Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сg3 Сg7 10.Фе2 Ке7 11.0—0 h5 12.h3 Кf5 13.Сh2.




Явно плохо было 13.С:f5 ef 14.e6 из-за 14...f4 15.ef+ Кр:f7 и т. д.

13...g4 (pointe начатой хо­дом 8...g5 атаки) 14.Ле1.

На 14.hg hg 15.Ф:g4 последовало бы 15…Л:h2 16.Кр:h2 С:е5+ с последующим С:b2.

14...Крf8 15.Кc3. Конь стремится на f4 (после размена на f5).

15...Фе7 16.С:f5 еf 17.Фe3 Лh6 18.Ке2 с5 19.Кf4!

Этот конь прежде всего блокирующая фигура по отношению к пешке f5 и базирующейся на ней пешечной массе. Вместе с тем он — антиблокирующая фи­гура по отношению к собствен­ной, стремящейся вперед пешке е5 (то есть он затрудняет блока­ду этой пешки со стороны про­тивника).

 

19...d4 20.Фd3 Фd7 21.Фс4 Фe6 22.hg!

Необходимая подготовка к маневру Kf4—d3. На немедлен­ное 22.Кd3 последовало бы 22...gh, например: 23.Ф:с5+ Ф:с5 24.К:с5 Лg6 25.g3, и белые стоят плохо.

22...Са6 23.Фd5!! Ф:d5.

Крайне интересно было 23...hg. Ответом белых явилось бы триумфальное шествие пешки «е» вплоть до е8. Например: 24.e6 (нападение на ферзя) 24...Ф:d5 25.e7+ Кре8 26.К:d5 с последующим шахом на с7 (неожиданное продвижение не­застопоренной пешки).

24.К:d5 Сс4 (если 24...hg, то снова е5—е6! с выигрышем качества) 25.Кf6 hg 26.Сf4 Лg6 27.Кd7+. Белые выиграли пешку «с», а через 20 ходов и партию.

Нас прежде всего интересует та роль, которую играл конь f4. Как блокирующая фигура, конь занимал сильную позицию при превосходной поддержке слона h2. Конь оказывал пара­лизующее действие на слона g7, ладью h6 и т. д. Кроме того, он создавал существенные угрозы (на f5 и е6). Наконец, и элас­тичность его была весьма зна­чительна, так как он мог по­кидать свою позицию, оставляя вместо себя слона на f4.

Теперь еще схема — и глава о проходной пешке закончена.

Схема к главе «Проходная пешка»

(в вопросах и ответах)

1. Каким образом возникает про­ходная пешка? Из пешечного превосходства. Пра­вило о «кандидате».
2. Почему проходную пешку необ­ходимо блокировать? а) Потому, что она всегда гро­зит продвижением (само­уничтожение как угроза). б) Потому, что блокирующие поля защищены от фронталь­ных атак и, кроме того, становятся слабыми пунктами противника. в) Потому, что при блокаде может подвергнуться параличу целый комплекс неприятельских фигур.
3. Какие требования следует предъявлять к блокирую­щей фигуре? а) Осуществление блокады. б) Угроза уже с блокирующего поля. в) Эластичность.
4. Каким образом может быть уси­лена блокада или эластичность? Блокада может быть усилена свя­зью с тылом (применение перекрытий), а эластичность растет автоматически с усилением блокады. Во всяком слу­чае, пешку, которую необходимо блокировать, не следует пропускать далеко вперед.
5. Что характерно для блокирую­щих полей? Они в большинстве случаев оказываются стратегически важными пунк­тами.
6. В чем выражается игра против блокирующей фигуры? а) В оттеснении или уничтоже­нии ее. б) В замене блокирующих фигур другими.
7. Почему «оппозиция» — устарев­ший термин? Потому, что она судит о положении на основании внешних признаков. Наш слагающийся из трех частей маневр.
8. Какие встречаются разновидно­сти проходных пешек? а) Две связанные. (Совместное движение. Пломбирование.) б) Защищенная проходная в) Отдаленная проходная (От­влекающее действие. Своевременная подготовка дви­жения королем)
9. Каковы цели продвижения проходных пешек? а) Приближение к полю превра­щения Воздействие на важные пункты. б) Выигрыш пространства для надвигающегося вслед коро­ля. в) Отвлечение неприятельского короля от центра (Приманка. Расстояние между королем и приманкой должно быть максимально большим).

Глава пятая

Размен

1. Мотивы разменов.

Чтобы возможно лучше озна­комить изучающего с опасностя­ми слишком энергично проводимых разменов, мы в дальнейшем отметим вкратце те немногочис­ленные случаи, в которых раз­мен представляется целесообраз­ным. Во всех остальных случаях размен, особенно достигаемый силой и во что бы то ни ста­ло, нехорош. У маэстро размен естественно вытекает из хода игры; маэстро занимает линии или обеспечивает себе господст­во над отдельными стратегичес­ки важными пунктами, и тогда желанный размен осуществляет­ся легко (см. партию №17, при­мечание к 35-му ходу).

В первой главе мы рассмат­ривали размен с последующим выигрышем темпа. Затем мы прибегали еще к размену, чтобы избежать отступления фигурой или для предотвращения защитительных ходов, сопровожда­ющихся потерей темпа (упроще­ние с последующим развитием). Оба случая являются, в конеч­ном счете, темповыми комбина­циями, да и вообще расчет тем­пов имеет существенное значе­ние при каждом размене. До­статочно вспомнить обмен ново­развитой фигуры на «темпопожирателя». В середине партии мы встречаемся со следующими мотивами разменов.

