Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: — уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- — работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- — применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ОНР»
Не-дели
| Заня-тия
| Темы
и содержание
коррекционной
работы[5]
| Грамматические
и лексические темы, используе-мые на занятиях[6]
| Развитие неречевых процессов[7]
|
|
|
|
|
| Сентябрь
| I
| Фронтальное обследование
| II
| I этап (диагностический)
| III
|
| Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных забо-леваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анато-мическое строение артикуляционного аппарата. Речевая мото-рика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особен-ности динамической стороны речи. Воспроизведение звукосло-говой структуры слова. Состояние фонематического воспри-ятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной речи). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение
|
| IV
|
|
| II этап (подготовительный)
Октябрь
| I
|
| Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию
|
|
| II
|
|
|
| Ш
|
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррек-ции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям
| III этап (коррекционный)
| III
|
| Работа над словом
| Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
|
| IV
|
| Слова, обознача-ющие предмет
|
|
|
| Слова, обознача-ющие действие предмета
| Слова, отвечающие на вопрос что делает?
|
| Ноябрь
| I
| Каникулы
| II
|
| Слова, обознача-ющие предметы; слова, обознача-ющие действие предмета; диффе-ренциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие
| Существительное — часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?; глагол — часть речи, отвечающая на вопрос что делать? Домашние и дикие животные
| Развитие слухового внимания и памяти, слухового восприятия, логического и образного мышления
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Простое двусоставное нераспространенное предложение
| Большая буква в начале предложения. Точка в конце пред-ложения. Согласова-ние глагола с именем существительным в числе и роде
|
| III
|
| Составление пред-ложений по сю-жетной картинке
|
|
|
| Слова, обознача-ющие признаки предметов
| Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
|
| IV
|
| Распространение простого двусос-тавного предло-жения определе-нием
| Согласование имени прилагательного с именем существи-тельным в роде, числе и падеже
|
|
| Составление пред-ложений по сю-жетной картинке
|
|
| Декабрь
| I
|
| Работа с предлогами «в», «на»
| Раздельное написание предлогов
|
|
|
| Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «в», «на»
| Вопрос куда?
|
| | | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
| II
|
| Работа с предло-гами «с», «со»
| Раздельное написание предлогов
|
|
| Вопросы к предло-жениям, в состав которых входят слова с предлогами «с, со»
| Вопрос с кем?
| Развитие внимания.
Упражнения, направ-ленные на увеличе-ние объема внима-ния. Игра «Пуговица»
| III
|
| Работа с предло-гами «к», «от»
| Раздельное написание предлогов
| Упражнения, направ-ленные на увеличе-ние уровня распреде-ления внимания
|
|
| Вопросы к предло-жениям, в состав которых входят слова с предлогами «к», «от»
| Вопросы куда? откуда? от чего? к чему?
| Упражнения, направ-ленные на усиление концентрации и ус-тойчивости зритель-ного внимания
| IV
|
| Работа с предло-гами «из», «от», «у»
| Раздельное написание предлогов
| Усиление концент-рации слухового внимания
|
| Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «из», «от», «у»
| Вопрос куда? откуда? от чего? к чему?
| Упражнения, направ-ленные на трениров-ку переключения внимания. Упражне-ние «Красно-черные пары»
| Январь
| I
| Каникулы
| II
| III
|
| Работа с предло-гами «по», «под»
| Раздельное написание предлогов
|
|
| Вопросы к предло-жениям, в состав которых входят слова с предлогами «по», «под»
| Вопрос где?
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
| IV
|
| Закрепление всех отработанных предлогов
|
|
|
| Работа над связной речью. Формирова-ние монологичес-кой речи
| Согласование и управление различных частей речи
| Развитие логического и образного мышления и памяти
| Февраль
| I
|
| Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «Мура-вей», «Воробей и ласточка», «Лиса и рак», «Лев, лиса и медведь»
|
| Коррекционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игры «Дополни до...», «Догадайся, кто нарисован»
| Февраль
|
|
| Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «На птицеферме», «Собака и ее тень», «Цыпленок», «Сиротка»
| Развитие связной речи
| Коррекционные уп-ражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игра «Кубики», упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»
| II
|
| Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следст-венной связью с опорой на предмет-ные картинки и во-просы. «Петушок и бобовое зернышко»
|
|
|
|
| Пересказы описа-тельного характера с опорой на кар-тинку. «Собака Кнопка», «Кошка Цыганка»
|
| Упражнения для раз-вития способности к воссозданию мыс-ленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие поня-
| Продолжение табл.
|
|
|
| 5
|
|
|
|
| тиям прямо или косвенно»
| III
|
| Пересказы описа-тельного характера с опорой на картин-ку. «Березка», «Интересный жучок»
|
| Упражнения для развития способно-сти к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции»
|
|
| Пересказы описа-тельного характера с опорой на картинку. «Зима»
|
| Развитие и уточнение временных представлений. Времена года
| IV
|
| Пересказы описа-тельного характера с опорой на картинку. «Весна»
|
| Развитие и уточнение временных представлений. Времена года
|
|
| Пересказы описа-тельного характера с опорой на картинку. «Лето»
|
| Развитие и уточнение временных представлений. Времена года
| Март
| I
|
| Пересказы описа-тельного характера с опорой на картинку. «Осень»
|
| Развитие и уточнение временных представ-лений. Времена года
|
| Последовательный пересказ текстов описательно-повес-твовательного характера. «Кошка Мурка», «Собака Белка»
|
|
| II
|
| Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последователь-ность действий. «Галины гладиолусы»
|
| Упражнения для развития способ-ности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска»
| | | | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Пересказы описательно-повествовательного характера
|
|
| III
|
| Последовательный пересказ. «Кит», «Слон-няня»
|
|
|
| Последовательный пересказ. «Кот Васька»
|
|
| IV
| Каникулы
| Апрель
| I
|
| Последовательный пересказ. «Охота», «Белка»
|
|
|
| Последовательный пересказ. «Товарищ», «Гроза», «Зима в лесу», «Летом», «На реке», «Гроза», «Летом в лесу», «Лисички», «Как звери воспитывают своих детей?», «Пробуждение природы», «Храбрец»
|
|
| II
|
| Выборочный пересказ. «Цветок или волчья пасть?»
|
|
| | | | | | |
Окончание табл.
|
|
|
|
|
|
| Выборочный пересказ. «Кто поступил правильно?»
|
|
| III
|
| Выборочный пере-сказ. «Хитрецы»
|
|
|
| Выборочный
пересказ. «Слон-озорник»
|
|
| IV
|
| Краткий пересказ. «Макс-помощник»
|
|
|
| Примерный краткий пересказ. «Булька»
|
|
| Май
| I
|
| Устные сочинения. «Запасы на
зиму»
|
|
|
| Устные сочинения. «Как белка спасла зайчика»
|
|
| IV этап (оценивающий)
| II
|
| Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
|
|
| III
| Фронтальное обследование
| IV
|
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ОНР»
Не-дели
| Заня-тия
| Темы
и содержание
коррекцион-
ной работы
| Грамматические
и лексические темы, используемые на занятиях
| Развитие неречевых процессов[8]
|
|
|
|
|
| Сентябрь
|
| Фронтальное обследование
| II
| I—II этапы (диагностико-подготовительные)
| III
|
| Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строе-ние артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического ана-лиза и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение
|
|
| IV
|
|
| III этап (коррекционный)
Октябрь
| I
|
| Звуковой состав слова
| Гласные и согласные звуки
| Развитие фонемати-ческих представ-лений и восприятия, развитие слухового внимания и памяти
|
| Работа над слогозвуковым составом слова
|
|
| | | | | | | Продолжение табл.
|
|
|
|
| II
|
| Звуковой состав слова
| Гласные и согласные звуки
|
|
| Выделение гласных ряда из слогов и слов
| Слогообразующая роль гласных
|
| III
|
| Выделение гласных II ряда из слов
| Буквы «я», «ё», «ю», «е»
|
|
| Образование гласных II ряда
|
| Развитие фонемати-ческого слуха. Игра «От звука к слову»
| IV
|
| Дифференциация гласных I и II ряда
|
|
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [ы—и] в слогах и словах
|
|
| Ноябрь
| I
| Каникулы
| II
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [ы—и] в предложе-ниях и текстах
| Написание гласных после шипящих
«жи—ши»
| Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [А—я] в слогах и словах
| Написание гласных после шипящих
«ча—ща»
| Отработка понятий «правый» и «левый».
Упражнение «Разно-цветные точки»
| III
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [А—я] в предложе-ниях и текстах
|
| Выполнение упраж-нений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и
| | | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
| т.д.). Упражнение «Копирование точек»
|
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [У—ю] в слогах и словах
| Написание гласных после шипящих
«чу—щу»
| Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»
| IV
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [У—ю] в предложе-ниях и текстах
| Гласные звуки и буквы
| Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка.
Упражнение «Со-ставление фигуры из разрозненных деталей»
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [О—е] в слогах и словах
| Гласные звуки и буквы
| Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка. Упражне-ние «Использование игр с постройками из кубиков»
| Декабрь
| I
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [О—е] в предложе-ниях и текстах
| Гласные звуки и буквы
| Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка.
Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»
| | | | | | | Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [Э—е] в слогах и словах
| Гласные звуки и буквы
| Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.
Упражнение «Лабиринты»
| II
|
| Дифференциация гласных I и II ряда. [Э—е] в предложе-ниях и текстах
| Гласные звуки и буквы
|
|
| Слоговой состав слова. Понятие слога. Деление слова на слоги
| Слогообразующая роль гласных. Ударение
|
| III
|
| 1-2-3-сложные слова с простым открытым слогом
| Ударный слог. Безударная гласная
| Формирование приемов учебной деятельности
|
| Слоговой анализ и синтез слова. Поря-док слогов в слове
| Правила переноса
| Формирование умения принять учебную задачу
| IV
|
| Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных
| Гласные и согласные буквы и звуки
|
|
| Дифференциация твердых и мягких согласных
| Обозначение мяг-кости согласных гласными II ряда и буквой «ь»
| Формирование умения планировать свои действия
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
| Январь
| I
| Каникулы
| II
| III
|
| Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда
| Мягкие согласные
| Формирование приемов самоконтроля.
Игра «Число-контролер»
|
| Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «ь» в конце слова
| Буква «ь»
| Формирование умения ориентиро-ваться на систему признаков (условий)
| IV
|
| Обозначение мягкости согласного буквой «ь» в середине слова
| Буква «ь»
| Формирование уме-ния действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, про-межуточного и ито-гового видов само-контроля. Упражнение «Офицер-солдат»
|
|
| Разделительный «ь»
|
|
| Февраль
| I
|
| Звукобуквенный анализ слов. Количество букв равно количеству звуков
|
| Формирование уме-ния действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
| итогового видов самоконтроля. Упражнение «Поиск клада»
|
| Звукобуквенный ана-лиз слов. Количество букв больше коли-чества звуков
|
|
| II
|
| Звукобуквенный ана-лиз слов. Количество букв меньше коли-чества звуков
|
| Формирование приемов самокон-троля. Упражнение «Фабрика игрушек»
|
| Дифференциация звуков, имеющих ар-тикуляторно-акустическое сходство. Звонкие и глухие согласные
| Звонкие согласные
| Формирование приемов самокон-троля.
Упражнение «Сделай так же»
| III
|
| Дифференциация [в—ф]
| Согласные буквы и звуки «в—ф»
|
|
| Дифференциация [в'—ф']
|
|
| IV
|
| Дифференциация [б—п]
| Согласные буквы и звуки «б—п»
|
|
| Дифференциация [б'—п']
|
|
| Март
| I
|
| Дифференциация [г—к]
| Согласные буквы и звуки «г—к»
|
|
| Дифференциация [г'—к']
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
| II
|
| Дифференциация [д—т]
| Согласные буквы и звуки «д—т»
|
|
| Дифференциация [д'—т']
|
|
| III
|
| Дифференциация [ж—ш]
| Согласные буквы и звуки «ж—ш»
|
|
| Дифференциация [з—с]
| Согласные буквы и звуки «з—с»
|
| IV
| Каникулы
| Апрель
| I
|
| Дифференциация [з'—с']
|
|
|
| Дифференциация [с—ш]
|
|
| II
|
| Дифференциация [з—ж]
|
|
|
| Дифференциация [с—ц]
|
|
| III
|
| Дифференциация [ч—ш]
|
|
|
| Дифференциация [ч—щ]
|
|
| IV
|
| Дифференциация [ч—ц]
|
|
|
| Дифференциация [ч—т']
|
|
| Май
| I
|
| Дифференциация [р—л]
|
|
|
| Дифференциация [р—р']
|
|
|
Окончание табл.
|
|
|
|
| IV этап (оценочный)
| II
|
| Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
|
|
| III
| Фронтальное обследование
| IV
| Приложение 5 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФНР)»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|