ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Хафиз бин Ахмад аль-Хаками 5 страница
«….И даровали Мы Дауду Псалмы». Женщины, 163. «Или не поведали ему [146] [146] о том, что (содержится) в свитках Мусы и Ибрахима, который был верен [147] [147]?» Звезда, 36 - 37. «Мы уже направляли Наших посланников с явными доказательствами [148] [148] и ниспосылали с ними Писание и весы [149] [149], чтобы люди придерживались справедливости.» Железо, 25 Таким образом, нам следует верить во все детали того, что Аллах говорил о Писаниях подробно, что же касается упомянутого Им в целом, то мы должны верить в это в целом, а о том, что повелели Аллах и посланник Его, мы говорим: «И скажи: "Я уверовал в послание, ниспосланное Аллахом..."». Cовет, 15.
Вопрос 75. Что подразумевает собой вера в Писания Аллаха Всемогущего и Великого?
Ответ. Tакая вера подразумевает собой глубокую убеждённость в том, что все они ниспосланы от Аллаха Всемогущего и Великого, и что Аллах действительно произносил те слова, которые содержат в себе эти Писания. Среди них есть такие, слова которых были услышаны от Всевышнего из-за преграды, и они не ниспосылались через посланника-ангела, и среди них есть такие, которые посланник-ангел доносил до посланника из числа людей, и среди них есть такие, которые Аллах Всевышний написал собственноручно. Аллах Всевышний сказал: «Не бывало (такого, чтобы) Аллах говорил с человеком иначе как (посредством) откровения, или через преграду или посылая посланника [150] [150], чтобы (посланник этот) с дозволения Его открывал (человеку) то, что Он пожелает.» Совет, 51 И Всевышний сказал Мусе: «О Муса, поистине, Я избрал [151] [151] тебя (среди других) людей (, ниспослав тебе) Своё послание и (обратив к тебе) Свои слова (непосредственно)….». Преграды, 144. Аллах Всевышний также сказал: «...и Аллах говорил с Мусой (непосредственно).» Женщины, 164 Что же касается Торы, то о ней Аллах Всевышний сказал так: «И Мы начертали для него [152] [152] на скрижалях обо всём [153] [153] назидание и подробное (разъяснение) всему [154] [154]...» Преграды, 145. И сказал Он об Исе: «И Мы даровали ему Евангелие...» Трапеза, 46. И Всевышний также сказал: «….и даровали Мы Дауду Псалмы.» Женщины, 163. И ранее об этом уже упоминалось, когда речь шла о ниспослании. Что же касается Корана, то о нём Аллах Всевышний сказал так: «Однако Аллах свидетельствует о том, что ниспосланное Им тебе ниспослал Он по знанию Своему [155] [155], и ангелы свидетельствуют (о том же) и достаточно Аллаха как свидетеля!» Женщины, 166. И Аллах Всевышний сказал о нём так: «И Мы разделили Коран, чтобы ты читал его людям не спеша, и ниспосылали его по частям [156] [156].» Ночное путешествие, 106. И Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, он [157] [157] - ниспослание Господа миров, с которым снизошёл верный Дух [158] [158] на твоё сердце, чтобы ты стал (одним) из увещателей, (и ниспослан он) на ясном арабском (языке).». Поэты. 192 - 195 И Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, тем, которые не уверовали в напоминание [159] [159]е, когда оно пришло к ним, Книгу, поистине, великую, (воздастся за их неверие) [160] [160]! Не подступиться к нему [161] [161] лжи ни спереди, ни сзади (, ведь это -) ниспослание от Мудрого, Хвалимого!» Разъяснены. 41 - 42. И есть много других подобных аятов.
Вопрос 76. Какое положение занимает Коран по отношению к ниспосланным прежде Писаниям? Ответ. Об этом Аллах Всевышний сказал так: «И Мы ниспослали тебе это писание с истиной для подтверждения и сохранения [162] [162] того, что было в Писаниях прежде…». Трапеза, 48. «Не был этот Коран измышлен без (участия) Аллаха (, но является он) подтверждением (ниспосылавшегося [163] [163]) до него и разъяснением Писания [164] [164], в котором нет сомнения (и которое исходит) от Господа миров.» Йунус 37 Аллах Всевышний также сказал: «(Коран) является не измышленным рассказом, а подтверждением (ниспосылавшегося) до него, и разъяснением всего [165] [165], и руководством и милостью для верующих людей.» Йусуф, 111 Толкователи Корана указывали, что слова о том, что Коран содержит в себе ниспосланное в прежних Писаниях, свидетельствует об этом и подтверждает это собой, означают, что он подтверждает истинное, отрицая внесённые в эти Писания искажения и то, что подверглось частичному или полному изменению, и вынося решения об отмене ложного и подтверждении истинного. Вот почему покоряются ему все те, кто веровал в прежние Писания и не отступался от своей веры, как сказал об этом Всеблагой и Всевышний: «Te, кому Mы дapoвaли Писание дo негo [166] [166], - веруют в нeгo [167] [167]. Кoгдa им читaют(Коран), oни гoвopят: "Mы yвepoвaли в нeгo, ведь oн действительно - иcтинa oт нaшeгo Гocпoдa. Mы eщe paньшe этoгo были предавшимися [168] [168]». Рассказ, 52-53 Подтверждением этому служат и другие аяты.
Вопрос 77. Чего необходимо неуклонно придерживаться по отношению к Корану для всех членов исламской общины? Ответ. Обязательно следовать ему явно и тайно, крепко держаться за него и отдавать ему должное. Аллах Всевышний сказал: «И это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали, так следуйте же ему и будьте богобоязненными.» Скот, 155. «Следуйте тому, что было ниспослано вам от Господа вашего и не следуйте (никаким) покровителям помимо Него.». Преграды, 3 Аллах Всевышний также сказал: «А (что касается тех,) которые придерживаются Писания и совершают молитвы, то, поистине, не оставим Мы без награды совершающих праведные дела.» Преграды, 170. Сказанное имеет отношение ко всему Корану в целом, на что указывают многие аяты. Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что, давая людям наставление относительно Корана, он сказал: «...возьмитесь же за Книгу Аллаха и держитесь за неё крепко!» [169] [169] Муслим.
Вопрос 78, Что значит придерживаться Корана и отдавать ему должное?
Ответ. Это значит запоминать и читать его, заниматься им днём и ночью, размышлять над его аятами, считать дозволенным то, что он разрешает, а запретным - то, что он запрещает, подчиняться его велениям и отстраняться от того, от чего он удерживает, принимать в расчёт его притчи и извлекать уроки из приводимых в нём рассказов, действовать в соответствии с тем, что является в нём полностью ясным, и принимать то, что остаётся неясным, не преступать установленных в нём границ, защищать его от искажений, вносимых фанатиками, и необоснованных утверждений лжецов, проявлять искренность по отношению ко всему тому, о чём в нём говорится, и призывать к этому на основе знания.
Вопрос 79. Является ли такой атрибут как слово сущностным атрибутом или атрибутом действия? Ответ. С учётом связи слова с сущностью Аллаха Всемогущего и Великого и того обстоятельства, что Всевышний характеризуется им, данный атрибут является таким же сущностным атрибутом, как и знание Всевышнего, однако он является ещё и производным от Его знания и ниспосылается по знанию, ведь Аллах лучше всех знает о том, что Он ниспосылает. С учётом же того обстоятельства, что эти слова произносятся по воле и желанию Аллаха, данный атрибут является атрибутом действия. Вот почему наши праведные предшественники, да помилует их Аллах, говорили, что атрибут речи является одновременно и сущностным атрибутом, и атрибутом действия. Аллах Всевышний, слава Ему, уже в предвечности и безначальности характеризовался этим атрибутом, как продолжает характеризоваться и ныне, что же касается произнесения Им слов и обращения со словами к кому-либо, то это зависит от Его же желания и воли. Это значит, что Он произносит Свои слова, если пожелает, когда пожелает и как пожелает, предоставляя возможность услышать их, кому пожелает, и речь Аллаха является Его атрибутом, не ограниченным никакими рамками и пределами. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Будь (вода) моря чернилами для (записи) слов Господа моего, непременно иссякло бы море прежде чем иссякли бы слова Господа моего, даже если бы мы добавили ещё столько же чернил». Пещера, 109. «И если бы (превратились) все деревья земли в перья, после чего к морю (добавились бы воды) ешё семи морей, то (и тогда) не иссякли бы слова Аллаха.» [170] [170] Лукман, 27 Аллах Всевышний также сказал:
«Исполнилось слово [171] [171] Господа твоего как истина [172] [172] и (проявление) справедливости [173] [173]. Никто не (в силах) заменить слова Его [174] [174], (ведь) Он - Слышащий, Знающий!» Скот, 115
Вопрос 80. Что является указанием на обязательность веры в посланников?
Ответ. Таких указаний в Коране и сунне имеется множество. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, и хотят отделить (веру в) Аллаха от (веры в) Его посланников и говорят при этом: "Мы веруем в одних посланников и не веруем в других", - желая избрать средний путь, — они и есть подлинно неверующие, а Мы уготовали неверующим унизительное наказание. Тем же, которые уверовали в Аллаха и в Его посланников и не делали меж ними никаких различий, - им дарует Он их награды...» Женщины, 150-152 Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал: «Я уверовал в Аллаха и посланников Его». Апь-Бухари, Муслим
Вопрос 81. Что подразумевает собой вера в посланников?
Ответ. Такая вера подразумевает собой глубокую убеждённость в том, что Аллах Всевышний направлял к каждому народу посланников из числа людей, составлявших собой этот народ, и эти посланники призывали их к поклонению одному лишь Аллаху и неверию в то, чему они поклонялись, кроме Него, что все эти посланники были правдивыми и достойными доверия, являлись благонравными и шли правильным путём, отличались благочестием и благородством, были богобоязненными и верными, указывали на путь истинный и сами были ведомы этим путём, что Господь их оказал им помощь явными доказательствами и очевидными знамениями и что они довели до сведения людей всё то, с чем Аллах направил их к людям, ничего не утаив и не изменив, а также не добавив к этому ни единой буквы от самих себя и не отняв. Аллах Всевышний сказал: «Разве возлагалось на посланников (нечто иное), кроме ясного сообщения?» Пчёлы, 35 И такая вера подразумевает собой убеждённость в том, что все они придерживались очевидной истины, и что Аллах Всевышний избрал Ибрахима Своим возлюбленным (халиль), как избрал Он им и Мухаммада, (с.г.с.), и что Он говорил с Мусой непосредственно, и что Он вознёс Идриса к высокому месту, и что Иса являлся рабом Аллаха, и Его посланником, и словом, с которым Он обратился к Марйам[175][175], и Духом от Него и что Аллах отдал одним из них предпочтение перед другими, возвысив некоторых из них на много ступеней.
Вопрос 82. Соответствовали ли друг другу призывы посланников в том, что они приказывали людям и что запрещали?
Ответ. Призывы всех посланников от первого до последнего ничем не отличались друг от друга, если говорить об основах поклонения, то есть о единобожии, требующем посвящения всех видов поклонения независимо от того, идёт ли речь об убеждениях, словах или делах, одному только Аллаху Всевышнему и неверия во всё то, чему поклоняются помимо Аллаха. Что же касается таких обязанностей как молитва, пост и так далее, являющихся средством осуществления поклонения, то одним людям могло вменяться в обязанность то, что не вменялось в обязанность другим, точно также как одним (Могло запрещаться то, что разрешалось другим, однако всё это являлось не чем иным как испытанием от Аллаха Всевышнего, который сказал: «...чтобы испытать вас (и посмотреть), кто из вас лучше по делам (своим).» Власть, 2
Вопрос 83. Какие указания имеются на то, что между посланниками не было различий по вопросам, имеющим отношение к вышеупомянутым основам поклонения? Ответ. Указания такого рода в Коране подразделяются на два вида - общие и частные. Что касается общих указаний, то примером могут служить такие слова Аллаха Всевышнего: «Мы направили к каждому народу посланника (с призывом): «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута [176] [176]!» Пчёлы, 36 «Мы не посылали до тебя ни одного посланника без того, чтобы не (внушить ему через) откровение: Нет бога кроме Меня, так поклоняйтесь же Мне!» Пророки, 25 «И спроси тех Наших посланников, которых Мы направляли до тебя, разрешали ли Мы поклоняться иным богам, кроме Милосердного? [177] [177]». Украшения, 45. Что же касается частных указаний, то в пример можно привести такие слова Аллаха Всевышнего: «И Мы направили Нуха к его народу, и сказал он: "О народ мой, поклоняйтесь Аллаху: нет для вас иного Бога!» Верующие, 23 «(И Мы направили) к самудянам их брата Салиха(, который) сказал: "О народ мой, поклоняйтесь Аллаху: нет для вас иного Бога!...». Худ. 61. «(И мы направили) к адитам их брата Худа(, который) сказал: "О народ мой, поклоняйтесь Аллаху: нет для вас иного Бога!...». Худ, 50. «И Мы направили к мадийанитам их брата Шу ,айба (, который) сказал: О народ мой, поклоняйтесь Аллаху: нет для вас иного Бога!...». Худ. 84. «И вот сказал Ибрахим своему отцу и своему народу: "Поистине, непричастен я к тому, чему поклоняетесь вы, за исключением Того, кто создал меня!...» Украшения, 26 - 27. И Аллах Всевышний также поведал, что Муса сказал: «Ваш Бог - только Аллах, помимо которого нет иного бога. Он объемлет Своим знанием всё.» Та ха 98 И Аллах Всевышний также поведал, что Иса сказал: «"О сыны Исраиля, поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!" Поистине, Аллах сделал рай запретным для того, кто наряду с Ним поклоняется и другим, и убежищем для него послужит (огонь)…» Трапеза, 72 И Аллах Всевышний также сказал: «Скажи: "Я - только увещатель, и нет никакого иного бога, кроме Аллаха, Единого, Всеподчиняющего!» Сад, 65, И указанием на это могут служить также и другие аяты.
Вопрос 84. Какие указания имеются на то, что по частным вопросам, имевшим отношение к дозволенному и запретному, религиозные законы, к подчинению которым посланники призывали людей, отличались друг от друга?
Ответ. Таким указанием служат слова Аллаха Всемогущего и Великого: «...Для каждого из вас Мы установили (свой) закон и путь, а если бы Аллах пожелал, то Он, конечно же, превратил бы вас в единую общину, но (Он не сделал этого), чтобы испытать вас в том, что даровал вам [178] [178]. Старайтесь же опередить (других) в благих делах...». Трапеза, 48 Ибн Аббас[179][179], да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Слова "...(свой) закон и путь...." означают: «образ действий и обычай». Нечто подобное говорили также Муджахид, Икрима, аль-Хасан аль-Басри, Катада, ад-Даххак, ас-Садди и Абу Исхак ас-Саби'и[180][180]. А в одном из хадисов сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал: «Пророки являются братьями от разных матерей (и одного отца, a) религия у них едина [181] [181]». Аль-Бухари Под этой религией он подразумевал единобожие, ту религию, с которой Аллах направлял к людям каждого Своего посланника и о которой говорилось в каждом ниспосланном Им Писании, что же касается религиозных законов, то они отличались друг от друга в том, что касалось велений и запретов, дозволенного и запретного, а сделано это было для того, «…чтобы испытать вас (и посмотреть), кто из вас лучше по делам (своим).». Власть, 2
Вопрос 85. Обо всех ли посланниках Аллах рассказал в Коране?
Ответ. Аллах рассказал нам то, чего было достаточно и что содержит в себе наставления и назидания, после чего Всевышний сказал: «(И Мы посылали) посланников, о которых Мы рассказали тебе прежде, а также других посланников, о которых прежде не рассказывали тебе...» Женщины, 164. И поэтому мы верим во все детали того, что Он рассказал о них подробно, как в целом верим и в то, что Он рассказал в общем.
Вопрос 86. Кого из посланников Аллах Всевышний назвал в Коране поимённо?
Ответ. В Коране были названы такие посланники, как Адам, Нух, Идрис, Худ, Салих, Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йа'куб, Йусуф, Лут, Шу'айб, Йунус, Муса, Харун, Илйас, Закарийа, Йахйа, аль-Йаса, Зу-ль-Кифль, Дауд, Суляйман, Аййуб, колена[182][182], Иса и Мухаммад, да благословит и да приветствует Аллах их всех.
Вопрос 87. Кто из посланников был назван "обладающими твёрдой решимостью" (улю-ль-'азм)? Ответ. Таких посланников было пятеро, и Аллах Всемогущий и Великий упоминает о них по отдельности в двух местах Своей Книги: ПЕРВОЕ: оно находится в суре "Сонмы", где Аллах Всевышний говорит: «И вот, взяли Мы с пророков обет: и с тебя, и с Нуха, Ибрахима, Мусы и Исы, сына Марйам...» Сонмы, 7 ВТОРОЕ: оно находится в суре "Совет", где Аллах Всевышний говорит: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Он Нуху, и то, что Мы дали тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе, сказав: "Соблюдайте установления религии и не разобщайтесь в ней."» Совет, 13.
Вопрос 88. Кто был первым посланником? Ответ. Первым из них после возникновения расхождений во взглядах среди людей[183][183] стал Нух, как сказал об этом Аллах Всевышний: «Поистине, Мы ниспослали тебе откровения, как ниспосылали их Нуху и пророкам после него…». Женщины, 163. Аллах Всевышний также сказал. «До них [184] [184] посчитали ложью (слова посланников люди) народа Нуха и ополчавшиеся (против истины) после них.» [185] [185] Прощающий, 5.
Вопрос 89. Когда возникли вышеупомянутые расхождения?
Ответ. Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Нуха отделяло от Адама десять веков, в течение которых они придерживались закона, ниспосланного от Аллаха, после чего среди них возникли разногласия, а Аллах Всевышний сказал: «...и Аллах направил пророков как вестников благого и увещателей...» Корова, 213
Вопрос 90. Кто является последним пророком и что указывает на это?
Ответ. Последним пророком является Мухаммад,(с.г.с.), Аллах Всевышний сказал: «Мухаммад - не отец кого-либо из ваших мужчин, а посланник Аллаха и последний из пророков». Сонмы, 40 Что же касается пророка,(с.г.с.),то сообщается, что он сказал: «Появится среди (членов) моей общины тридцать лжецов, каждый из которых станет утверждать, что он является пророком (, но) это я - последний пророк, и не будет пророка после меня». Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ахмад (часть длинного хадиса). Сообщается также, что однажды пророк,(с.г.с.),спросил Али, да будет доволен им Аллах: «Разве не хочешь ты занимать при мне такое же положение, какое занимал Харун при Мусе, с той лишь разницей, что после меня пророка уже не будет?» Аль-Бухари, Муслим. А в хадисе об Антихристе сообщается, что пророк,(с.г.с.), сказал: "...а я - последний из пророков, и не будет пророка после меня». Ат-Тирмизи Известно также и много других подобных примеров.
Вопрос 91. Чем наш пророк Мухаммад,(с.г.с.),отличался от других пророков?
Ответ. Он,(с.г.с.),отличался от других многими особенностями, которые можно классифицировать следующим образом: Как мы уже упоминали, он был последним пророком. Кроме того, он,(с.г.с.),был господином потомков Адама, на что указывает одно из толкований слов Всевышнего: «Мы отдали предпочтение одним посланникам перед другими [186] [186]: (были) среди них такие, с которыми Аллах говорил [187] [187], а некоторых из них Он вознёс (на много) ступеней...». Корова, 253. И указанием на это служат слова пророка, «Я - господин потомков Адама, (однако я) не горжусь (этим)». Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад. Абу-Дауд. Кроме того, он, (с.г.с.), был направлен ко всем людям и джиннам, на что указывают слова Всевышнего: «Скажи: "О люди! Поистине, я - посланник Аллаха ко всем вам…». Преграды. 158. И Аллах Всевышний также сказал: «А Мы направили тебя ко всем людям только как вестника блага и увещателя.» Са6а 28 И сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал: «Мне было даровано пять (вещей), которые не были дарованы никому (из пророков) до меня: мне была оказана помощь страхом (, который охватил сердца моих врагов, живущих от меня) на расстоянии месяца пути; земля была сделана для меня [188] [188] местом совершения молитв и средством очищения, и поэтому где бы ни застало человека, принадлежащего к моей общине, (время) молитвы, пусть молится (на этом месте); военная добыча, которую не разрешалось (брать) никому (из пророков) до меня, была дозволена мне; мне было даровано право заступничества [189] [189]; и (, кроме того, раньше) каждый пророк направлялся только к своему народу, я же был послан ко всем людям». Аль-Бухари И пророк, (с.г.с.), отличался целым рядом других особенностей, о которых мы не упомянули и о которых говорится во многих хадисах.
Вопрос 92. Что такое чудеса пророков?
Ответ. Чудесами называются сверхъестественные явления, имеющие отношение к побуждению и не имеющие себе аналогов в обычной жизни. Среди них были такие, которые можно было воспринимать с помощью чувств, иначе говоря, увидеть или услышать, примером чего может служить появление из скалы верблюдицы[190][190], превращение посоха в змею[191][191], наделение даром речи неодушевлённых предметов и так далее. И есть среди них чудеса духовного порядка, воспринимаемые посредством знания, например, такое чудо как Коран. Что касается нашего пророка, (с.г.с.), то ему была дана способность совершения чудес всех видов, и какие бы чудеса ни совершал любой из прежних пророков, ему неизменно даровалась способность совершать нечто наиболее великое в своём роде. Среди чудес, которые были доступны чувственному восприятию людей, можно выделить такие, как раскалывание луны[192][192], стоны, издававшиеся стволом пальмы[193][193], примеры того, как меж пальцев пророка, (с.г.с.), вода начинала бить ключом[194][194], сообщение о том, как заговорила баранья нога[195][195], сообщение о том, как пища начинала славить Аллаха[196][196], и многие достоверные сообщения о других его чудесах. Однако все они подобны чудесам, совершёнными прочими пророками, которые прекратились, когда время их закончилось, и от которых не осталось ничего, кроме воспоминаний. Что же касается вечного и непреходящего чуда, то им является Коран, такое чудо, которое не прекращается и о котором сказано: «Не подступиться к нему лжи ни спереди, ни сзади (, ведь это —) ниспослание от Мудрого, Хвалимого!» Разъяснены, 42.
Вопрос 93. Что является указанием на непревзойдённость Корана?
Ответ. Хорошо известен тот факт, что Благословенный Коран ниспосылался частями более двадцати лет. Указанием на непревзойдённость Корана служит то, что всё это время он бросал вызов самым красноречивым людям, обращаясь к ним с такими словами: «Пусть же они приведут рассказ, подобный ему, если они правдивы [197] [197]». Гора, 34 И в Коране также говорится: «Скажи: "Тогда приведите десять измышленных сур, подобных его (сурам)…». Худ, 13 И в Коране также говорится: «Скажи: "Тогда приведите (хотя бы одну) суру, подобную его (сурам)... "» Йунус, 38
Однако никто из них так и не сделал этого, несмотря на то, что они очень хотели дать свой ответ любыми возможными средствами, и несмотря на то, что буквы и слова Корана были подобны буквам и словам, которыми они пользовались, общаясь друг с другом, соперничая между собой в красноречии и похваляясь им перед другими. И тогда в Коране появились слова обращения к этим людям, показывающие их слабость и непревзойденность Книги Аллаха, который сказал: «Скажи: "Поистине, если бы собрались люди и джинны, чтобы привести (нечто) подобное этому Корану, то не привели бы они подобного ему, даже если бы они помогали друг другу!"» Ночное путешествие, 88. Что же касается пророка, (с.г.с.), то он сказал: «Не было ни одного из пророков, которому не было бы даровано того, благодаря чему люди начинали верить в него [198] [198], что же касается меня, то мне были дарованы откровения, ниспосылавшиеся мне Аллахом [199] [199], и я надеюсь, что в День воскресения у меня окажется больше последователей, чем у (любого из) них». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|