1) Мы меняемся, чтобы без по­тери времени занять (либо от­крыть) линию.

Приведем простой пример.

 

Белые хотят занять (или от­крыть) линию, чтобы дать мат по 8-й горизонтали. Если они для этой цели сыграют 1.Сf3 или 1.Ла1, то у черных будет время предпринять что-нибудь против этой угрозы, например Крf8 или g7—g6. Конечно, пра­вильно разменяться: 1.С:c6.

2) Разменом мы уничтожаем защищающую фигуру.

Мы обмениваем ее, так как сознаем ее защитительную силу. В простейшем случае фигура защищает нечто материальное; та­ковой нам представляется всякая защищающая фигура. В первых четырех главах мы ознакомились с различными защищающими фи­гурами: фигуры, защищающие пешку на открытой линии; фи­гуры, помогающие блокеру; пеш­ки, защищающие форпост, и т. д. Стоит постараться в каждом отдельном случае такие фигуры уничтожать. Но понятие «защищающая фигура», однако, более широко. Можно защищать про­странство (например, доступ к 7-й горизонтали) или бороться против приближения неприятель­ских фигур (в партии №30 конь e3 защищает поля g4 и f5 про­тив возможного приближения фигур — Фg4 или Лf5; извест­но также, что конь на f6 за­щищает всю позицию рокиров­ки и даже фланг: так, например, вторжение Фh5 невозможно). Аналогично обстоит дело с бло­кирующей фигурой, расположен­ной в центре.

 

Благодаря своему радиаль­ному действию конь защищает значительное пространство.

Правило гласит: нужно стре­миться к уничтожению всякой защищающей фигуры (защища­ющей — в узком и широком смысле этого понятия).

 

 

Серия разменов. Иллюстрация 1-го и 2-го мотивов

 

Белые выигрывают после ряда разменов, иллюстриру­ющих как 1-й, так и 2-й упомянутый нами случай. При первом взгляде на позицию мы замечаем черного коня, заблудившегося на h2, и его защитни­ка — слона b8. Мы сыграем: 1.ed (без потери времени открывая линию «е» — 1-й случай) 1...cd 2.Ле8+ (ла­дья, защищающая 8-ю горизон­таль, должна погибнуть!) 2...Л:e8 3.Л:е8+ Крh7 4.Л:b8 (защищающая фигура уничтожается — 2-й случай) 4...Л:b8 5.Кр:h2, и белые выигрывают.

3) Мы прибегаем к размену, чтобы не терять времени на отступление.

Этот размен мы осуществля­ем преимущественно в тех слу­чаях, когда наша фигура подвергается нападению. Поставленные перед дилеммой — отступить фи­гурой и тем самым потерять ход или же обменять ее на неприя­тельскую фигуру,— мы изби­раем последнее, и особенно в том случае, если темп, который нам удалось таким образом сэ­кономить, может быть целесооб­разно использован. Итак, воп­рос времени (темпа) должен иметь при этом актуальное значение. Простейший пример.

 

 

1.Ке4 а4 (контрнападение) 2.Л:b6 (чтобы сэкономить темп) 2...аb 3.К:f6, и белые выигрывают.

Если у обоих противников атакованы тяжелые фигуры, то нередко возникает разновидность 3-го случая: фигура стремится продать свою жизнь как можно дороже.

 

Черные играют, допустим, 1…a3? Белые согласны на размен ферзей, но если уж ферзь b2 приговорен к смерти, то естест­венно желание продать его жизнь как можно дороже: 2.Ф:b7+! Кр:b7 3.ed.

Странно, но начинающим та­кие размены чужды: они скорее предпочтут героическое пожертвование ферзя (при всем уваже­нии, какое они к нему испыты­вают). В частности, взятие коня совсем не жертва, в лучшем случае жертва временная; и, может быть, именно то, что жертва здесь связывается с про­заической тенденцией увеличе­ния материала, создает для на­чинающего наибольшие психоло­гические затруднения.

2. Каким образом и где про­исходит обычно размен.

Мы остановимся на этом ко­ротко.

а) Прежде всего заметим, что упрощение всегда на руку силь­нейшей стороне, то есть тому из игроков, у которого материаль­ный перевес. Отсюда следует, что угроза размена может быть использована для того, чтобы за­ставить противника отказаться от той или иной сильной пози­ции фигуры (он предпочтет от­ступить ею, нежели разменять­ся, что только приблизило бы финал).

б) Если двое стремятся к одному и тому же, то неизбежен конфликт; в шахматах такой конфликт (скажем, в борьбе за поле) выражается в форме раз­мена. Например:

 

 

Центральный пункт по­зиции — е4; белые насколько возможно укрепляют этот пункт, черные же хотят его очистить, так как фигура, стоящая на е4, доставляет много хлопот. В кон­це концов дело кончается боль­шим кровопролитием на поле е4.

в) Если один из играющих оказывает сильное давление по открытой линии, то там доста­точно простого продвижения, чтобы добиться размена, так как противник не может допустить вторжения; во всяком случае, он будет стараться ослабить на­жим разменом.

г) Слабые пункты, равно как и слабые пешки, имеют тенден­цию взаимно размениваться. Для пояснения рассмотрим сле­дующее окончание.

№32






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных