Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Технология процесса пропановой деасфальтизации гудрона




Назначение процесса - удаление из нефтяных остатков смолис-то-асфальтеновых веществ и полициклических ароматических угле­водородов с повышенной коксуемостью и низким индексом вязкости.

Традиционным сырьем процессов деасфальтизации является ос­таток вакуумной перегонки нефтей - гудрон. Свойства гудронов ряда «маслянистых» нефтей приведены в табл. 6.3.

Целевым продуктом являются деасфальтизаты, используемые для выработки остаточных масел (их свойства приведены в табл. 6.4), и побочным - асфальты, служащие сырьем для производства биту­мов или компонентами котельных топлив.

В зависимости от вида сырья и условий деасфальтизации темпе­ратура размягчения по КиШ асфальтов составляет от 27 - 30 до 39 - 45°С. При использовании двухступенчатой деасфальтизации и применении в качестве сырья гудронов глубоковакуумной перегон­ки этот показатель составит 50-64 °С.

Процесс деасфальтизации гудронов в мировой нефтепереработ­ке применяют при производстве не только высоковязких остаточ-


Таблица 6.3

Выход и основные свойства масляных фракций отечественных нефтей

 

 

      Нефть      
волго-            
Показатель градская (жирнов- ская) пермс­кие туйма-зинская ромаш-кинская ман- гышлак- ская устьба-лыкская самот-лорская
  Маловязкие дистилляты      
Пределы отбора, °С 330 + 400 300+400 300+400 300+400 300+400 320+400 340+400
Выход на нефть, % 16,2 15+17 15+17 13,3
Вязкость при 50 °С, сСт 7,3 7,4 7,2 7,7
Температура плавления, "С 7,5
Содержание серы, % - 0,72 1,6 1,7 0,1 1,4 1,1
  Дистилляты средней вязкости      
Пределы отбора, °С 400*480 400+500 400+450 400+450 400+450 400+450 400+450
Выход на нефть, % 7,6 8,4 8,7
Вязкость при 100 °С,сСт 6,5 5,4 6,3 5,1 5,5 5,2
Температура пламени, °С 29+31
Содержание серы, % 0,45 0,82 1,6 1,9 0,4 1,6 1,35
  В азкие дистилляты        
Пределы отбора, °С   450+500 450+500 450+490 450+480 450+490 450+480
Выход на нефть, %   7,2 6,6 6,7 6,3 4,8
Вязкость при 100 °С, сСт   9,1 9,4 9,9 7,1 7,8 8,9
Температура плавления,  
Содержание серы, %   0,9 1,8 0,57 1,9 1,55
    Гудроны        
Начало кипения, °С
Выход на нефть, % 23,5 17,9 36,3 35,7 18,2
Вязкость условная при 100 "С 12+14 13+15
Коксуемость, % 8+9 - ■ ,.- 12 16+18 11,6 17+20
Содержание серы, % 1,3 1,4 2,6 0,73 3,07 2,18

ных масел, но и компонентов сырья для каталитического крекинга и гидрокрекинга.

Растворители. На большинстве промышленных установок мас­ляных производств применяют пропан 95 - 96 %-ной чистоты. В со­став технического пропана (получаемого обычно из установок ал-


Таблица 6.4

Свойства деасфальтизатов одноступенчатой пропановой деасфальтизации, полученных на опытных установках

 

 

 

Нефть Вязкость при 100 °С, сСт Коксуе-мость,% Температура, °С Содержание серы, %
плавления вспышки
Волгоградская Пермская Туймазинская Ромашкинская Усть-балыкская Самотлорская Мангышлакская 22+25 21+22 20+23 21+23 21 20+21 18+19 0,8+1,2 1,0+1,1 0,9+1,2 1,0+1,2 1,1 0,65 43+45 45+47 270 300 270 270 260 280 255 0,4+0,5 0,6 1,8+2,0 2,3 1,8 1,7 0,2

килирования) входят примеси этана и бутанов. Допускается содер­жание этана не выше 2 % масс, и бутанов не более 4 % масс. При повышенных концентрациях этана в техническом пропане, хотя и улучшаются избирательные свойства растворителей, повышается давление в экстракционной колонне и системе регенерации. При из­быточном содержании бутанов за счет повышения растворяющей спо­собности растворителя ухудшается качество деасфальтизата (воз­растают коксуемость и вязкость, ухудшается цвет). Особенно неже­лательно присутствие в пропане олефинов (пропилена и бутиленов), снижающих его селективность, вследствие чего возрастает содержа­ние смол и полициклических ароматических углеводородов в деас-фальтизате.

В последние годы в связи с внедрением в производстве масел про­цессов гидрокрекинга, в которых происходит снижение вязкости остат­ка, возникла необходимость в получении деасфальтизатов повышен­ной вязкости - 30 сСт и более при 100°С. Для получения таких деас­фальтизатов применяют растворитель с повышенной растворяющей способностью - смесь пропана и до 15 % бутана или изобутана (после­дний предпочтительнее в силу более высокой избирательности).

В процессах деасфальтизации нефтяных остатков, целевым на­значением которых является получение максимума сырья для пос­ледующей глубокой топливной переработки, чаще всего применяют бутан, пентан или их смеси с пропаном, а также легкий бензин.


6.3.1. Влияние оперативных параметров на эффективность процессов пропановой деасфальтизации

Качество сырья. Требуемое качество деасфальтизата обеспечи­вается регулированием технологических параметров процесса и фракционного состава сырья деасфальтизации на стадии вакуумной перегонки мазута.

При недостаточно четкой вакуумной перегонке мазута получаю­щийся гудрон содержит большое количество фракций, выкипающих до 500°С. Низкомолекулярные углеводороды, содержащиеся в оста­точном сырье, более растворимы в пропане в области предкритичес-ких температур, чем высокомолекулярные фракции. Растворяясь в пропане, они действуют как промежуточный растворитель, повышая благодаря наличию в их молекулах длинных парафиновых цепей дис­персионную составляющую Ван-дер-Ваальсовых сил и тем самым ра­створяющую способность растворителя по отношению к высокомоле­кулярным и полициклическим углеводородам и смолам. Кроме того, при деасфальтизации облегченного масловязкого остатка возрастает температура образования двухфазной системы, приближаясь к кри­тической температуре пропана. В результате ухудшаются показате­ли деасфальтизата по коксуемости и вязкости (табл. 6.5). При деас­фальтизации более концентрированных остатков получающийся де-асфальтизат характеризуется более низкой коксуемостью, лучшим цветом*, меньшим содержанием металлов (ванадия и никеля), серы и т.д. При этом в силу низкого потенциального содержания ценных мас­ляных фракций выход деасфальтизата, естественно, ниже, чем при переработке облегченных остатков. Однако чрезмерная концентра­ция остатка вакуумной перегонки также нецелесообразна, поскольку при этом помимо снижения отбора целевого продукта значительно повышается вязкость деасфальтизата, что не всегда допустимо.

На выбор фракционного состава сырья деасфальтизации влияет и химический состав остаточных фракций перерабатываемой нефти. При деасфальтизации остатков нефтей с высоким содержанием смо-листо-асфальтеновых соединений целесообразно оставлять в гудро­не до определенного предела низкомолекулярные фракции, повы­шающие растворяющую способность пропана. При переработке ма­лосмолистых нефтей целесообразна, наоборот, более высокая кон­центрация гудронов.

♦Цвет деасфальтизата зависит от содержания в нем асфальтенов.


Таблица 6.S

Результаты деасфальтизации остатков различного фракционного состава из грозненской парафинистой нефти

 

 

Исходный продукт Выход исходного продукта, % масс. от нефти Выход деасфаль-тизата, % масс. от исход­ного продукта Свойства деасфальтизата Свойства смолисто- асфальтеновых веществ
вязкость при ШС, сСт коксуе­мость^ пенетра- цияпри 25°С темпера­тура размяг­чения, °С
Мазут > 350°С Концентрат > 450°СГудрон > 550 °С Битум БН-3 5227 20 10 80 62 53 19 6,2 23,6 31,6 46,3 1,9 1,48 1,230,81 3 4 6 63 62 61 61

Таким образом, для получения оптимального выхода деасфаль­тизата с заданными свойствами в зависимости от качества сырья необходимо подбирать оптимальные фракционный состав гудрона и режим его деасфальтизации.

Технологический режим. Материальный баланс и качество продук­тов при деасфальтизации перерабатываемого остаточного сырья зави­сят от температурного режима экстракции и кратности растворителя.

Влияние температуры экстракции на растворимость химических компонентов сырья различного молекулярного строения в неполяр­ных растворителях обсуждалось в § 6.2.3. Как видно из рис. 6.4, при пониженных температурах (50-70 °С) пропан проявляет высокую растворяющую способность и низкую избирательность и является преимущественно осадителем асфальтенов. При повышенных тем­пературах экстракции (85°С и выше) у пропана, наоборот, низкая растворяющая способность и повышенная избирательность, что по­зволяет фракционировать гудроны с выделением групп углеводоро­дов, различающихся по структуре и молекулярной массе. Следова­тельно, в этой температурной области пропан является фракциони­рующим растворителем. Высокомолекулярные смолы и полицикли­ческие ароматические углеводороды, выделяющиеся при предкри-тических температурах, благодаря действию дисперсионных сил извлекают из дисперсионной среды низкомолекулярные смолы и низкоиндексные углеводороды, повышая тем самым качество деас­фальтизата, но снижая его выход. Антибатный характер зависимос-


ти растворяющей способности и избирательности пропана от тем­пературы можно использовать для целей регулирования выхода и качества деасфальтизата созданием определенного температурного профиля по высоте экстракционной колонны: повышенной темпе­ратуры вверху и пониженной - внизу. Более высокая температура в верхней части колонны будет способствовать повышению качества деасфальтизата, а пониженная температура низа колонны будет обес­печивать требуемый отбор целевого продукта.

Кратность пропана к сырью. В экстракционных процессах ра­створитель расходуется, во-первых, на насыщение сырья раствори­телем и, во-вторых, на последующее разбавление насыщенного ра­створа с образованием двухфазной системы. Первая составляющая расхода растворителя, очевидно, будет зависеть симбатно от потен­циального содержания в сырье растворимых компонентов, а вторая -от гидродинамических условий в экстракционных аппаратах, благо­приятствующих четкости разделения фаз. Чрезмерное разбавление дисперсионной среды свыше оптимальной величины не рациональ­но, поскольку при этом возрастают затраты энергии на регенера­цию растворителя, снижается производительность установок по ис­ходному сырью и, что очень важ­но, может привести к ухудшению качества целевого продукта из-за снижения избирательности ра­створения.

2:1 4:1 6:1 8:1 10:1 Кратность пропан: сырье (по объему)
Рис. 6.5. Влияние кратности пропан: сырье на качество деасфальтизатов, по­лучаемых из гудрона западно-сибирс­ких нефтей при различных температурах деасфальтизации (данные В.М.Школь-никова)

Типичная экстремального ха­рактера зависимость коксуемости деасфальтизата от соотношения пропан н- гудрон западно-сибирс­кой нефти приведена на рис. 6.5. Эксплуатацией промышлен­ных установок пропановой деас­фальтизации установлено, что чем выше содержание коксогенных со­единений в гудроне, тем при более низкой оптимальной кратности ра­створителя получается деасфаль-тизат требуемого качества (с кок­суемостью около 1 %). Например, если для гудронов из западно-си-


■ Таблица 6.6 Типовой технологический режимдеасфальтизации гудронов из различных нефтей

 

 

Показатель   Сырье - гудроны из нефтей  
западно­сибирских туркмено-узбекских волго-уральс-ких (туйма-зинской, ро- пермских волгоградских (жирновской, коробковской)
      машкинской)    
Число ступеней деасфальтизации
    1-я ступень    
Кратность пропанхырье (по объему) 5:1 7:1 5:1 7:1 8:1
Температура в экстрак-          
ционной колонне, "С          
верх 78*82 77+79 79+82 78*80 -, 75+77
низ 58*63 62+66 55*61 61*63 57+59
    2-я ступень    
Кратность пропанхырье (по объему)* 3:1 2^:1      
Температура в экстрак-          
ционной колонне, °С          
верх 63*65 70*72      
низ 50*52 53*60      

♦Кратность дана на сырье 2-й ступени, которым является асфальт, полученныйна 1 -й ступени деасфальтизации.

бирских нефтей оптимальная кратность пропанхырье составляет (4,5 - 5,5): 1 по объему, то для гудронов из малосернистых туркмено-узбекских нефтей -7:1 (поскольку содержание смолисто-асфальтено-вых веществ в гудроне западно-сибирских нефтей в -1,3 раза выше). Выход деасфальтизата в зависимости от качества сырья при от­сутствии экспериментальных данных можно приближенно рассчи­тать по формуле Б.И.Бондаренко:

у = 94-4х+0,1(х-10)2,

где у - выход впроцентах деасфальтизата с коксуемостью 1,1-1,2 %; х - коксуемость сырья (х = 4-18 %).

В табл. 6.6 приведены режимы деасфальтизации типичных ви­дов отечественного сырья.


6.3.2. Принципиальные технологические схемы установокдеасфальтизации пропаном


Промышленные установки пропановой деасфальтизации гудро-нов могут быть одно- или двухступенчатыми. При двухступенча­той деасфальтизации гудронов получают два деасфальтизата раз­ной вязкости и коксуемости; их суммарный выход больше, чем деас­фальтизата одноступенчатой деасфальтизации того же сырья. Сле­довательно, двухступенчатую деасфальтизацию следует отнести к ресурсосберегаюшему технологическому процессу глубокой перера­ботки нефтяного сырья.

Одноступенчатая пропановая деасфальтизаиия. Одноступенча­тые установки пропановой деасфальтизации гудрона включают сле­дующие основные секции (рис. 6.6): секцию деасфальтизации гудро­на в экстракционной колонне (К-1) с получением растворов деасфаль­тизата и битума; секцию четырехступенчатой регенерации пропана из раствора деасфальтизата; секцию двухступенчатой регенерации пропана из битумного раствора; секцию обезвоживания влажного пропана и секцию защелачивания обезвоженного пропана от серо­водорода, вызывающего коррозию аппаратуры.

Остаточное сырье (гудрон или концентрат) после нагрева до тре­буемой температуры в паровом подогревателе подается в среднюю

Рис 6.6. Принципиальная технологическая схема установки одноступенчатой деасфальтизации гудрона пропаном

часть экстракцион­ной колонны К-1, а сжиженный пропан -в нижнюю ее часть. В средней части К-1 пропан в восходящем потоке контактирует с нисходящим пото­ком сырья и внутрен­ним рециркулятом. В зоне контактирова­ния расположены та­релки жалюзийного или насадочного типа. Для равномер­ного распределения по поперечному сече-


нию пропан и сырье вводятся через распределители трубчатой кон­струкции с большим числом отверстий, обращенных вниз для сырья и вверх - для пропана.

Раствор деасфальтизата до выхода из К-1 догревается в верхнем встроенном паровом подогревателе и далее отстаивается в самой верхней зоне от выделившихся при нагреве смолистых фракций. Раздел фаз между растворами деасфальтизата и битумным (асфаль­товым) регулируется на уровне чуть ниже ввода пропана в К-1.

Регенерация пропана из деасфальтизатного раствора осущест­вляется последовательно: сначала в трех испарителях Э-1, Э-1 а и Э-1 б, в качестве которых используются паровые подогреватели с па­ровым пространством, затем - в отпарной колонне К-2 при низком давлении. С верха К-2 уходит смесь пропана и водяных паров, а с низа - целевой продукт установки - деасфальтизат, который насо­сом через холодильник откачивается в резервуар.

Регенерация пропана из битумного раствора, выводимого с низа К-1, осуществляется сначала в испарителе-сепараторе Э-2 - после его нагрева в трубчатой печи П-1, затем в отпарной колонне К-3. Тяжелый остаток деасфальтизации - битум - откачивается с низа К-3 в товарный парк.

Обезвоживание влажного пропана, отводимого с верха К-2 и К-3, проводится в колонне-конденсаторе смешения К-4.

Пары пропана высокого давления из испарителей Э-1, Э-1 а, Э-1б и Э-2 поступают после охлаждения и конденсации в конденсаторах-холодильниках в приемник жидкого пропана Е-1. Туда же поступают после сжатия компрессором потоки пропана низкого давления.

Технологический режим установки при переработке сернистого гудрона следующий.

Температура, "С

130-170 75-85 50-65 50-60 70-85 150-170 210-250 30-40

сырья при входе в К-1 вверху К-1 внизу К-1 в испарителе Э-1 в испарителе Э-1 а в испарителе Э-1 б битумного раствора при выходе из П-1 вверху К-4



Давление избыточное, МПа

в приемнике жидкого пропана 1,7-1,8

в экстракционной колонне 3,7-4,4

в испарителе Э-1 2,2-2,4

в испарителе Э-la иЭ-1 б 1,7-2,0

в колоннах К-2 и К-3 ~ 0,14

Отношение пропан* сырье (об.) (4-6): 1

6.3.3. Процесс пропановой деасфалытшзации

с регенерацией растворителя в сверхкритических условиях

Существенным недостатком процессов пропановой деасфальти-зации гудронов являются большие расходы энергии. Основная доля энергозатрат в процессе деасфальтизации падает на узел регенера­ции растворителя. Это связано с тем, что в процессе используется большое количество растворителя, в 5-6 раз превышающее по объе­му исходное сырье. На всех действующих установках деасфальтиза­ции регенерацию пропана осуществляют энергоемким способом ис­парения и последующей конденсации. Процесс испарения требует большого количества низкопотенциального тепла (прежде всего в виде острого водяного пара), которое трудно затем утилизировать, а последующие процессы конденсации и охлаждения паров раствори­телей требуют больших расходов охлаждающей воды и электроэнер­гии в аппаратах воздушного охлаждения.

В последние годы на многих установках пропановой и бута -новой деасфальтизации регенерацию растворителя осуществля­ют в сверхкритических режимах, позволяющих проводить про­цессы регенерации без испарения и конденсации растворителя и тем самым существенно сократить энергозатраты. Так, эконо­мия энергоресурсов в процессах «РОЗЕ» (фирмы «Керр -Мак-ги»), «Демекс» (фирмы ЮОП) и «Асваль» (Французского нефтя­ного института), использующих способ регенерации раствори­теля без испарения, составляет 25-40 %. Кроме того, за счет ис­ключения процесса конденсации при регенерации растворителя значительно уменьшается расход воды и сокращается потреб­ность в холодильном оборудовании. На одном из отечественных НПЗ (Ново-Уфимском) проведена реконструкция типовой про­пановой деасфальтизации гудрона с переводом на энергосбере-


гающую регенерацию пропана из деасфальтизатного раствора в

сверхкритических параметрах*.

В сверхкритических условиях растворимость деасфальтизата в пропане (и в бутане, пентане) резко падает вследствие исчезнове­ния межмолекулярных сил растворителя, поэтому в сепараторе (от­стойнике) происходит расслоение раствора деасфальтизата на две жидкие фазы: верхнюю пропановую и нижнюю деасфальтизатную. Ниже приведена принципиальная схема узла регенерации пропана в сверхкритическом режиме из деасфальтизатного раствора.

пропан вК-l раствор деасфаль­тизата из К-1
пары вода и пропана
ск>
деасфалъ-газат

Деасфальтизат-ный раствор, выво­димый с верха К-1, (см. рис. 6.6) насосом прокачивается че­рез теплообменники и пароподогрева­тель, где нагревает­ся до температуры 120-130 °С, «дожи­мается» додавления 5 МПа и поступает всепаратор (отделитель) С-1, где раствор расслаивается на две фазы. Верхняя фаза состоит практически из чистого пропана, который после рекуперации тепла рециркулирует в экстракционную колонну К-1. Нижняя фаза, выво­димая с низа С-1, содержит 80-95 % деасфальтизата. Остатки про­пана с последнего отпариваются в отпарной колонне К-2.

Регенерация пропана из асфальтового раствора с низа К-1 осу­ществляется традиционным способом испарения и отпарки водяным паром.

Двухступенчатая деасфальтизаиия гудронов пропаном предназ­начена для получения из остаточного сырья двух деасфальтизатов разной вязкости. Получаемые деасфальтизаты I и II ступеней далее перерабатывают раздельно или в смеси в остаточные масла.

В результате перехода от одноступенчатой деасфальтизации к двухступенчатой суммарный выход деасфальтизата увеличивается на 15 - 30% (относительных). Этот прирост зависит главным обра­зом от качества сырья и предъявляемых к продуктам требований.


* Авторы разработки И.Р.Хайрутдинов, Н.Р.Сайфуллин и др.



К-1

О

гудрон

пропан^


В экстракционной колонне

расвшор деасфалыпизата. / ступени

А

Т деасфальтизации II ступени

раствор деасфальтизата (К-1а) ПОДДерЖИВаЮТ МеНЬШИв

U ступени

К-1а

температуру и давление, чем в К-1; кратность пропана к сырью для II ступени значительно больше.

пропан
]асфальтовый_ раствор

Экстракционные колонны при двухступенчатой деасфаль­тизации соединены по схеме, приведенной на рис.6.7.

Регенерацию пропана из ра-


Рис. 6.7. Принципиальная схема блока створов деасфальтизатов I и II
экстракции двухступенчатой деасфаль- осуществляют раздельно.
тизации гудрона пропаном Материальный баланс про-

цесса двухступенчатой деасфаль­тизации гудрона западно-сибирских нефтей следующий (в % масс, к сырью):


 

1-я ступень   2-я ступень  
Поступило   Поступило  
Сырье 100 Раствор асфальта I ст. 167
Пропан 500 в т.ч. асфальт 67
    пропан 100
    Пропан дополнительно 200
Всего 600 Всего 367
Получено   Получено  
Раствор   Раствор  
деасфалыпизата I ст. 433 деасфалыпизата 11 ст. 217
в т.ч. деасфальтизат I ст. 33 в т.ч. деасфальтизат в
пропан 400 пропан 209
Раствор асфальта I ст. 16/ Раствор асфальта П ст. 150
в т.ч. асфальт в т.ч. асфальт 59
пропан 100 пропан 91
367
Всего

600 Всего




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных