Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Био­ло­ги­че­ские зна­ки, об­щие для нас и дру­гих жи­вот­ных




 

Ос­нов­ные зна­ки де­лят­ся на шесть глав­ных ка­те­го­рий. Пять из них свой­ст­вен­ны толь­ко че­ло­ве­ку и поя­ви­лись бла­го­да­ря его слож­но уст­ро­ен­но­му, вы­со­ко­раз­ви­то­му моз­гу. Ис­клю­­ч­ение со­став­ля­ют зна­ки, ко­то­рые я на­звал Вы­ра­зи­тель­ны­­ми. Эти зна­ки яв­ля­ют­ся об­щи­ми для лю­дей и жи­вот­ных. Дан­ная ка­те­го­рия вклю­ча­ет в се­бя важ­ные сиг­на­лы, пе­ре­­д­ава­емые с по­мо­щью вы­ра­же­ния ли­ца, иг­раю­щие клю­че­­вую роль в на­шем об­ще­нии.

Ли­ца всех при­ма­тов край­не вы­ра­зи­тель­ны. Строе­ние ли­це­вых мышц у выс­ших ви­дов ста­но­вит­ся все слож­нее, по­зво­ляя их ли­цам при­об­ре­тать ог­ром­ное мно­же­ст­во раз­­ли­чных вы­ра­же­ний. У лю­дей ми­ми­че­ская вы­ра­зи­тель­­ность дос­ти­га­ет апо­гея: на­ши ли­ца пе­ре­да­ют ос­нов­ную часть не­вер­баль­ных сиг­на­лов.

Не ме­нее важ­ны че­ло­ве­че­ские ру­ки, ко­то­рые, ос­во­бо­­ди­вшись в древ­но­сти от обя­зан­но­сти пе­ре­ме­щать те­ло, нау­чи­лись жес­ти­ку­ля­ции: ма­лей­шие пе­ре­ме­ны в по­ло­же­­нии рук по­да­ют сиг­нал об из­ме­не­нии на­строе­ния че­ло­ве­­ка, осо­бен­но во вре­мя раз­го­во­ра. Сло­во «жес­ти­ку­ля­ция» я оп­ре­де­ляю как не­умыш­лен­но со­вер­шае­мое в про­цес­се ком­­м­ун­ик­ации дви­же­ние рук, ко­то­рым жес­ти­ку­ли­рую­щий под­чер­ки­ва­ет свои сло­ва.

Столь ес­те­ст­вен­ные зна­ки обыч­но по­да­ют­ся спон­тан­­но и в боль­шин­ст­ве сво­ем вос­при­ни­ма­ют­ся как долж­ное. Да, го­во­рим мы, он скор­чил смеш­ную гри­ма­су. Но как имен­но дви­га­лись его бро­ви? Это­го мы не пом­ним. Да, го­во­рим мы, он раз­ма­хи­вал ру­ка­ми, по­ка го­во­рил. Но как он при этом скла­ды­вал паль­цы? Не пом­ним. При этом мы во­все не бы­ли нев­ни­ма­тель­ны. Мы ви­де­ли вся­кий знак, и наш мозг за­ре­ги­ст­ри­ро­вал все, что мы ви­де­ли. Но под­вер­гать по­доб­ные дей­ст­вия ана­ли­зу для нас — то же са­мое, что про­из­но­сить по бу­к­вам сло­ва, ко­то­рые мы слы­шим, что­бы по­нять их смысл. В этом от­но­ше­нии Вы­­р­аз­ител­ьные Зна­ки срод­ни Слу­чай­ным из пре­ды­ду­щей ка­те­го­рии. Есть и от­ли­чие: Вы­ра­зи­тель­ный Знак по­да­ет сиг­нал и не вы­пол­ня­ет ме­ха­ни­че­ской функ­ции. Мы де­ла­­ем та­кие зна­ки, ко­гда улы­ба­ем­ся и ус­ме­ха­ем­ся, по­жи­ма­ем пле­ча­ми и на­ду­ва­ем гу­бы, сме­ем­ся и со­дро­га­ем­ся, крас­не­­ем и блед­не­ем, ма­шем и ма­ним, ки­ва­ем и та­ра­щим­ся, хму­рим­ся и ры­чим. Эти зна­ки прак­ти­че­ски оди­на­ко­вы во всем ми­ре. В раз­ных угол­ках Зем­ли они мо­гут от­ли­чать­ся де­та­ля­ми и кон­тек­стом, но в об­щем и це­лом они зна­ко­­мы всем нам. У ка­ж­до­го че­ло­ве­ка есть раз­ви­тые ли­це­вые мыш­цы, един­ст­вен­ная за­да­ча ко­то­рых — вос­про­из­во­дить ми­ми­ку; все мы сто­им на двух ко­неч­но­стях, а не на че­ты­­рех, по­то­му на­ши ру­ки сво­бод­ны и мо­гут вы­ра­зи­тель­но «тан­це­вать», ко­гда мы объ­яс­ня­ем­ся, спо­рим и шу­тим в про­цес­се ком­му­ни­ка­ции. Да, мы по­те­ря­ли хво­сты, ко­то­­р­ыми мож­но ви­лять, и шерсть, ко­то­рая мо­жет то­пор­щить­­ся, од­на­ко бо­лее чем вос­пол­ни­ли по­те­рю, заи­мев изу­ми­­тел­ьно под­виж­ные ли­ца и тре­пе­щу­щие, гиб­кие ру­ки.

 

 

 


 

По сво­ей при­ро­де на­ши Вы­ра­зи­тель­ные Зна­ки тес­но свя­за­ны со Слу­чай­ны­ми Зна­ка­ми — из­на­чаль­но они вы­ра­­ж­али дей­ст­вия, не свя­зан­ные с об­ще­ни­ем. Стис­ну­тый ку­лак обя­зан сво­им по­яв­ле­ни­ем на­ме­ре­нию уда­рить оп­по­­не­нта. Ко­гда рас­сер­жен­ный че­ло­век хму­рит бро­ви, он по­­вт­ор­яет древ­нее те­ло­дви­же­ние жи­вот­но­го, ко­то­рое в ожи­­д­ании ата­ки стре­ми­лось за­щи­тить гла­за. Раз­ни­ца со­сто­ит в том, что в дан­ном слу­чае связь ме­ж­ду ис­ход­ным фи­зи­че­­ским дей­ст­ви­ем и его «по­том­ком», Вы­ра­зи­тель­ным Зна­ком, не­ко­гда пре­рва­лась. Ко­гда мы улы­ба­ем­ся, на­ду­ва­ем гу­бы, вздра­ги­ва­ем, ра­зе­ва­ем рот, ух­мы­ля­ем­ся и так да­лее, мож­но ви­деть, что все эти зна­ки аб­со­лют­но ути­ли­тар­ны, они вос­про­из­во­дят­ся ис­клю­чи­тель­но с ком­му­ни­ка­тив­ны­ми це­ля­ми. Не­взи­рая на то, что Вы­ра­зи­тель­ные Зна­ки яв­ля­ют­­ся об­щи­ми для лю­дей по все­му ми­ру, они под­вер­же­ны за­­ме­тн­ому влия­нию ло­каль­ных куль­тур. Хо­тя раз­ви­тый на­бор мышц для улыб­ки име­ет­ся у всех и ка­ж­до­го, мы не улы­ба­ем­ся оди­на­ко­во, бо­лее то­го, мы не улы­ба­ем­ся по од­­н­ому и то­му же по­во­ду. К при­ме­ру, все де­ти охот­но улы­­б­аю­тся и сме­ют­ся, но ес­ли ме­ст­ные тра­ди­ции тре­бу­ют от ре­бён­ка учить­ся не вы­ка­зы­вать свои чув­ст­ва, взрос­лые мо­гут скрыть да­же на­мек на улыб­ку. Час­то ло­каль­ные пра­ви­­ла по­ве­де­ния да­ют по­вод ду­мать, буд­то дан­ный Вы­ра­зи­­тел­ьный Знак — это ме­ст­ное изо­бре­те­ние, а не об­щий для всех, пусть и мо­ди­фи­ци­ро­ван­ный, эле­мент по­ве­де­ния.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных