ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ответ. Об этом говорится во многих хадисах. 3 страница«Ходатайствуйте (за просителя), я вы непременно будете вознаграждены, а Аллах через Своего посланника вынесет угодное (Ему) решение». Аль-Бухари, Муслим Сообщается, что когда посланник Аллаха, (с.г.с.), услышал, как один человек говорил: "Как пожелал Аллах и ты", он сказал (ему): «Heт, как пожелал один лишь Аллах!» Ахмад Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал: «Того, кому Аллах желает блага. Он приводит к пониманию религии». Аль-Бухари, Ат-Тирмизи, Ахмад. Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал: «Когда Аллах Всевышний желает оказать милость какой-нибудь общине, он забирает к Себе пророка (этой общины) до её (исчезновения) и делает его её предшественником, а если Он желает погубить какую-нибудь общину, то подвергает её наказанию уже при жизни её пророка». Муслим Примером могут служить и многие другие хадисы, в которых упоминается о желании и воле Аллаха.
Вопрос 141. В Своей Книге Аллах Всевышний поведал нам о том, что Он любит совершающих благие дела, богобоязненных и терпеливых, о чём мы знаем также со слов Его посланника, (с.г.с.) и что следует из смысла Его атрибутов. Он доволен теми, кто верует и совершает благие дела, Он не любит неверных и несправедливых, Он не желает, чтобы рабы Его впадали в неверие и не любит нечестия, но вместе с тем всё это существует в силу желания Аллаха и по воле Его, а если бы Он пожелал, то этого бы не было, ведь во владениях Его не бывает ничего такого, чего Он не желает. Но что же в таком случае можно ответить тому, кто скажет: "Как может Он желать и хотеть того, чем Он недоволен и чего Он не любит"?
Ответ. Знай, что в различных аятах Корана и хадисах о воле Аллаха упоминается в двух смыслах: С одной стороны, в них говорится о проявлении воли Аллаха, имеющем отношение к бытию и предопределению, что не всегда связано с любовью и согласием, поскольку воля такого рода включает в себя неверие и веру, повиновение и ослушание, любимое и ненавистное, и никто не в состоянии пойти наперекор ей, о чём Всевышний сказал так: «Аллах облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он желает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает...» Скот, 125. Аллах Всевышний также сказал: «Если захочет Аллах подвергнуть кого-нибудь испытанию [346] [346], то ты никоим образом не сможешь (избавить его от того, что исходит) от Аллаха. Это - те, сердца которых Аллах очистить не захотел». Трапеза, 41 Указанием на это могут служить и другие аяты. С другой стороны, имеется в виду проявление воли Аллаха, имеющее отношение к религии и религиозному закону (шар), что связано с благоволением и любовью Аллаха и сообразно чему Он что-то повелел, а что-то запретил Своим рабам, и указанием на это являются такие слова Всевышнего: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения….» Корова, 185. Аллах Всевышний также сказал: «Аллах хочет разъяснить вам, и повести вас путями (живших) до вас [347] [347] и принять ваше покаяние [348] [348], (ведь) Аллах - Знающий, Мудрый.» Женщины, 26 Примерами могут служить и другие аяты. Следовать этому проявлению воли Аллаха может лишь тот, на кого распространяется то проявление Его воли, которое имеет отношение к бытию. В верующем, который повинуется Аллаху, оба вышеупомянутых проявления совмещаются, что же касается нечестивого и непокорного человека, то на него распространяется лишь то проявление воли Аллаха, которое имеет отношение к бытию и предопределению. Аллах, слава Ему, призвал всех Своих рабов к тому, что является угодным Ему, но привёл к повиновению Себе только тех из них, кого пожелал, как сказал об этом Сам Всевышний: «Аллах призывает к обители мира [349] [349] и выводит на прямой путь, кого пожелает.» Йунус, 25 Таким образом, Аллах Всевышний, слава Ему, распространяет Свой призыв на всех, но подчёркивает, что ведёт Он лишь тех, кого желает. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь.» Звезда, 30
Вопрос 142. Какие имеются указания на четвёртую ступень веры в предопределение, которая связана с творением?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Аллах - Творец всего сущего и Он - Покровитель всего.» Толпы, 62. «Разве есть помимо Аллаха другой творец, дающий вам удел с неба и земли?!» Создатель, 3. «Это творение Аллаха, а (теперь) покажите Мне, что создали те (боги, которым вы поклоняетесь) помимо Него!» Лукман, 11. «Аллах - (Тот,) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит. Есть ли среди тех, кому поклоняетесь вы наряду с Ним, (такой,) кто (был бы способен) сделать что-нибудь из этого?!» Румы, 40 «И Аллах сотворил вас и то, что вы делаете». Выстроившиеся в ряд, 96. «Клянусь душой и Тем, кто создал её соразмерной и внушил ей её греховность и её благочестие...» Солнце, 7-8. «Тот, кого Аллах ведёт, становится на верный путь, а те, кого Он сбивает с пути, - такие терпят убытки.» Преграды, 178 Аллах Всевышний также сказал: «...однако Аллах внушил вам любовь к вере, и украсил её в ваших сердцах и сделал для вас ненавистными неверие, нечестие и ослушание.» Комнаты, 7 Указанием на это являются также и другие аяты. О том, что Аллах создаёт действия рабов, говорится в хадисе, передаваемом со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «Поистине, Аллах создаёт и каждого делающего (что бы то ни было), и то, что он делает». Аль-Бухари, аль-Байхаки Сообщается также, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, пророк, (с.г.с.) говорил: «О Аллах, надели душу мою благочестием и очисть её, (ведь) Ты -лучший из тех, кто (может) её очистить! [350] [350] Ты - Покровитель её и Благодетель!» /Аллахумма, aтu нафси таква-ха ва закки-ха, Анта хайру ман заккя-ха! Анта Валийу-ха ва Мауля-ха! / Муслим, Ахмад, ан-Наса'и (часть длинного хадиса). Указанием на это являются и другие хадисы.
Вопрос 143. Как следует понимать слова пророка, (с.г.с.), который сказал: «...всё благо в руках Твоих, а зло не (исходит от) Тебя...» /...ва-ль-xaйpy куллю-хд би-йадай-кя, ва-ш-шарру ляйса иляй-кя... /, — с учётом того, что Творцом всего является Аллах, слава Ему?
Ответ. Эти слова означают, что все дела Всемогущего и Великого Аллаха являются чистым благом в том смысле, что они характеризуют Его собой и исходят от Него, не заключая в себе никакого зла. Всевышний мудр и справедлив, и всем Его делам присущи мудрость и справедливость. Всевышний, слава Ему, всё расставляет по своим местам сообразно Своему знанию, что же касается зла, постигающего человека в силу предопределения, то Аллах добавляет его рабу в качестве соответствующего его вине воздаяния, когда он начинает следовать чему-то губительному, о чём Аллах Всевышний сказал так: «A бедствия постигают вас за то, что творите вы своими руками, и многое Он прощает.» Совет, 30 «Мы не поступим с ними несправедливо, это они были несправедливыми. [351] [351]» Украшения, 76 Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, Аллах не проявляет несправедливости к людям ни в чём, но люди несправедливы к самим себе.» Йунус, 44
Вопрос 144. Обладают ли рабы Аллаха способностью и волей к совершению тех действий, которые им приписывают? [352] [352]
Ответ. Да, рабы Аллаха способны совершать свои действия и они обладают желанием и волей. Таким образом, в этом отношении дела их приписываются им справедливо и в соответствии со степенью их способности дела вменяются им в обязанность, за что они и будут соответствующим образом вознаграждены или подвергнуты наказанию. Аллах вменяет им в обязанность лишь то, что соответствует их возможностям. Это зафиксировано в Коране и сунне, и Аллах охарактеризовал людей как обладающих способностью и волей к совершению действий, однако они могут делать лишь то, на что им даёт силы Аллах, и не могут пожелать чего бы то ни было, если не пожелает этого Аллах, и делают лишь то, к чему приводит их Аллах, о чём уже упоминалось в цитированных выше аятах и хадисах, где говорится о желании, воле и творении Аллахом действий людей. Сами же они не создают своих действий, как не создают и самих себя, что же касается их способности, желания, воли и действий, то всё это подчинено могуществу, желанию и действиям Аллаха, который является Творцом как их самих, так и их способности, воли, желания и действий. С другой стороны, их желание, воля, способность и действия не являются тождественными желанию, воле, могуществу и действиям Аллаха точно также как сами они не тождественны Ему, ибо Аллах выше этого. Напротив, их действия, которые сотворены Аллахом, соответствуют положению людей и справедливо приписываются им, являются результатом дел Аллаха, которые соответствуют Его положению и справедливо приписываются Ему, поскольку Он на самом деле является Действующим, тогда как раб на самом деле является объектом действия. Так, Аллах, поистине, является Руководящим в той же мере, в какой раб является руководимым, а поэтому оба этих действия следует относить к Тому, кто их совершает, ведь Аллах Всевышний сказал: «Кого ведёт Аллах, тот и следует прямым путём….». Ночное путешествие, 97. Таким образом, приписывание руководства (хидайа) Аллаху правомерно в такой же степени как правомерно приписывание рабам того, что они руководствуются этим руководством (ихтида'). С другой стороны, Руководитель не идентичен руководствующемуся точно также как и руководство не идентично следованию этому руководству. И можно сказать, что Аллах действительно сбивает с пути, кого пожелает, что же касается раба, то он действительно становится заблудшим. И то же самое можно сказать обо всех действиях Аллаха по отношению к Его рабам, предпринимаемым Им по Его усмотрению. Если же кто-нибудь приписывает действие и результат действия рабу, это значит, что он впал в неверие, как впал в неверие и тот, кто приписывает результат действия одному только Аллаху. Истинно верующим является лишь тот, кто относит действие к Творцу, а результат действия — к сотворённому, поскольку оба этих утверждения соответствуют истине.
Вопрос 145. Какое место в религии занимает вера в предопределение?
Ответ. Вера в предопределение является организующим началом единобожия точно также как вера в те средства, которые приводят к предопределённому благу и ограждают от предопределённого зла, является организующим началом шариата. Правильной и прямой может быть религия лишь того человека, который верит в предопределение и следует установлениям шариата. Указанием на это служит то, что пророк, (с.г.с.), подтвердил обязательность веры в предопределение, а когда кто-то спросил его: "Так не положиться ли нам на то, что уже написано нам на роду, и не отказаться ли от дел?", - сказал ему в ответ: «Действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан» Аль-Бухари, Муслим. Таким образом, тот, кто отрицает предопределение, утверждая, что оно несовместимо с шариатом, лишает Аллаха Всевышнего таких Его атрибутов как знание и всемогущество и объявляет раба Аллаха независимым в его действиях и творцом этих действий. Это означает, что такой человек не просто утверждает, что наряду с Аллахом существует ещё один творец, он утверждает, что все сотворённые существа являются творцами. С другой стороны, человек, признающий предопределение, но использующий его как аргумент против шариата, отрицающий, что раб обладает способностью к совершению действий и свободой выбора, которыми наделил его Аллах и в соответствии с которыми Он возложил на него определённые обязанности, и заявляющий, что Аллах возложил на своих рабов нечто непосильное для них, что подобно возложению на слепого обязанности расставить точки над буквами в словах Корана, такой человек приписывает Аллаху Всевышнему несправедливость, а имамом его в этом является Иблис, да проклянёт его Аллах, ведь Иблис сказал[353][353]: «3а то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я засяду на Твоём прямом пути (, поджидая) их [354] [354]». Преграды. 16. Что же касается истинно верующих, то они верят как в предопределённость добра и зла, так и в то, что Творцом всего этого является Аллах, следуют велениям и запретам шариата и обращаются на суд к шариату тайно и явно. И они веруют в то, что осуществлять руководство или сбивать с пути может один лишь Аллах, который по милости Своей выводит на прямой путь, кого пожелает, а кого пожелает, сбивает с пути сообразно Своей справедливости, как веруют они и в то, что Он лучше всех знает, в каких случаях уместно то или другое. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь.» Звезда, 30 И истинно верующий верит, что во всём имеющем к этому отношение Аллах проявляет высшую мудрость и располагает неопровержимыми доводами, веруя и в то, что награда и наказание зависят не от предопределения, а от того, в какой мере человек будет придерживаться установлений шариата или пренебрегать ими. Что же касается предопределения, то верующие только утешают себя его неизбежностью, когда с ними приключаются какие-нибудь несчастья. Когда им достаётся нечто благое, они признают, кому они обязаны этим, говоря: «Хвала Аллаху, который указал нам путь к этому! Никогда бы не встать нам на верный путь, если бы Аллах не направил нас.» Преграды, 43. И они не повторяют слов того нечестивого[355][355], который сказал: «Это было даровано мне только за знание, которым я (обладаю).» Рассказ, 78. Когда они совершают что-то дурное, то говорят то же, что сказали их прародители[356][356]: «Господь наш! Мы сами себя обидели, и если Ты не простишь и не помилуешь нас, мы неизбежно окажемся в числе потерпевших урон!» Преграды, 23 И они не повторяют слов проклятого шайтана, который сказал: «Господь мой! За то, что Ты ввёл меня в заблуждение….». Аль-Хиджр, 39. Если случается с ними какое-нибудь несчастье, они говорят: «Поистине, мы (принадлежим) Аллаху и, поистине, к Нему (мы) вернёмся.» Корова, 156 И в подобных случаях они не говорят того, что говорили неверные, о которых Аллах Всевышний сказал: «…. и говорили о братьях своих, отправлявшихся в путешествие или в военный поход: "Будь они с нами, то не умерли бы они и не были убиты!", - чтобы Аллах сделал это (причиной) горя их сердец [357] [357]. (Это) Аллах даёт жизнь и умерщвляет и Аллах знает о том, что вы делаете.» Семейство Имрана, 156.
Вопрос 146, Сколько насчитывается ответвлений веры?
Ответ. Аллах Всевышний сказал: «Не в том благочестие, чтобы вы обращались лицами к востоку и западу; благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в Писание и в пророков, кто, несмотря на свою любовь к имуществу, расходовал его на близких, и сирот, и неимущих, и путников, и просящих подаяние и на (освобождение) рабов, и совершал молитву и давал закят; (благочестивы) верные заключённому ими договору и проявляющие терпение в беде, в нужде и во время опасности. Это -те, которые правдивы, и это - богобоязненные.» Корова, 177 Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал: «Вера (включает в себя) более шестидесяти ответвлений...» В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал: «... более семидесяти ответвлений, высшим из которых является произнесение слов "нет бога, кроме Аллаха " а низшим -устранение с дороги того, что может повредить (людям), и стыдливость (относится к числу) ответвлений веры». Аль-Бухари, Муслим.
Вопрос 147. Каким образом улемы давали толкования этим ответвлениям?
Ответ. Некоторые комментаторы хадисов перечисляли их, посвятив этому целые сочинения, чем принесли людям пользу. Однако знание всех этих ответвлений не является необходимым условием веры: достаточно верить в существование всех их в целом, поскольку всё это есть в Коране и сунне. Таким образом, рабу следует выполнять веления Аллаха и Его посланника, отказываться от того, от чего они его удерживают, и верить тому, о чём сообщается в Коране и сунне, и благодаря этому он будет полностью удовлетворять требованиям всех ответвлений веры. Что же касается всего перечислявшегося этими людьми, то это действительно имеет отношение к делам веры, но для того, чтобы категорически утверждать, что смысл слов пророка, (с.г.с.), которые заключает в себе вышеупомянутый хадис, состоит именно в этом, необходимы соответствующие указания.
Вопрос 148. В чём состоит суть того, что было перечислено ими?
Ответ. В "Фатх аль-Бари" Ибн Хаджар кратко излагает суть сказанного об этом Ибн Хаббаном, говоря: "Поистине, эти ответвления берут своё начало от дел сердца, дел языка и дел тела. " ДЕЛА СЕРДЦА: ими являются воззрения и намерения, которым присущи двадцать четыре свойства. Так, например, вера в Аллаха подразумевает собой вера в Его сущность, в Его атрибуты и в то, что Он является Единственным Богом, а также в то, что: «Нет ничего, подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий.» Совет. 11. И такая вера подразумевает собой убеждённость в сотворённости всего прочего, а также веру в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в предопределённость добра и зла и веру в Последний день. Составными частями веры в Последний день являются вера в то, что покойным в их могилах будут заданы вопросы, вера в воскресение, расчёт, Весы, Сират, рай, ад, любовь к Аллаху, любовь и ненависть ради Аллаха, любовь к пророку, (с.г.с.), и убеждённость в том, что его следует почитать. Составными частями такой убеждённости являются обращения к Аллаху с мольбами за пророка, (с.г.с.), следование его сунне и искренность. Составными частями искренности являются отказ от лицемерия и стремления к совершению благих дел напоказ, покаяние, страх, надежда, благодарность, верность, терпение, удовлетворённость предопределённым, упование, милосердие и смирение. И, наконец, составными частями смирения являются проявление уважения к старшим, жалость по отношению к младшим, а также отказ от высокомерия, самолюбования, зависти, ненависти и гнева. ДЕЛА ЯЗЫКА: этим делам присущи семь свойств, в том числе: произнесение свидетельства о единобожии, чтение Корана, приобретение знания и передача его другим, обращение к Аллаху с мольбами (ду'а) и поминание Аллаха, к чему, помимо прочего, имеют отношение просьбы о прощении (истигфар) и отказ от пустословия. ДЕЛА ТЕЛА: этим делам присущи тридцать восемь свойств, в том числе: - пятнадцать свойств, касающихся самого человека как индивидуальности, а именно - стремление к поддержанию чистоты, обычай угощать людей, оказание гостеприимства, соблюдение обязательных и добровольных постов, неотлучное пребывание в мечети в течение определённого времени, ожидание ночи могущества, совершение хаджжа, умры и обхода Каабы, а также бегство от искушений со своей религией, что подразумевает собой переселение из тех мест, где получило распространение многобожие, верность своим обетам, выполнение клятв и искупление своих прегрешений. Часть из этих свойств имеет отношение к тем, кто находится на попечении человека: стремление к воздержанию от запретного с помощью брака, соблюдение прав детей, проявление почтительности к родителям (последнее подразумевает собой отказ от их ослушания и воспитание детей); поддержание связей с родственниками. И среди этих свойств есть такие, которые имеют отношение ко всем людям вообще, а именно: осуществление справедливого руководства, поддержание согласия среди мусульман; примирение людей между собой, оказание помощи другим в делах благочестия; и к этому имеет отношение побуждение к одобряемому шариатом и удержание от отвергаемого им, и к этому имеет отношение стремление поддерживать связь с единоверцами и возвращение доверенного; обязательная уплата долгов, оказание уважения соседу и поддержание хороших взаимоотношений с людьми; и к этому имеет отношение накопление материальных благ дозволенными способами и расходование их должным образом; и к этому имеет отношение отказ от расточительства; ответ на приветствие, благопожелание чихнувшему, прекращение причинения вреда людям, отказ от увеселений и устранение с пути того, что может причинить вред людям.
Вопрос 149. Что в Коране и сунне служит указанием на необходимость творить благое (ихсан)?
Ответ. Указаний на это существует множество. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «И творите добро - поистине, Аллах любит творящих его.» Корова, 195. «Поистине, Аллах - с богобоязненными и теми, кто творит благие дела.» Пчёлы, 128 «А тот, кто (полностью) вручает своё дело Аллаху и творит добро, уже обрёл прочную опору.» Лукман, 22 «Тем, которые совершали благие дела, - благое и с придачей….» Йунус. 26 Аллах Всевышний также сказал: «Разве станет воздаянием за благо что-нибудь, кроме блага?» Милостивый, 60. Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал: «Поистине, Аллах предписал оказывать благодеяния всему». Муслим, ат-Тирмизи. Ибн Маджа
Вопрос 150. Что подразумевает собой осуществление поклонения должным образом (аль-ихсану фи-ль-'ибадати)?
Ответ. Этому понятию дал истолкование сам пророк, (с.г.с.), о чем сообщается в том хадисе, где рассказывается о вопросах, которые задавал пророку Джибрил. В этом хадисе сообщается, что Джибрил спросил: "Что такое чистосердечие (ихсан)?" (Пророк) сказал: «(Быть чистосердечным значит) поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то -(помня о том, что) Он, поистине, видит тебя» Аль-Бухари, Муслим. Таким образом, пророк, (с.г.с.), разъяснил, что есть два вида чистосердечия: 1) Высшим из них является такое поклонение Аллаху, будто ты видишь Его, иначе говоря, положение того, кто как бы видит Аллаха воочию. Здесь имеется в виду. что раб Аллаха действует так, будто он видит Аллаха Всевышнего сердцем своим, когда сердце его озаряется светом веры, а разум достигает глубин познания, в результате чего сокрытое для него уподобляется очевидному. Это и есть истинная суть чистосердечия. 2) Другим видом или же проявлением чистосердечия является положение человека, занятого наблюдением (муракаба),когда раб Аллаха ясно представляет себе, что Аллах видит его, знает о нём и находится поблизости от него. Если раб представляет себе всё это, занимаясь своими делами и действуя сообразно этому, он будет проявлять искренность по отношению к Аллаху Всевышнему, так как это не позволит ему ни обращаться, ни стремиться к кому-либо иному помимо Аллаха. Что же касается отличий между людьми, достигшими двух описанных нами выше ступеней, то они определяются степенью их проницательности.
Вопрос 151. Что является противоположностью веры?
Ответ. Противоположностью веры (иман) является неверие (куфр), представляющее собой основу, у которой также как и у веры имеются ответвления. Ранее уже было сказано, что в основе веры лежит связанное с подчинением подтверждение, требующее выражения повиновения в форме исполнения религиозных обязанностей. Что же касается неверия, то в его основе лежат отрицание и упорство, неизбежно связанные с высокомерием и ослушанием. Все религиозные обязанности относятся к тем или иным ответвлениям веры, а в некоторых аятах и хадисах, как мы уже отмечали ранее, многие из этих обязанностей были прямо названы верой. С другой стороны, все прегрешения относятся к тем или иным ответвлениям неверия, а в некоторых аятах и хадисах многие из них были прямо названы неверием, о чём мы подробнее поговорим ниже. Таким образом, если ты знаешь об этом, значит, тебе известно и то, что неверие бывает двух видов: Большое неверие (аль-куфру-ль-акбар), которое полностью ставит человека вне рамок веры. Неверие такого рода связано с убеждениями, несовместимыми ни со словами, ни с делами сердца или же с чем-нибудь одним из этого. Малое неверие (аль-куфру-ль-асгар), несовместимое с полнотой веры, но не противоречащее вере абсолютно. Неверие такого рода находит своё выражение в делах, но не противоречит ни словам, ни делам сердца и не обязательно требует этого.
Вопрос 152. Почему неверие по убеждению полностью несовместимо с верой? Как можно объяснить подробнее, почему такое неверие приводит к исчезновению веры?
Ответ. Ранее уже говорилось о том, что вера представляет собой сочетание слова и дела. Имеются в виду слова сердца и языка и дела сердца, языка и прочих частей тела. Под словами сердца подразумевается убеждённость, а под словами языка - произнесение слов свидетельства единобожия. Если же говорить о делах сердца, то под ними подразумеваются намерения и проявление искренности, тогда как под делами частей тела подразумевается повиновение, находящее своё выражение в исполнении всех религиозных обязанностей. Таким образом, с прекращением слов и дел сердца, слов языка и дел, совершаемых различными частями тела, вера исчезает полностью, если же исчезает убеждённость сердца, то и всё остальное становится бесполезным. Убеждённость сердца является необходимым условием действительности вышеупомянутых четырёх условий и их полезности, как и в случае с теми, кто не верит в имена и атрибуты Аллаха или же во что-нибудь из того, с чем Аллах направил к людям Своих посланников и что Он ниспослал в Своих Писаниях. Все приверженцы сунны единодушны во мнении о том, что если дела сердца прекращаются, это приводит к полному исчезновению веры, даже если и сохраняется искренняя убеждённость. И все они считают, что одна только убеждённость сердца бесполезна, если она не подкреплена делами, являющимися выражением его любви и повиновения. Так, никакой пользы не получили ни Иблис, ни фараон, ни его народ, ни многобожники, ни последователи других религий, которые были убеждены в правдивости посланников и подтверждали это тайно и открыто, но вместе с тем говорили: «Он не является лжецом, однако мы не последуем за ним и не уверуем в в него!» Вопрос 153. На сколько частей подразделяется большое неверие (аль-куфру-ль-акбар), ставящее человека вне рамок религии? Ответ. Из всего того, что уже было сказано нами ранее, следует, что оно состоит из четырёх частей: неверие, выражающееся в форме невежества (джахль) и объявления ложью (такзиб)[358][358], неверие, выражающееся в форме непризнания (джухуд), неверие, выражающееся в форме упорства (,инад) и проявления высокомерия (истикбар), и неверие, выражающееся в форме лицемерия (нифак).
Вопрос 154. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме невежества и объявления ложью? Ответ. Неверие такого рода может проявляться как внешне, так и внутренне, примером чего может служить поведение большей части неверных курайшитов и живших до них, о которых Аллах Всевышний сказал: «... те, которые посчитали ложью Писание и то, с чем направили Мы Наших посланников. Но скоро они узнают [359] [359]...» Прощающий, 70. «...и отстраняйся от невежественных!» Преграды, 199. «(О Мухаммад, подумай о том) Дне, когда Мы соберём из каждой общины толпу из тех, кто объявляет ложью Наши знамения, и будут они удержаны [360] [360], а когда явятся (другие), Он скажет: "Неужели вы посчитали ложью Мои знамения, ничего не узнав о них? Так чем же вы были заняты?"» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|