Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные направления работы. I. Развитие звуковой стороны речи




I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:

— узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;

— отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;

— осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

— принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;

— варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи. Формирование связной речи.

3. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

— устойчивости внимания;

— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

— способности к запоминанию;

— способности к переключению;

— навыков и приемов самоконтроля;

— познавательной активности;

— произвольности общения и поведения.

4. Формирование полноценных учебных умений:

— планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

— применение знаний в новых ситуациях;

— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

5. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

6. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).


ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФНР»

Не-дели Заня-тия Темы и содержание коррекционной работы Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях Развитие неречевых процессов[9]
         
Сентябрь
I Фронтальное обследование  
II
I этап (диагностический)
III   Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение
   
IV  
II этап (подготовительный)
IV   Развитие ручной моторики Семья. Дом  

 

 

Продолжение табл.

         
Октябрь
I   Логопедический массаж Детские игрушки Развитие слухового внимания и фонема-тического воспри-ятия (дифференциа-ция неречевых зву-ков, слогов и слов, близких по звуко-вому составу)
  Развитие артикуляционного аппарата Ранняя осень. Цветы
II   Дыхательные упражнения Ранняя осень. Деревья. Грибы
    Уточнение пространственно-временных представлений Животные домашние и дикие  
III этап (коррекционный)
III   Постановка и автоматизация свис-тящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [с] Звук и буква «с». Транспорт Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»
  Постановка и авто-матизация свис-тящих звуков (изо-лированно, в сло-вах, слогах, предло-жениях). Звук [с] Звук и буква «с». Осень в картинах русских художников Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Разноцветные точки»
IV   Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в Звук и буква «с». Осень. Перелетные птицы Выполнение упраж-нений на усвоение пространственных отношений предлоги

 

Продолжение табл.

         
    словах, слогах, предложениях). Звук [с]   «на», «над», «под», «за». Упражнение «Копирование точек»
    Постановка и авто-матизация свистя-щих звуков (изоли-рованно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [С] Звук [с']. Буква «с». Поздняя осень (предзимье) Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка. Игра «Что это?». Упражнения «Сос-тавление фигуры из разрозненных дета-лей», «Использование игр с постройками из кубиков», «Состав-ление узоров из гео-метрических фигур», «Лабиринты»
Ноябрь
I Каникулы
II       Постановка и авто-матизация свистя-щих звуков (изоли-рованно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [С] Звук [с']. Буква «с» Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица»
  Постановка и авто-матизация свистя-щих звуков (изоли-рованно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [з] Звук и буква «з» Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания
           

 

Продолжение табл.

 

         
III       Постановка и авто-матизация свистя-щих звуков (изоли-рованно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [з'] Звук и буква «з» Упражнения, направ-ленные на усиление концентрации и устойчивости зри- тельного внимания
  Постановка и авто-матизация свис-тящих звуков (изо-лированно, в сло-вах, слогах, предло-жениях). Звук [з] Звук и буква «з» Усиление концентрации слухового внимания
IV   Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [з'] Звук [з']. Буква «з» Упражнения, направ-ленные на трениров-ку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары»
    Постановка и авто-матизация свис-тящих звуков (изо-лированно, в сло-вах, слогах, предло-жениях). Звук [ц] Звук и буква «ц». Цирк Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания
Декабрь
I   Постановка и авто-матизация свис-тящих звуков (изо-лированно, в сло-вах, слогах, предло-жениях). Звук [ц] Звук и буква «ц». Зима, изменения в природе. Рассказ по сюжетной картине «Зима»  
             

Продолжение табл.

         
    Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ц] Звук и буква «ц». Зима, зимующие птицы Развитие памяти. Упражнения для развития способ-ности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мыс-ленные образы, отве-чающие понятиям прямо или косвенно»
II   Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ц] Звук и буква «ц». Бумага: изготовление, виды, применение Упражнения для развития способ-ности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции»
    Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ш] Звук и буква «ш». Посуда: виды, материал Упражнения для развития способ-ности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мыс-ленные образы и их эмоциональная окраска»
III       Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолиро-ванно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [ш] Звук и буква «ш». Зима. Зимние забавы и развлечения Упражнения на осоз-нанное восприятие. Упражнение «Осоз-нание визуального материала»

 

 

Продолжение табл.

 

         
    Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолиро-ванно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [ш] Звук и буква «ш». Дикие животные и птицы Упражнения на осоз-нанное восприятие. Упражнение «Осоз-нание словесного материала»
IV   Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолиро-ванно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [ш] Звук и буква «ш». Комнатные растения Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Оживление»
      Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолиро-ванно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [ш] Звук и буква «ш». Зимующие птицы. Сказка Л.Н. Толстого «Ворона и рак». Серия сюжетных картинок «Кормушка для птиц» Упражнения, направ-ленные на способ-ность устанавливать связи между элемен-тами материала. Упражнения «Двой-ная стимуляция памяти», «"Нелогич-ные" парные ассоци-ации слов»
Январь
I Каникулы
II  
III   Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолиро-ванно, в словах, слогах, предложе-ниях).Звук [ш] Звук и буква «ш». Домашние и дикие животные (повторение) Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Особый путь зубрежки»

Продолжение табл.

         
    Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ш] Звук и буква «ш». Животные наших лесов. Домашние животные (повторение) Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игры «Дополни до...», «Догадайся, кто нарисован»
IV       Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ж] Звук и буква «ж». Хищные и травоядные животные Коррекционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игра «Кубики», упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»
  Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ж] Звук и буква «ж» Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Фор-мирование искус-ственных понятий» (по Л.С. ВыготскомуЛ.С. Сахарову)
Февраль
I   Постановка и автоматизация шипящих звуков Звук и буква «щ» Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-

Продолжение табл.

         
    (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [щ]   кого мышления. Упражнение «Форми-рование умения отде-лять форму понятия от его содержания»
    Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолирован-но, в словах, слогах, предложениях). Звук [щ] Звук и буква «щ» Упражнения, направ-ленные на развитие абс-трактно-логического мышления. Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями»
II   Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолирован-но, в словах, слогах, предложениях). Звук [щ] Звук и буква «щ» Упражнения, направлен-ные на развитие абстрак-тно-логического мышле-ния. Упражнение «Фор-мирование умения выде-лять существенные при-знаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач»
      Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ч] Звук и буква «ч» Чайная посуда Упражнения, направлен-ные на развитие абстрак-тно-логического мышле-ния. Упражнение «Фор-мирование способности оперировать смыслом»

 

 

Продолжение табл.

         
III       Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолирован-но, в словах, слогах, предложениях). Звук [ч] Звук и буква «ч». Гости на пороге. Этикет Формирование приемов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу
  Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолирован-но, в словах, слогах, предложениях). Звук [ч] Звук и буква «ч» Формирование умения планировать свои действия
IV       Дифференциация звуков [с—ш]   Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)
  Дифференциация звуков [з—ж]   Формирование умения действовать по правилу и разных видов конт-рольно-оценочных дейс-твий: планирующего, промежуточного и ито-гового видов самокон-троля. Упражнение «Офицер-солдат»
Март
I   Дифференциация звуков [ч—щ] Ранняя весна. Первоцветы Формирование умения действовать по правилу и разных видов конт-рольно-оценочных действий: планирую-щего, промежуточного и
           

Продолжение табл.

         
          итогового видов само-контроля. Упражнение «Поиск клада»
  Постановка и авто-матизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) Звук и буква «л». Восьмое марта. Семья Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Фабрика игрушек»
II   Постановка и авто-матизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) Звук и буква «л». Перелетные птицы Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Сделай так же»
      Постановка и авто-матизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) Звук и буква «л». Почта. Профессии Формирование приемов самоконтроля. Игра «Число-контролер»
III       Постановка и авто-матизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) Звук и буква «л». Строительство  
  Постановка и авто-матизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) Звук и буква «л»  
           

 

Продолжение табл.

         
  Каникулы
Апрель
I       Постановка и авто-матизация звука [л'] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) Звуки [л — л']. Буква «л». Рыбы  
  Постановка и авто-матизация звука [л'] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) Звуки [л—л']. Буква «л». Лес, сад, парк. М. Пришвин «Золотой луг» Развитие произвольности. Игра «Пуговица»
II       Постановка и авто-матизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) Звук и буква «р». Птицы. И.С. Тургенев «Воробей» Развитие произвольности. Игра «Кто сегодня именинник»
  Постановка и авто-матизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, пред-ложениях) Звук и буква «р». Птицы, насекомые. В. Бианки «Приключение муравьишки» Развитие произвольности. Игра «Хитрые картинки»
III   Постановка и авто-матизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, пред-ложениях) Звук и буква «р». Транспорт, физ-культура, спорт Развитие произвольности. Игра «Веселые человечки»
    Постановка и авто-матизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) Звук и буква «р». Книги. Беседа о книгах Развитие произвольности. Упражнение «Найди отличие между двумя картинками»
                 

Окончание табл.

         
IV       Постановка и авто-матизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) Звук и буква «р». Времена года. Рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания»  
  Постановка и автоматизация звука [р'] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) Звуки [р—р']. Буква «р». Времена года. Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»  
Май
I   Постановка и автоматизация звука [р'] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) Звук [р—р']. Буква «р»  
    Дифференциация звуков [л—р]    
II   Дифференциация звуков [л—р—л'—р'] Согласные звуки [л—р—л'—р']. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все...». Прогулка по лесу  
IV этап (оценочный)
    Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
III Фронтальное обследование
IV
           

Приложение 6
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА
С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ
«ФФНР: АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАфИЯ
(на основе нарушений фонемного распознавания)»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных