Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Неопозитивизм в эстетике.




 

Неопозитивизм – философское течение, анализирующее роль знаково-символических средств мышления, соотносящее теорию и опыт. Возник в Европе в 20 веке. Является идеалистическим направлением.

Дэвид Уайт Пролл, один из представителей, основной задачей эстетического анализа считал исследование «языка эстетики»: терминов и отношений между ними. Отвержение отношения искусства к действительности.

А. Ричарде: внесение порядка и согласованности, с помощью семантики (системы знаков), в сгусток переживаний. Искусство (поэзия) – это инструмент, посредством которого мы управляем нашими отношениями друг к другу и к миру.

Чарльз Моррис (лучше всех).

Эстетический принцип – это «форма изложения» или особый, специализированный язык произведения искусства.

Произведение искусства есть символ, обозначающий ценность или ценностную структуру. Искусство субъективно и не имеет познавательной функции.

 

Билет -18- Предмодернизм как начало нового художественного движения. Импрессионизм.

Период предмодернизма: свобода и удовольствие

1. Особенности предмодернизма.

Предмодернизм — начальный период худ. развития эпохи авангардизма; группа

худ. направлений в культуре второй половины XIX в., открывающая целую стадию (стадию

утраченных иллюзий) новейшего худ. развития.

В период предмодернизма особ-ти модернизма только складывались, художники в своих поисках не впадали в крайности и придерживались во всем (в том числе и в маскировке) меры. Это обусловило плавный переход этого периода авангарда в художественную классику.

Импрессионизм

Термин произошел от названия картины Клода Моне «Impression: Soleil Levant», впервые выставленной в Париже в 1874 г.) —худ. направл. (вторая половина XIX— начХХ вв.), инвариантом худ. концепции которого стало утверждение утонченной, лирически отзывчивой, впечатлительной личности,восторгающейся красотой мира.

Импрессионизм открыл новый тип восприятия реальности. В отличие от реализма, сосредоточ. на передаче типического, импрес-зм сосредоточен на особенном,

единичном и их субъективном видении художником.

---Академик Н. Конрад и его ученица Е. Завадская раскрыли влияние японской культуры на рождение и развитие французского импрессионизма.

У некоторых деятелей культуры, видевших в импрес-ме школу художников, проявлявших интерес к световым эффектам и стремившихся запечатлеть быстротечные впечатления, это худ.направл. вызывало неприятие и протест.

---Поэт Волошин полагал, что импрессионистов не привлекают ни детали точно очерченных явлений, ни глубинные связи, ни обобщающие идеи; они бегут от идей к клубящимся на поверхности красивым, цветным впечатлениям. Волошин в 1904 г. писал: «В импрессионистских пейзажах не чувствуется, что художники когда-нибудь проходили по изображаемой местности. Действительность доходила к ним только через глаза, но не через осязание. Такие пейзажи могут писать только узники из окна темницы. И они были узниками города».

---Австрийский живописец В. Паален, напротив, видел в произведениях импр-зма худ. открытие: «В анархии эмоциональных ценностей в конце прошлого века люди, обратившиеся к искусству как к последнему прибежищу, начинают понимать, что внутренняя природа вещей так же значительна, как и внешняя.

---Вот почему Сера, Сезанн, Ван Гог и Гоген открывают новую эру в живописи: Сера — своим стремлением к структурному единству, к объективному методу; Ван Гог — своим цветом, который перестает играть описательную роль; Гоген — смелым выходом за рамки западной эстетики, и особенно Сезанн — решением пространственных задач»

Импрессионизм —мастерское владение цветом, светотенью, умение передать пестроту,

многокрасочность жизни, радость бытия, зафиксировать мимолетные моменты освещенности и общего состояния окружающего изменчивого мира, передать пленэр — игру света и теней вокруг человека и вещей, воздушную среду, естественное освещение, придающее эстетический вид изображаемому предмету.

Представители: К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, А. Сислей, В. Ван Гог, П. Гоген, А.

Матисс, Утрилло, К. Коровин) и в музыке (К. Дебюсси и М. Равель, А. Скрябин), и в литературе (отчасти Г. Мопассан, К. Гамсун, Г. Келлерман, Гофмансталь, А. Шницлер, английские писатели О. Уайльд, А. Саймонс, русский писатель-эмигрант Б. Зайцев). Художников восхищает свечение предметов, прозрачность, чистота и текучесть воздуха, напоенного светом.

Поль Сезанн (1837—1906) полагал, что живопись призвана выявлять внутр.структуру вещей, живопись очищает образ человека от мимолетного (от мимики и

случайных жестов); образ должен строиться из простых и ясных объемов, как предметы натюрморта.

А. Хаузер отмечает, что впервые со времен Ренессанса Сезанн нарушил и законы центр. перспективы с их единой точкой зрения, и принцип ограничения пространства плоскостью изображения.

Сезанн группирует свои фигуры, как в классицистских композициях Пуссена, стиль которого он переводит на язык современного искусства. Сезанн — первый живописец, рассматривавший картину как структурированное изображение формы. К импрессионизму Сезанна восходят истоки кубизма (художественное взаимодействие — отталкивание), который предпочел телесность нюансам настроения и цвета.

Импрессионизм выдвинул крупнейших мастеров и оказал влияние на мировую художественную культуру.

Билет -19- Предмодернизм как начало нового художественного движения. Эклектизм.

Период предмодернизма:свобода и удовольствие

1. Особенности предмодернизма.

Предмодернизм — начальный период худ. развития эпохи авангардизма; группа

худ. направлений в культуре второй половины XIX в., открывающая целую стадию (стадию

утраченных иллюзий) новейшего худ. развития.

В период предмодернизма особ-ти модернизма только складывались, художники в своих поисках не впадали в крайности и придерживались во всем (в том числе и в маскировке) меры. Это обусловило плавный переход этого периода авангарда в художественную классику.

Эклектизм: худ. направление, несущее худ. концепцию: демократизм, равенство, доходность.

Впервые термин по отношению к арх-ре применил Н.В. Кукольник в «Худ. газете» в 1837 г.;

Эклектизм — худ. направление (проявившее себя главным образом в архитектуре),

при создании произведений: любые сочетания любых форм прошлого, любых

национальных традиций, откровенный декоративизм, взаимозаменяемость и равнозначность элементов в произведении, нарушение иерархии в художественной системе и ослабление системности и целостности.

Эклектизму свойственны:

1) поиски красоты в богатых украшениях,деловая роскошь, переизбыток украшений (декоративные детали покрывают всю поверхность фасада);

2) равная значимость различных элементов, всех стилевых форм, (= каждая по-своему хороша, все формы допустимы; утрачивается иерархия приемов, средств и форм в здании или в литературном произведении);

3) утрата различия между массовым и уникальным сооружением в городском ансамбле или произведением литературы и другими произведениями литературного процесса,

4) отсутствие единства: фасад отрывается от тела здания, деталь — от целого, стиль фасада — от стиля

интерьера, стили различных пространств интерьера — друг от друга;

5) необязательность симметрично-осевой композиции (отход от правила нечетного числа окон на фасаде), однородность фасада;

6 ) принцип «non-flnito» (незаконченность произведения, открытость композиции: над любым доходным домом середины XIX в. можно надстроить один-два этажа, можно продолжить здание в длину на целый квартал — это не нарушит композиции фасада); принцип «non-finito» вошел в литературные, театральные, кинематографические произведения;

7) усиление ассоциативности мышления автора (художника, писателя, архитектора) и зрителя;

8) освобождение от античной традиции и опора на культуры разных эпох и разных народов; тяга к

экзотике: «китайские», «египетские», «помпейские» мотивы в архитектуре Европы, тяга к истории, к разным ее эпохам и к разным регионам мира; понимание необратимости времени и ценности каждого этапа истории;

9) многостилье (отклонение от «нулевого уровня», от «школьного текста», от «нормы» в разные стороны) как результат исчерпанности старой ордерной системы; объединение разных стилей в новое, лишенноецелостности стилистическое образование;

10) нерегламентированность личности (в отличие от классицизма), субъективизм, свободное проявление личностной стихии;

11 ) демократизм: тенденция к созданию универсального, внесословного типа городского жилья.

Функц-но эклектизм направл. на обслуж. «3-его сословия». Ключевое строение эклектизма — доходный дом («для всех»). Декоративизм эклектики — рыночный фактор, ради привлеч. широкой клиентуры в доходный дом, где квартиры сдаются внаем. Структура доходных домов сказывается и в худ. структуре эклектизма (повторяемость однородных деталей декора). Даже в дворцовом

строительстве середины XIX в. проявляется тенденция сближения облика дворца с обликом буржуазного

особняка и квартиры доходного дома (главное — удобство и уют комнат, акцент не на парадной комнате, а на жилой).

Элементы разных эпох и стилей соединялись в новой пространственно-планировочной структуре.

Произошло втягивание в мировой культурный оборот эстетических богатств Азии, Африки, Латинской

Америки, Океании. Это поколебало значение привычных худ. ценностей европейской и

средиземноморской культуры, долгое время выступавших как недосягаемый классический образец.

Античность перестала быть эталоном и критерием художественных ценностей.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных