ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 1.2. Познавательные процессы* При выполнении данных заданий используйте не только информационный материал, но и дополнительные источники (литературу, ИНТЕРНЕТ), а также знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека ». Задание 2.1. Впишите в клетки этапы структуры приема и переработки человеком информации с участием познавательных психических процессов:
ОЩУЩЕНИЕ Задание 2.2. Укажите стрелками определение следующих понятий:
Задание 2.3. Укажите, из каких частей состоит анализатор 1. 2. 3. 4. Задание 2.4. Укажите стрелками места расположения рецепторов:
Задание 2.5. Дайте определение следующих разновидностей ощущений: Интерорецептивные ощущения _____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проприорецептивные ощущения ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Экстерорецептивные ощущения ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2.6. Систематизируйте перечисленные экстерорецептивные ощущения на дистантные и контактные. Вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые, осязательные, кожные.
Задание 2.7. Приведите собственные примеры дистантных и контактных ощущений
Задание 2.8. Заполните таблицу, указав описанные свойства ощущений
Задание 2.9. Прочитайте и объясните описанные ниже феномены.
· Если в полной темноте зажечь яркую лампу, а потом погасить ее, то после этого некоторое время на темном фоне мы видим яркий свет лампы. С каким явлением это связано? ________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ · Кадры кинофильма предъявляются человеческому глазу последовательно один за другим. Объясните, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма? _____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ · Представьте, что вам на руку положили, а затем убрали горячий или холодный предмет. Некоторое время вы ощущаете жжение или холод, даже если предмета на руке нет. С чем это связано? _____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2.10. Укажите разновидности адаптации* и раскройте их содержание · _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ * Адаптация – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя
Задание 2.11. Опираясь на изученный теоретический материал, объясните следующие феномены:
· Явление адаптации говорит о том, что при длительном фиксировании на объекте рецепторы утомляются и ощущение угасает. Тогда при фиксировании взгляда на объекте, объект должен исчезать. Но он не исчезает. Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Почему так происходит? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Шум, доносящийся с улицы, сначала может отвлекать нас. Но, через некоторое время, человек перестает обращать на него внимание. Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Когда вы из темной комнаты попадаете в ярко освещенное пространство, то сначала бываете ослеплены и теряете способность различать детали вокруг. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора снижается и вы начинаете нормально видеть. Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Попав в темное помещение, мы сначала не различаем предметов, но затем начинаем видеть. Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· С некоторыми из слепоглухих удаётся разговаривать с другого конца комнаты с помощью азбуки Морзе, стуча ногой по полу; они ощущают вибрHYPERLINK "http://click01.begun.ru/click.jsp?url=LwtFD4OFhIWPkYs4Vq98KQfQ2SJAPNEpisJfBS9gHvOTlxG1hMEF4M3-Cab25hUO0OB9aJW3uCnK*zHr3NT3cbAC-BiZ96keJqRZSpr4SvFhFICYQkPg6vVnwpQ1B*gev-hi48MDwNe2fueNwaU60epegdnXZx3vugwzF-4o52mi8MtR8CF*hXr1MhX2t95cZpmXy2rNj2lzadp-6Cb5x*Zp12mYlKnj8EFbipfgRS3zGfQqsKxCQMarGWZBL*xQtUB5Q9xa2Xpf1hwdRzvlS6pHQvNxqyRQ8wI2MeNIZyJU44FwzSNz0r1QzLMCBYaB3Cg1QuGcENN0Nzqqbgw1kptIdDM"аHYPERLINK "http://click01.begun.ru/click.jsp?url=LwtFD4OFhIWPkYs4Vq98KQfQ2SJAPNEpisJfBS9gHvOTlxG1hMEF4M3-Cab25hUO0OB9aJW3uCnK*zHr3NT3cbAC-BiZ96keJqRZSpr4SvFhFICYQkPg6vVnwpQ1B*gev-hi48MDwNe2fueNwaU60epegdnXZx3vugwzF-4o52mi8MtR8CF*hXr1MhX2t95cZpmXy2rNj2lzadp-6Cb5x*Zp12mYlKnj8EFbipfgRS3zGfQqsKxCQMarGWZBL*xQtUB5Q9xa2Xpf1hwdRzvlS6pHQvNxqyRQ8wI2MeNIZyJU44FwzSNz0r1QzLMCBYaB3Cg1QuGcENN0Nzqqbgw1kptIdDM"ции и понимают всё, что им передают. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Глухие люди способны слушать оркестр и, посещая концерты, садятся спиной к эстраде, так как спиной они лучше всего воспринимают колебания воздуха. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Слепоглухие с помощью вибрационных ощущений воспринимают стук в дверь, узнают, когда в комнату к ним кто-нибудь входит, могут даже по походке узнавать знакомых людей. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Опытные летчики по слуху способны определить количество оборотов двигателя, а дегустаторы вин способны точно указать, из какого сорта винограда сделано вино и место, где виноград вырос. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Почему при простуде человек плохо чувствует вкус еды? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОСПРИЯТИЕ Задание 2.12. Дайте определение следующих свойств восприятия:
Целостность ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Константность ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предметность ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Осмысленность ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Апперцепция ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2.13. Опираясь на изученный теоретический материал, ответьте на вопросы: · Кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, но определяем мы эти предметы по-разному. Какое свойство восприятия помогает нам в этом? ____________________________________________
· Из каких ощущений складывается образ яблока? Благодаря какому свойству восприятия мы воспринимаем образ, а не отдельные ощущения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · При восприятии ритма в каждый отдельный момент можно услышать всего 1 удар, однако ритм – это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов, причем удары находятся в определенной взаимосвязи между собой и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма. Какое свойство восприятия помогает нам в этом? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Человеку была проведена операция по восстановлению зрения (зрение было утеряно в детстве, а операция проведена в зрелые годы). Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10 – 12 метров от земли. Т.е. объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие. Какое свойство восприятия нарушено у больного? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Посмотрите на ваши пальцы: одни – на расстоянии вытянутой руки, другие – на расстоянии вдвое ближе; пальцы будут казаться одинаковыми, в то время как изображение пальцев дальней руки не сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения пальцев ближней руки. Благодаря какому свойству восприятия пальцы кажутся нам одинаковыми? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2.14. Изучите некоторые особенности восприятия.
Установка восприятия. Что вы видите на центральной картинке – мужчину, играющего на саксофоне, или женское лицо? Предварительное рассмотрение двух других картинок, безусловно, будет влиять на ваше восприятие.
Постоянство формы. Открываясь, двери создают несколько трапециевидных образов на сетчатке глаз, однако мы воспринимаем их как прямоугольные объекты (константность восприятия). Верить – значит видеть. Что вы видите на этой фотографии? Лохнесское чудовище Несси или обыкновенное бревно? Мы часто видим то, что ожидаем увидеть.
Влияние контекста. Выглядит ли преследующий монстр агрессивным? Кажется ли испуганным преследуемый монстр? Если ответы положительные, то вы находитесь под влиянием контекста. Два монстра совершенно одинаковые. Влияние культуры и контекста. Что над головой женщины? В этом эксперименте почти все его участники, жители Восточной Африки, считали, что женщина держит над головой металлическую банку или ящик, а семья сидит под деревом. Жители Западной Европы, для которых углы и квадратные архитектурные формы являются более привычными, в большинстве случаев считали, что семья находится в помещении, а женщина сидит под окном. ПАМЯТЬ Задание 2.15. Перечислите процессы памяти: 1. 2. 3. 4. Задание 2.16. Ниже приведены описания основных видов памяти. В каждом случае укажите название вида. · Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем _____________________________________________________________ · Память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на этом виде памяти __________________________________________________ · Память на представления, картины, а также на звуки, запахи, вкусы. Бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой ____________ · Содержанием этого вида памяти являются наши мысли _________________ · Когда человек выполняет какое-либо сложное действие, то осуществляет его по частям. При этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться _______________________________________________________________
Задание 2.17. Дайте определение следующим видам памяти
Кратковременная память __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Долговременная память __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2.18. В каждом приведенном случае укажите разновидность образной памяти: 1. Человек может по виду блюда или по его названию описать вкус ______________________________________________________________________ 2. Человек «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей ______________________________________________________________________ 3. Прослушав мелодию или цепочку слов, повторить услышанное ______________________________________________________________________ 4. Хранить в памяти ощущения от прикосновения к какому-либо предмету ______________________________________________________________________
5. Помнить запах хорошо знакомых цветов ______________________________________________________________________ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|