользования земельным участком является пользование служебным земельным наделом. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Основания и порядок предоставления земельных участков гражданам в порядке служебного надела регулируются ЗК РФ и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. Так, согласно п. 19 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного приказом МПС России от 15.05.1999 № 26Ц, железные дороги предоставляют отдельным категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для сельскохозяйственного использования в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Здесь следует обратить внимание на следующую коллизию. Большинство указанных в п. 2 ст. 24 ЗК РФ организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков не являются собственниками занимаемых ими земельных участков. Как правило, такие организации созданы в организационно-правовой форме учреждений, земельные участки находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования и относятся к не разграниченной до конца государственной собственности. При этом согласно п. 1 ст. 690 ГК РФ право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником. Если даже считать ЗК РФ таким специальным законом, то п. 4 ст. 20 ЗК РФ в императивной форме запрещает юридическим лицам — землепользователям распоряжаться участками, принадлежащими им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, в силу изложенной коллизии правомерность выделения земельных участков под служебные наделы вызывает большие сомнения.

Из земель, находящихся в частной собственности, земельные участки могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование гражданам или юридическим лицам. Срок договора не определен императивно: в силу п. 2 ст. 689 ГК РФ договор ссуды заключается на срок, определенный договором. Если срок в договоре не определен, он считается заключенным на неопределенный срок. Применительно к частным лицам действуют и общие правила п. 2 ст. 690 ГК РФ, согласно которым коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля. Данная норма распространяется и на земельные участки.

5.5. Договор залога (ипотеки) земельных участков

По договору о залоге (ипотеке) земельного участка одна сторона — залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного земельного участка другой стороны — залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Договор ипотеки должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения земельного участка. К договору об ипотеке земельного участка прилагается кадастровый паспорт земельного участка. В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. Предмет ипотеки определяется в договоре ука­занием его наименования, места нахождения, целевого назначения, ка­дастрового номера и иных данных, достаточных для его идентификации.

По договору об ипотеке могут быть заложены земельные участки постольку, поскольку соответствующие земли на основании федерального закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ст. 62 Закона об ипотеке). Перечень изъятых и ограниченных в обороте земельных участков указан в ст. 27 ЗК РФ. Поэтому предметом договора об ипотеке обычно являются земельные участки, на­ходящиеся в собственности граждан и юридических лиц и предоставленные для садоводства, животноводства, индивидуального жи­лищного, дачного и гаражного строительства, земельные участки личного подсобного и фермерского хозяйства, земельные участки, занятые зда­ниями, строениями или сооружениями и т.д. Ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится здание или сооружение, либо его части, функционально обеспечивающей данный объект.

Если земельный участок передан по договору аренды гражданину или юридическому лицу, арендатор земельного участка вправе отдать арендные права этого участка в залог в пределах срока договора аренды данного участка с согласия собственника земельного участка. Залог прав аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, арендатором такого земельного участка допускается в пределах срока договора аренды с согласия собственника земельного участка. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более пяти лет залог права аренды допускается без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. При общей долевой или совместной собственности на указанные земельные участки ипотека может быть установлена только на принадлежащий гражданину или юридическому лицу земельный участок, выделенный в натуре из земель, находящихся в общей долевой или совместной собственности.

Определенные особенности предусмотрены для ипотеки земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В данном случае предметом залога могут быть земельные участки, если они предназначены для жилищного строительства или для комплексного освоения в целях жилищного строительства и передаются в обеспечение возврата кредита, предоставленного кредитной организацией на обустройство данных земельных участков посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры. Решения об ипотеке таких земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, принимаются органами местного самоуправления, а об ипотеке участков, государственная собственность на которые не разграничена, — органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, наделенными полномочиями на распоряжение указанными земельными участками в соответствии с законодательством РФ.

В остальных случаях по договору об ипотеке не могут быть заложены земельные участки любой категории земель, находящиеся в государственной или муниципаль­ной собственности. Кроме того, не допускается ипотека части земельного участка, площадь кото­рой меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъектов РФ и нормативными актами органов местного само­управления для земель различного целевого назначения.

Примечательно, что ранее (до 10 февраля 2004 г.) не допускалась ипотека сельскохозяйственных угодий из сос­тава зе­мель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хо­зяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств. В настоящий момент в соответствии со ст. 7 Закона об обороте земель залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осущест­вляется в соответствии с Законом об ипотеке, который никаких ограничений по этому вопросу не содержит.

Особенности обращения взыскания на заложенные земельные участки и их реализации указаны в ст. 68 Закона об ипотеке. На земельный участок, приобретенный при продаже на публичных торгах, аукционе или по конкурсу, распространяются требования о разрешенном использовании. Лицо, которое приобрело земельный участок при продаже на публичных торгах, аукционе или по конкурсу, вправе менять назначение участка лишь в случаях, предусмотренных земельным законодательством РФ, или в установленном этим законодательством порядке. Продажа и приобретение на публичных торгах, аукционе или по конкурсу заложенных земельных участков осуществляются с соблюдением установленных федеральными законами ограничений в отношении круга лиц, которые могут приобретать такие участки.

Не допускается обращение взыскания на заложенный земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения до истечения соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Это требование действует до 1 ноября года, в котором предусмотрено исполнение обеспечиваемого ипотекой обязательства или его части, если договором не предусмотрена иная дата.

Обращение залогодержателем взыскания на заложенный земельный участок и его реализация являются основанием для прекращения права пользования им залогодателя и любых иных лиц, владеющих таким земельным участком.

5.6. Наследование и иные сделки с земельными участками

Регламентируя порядок наследования отдельных видов имущества, гл. 65 ГК РФ устанавливает особенности наследования земельных участков. Как следует из ст. 1181 ГК РФ, принадлежавший наследодателю на праве собственности или праве пожизненного наследуемого владения земельный участок входит в состав наследственной массы и наследуется на общих основаниях. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

Правила об общих основаниях наследования земельных участков не следует понимать буквально. Так, иностранные граждане и апатриды не могут стать собственниками земельных участков на приграничных территориях (ст. 15 ЗК РФ). Кроме того, на гражданина-наследника может быть возложена обязанность по принудительному отчуждению земельного участка из состава сельскохозяйственных угодий (ст. 5, 11 Закона об обороте земель).

В случае если земельный участок был унаследован несколькими лицами, последние могут провести процедуру раздела земельного участка, имеющую свои особенности. Во-первых, такой раздел должен производиться по правилам, указанным в гл. 1.1 ЗК РФ, с учетом минимального размера земельного участка, устанавливаемого в соответствии с требованиями ст. 38 ГрК РФ. Не допускается деление участка на части менее такого минимального размера. Сами же критерии делимости участка указаны в ст. 41 ГрК РФ.

Во-вторых, в случае невозможности раздела земельного участка он переходит к наследнику, имеющему преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли этого земельного участка (например, супругу или участнику фермерского хозяйства). Компенсация остальным наследникам предоставляется в порядке, установленном ст. 1170 ГК РФ. Если же никто из наследников не имеет преимущественного права на получение земельного участка или не воспользовался этим правом, владение, пользование и распоряжение земельным участком осуществляются наследниками на условиях общей долевой собственности.

Проблема заключается в том, что по наследству могут переходить земельные участки, как находящиеся в собственности граждан, так и принадлежащие им на праве пожизненного наследуемого владения. В последнем случае остается открытым вопрос о том, как поступить, если наследников права земле­владения будет несколько, а сам участок будет являться неделимым? Представляется, что в этом случае необходимо решать вопрос о переходе участка одному лицу с выплатой остальным компенсации.

Выше были рассмотрены наиболее распространенные виды сделок с земельными участками, однако данный перечень не является исчерпывающим. Следует кратко остановиться и на иных видах таких сделок.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных