Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ме­ха­ни­че­ские дей­ст­вия, од­но­вре­мен­но яв­ляю­щие­ся сиг­на­ла­ми




 

Мно­гие на­ши дей­ст­вия из­на­чаль­но не не­сут ни­ка­кой «об­­щ­ес­тве­нной» на­груз­ки — мы все­го лишь за­бо­тим­ся о соб­ст­­ве­нном те­ле, по­та­ка­ем ему, пе­ре­ме­ща­ем его в про­стран­ст­ве; мы чис­тим и хо­лим се­бя, скре­бем, очи­ща­ем и вы­ти­ра­ем са­­м­ыми раз­ны­ми спо­со­ба­ми; мы каш­ля­ем, зе­ва­ем и по­тя­ги­­в­ае­мся; мы едим и пьем; мы при­ни­ма­ем удоб­ные по­зы, скла­ды­вая ру­ки и скре­щи­вая но­ги; мы си­дим, сто­им, са­дим­­ся на кор­точ­ки, по­лу­ле­жим во мно­же­ст­ве раз­ных по­зи­ций; мы пол­за­ем, хо­дим и бе­га­ем раз­ны­ми сти­ля­ми и с раз­ной ско­ро­стью. И хо­тя все это мы про­де­лы­ва­ем ра­ди соб­ст­вен­­н­ого бла­га, по­доб­ные дей­ст­вия да­ле­ко не все­гда ос­та­ют­ся не­за­ме­чен­ны­ми. Ок­ру­жаю­щие лю­ди уз­на­ют о нас мно­гое, на­блю­дая имен­но за на­ши­ми «лич­ны­ми» дей­ст­вия­ми. Они ви­дят не толь­ко то, что мы че­шем зу­дя­щий уча­сток ко­жи или бе­жим, ко­гда опаз­ды­ва­ем, они ви­дят еще, как мы все это де­ла­ем, и уз­на­ют, ка­кой у нас ха­рак­тер —и в ка­ком на­строе­нии мы пре­бы­ва­ем в дан­ную ми­ну­ту.

Воз­мож­но, мы пред­по­чли бы скрыть ин­фор­ма­цию о на­шем на­строе­нии, не­воль­но пе­ре­да­вае­мую че­рез «лич­ные» дей­ст­вия, ес­ли бы толь­ко за­ду­ма­лись над тем, что де­ла­ем. Ино­гда мы осоз­на­ем, что «от­кры­ва­ем­ся дру­гим» и «не скры­ва­ем свои чув­ст­ва», и пы­та­ем­ся кон­тро­ли­ро­­вать се­бя. Но ча­ще это­го не про­ис­хо­дит, и мы по­да­ем ок­ру­­жа­ющим сиг­на­лы — яр­кие и яс­ные.

К при­ме­ру, ко­гда сту­дент, слу­шаю­щий за­нуд­ную лек­цию, под­пи­ра­ет го­ло­ву ру­ка­ми, это од­но­вре­мен­но и ме­ха­­н­ич­еское дей­ст­вие, и знак. Ме­ха­ни­че­ское дей­ст­вие сво­­ди­тся к под­дер­жа­нию ру­ка­ми ус­тав­шей го­ло­вы, и этот фи­зи­че­ский акт ка­са­ет­ся од­но­го толь­ко сту­ден­та. В то же вре­мя это дей­ст­вие не­из­беж­но пре­вра­ща­ет­ся в знак, ко­­т­орый со­об­ща­ет на­хо­дя­щим­ся ря­дом лю­дям (воз­мож­но, и лек­то­ру) о том, что сту­дент ску­ча­ет.

В та­ких слу­ча­ях дей­ст­вие не яв­ля­ет­ся осоз­нан­ным, и сту­дент мо­жет не по­ни­мать, что он пе­ре­да­ет ок­ру­жаю­­щим ка­кую-то ин­фор­ма­цию. Ес­ли за­дать ему пря­мой во­прос, он мо­жет ска­зать, что ему не бы­ло скуч­но, про­сто он ус­тал. Ес­ли сту­дент чес­тен (или не­веж­лив), он дол­жен бу­дет ска­зать, что ис­крен­нее лю­бо­пыт­ст­во лег­ко из­го­ня­ет ус­та­лость и по-на­стоя­ще­му ин­те­рес­ный лек­тор ни­ко­гда не уви­дит в ау­ди­то­рии су­ту­ля­щих­ся, под­пи­раю­щих го­ло­­вы ру­ка­ми слу­ша­те­лей вро­де не­го.

Школь­ный учи­тель, ряв­каю­щий на уче­ни­ков «сядь­те пря­мо!», на де­ле тре­бу­ет от них вы­ка­зать то вни­ма­ние, ко­­т­орое он дол­жен за­слу­жить, про­бу­див в них ин­те­рес к уро­ку. Су­дить о вла­сти зна­ков-сиг­на­лов мож­но уже по то­му, что учи­те­лю ка­жет­ся, буд­то его слу­ша­ют вни­ма­тель­нее, ко­гда он ви­дит уче­ни­ков, си­дя­щих пря­мо, хоть он и по­­н­им­ает, что на­прячь­ся их за­ста­вил ок­рик, а во­все не его пе­да­го­ги­че­ские спо­соб­но­сти.

Мно­гие Слу­чай­ные Зна­ки пе­ре­да­ют ин­фор­ма­цию о на­шем рас­по­ло­же­нии ду­ха, ко­то­рую ни мы, ни ок­ру­жаю­­щие нас лю­ди не «счи­ты­ва­ют» соз­на­тель­но. Пред­ставь­те се­бе под­зем­ную сис­те­му свя­зи, ко­то­рая функ­цио­ни­ру­ет, ни­как не про­яв­ля­ясь на «по­верх­но­сти» со­ци­аль­ных кон­­та­ктов. Мы со­вер­ша­ем дей­ст­вие, зри­те­ли за на­ми на­блю­­д­ают. Зна­че­ние дей­ст­вия «про­чи­ты­ва­ет­ся», но не вслух. Мы ско­рее «ощу­ща­ем» на­строе­ние, чем ана­ли­зи­ру­ем его. Вре­ме­на­ми дей­ст­вие ста­но­вит­ся на­столь­ко ха­рак­тер­ным для оп­ре­де­лен­ной си­туа­ции, что мы, в кон­це кон­цов, иден­­т­иф­иц­ир­уем его. На­при­мер, мы го­во­рим о труд­ной про­­бл­еме: «Тут при­дет­ся по­че­сать в за­тыл­ке!» — при­зна­вая тем са­мым, что мы осоз­на­ем связь ме­ж­ду удив­ле­ни­ем и Слу­чай­ным Зна­ком «по­че­сы­ва­ние в за­тыл­ке». Од­на­ко за­­ча­стую эта связь вос­при­ни­ма­ет­ся на­ми на под­соз­на­тель­­ном уров­не или не вос­при­ни­ма­ет­ся во­об­ще.

Чем она яс­нее, тем, ра­зу­ме­ет­ся, лег­че управ­лять си­­ту­ац­ией и ис­поль­зо­вать Слу­чай­ные Зна­ки, что­бы до­бить­­ся же­лае­мо­го ре­зуль­та­та. Ес­ли при­сут­ст­вую­щий на лек­ции сту­дент не ощу­ща­ет ус­та­ло­сти, но же­ла­ет ос­кор­бить лек­то­ра, он мо­жет умыш­лен­но сгор­бить­ся и при­нять ску­­ча­ющую по­зу, соз­на­вая, что этот сиг­нал дой­дет до «ад­ре­­с­ата». Это Мо­ди­фи­ци­ро­ван­ный Слу­чай­ный Знак — ме­ха­­н­ич­еское дей­ст­вие, ко­то­рое ими­ти­ру­ет­ся с це­лью по­дать не­кий знак. В эту ка­те­го­рию по­па­да­ют мно­гие тра­ди­ци­­о­нные «зна­ки вни­ма­ния»; так, не бу­ду­чи го­лод­ны, мы охот­но по­гло­ща­ем еду, ко­то­рая нам не нра­вит­ся, лишь для то­го, что­бы по­ка­зать хо­зяе­вам на­ше к ним рас­по­ло­же­ние. Ко­гда ре­бё­нок взрос­ле­ет и учит­ся адап­ти­ро­вать­ся к пра­­в­илам по­ве­де­ния в об­ще­ст­ве, он так или ина­че по­сти­га­ет ис­кус­ст­во кон­тро­ля над Слу­чай­ны­ми Зна­ка­ми.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных