Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Химмотологические требования и марки моторных топлив




4.3.1. Автомобильные и авиационные бензины

Детонационная стойкость является основным показателем ка­чества авиа- и автобензинов, она характеризует способность бензина сгорать в ДВС с воспламенением от искры без детонации. Детонаци­ей называется особый ненормальный режим сгорания карбюраторно­го топлива в двигателе, при этом только часть рабочей смеси после воспламенения от искры сгорает нормально с обычной скоростью. Последняя порция несгоревшей рабочей смеси, находящаяся перед фронтом пламени, мгновенно самовоспламеняется, в результате ско­рость распространения пламени возрастает до 1500 - 2000 м/с, а дав­ление нарастает не плавно, а резкими скачками. Этот резкий перепад давления создает ударную детонационную волну, распрос­траняющуюся со сверхзвуковой скоростью. Удар такой волны о стен­ки цилиндра и ее многократное отражение от них приводит к вибра­ции и вызывает характерный звонкий металлический стук высоких тонов. При детонационном сгорании двигатель перегревается, появ­ляются повышенные износы цилиндро-поршневой группы, увеличи­вается дымность отработавших газов. При длительной работе на ре­жиме интенсивной детонации возможны и аварийные последствия. Особенно опасна детонация в авиационных двигателях. На характер сгорания бензина и вероятность возникновения детонации в карбю­раторных двигателях оказывают влияние как конструктивные особен­ности двигателя (степень сжатия, диаметр цилиндра, форма камеры сгорания, расположение свечей, материал, из которого изготовлены поршни, цилиндры и головка блока цилиндра, число оборотов колен­чатого вала, угол опережения зажигания, коэффициент избытка и влажность воздуха, нагарообразование, тепловой режим в блоке ци­линдров и др.), так и качество применяемого топлива.

Температурный режим горения топливо-воздушной смеси в ра­бочем такте ДВС можно вычислить из уравнений:

dT/dx^W и W=upq,

где Т и Тад - текущая и адиабатическая температуры процесса горения, К;


w - скорость тепловыделения (кДж/с); и - скорость сгорания топлива (м3/с); q - теплота сгорания (кДж/кг); р - плотность топлива (кг/м3) Т - время горения (с)

Отсюда можно сформулировать следующий принцип оптимиза­ции конструктивных и эксплуатационных параметров карбюратор­ного двигателя: наиболее благоприятны для бездетонационного го­рения такие значения параметров, которые обеспечивают минималь­ное время сгорания, низкие температуры и наилучшие условия го­могенизации рабочей смеси в камере сгорания. Из этого принципа следует, что при конструировании карбюраторных двигателей сле­дует стремиться к уменьшению диаметра цилиндров, увеличению их числа и числа оборотов коленчатого вала, к обеспечению интен­сивного теплообмена в системе охлаждения, использовать для изго­товления блока цилиндров металлы с высокой теплопроводностью, например, алюминий; следует отдать предпочтение таким формам камеры сгорания, которые обеспечивают наилучшие условия для пе­ремешивания и одновременно отвода тепла рабочей смеси и т.д. С повышением степени сжатия уменьшается время сгорания рабочей смеси и существенно улучшаются технико-экономические показа­тели двигателя, однако при этом в результате повышения темпера­туры в камере сгорания возрастает вероятность возникновения де­тонации, а также неконтролируемого самовоспламенения топлива.

Вероятность возникновения детонации при работе на данном двигателе существенно зависит и от химического состава применяе­мого автобензина: наиболее стойки к детонации ароматические и изопарафиновые углеводороды и склонны к детонации нормальные парафиновые углеводороды бензина, которые легко окисляются кис­лородом воздуха.

Причины возникновения и механизм детонационного сгорания углеводородного топлива в бензиновом двигателе до сего времени полностью не выяснены. Из предложенных гипотез, объясняющих сущность детонационного сгорания, наиболее общепризнанной до настоящего времени являлась так называемая перекисная теория ака­демика А.Н. Баха. Согласно этой теории, предложенной в 30-х гг. XX в., т.е. до разработки радикально-цепной теории Н.Н. Семено-


вым, первой стадией процесса горения органических веществ явля­ется прямое присоединение молекулы кислорода к молекуле окис­ляемого вещества с образованием «мольоксида»

о

м+о2-»м С

с дальнейшей его изомеризацией в гидроперекись ROOH. Перекиси относятся к разряду весьма нестойких соединений, которые при вы­соких термобарических условиях могут самопроизвольно разлагаться и стать причиной возникновения детонации.

Тевретическим обоснованием гипотезы Баха по радикально-цеп­ной теории Семенова являлся следующий механизм окисления уг­леводородов:

1. R+02ROO,

2. ROO+R,H -» ROOH+R,,

3. ROOH -» RO+OH,

т.е. образование из одного радикала R трех - R,, RO и ОН, что и вы­зывает самоускорение процесса горения.

Однако теория Баха-Семенова не объясняет влияние молекуляр­ного строения углеводородов на их детонационную стойкость (ДС) и не дает ответа на вопрос: почему изоалканы, цикланы, арены, эфи-ры и спирты более стойки к детонации, чем я-алканы.

На основании кинетических исследований Р.З. Магарилом с со­трудниками* установлено, что в высокотемпературных условиях ДВС гидроперекиси практически не могут образоваться. Ими пред­ложена так называемая альдегидная теория детонационного горе­ния по следующему механизму:

1. R+02 -> ROO,

2. R06->RO+RC^H,

3. ROO -» RiO+R'COR".

*Магарил Е.Р., Корзун Н.В., Магарил Р.З., Чупаева Н.В. Химия детонационного горения в бензиновых двигателях внутреннего сгорания // Известия вузов. Нефть и газ. №5. 2001.


Из этой теории следует, что при высоких термобарических усло­виях бензинового двигателя пероксидные радикалы распадаются с образованием:

- альдегидов, характеризующихся низкой ДС, если это радика­лы со вторичным углеродным атомом RbtOO;

- кетонов с высокой ДС, если это пероксидный радикал с тре­тичным углеродным атомом 1^,00.

Оценка детонационной стойкости бензинов проводится на стан­дартном одноцилиндровом двигателе с переменной степенью сжа­тия (УИТ-65). Определение ДС сводится к подбору смеси эталон­ных углеводородов, которая при данной степени сжатия стандарт­ного двигателя сгорает с такой же интенсивностью детонации, как и испытуемый бензин. В качестве эталонных углеводородов приняты изооктан (2,2,4-триметилпентан) и н-гептан, а за меру ДС принято октановое число (ОЧ). 04 изооктана принято равным 100, а гептана -нулю.

Октановое число бензинов - показатель ДС, численно равный процентному содержанию изооктана в эталонной смеси с н-гепта-ном, которая по детонационной стойкости эквивалентна испытуе­мому бензину в условиях стандартного одноцилиндрового двигате­ля. ОЧ бензинов выше 100 единиц определяют сравнением их ДС с изооктаном, в который добавлена антидетонационная присадка -тетраэтилсвинец (ТЭС). Определение ОЧ на установке УИТ-65 ве­дут при двух режимах: в жестком режиме с частотой вращения ко­ленчатого вала двигателя 900 об/мин (метод принято называть мо­торным) и в мягком режиме с частотой вращения коленчатого вала двигателя 600 об/мин (исследовательский метод). Октановое число бензина, найденное по исследовательскому методу (ОЧИМ), как пра­вило, выше ОЧ, определенного моторным методом (ОЧММ). Разни­цу между ОЧИМ и ОЧММ называют «чувствительностью». После­дняя зависит от химического состава бензина: наибольшая у алке-нов, несколько меньше у аренов, затем идут нафтеновые и самая низкая чувствительность у алканов.

В табл. 4.1 приведены антидетонационные свойства индиви­дуальных углеводородов и компонентов бензинов, полученных раз­личными процессами переработки нефти и нефтяных фракций. Из анализа этой таблицы можно заметить следующие основные зако­номерности влияния химического строения углеводородов и бензи­новых компонентов на их детонационные свойства:


Таблица 4.1

Антидетонационные свойства углеводородов и компонентов бензинов

 

Углеводороды и компоненты бензинов ОЧММ ОЧИМ Чувстви­тельность
Алканы этан пропан н-бутан изобутан н-пентан изопентан н-гексан н-октан изооктан 104 100 90,1 99 61,9 90,3 23 -17 100 107,1 105,7 93,6 102 61,9 92,3 25 -19 100 3,1 5,7 3,5 2 -2 0
Алкены пропилен бутен-2 пентен-1 гексен-1 84,9 86,5 77,1 63,4 101,4 99,6 90,9 76,4 16,5 13,1 13,8
Цикланы циклопентан циклогексан метилциклогексан этилциклогексан 4, 2-диметилциклогексан 85 78,6 71 40,8 78,5 83 74,8 46,5 80,9 15 4,4 3,8 5,7 2,4
Арены бензол толуол ксилолы изопропилбензол 108 102,1 >100 99,3 136+144 12,9 36+40
Газовый бензин (33-103 °С) Алкилат Изомеризат Бензин термокрекинга мазута Бензин замедленного коксования гудрона Бензин каталитического крекинга Бензин гидрокрекинга Бензин платформинга жесткого режима Бензин платформинга мягкого режима 90 79+85 64,2 62,4 74,9 81+7 71,2 68,2 82,6 75 96,6 83,6 2 2+4 5,8 7,7 10.6 6,7

1. Наименьшей детонационной стойкостью обладают алканы нормального строения, наивысшей - ароматические углеводороды. ДС цикланов выше, чем у алканов, но ниже, чем у аренов с тем же числом атомов углерода в молекуле.

2. ДС у алканов нормального строения резко снижается с увели­чением их молекулярной массы.

3. ДС изопарафинов значительно выше, чем у алканов нор­мального строения. Увеличение степени разветвленности молеку­лы, компактное и симметричное расположение метальных групп и приближение их к центру молекулы способствует повышению ДС изопарафинов.

4. Олефиновые углеводороды обладают более высокой ДС по сравнению с алканами с тем же числом атомов углерода. Влияние строения алкенов на их ДС подчиняется тем же закономерностям, что и у алканов. Повышению ДС алкена способствует расположе­ние двойной связи в его молекуле ближе к центру. Среди диолефи-нов более высокие ДС имеют углеводороды с сопряженным располо­жением двойных связей.

5. Наличие и удлинение боковых цепей нормального строения у цикланов приводит к снижению их ДС. Разветвление боковых це­пей и увеличение их числа повышают ДС нафтенов.

6. ДС аренов, в отличие от других классов углеводородов, не по­нижается, а наоборот, несколько повышается с увеличением числа углеродных атомов. Их ДС улучшается при уменьшении степени разветвленности и симметричности ее расположения, а также нали­чии двойных связей в алкильных группах.

Лучшими компонентами высокооктановых авиа- и автобензинов являются изопарафины и до определенного предела - ароматические углеводороды (чрезмерно высокое содержание аренов приводит к ухудшению других показателей качества бензинов, таких, как ток­сичность, нагарообразование и др.).

Оценку ДС авиационных бензинов проводят на бедной и бога­той смесях в условиях наддува. Их ДС обозначают дробью: числи­тель- ОЧИМ на бедной смеси, а знаменатель - сортность на богатой смеси в условиях наддува. Сортностью авиабензина называют воз­можное увеличение мощности (выраженное в процентах) двигателя при работе на испытуемом топливе за счет увеличения наддува по сравнению с мощностью, получаемой на эталонном изооктане, сорт­ность которого принимается за 100 единиц.


Наиболее эффективным и дешевым, но экологически не выгод­ным способом повышения ДС товарных бензинов является введение антидетонационных присадок - антидетонаторов. Они обладают спо­собностью при добавлении в бензин в небольшой концентрации рез­ко повышать его ДС. В качестве такой присадки во всех странах мира более полувека применяют алкилсвинцовые антидетонаторы, пре­имущественно тетраэтилсвинец (ТЭС), а также тетраметилсвинец (ТМС) и некоторые соединения марганца. При 200°С ТЭС разлага­ется с выделением свинца, который затем окисляется до диоксида свинца, разрушающего пероксиды и тем самым предотвращающего детонацию:

РЬ(С2Н„)„->РЬ+4С2Н5,

рь+о2-»рьо2,

RCH2OOH+PbO2-»RCHO+PbO+H2O+0,5O2.

В чистом виде ТЭС (и ТМС) применять нельзя, так как оксид свинца отлагается на холодных деталях двигателя (клапанах, све­чах и стенках цилиндра) в виде твердого нагара. Для их удаления к ТЭС добавляют так называемые выносители свинца - различные галогеналкилы. В присутствии выносителя образуются более лету­чие соединения свинца с низкой температурой плавления.

Смесь свинцового антидетонатора, выносителя и красящего ве­щества называют этиловой жидкостью. Этиловая жидкость и эти­лированные бензины сильно ядовиты. При обращении с ними необ­ходимо соблюдать специальные меры предосторожности.

Бензины различного химического состава по-разному относятся к добавке ТЭС, т.е. обладают различной приемистостью к ТЭС. Наи­большая приемистость к ТЭС у алканов нормального строения, наи­меньшая - у алкенов и аренов (т.е. приемистость к ТЭС обратно про­порциональна ДС бензина). Эффективность действия ТЭС снижа­ется с повышением их концентрации, поскольку первые порции вы­зывают большее повышение ДС, чем последующие. Содержание алкилсвинцовых антидетонаторов в автобензинах допускалось до 0,5 г/кг, а в авиабензинах - до 3,1 г/кг.

В последние годы в целях охраны чистоты окружающей среды в большинстве стран мира наметилась тенденция либо к полному зап­рещению применения ТЭС, особенно в крупных и курортных горо­дах, либо к ограничению его содержания в автобензинах.


5 — 1908



Распределение ДС по фракциям. В последние годы появилось новое требование к ДС бензинов - равномерное распределение ок­тановых чисел по фракциям. Обычно 04 низкокипящей фракции ниже, чем 04 бензина в целом (например, у бензина каталитичес­кого риформинга). При резком разгоне двигателя (резкое открытие дроссельной заслонки карбюратора) рабочая смесь обогащается лег-коиспаряющимися низкооктановыми фракциями, и появляется боль­шая вероятность детонации.

За рубежом широко распространена методика, заключающаяся в отгоне фракции бензина, выкипающей до 100°С (головная фрак­ция), и определение ее ОЧ.

В нашей стране в качестве межведомственного испытания при­нят следующий метод оценки распределения ДС бензина по фрак­циям: в лабораторных условиях бензин разгоняют (в колбе емкос­тью 1 л без дефлегматора) на две фракции: низкокипящую до 100°С и высококипящую выше 100°С. Для этих фракций определяют ОЧИМ (0ЧНК и 0ЧВК). Затем вычисляют коэффициент распределе­ния ДС по фракциям:

Крдс=ОЧИ1[/ОЧ.

Чем ближе Крдс к 1, тем равномернее распределение ДС по фрак­циям бензинов. При Крдс<1 фактическое дорожное 04 (ДОЧ) ниже ОЧИМ. Определение величины Крдс в первую очередь необходимо для высокооктанового бензина (типа АИ-93), получаемого, как пра­вило, на базе компонента каталитического риформинга и отличаю­щегося высоким содержанием высокооктановых ароматических уг­леводородов, выкипающих при температурах выше 100°С.

Ниже приведены оценки Крдс некоторых компонентов и товар­ных отечественных автобензинов различных НПЗ:

Бензин "Экстра" 0,96 Бензин прямой гонки 1,36

Бензин АИ-93 Бензин термического крекинга 1, И

неэтилированный 0,88

этилированный 0,79

Бензин А-76 Бензин каталитического 0,78

'"■■ крекинга

неэтилированный 1,04 Бензин каталитического рифор- 0,60

этилированный 0,86 минга жесткого режима


Октановое число смешения. Современные товарные автобензи­ны готовят, как правило, смешением (компаундированием) компонен­тов, получаемых в различных процессах нефтепереработки, различа­ющихся физическим и химическим составом. Установлено, что ДС смеси компонентов не является аддитивным свойством. Октановое число компонента в смеси может отличаться от этого показателя в чистом виде. Каждый компонент имеет свою смесительную характе­ристику или, как принято называть, октановое число смешения (ОЧС). ОЧС парафиновых углеводородов как нормального, так и изостроения близки к их ОЧ в чистом виде. ОЧС ароматических уг­леводородов, как правило, ниже, чем ОЧ их в чистом виде: эта раз­ница достигает до 30 и более. Например, бензол, имеющий в чистом виде ОЧ 113 единиц, при его содержании 10% в смеси бензина обла­дает ОЧС всего 86 пунктов. Бензиновые фракции каталитических процессов алкилирования, изомеризации и полимеризации имеют, наоборот, ОЧС несколько выше, чем ОЧ их в чистом виде.

Склонность бензинов к калильному зажиганию. При полной оценке качества автобензинов определяют также их способность к калильному зажиганию - косвенный показатель склонности к нага-рообразованию. Калильное число (КЧ) - показатель, характе­ризующий вероятность возникновения неуправляемого воспламе­нения горючей смеси в цилиндрах двигателя вне зависимости от момента подачи искры свечей зажигания. Оно связано с появлением «горячих» точек в камере сгорания (от металлической поверхности и нагаров). Калильное зажигание делает процесс сгорания неуп­равляемым. Оно сопровождается снижением мощности и топливной экономичности двигателя и т.д. Калильное зажигание принципиально отличается от детонационного сгорания. Сгорание рабочей смеси после калильного зажигания может протекать с нормальными ско­ростями без детонации. КЧ выше у ароматических углеводородов (у бензола - 100) и низкое у изопарафинов. ТЭС и сернистые соедине­ния повышают склонность бензина к отложениям нагара. Основные направления борьбы с калильным зажиганием - это снижение со­держания ароматических углеводородов в бензине, улучшение пол­ноты сгорания путем совершенствования конструкций ДВС и при­менение присадок (например, трикрезолфосфата).

Испаряемость автобензинов. Она обусловливает многие важней­шие их эксплуатационные свойства при применении в ДВС с прину­дительным воспламенением. В наибольшей степени испаряемость


5*



зависит от фракционного состава и давления насыщенных паров бензинов.

С фракционным составом и давлением насыщенных паров бен­зинов связаны такие эксплуатационные характеристики двигателя, как возможность его пуска при низких температурах и склонность к образованию паровых пробок в системе питания, приемистость ав­томобиля, скорость прогрева двигателя, расход горючего и другие показатели. Пусковые свойства бензинов улучшаются по мере об­легчения их фракционного состава. Установлена следующая эмпи­рическая зависимость минимальной температуры воздуха tB, при которой возможен запуск двигателя, от температуры 10%-ной пере­гонки бензина и температуры начала его кипения t „ г:

tB= 0,5 11DS-50,5+(t ик -50)/3.

Применение очень легких бензинов вызывает другие эксплуа­тационные затруднения, как, например, образование паровых про­бок в системе питания. Применение бензинов с высоким содержани­ем низкокипящих фракций, кроме образования паровых пробок, может сопровождаться обледенением карбюратора, а также увели­чением потерь бензина при хранении и транспортировании. Таким образом, требования к содержанию низкокипящих фракций в бен­зине противоречивы. С позиции пусковых свойств бензинов жела­тельно иметь большее содержание, а с точки зрения образования паровых пробок - предпочтительно меньшее содержание легкоки-пящих фракций. Оптимальное содержание их зависит от климати­ческих условий эксплуатации автомобиля. Для территории бывше­го СССР стандартом предусмотрена выработка автобензинов зим­него и летнего сортов (tH к для летнего вида составляет 35°С, a t10% для летнего - 70°С и для зимнего бензина - 55°С). Температуру перегон­ки 50% бензина лимитируют, исходя из требований к приемистости двигателя (т.е. способности обеспечить быстрый разгон до требуе­мой скорости автомобиля) и времени его прогрева. Оптимальной тем­пературой перегонки 50 % считается для летнего вида бензина 115°С, а для зимнего - 100°С.

Экономичность работы двигателя и износ его деталей связыва­ют с температурой перегонки 90% бензина и температурой конца его кипения. При высоких значениях этих показателей тяжелые фракции бензина не испаряются и поступают в картер двигателя и разжижают смазку Снижение температуры 90% отгона и конца ки-


пения улучшает эксплуатационные свойства бензинов, но при этом сокращаются их ресурсы. Нормируется для летнего и зимнего видов автобензинов t90%, равной 180 и 160°С, a tKK - 195 и 185 °С соответ­ственно.

Химическая стабильность бензинов определяет способность противостоять химическим изменениям в процессах хранения, транспортирования и длительной их эксплуатации. Для оценки химической стабильности нормируют следующие показатели: со­держание фактических смол и индукционный период. О химичес­кой стабильности бензинов можно судить по содержанию в них ре-акционноспособных непредельных углеводородов или по йодному и бромному числам. Непредельные углеводороды, особенно диоле-финовые, при хранении в присутствии воздуха окисляются с обра­зованием высокомолекулярных смолоподобных веществ. Наихуд­шей химической стабильностью обладают бензины термодеструк­тивных процессов - термокрекинга, висбрекинга, коксования и пиролиза, а наилучшей - бензины каталитического риформинга, алкилирования, изомеризации, гидрокрекинга и прямой гонки. Повышение химической стабильности бензиновых фракций дости­гается следующими способами:

- облагораживанием бензинов;

- введением специальных антиокислительных присадок.
Облагораживание бензинов термодеструктивных процессов воз­
можно осуществить следующими способами:

- олигомеризационной очисткой (термической, каталитической или акустической) с последующей гидроочисткой и каталитическим риформированием;

- каталитическим крекингом нестабильных бензинов в смеси с вакуумными газойлями;

- непосредственной специальной гидроочисткой (в смеси с прямо-гонными фракциями или с подачей ингибиторов окисления) с после­дующим каталитическим риформированием или изомеризацией; и т.д.

Достаточно эффективным и экономичным способом повышения химической стабильности бензинов является введение специальных антиокислительных присадок (ФЧ-16, ионол и др.). Антиокислитель­ные присадки, кроме предотвращения окисления алкенов, весьма эффективны и в стабилизации свинцовых антидетонаторов.

Коррозионная активность бензинов обусловливается наличием в них неуглеводородных примесей, в первую очередь, сернистых и


кислородных соединений и водорастворимых кислот и щелочей. При квалификационных испытаниях она оценивается кислотностью, об­щим содержанием серы, содержанием меркаптановой серы, испыта­нием на медной пластинке и содержанием водорастворимых кислот и щелочей. Из них более чувствительным и характеризующим действительную коррозионную активность бензинов является про­ба на медную пластинку. Содержание так называемой «меркапта­новой» серы в товарных бензинах не должно превышать 0,01%. При ее большем содержании бензины следует подвергать демеркаптани-зации (щелочная экстракция и каталитическая регенерация раство­ра меркаптида натрия кислородом воздуха).

В технических условиях на автомобильные бензины регла­ментируется только общее содержание серы.

В настоящее время в России производится 5 марок автобензина по ГОСТ 2084-77: А-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95 (табл. 4.2). По техническим условиям выпускаются:

- бензины для экспорта А-80, А-92, АИ-96, АИ-98;

- бензины с марганцевыми антидетонаторами Нормаль-80 и Регуляр-91;

- бензины для зарубежных автомобилей Премиум-95 и Супер-98;

- неэтилированные бензины с улучшенными экологическими показателями (с содержанием бензола не более 3%) АИ-80 эк, АИ-93 эк, АИ-98 и др.

В порядке испытаний в некоторых регионах выпускаются бен­зины с ферроценовым антидетонатором. В большинстве стран мира, как правило, выпускается два сорта автобензина: регулярный с ОЧИМ 85 - 86 и премиальный с ОЧИМ не ниже 97, а также в неболь­шом объеме наиболее высокооктановый SUPER с ОЧИМ>100.

В последние годы в США и западно-европейских странах нача­ли выпускать более экологичные неэтилированные автобензины с ограниченным содержанием суммарной ароматики (менее 25%), бен­зола (менее 1%), олефинов (менее 6,5%) и серы (менее 0,01%), так называемые реформулированные бензины.

Авиационные бензины выпускаются трех марок: Б-91/115, Б-95/130 и Б-92 (табл. 4.3). Они отличаются от автобензинов главным обра­зом по содержанию ТЭС, давлению насыщенных паров и допол­нительными требованиями на некоторые другие показатели их ка­чества.


Таблица 4.2

Характеристика автомобильных бензинов

 

 

Показатели А-72 А-76 АИ-91 АИ-93 АИ-95
неэтили­рован­ный неэтили­рован­ный этилиро­ванный неэтили- рован- ныи неэтили­рован­ный неэтили­рован­ный
          б  
Детонационная            
стойкость: октановое            
число.не менее:            
моторный метод       82,5    
исследовательский            
метод не нормируется      
Массовое содержаниесвинца, г/дм', 0,013 0,013 0,17 0,013 0,013 0,013
не более            
Фракционный состав:            
температура   ;        
начала перегонки            
бензина, "С,            
не ниже:            
летнего            
зимнего   не норм ируется    
10% бензина пере-            
гоняется при            
температуре"С,            
не выше;            
летнего            
зимнего            
50 % бензина            
перегоняется при     '■      
температуре, °С,            
невыше:            
летнего     115#      
зимнего            
90 % бензина            
перегоняется            
при температуре,            
"С, не выше:            
летнего            
зимнего            

Окончание табл. 4.2

 

  .. 2          
конец кипения            
бензина, °С, не выше:            
летнего            
зимнего            
Остаток в колбе, %,            
не более 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1.5
Осаток и потери, %,            
не более 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0
Давление насыщенных            
паров бензина, КЛа            
летнего, не более 66,7 66,7 66,7 66,7 66,7 66,7
зимнего 66,7-93,3 66,7-93,3 66,7-93,3 66,7-93,3 66,7-93,3 66,7-93,3
Кислотность,            
мг КОН/100смэ,            
не более 3,0 1,0 3,0 3,0 0,8 2,0
Содержание            
фактических смол,            
мг/100 см3, не более:            
на месте произ­водства 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0
на месте потребления 10.» 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0
Индукционный период            
на месте производства бензина, мин, не менее            
Массовая доля серы, % не более 0,10 0,10 0,10 0,10 0,10 0,10
Цвет     Желтый      

4.3.2. Дизельные топлива

По частоте вращения коленчатого вала различают быстроход­ные (с числом оборотов коленчатого вала более 1000 мин-1) и тихо­ходные дизели. Степень быстроходности в значительной мере опре­деляет требования к качеству топлива. Значительная часть грузо­вых автомобилей и сельскохозяйственной техники в настоящее вре­мя оснащены быстроходными дизелями, а суда речного и морского флота, а также стационарные силовые установки - преимуществен­но тихоходными.


Таблица 4.3






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных