ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные химмотологические требования к нефтяным масламСмазочные масла, применяемые практически во всех областях техники, в зависимости от назначения выполняют следующие основные функции: уменьшают коэффициент трения между трущимися поверхностями, снижают интенсивность изнашивания, защищают металлы от коррозии, охлаждают трущиеся детали, уплотняют зазоры между сопряженными деталями, удаляют с трущихся поверхностей продукты изнашивания. Несмазочные масла служат рабочими жидкостями в гидравлических передачах, электроизоляционной средой в трансформаторах, конденсаторах, кабелях, масляных выключателях, используются для приготовления смазок, присадок и т.п. В товарном ассортименте более 400 марок масел различного назначения, однако широко распространено лишь ограниченное число марок. По источнику сырья масла подразделяются на: дистиллятные, полученные из соответствующих масляных фракций вакуумной перегонки мазута; остаточные, полученные из остатка вакуумной пе- регонки мазута, т.е. из гудрона; компаундированные, полученные при смешении дистиллятного и остаточного компонентов; загущенные, полученные введением в базовые масла загущающих полимерных присадок (в марках масел обозначаются индексом «3»). По способу очистки различают масла кислотно-щелочной, кислотно-контактной, селективной и адсорбционной очистки и гидроочистки (или гидрокрекинга). Основное количество масел производят с использованием процессов селективной очистки и депарафинизации. Основными показателями качества всех смазочных масел являются: вязкость и ее изменение с температурой (вязкостно-температурные свойства); температура застывания; устойчивость против окисления кислородом воздуха (химическая стабильность); смазочная способность; защитные и антикоррозионные свойства. Кроме того, к различным группам масел, например, несмазочных, в зависимости от назначения предъявляются специфические требования. Масла должны обладать: - оптимальными вязкостью и вязкостно-температурными свойствами для облегчения запуска машин и механизмов при низких температурах окружающего воздуха, для снижения износа трущихся деталей и уменьшения потерь мощности машин и механизма на трение; - хорошими смазывающими свойствами для обеспечения надежной смазки на всех режимах работы машин и механизмов; - хорошими моющими свойствами с целью снижения склонности к образованию отложений на нагретых металлических поверхностях и в системе смазки;
- достаточной антиокислительной способностью, препятствующей значительному изменению химического состава масла в процессе его работы; - высокими противокоррозионными свойствами по отношению к конструкционным материалам, особенно цветным металлам и сплавам; - удовлетворительными защитными свойствами для предохранения металлов от атмосферной коррозии в период остановки машины и механизма; - а также низкой испаряемостью, малой пенообразующей способностью и эмульгируемостью. Масло не должно оказывать отрицательного воздействия на уп-лотнительные материалы, подвергаться биоповреждениям, вызывать загрязнения окружающей среды и отличаться токсичностью. Вязкость и вязкостно-температурные свойства масел зависят от их фракционного и химического состава. С повышением температуры кипения масел их вязкость возрастает. Остаточные масла более вязкие, чем дистиллятные. Парафиновые углеводороды нормального строения характеризуются наименьшей вязкостью. С разветвлением цепи их вязкость возрастает. Циклические углеводороды значительно более вязкие, чем парафиновые. При одинаковой структуре вязкость нафтенов выше, чем аренов. Наибольшую вязкость имеют смолисто-асфальтеновые вещества. Важнейшей характеристикой масел является изменение их вязкости с температурой, оцениваемой коэффициентом вязкости (отношение v50/v100) или индексом вязкости (ИВ), вычисляемой по формуле L-U ИВ =---------- 100 + Р, L-H где L и Н - кинематическая вязкость при 50 или 100 °С эталонных масел с индексом вязкости 0 и 100 соответственно; U - кинематическая вязкость испытуемого масла при 50 или 100°С, сСт (мм7с); Р - поправка. Значения L, Н и Р находят по специальным таблицам. Чем более полога температурная кривая вязкости (меньше коэффициент вязкости), тем выше значение ИВ и более качественно масло (современные масла должны иметь ИВ не менее 90). Индекс вязкости, наряду с температурой застывания, определяет интервал температур, в котором работоспособно масло. Всесезонные масла, например, имеют более высокие значения ИВ, чем летние или зимние. Наибольшим ИВ обладают алканы нормального строения. Для циклических углеводородов характерно улучшение вязкостно-температурных свойств с уменьшением цикличности молекул и увеличением длины боковых цепей. Для получения высокоиндексных масел следует полностью удалять полициклические арены и нафтено-ароматические углеводороды с короткими боковыми цепями и смолисто-асфальтеновые вещества. Температура застывания масел зависит от содержания в них тугоплавких углеводородов и прежде всего парафинов и церезинов. Выделяющиеся при низких температурах кристаллы твердых угле- нодородов образуют пространственную структуру, что приводит к.шстыванию и потере подвижности масел. Поэтому из масел следует удалять, помимо низкоиндексных, и компоненты, ухудшающие их низкотемпературные свойства. Химическая стабильность масел. В процессе длительной эксплуатации под воздействием кислорода воздуха образуются (особенно интенсивно при высоких температурах и каталитического влияния различных металлов) и накапливаются в маслах различные продукты окисления и конденсации (оксикислоты, смолы, асфальтены, углистые отложения, лаки и др.). которые ухудшают их эксплуатационные свойства. Наилучшей химической стабильностью обладают малоцикличные нафтено-ароматические и гибридные углеводороды с длинными алкильными цепями. Процесс окисления эффективно тормозится смолистыми веществами и некоторыми серосодержащими соединениями, содержание которых в маслах регулируется глубиной их очистки. При углубленной очистке эксплуатационные свойства масел улучшают, добавляя в них антиокислительные и другие присадки. Смазочная способность масел является важнейшей их характеристикой в условиях работы машин и механизмов при больших нагрузках и малых скоростях. Она определяет способность масла создавать на металлической поверхности весьма прочный, но очень тонкий смазочный слой толщиной всего лишь 0,1-1,1 мкм, т.е. 50 -500 молекулярных слоев. Такой тип смазки получил название граничной смазки. Несмотря на ничтожно малую толщину такого слоя, износ материалов при граничной смазке уменьшается в тысячи раз по сравнению с сухим трением. Наилучшей смазочной способностью обладают смолисто-асфальтеновые вещества, некоторые высокомолекулярные сероорганические и кислородсодержащие соединения, которые, с точки зрения других эксплуатационных показателей, в маслах нежелательны и подлежат удалению. Поэтому для улучшения смазочной способности в масла вводят специальные поверхностно-активные присадки. Защитные и антикоррозионные свойств масел обусловливаются способностью их вытеснять воду с поверхности металла, удерживать ее в объеме смазочного материала и образовывать на нем прочные адсорбционные и хемосорбционные пленки, препятствующие развитию коррозионных процессов. Базовые нефтяные масла не способны длительно защищать металлы от коррозии. Их защитные свойства улучшают введением небольших количеств ингибиторов коррозии. 4.5.1. Моторные масла Моторные масла предназначены, как уже отмечалось, для смазки двигателей различных систем. Доля их в общем объеме производства масел составляет: в мире 50 %, в бывшем СССР - 60 %. Стремление форсировать ДВС значительно повысило требования к качеству моторных масел, работающих на высокотемпературном режиме. Отечественные товарные моторные масла в соответствии с ГОСТ 17479-72 обозначаются при маркировке буквой М с указанием класса вязкости (по значению v100) и группы по эксплуатационным свойствам буквами А,Б,В,Г,Д и Е с индексом 1 или 2, означающим применимость их соответственно к карбюраторным или дизельным двигателям. В зависимости от жесткости (форсированности) работы ДВС масла дифференцируют на следующие группы: А -для нефорсированных двигателей, Б - малофорсированных, В - среднефорсирован-ных, Г - высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей, Д - для высокофорсированных дизелей, работающих в тяжелых условиях, Е - для малооборотных дизелей с лубрикаторной системой смазки. Например, М-10Г - это моторное масло для смазки высокофорсированных карбюраторных двигателей с вязкостью v10010±0,5 сСт; М-43/8В2 - масло предназначено для смазки среднефорсирован-ных дизелей с вязкостью v1008±0,5 сСт, содержит загущающие присадки. Основные характеристики наиболее распространенных марок масел приведены в табл. 4.8. 4.5.2. Трансмиссионные и осевые масла Трансмиссионные масла используются для смазки агрегатов трансмиссий транспортных машин и промышленных редукторов. Агрегаты трансмиссий транспортных машин предназначены для передачи мощности от двигателя к движителю (колесу, гусенице, гребному валу и т.д.). Они подразделяются на механические и гидравлические. Механическая трансмиссия состоит обычно из сцепле- Таблица 4.8 Основные характеристики некоторых моторных масел
МС и М - масло соответственно селективной и кислотной очистки. Индексы: п - масло с присадкой; с - масло из сернистых нефтей. ния, коробки передач, карданной передачи и ведущего моста. На автомобилях повышенной проходимости (с двумя или более ведущими мостами) в трансмиссию дополнительно включают раздаточные коробки и коробки отбора мощности. К числу основных агрегатов механических трансмиссий различных типов (цилиндрических, конических, червячных, гипоидных и др.), смазываемых маслом, относятся коробка передач, ведущий мост, коробка отбора мощности и раздаточная коробка. 6 — 1908 • Гидравлическая трансмиссия состоит из гидромуфты, гидротрансформатора, шестеренчатой (или гидромеханической) коробки передач и системы автоматического регулирования. Промышленные редукторы состоят из зубчатых или червячных передач, выполненных в виде отдельного агрегата. Трансмиссионные масла предназначены для предотвращения или снижения износа элементов пар трения под действием высоких нагрузок, уменьшения вибрации и шума, защиты их от ударных нагрузок, удаления из зоны трения продуктов износа и отвода избыточного тепла. Они должны обладать наряду с высокой смазывающей способностью хорошими вязкостно-температурными свойствами. Масла гидравлических трансмиссий помимо своего основного назначения служат и гидравлической средой, заполняющей систему. В зависимости от напряженности работы передач, согласно ГОСТ 17479-85, установлены следующие 5 групп трансмиссионных масел: ТМ1, ТМ2 и ТМЗ - для прямозубых, спирально-конических и червячных передач, работающих при контактных напряжениях соответственно до 1600, 2100 и 2500 МПа и температуре масла в объеме до 90, 130 и 150°С соответственно; ТМ4 и ТМ5 - соответственно для умеренно- и высоконагруженных гипоидных передач и объемной температуре до 150°С. В зависимости от вязкости трансмиссионные масла подразделяются на следующие 4 класса: Класс вязкости Кинема тическая вязкость при 100"С,сСт 9 7,0-10,9 12 11,0-13,9 18 14,0-24,9 34 25,0-41,0 Например, трансмиссионное масло марки ТМЗ-18 означает, что масло 3-й группы с вязкостью при 100°С от 14 до 24,9 сСт. Основные характеристики некоторых марок трансмиссионных масел приведены в табл. 4.9 (в скобках указана старая маркировка). Осевые масла предназначены для смазывания осей колесных пар железнодорожных вагонов и тепловозов, тендеров паровозов с подшипниками скольжения, подшипников электровозов и других узлов трения подвижного состава железнодорожного транспорта и некоторых промышленных механизмов. Они представляют собой неочи- щепные мазуты эмбенских, ярегских и некоторых других нефтей. Их изготовляют без присадок следующих марок: летнее «Л», зимнее «3» (с t3<40°C) и северное «С» (с t3<55°C). Таблица 4.9 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|