Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические аспекты конкурентоспособности стран




Стадии развития и основные факторы. Еще Д. Рикардо утверждал, что государства торгуют между собой, вступая тем самым в отношения конкуренции, ввиду разницы в производительности труда в различных отраслях. Неоклассики в 30-е гг. XX в. дополнили эту мысль, определив в качестве основных конкурентных преимуществ в международной торговле обладание странами в относительном избытке основными факторами: землей, трудом, капиталом. Майкл Портер сделал еще одно существенное уточнение, определив конкурентоспособность государства как производительность, которая понимается как эффективное использование рабочей силы и капитала и результируется в величине национального дохода на душу населения.1

М. Портером разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся:

• факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни;

• условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса;

• смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий;

• стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция — цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.

1 Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. под ред. и с пре-дисл. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.

По М. Портеру, развитие конкурентоспособности страны проходит четыре основных стадии: движение факторами, движение инвестициями, движение инновациями и движение богатством.

Попытка осмыслить сегодняшнее положение России в этом ряду стадий развития конкурентоспособности стран приводит к неутешительным

оценкам.

В силу относительной благоприятности в отечественной экономике лишь сырьевых факторов, пассивного получения из-за рубежа многих технологий (кроме ВПК), сравнительной скромности внутреннего спроса, доминирования ценовой конкуренции при слабости других ее видов, да еще с учетом периодически проявляющихся намерений государства в отношении протекционистской защиты местной промышленности мы явно находимся на первой стадии.

По поводу стадии развития инвестициями никаких иллюзий не может быть, тем более что у Портера речь идет о внутристрановых, а не о зарубежных инвестициях.

Наличие собственных технологий, преимущественно военно-промышленной ориентации, не позволяет обольщаться по поводу возможности зафиксировать стадию движения инновациями.

И уж конечно, ослабленность мотивации инвесторов, менеджеров и индивидов в российском обществе никак не может быть объяснена достаточностью достигнутого богатства, которая характерна для четвертой стадии. Не ободряет и то, что в России проявляются некоторые другие черты, заметные на этой стадии: преобладание инвестиций в финансовые активы в сочетании с недофинансированием производства, распространенность слияний и поглощений фирм при декластеризации экономики, приход к управлению финансистов, а не предпринимателей. Эти черты знакомы нам только потому, что они сигнализируют об упадке экономики. Но у нас они обозначают не завершение цикла развития, а лишь его необходимость. Ведь увлечение финансовой сферы страны спекуляциями на ГКО произошло не от богатства, а от бедности, и вообще привело к дефолту.

Портер утверждает: политика государства важна не сама по себе, а своим влиянием на «конкурентный ромб». Он рекомендует государству инвестировать в создание факторов, прежде всего — развитых (образования, инфраструктуры, науки). Портер особо подчеркивает значимость такой функции государства, как улучшение качества внутреннего спроса путем использования таких инструментов, как государственные закупки для создания раннего и сложного спроса, обеспечение процедур закупок, облегчающих инновации (например, бесплатное тестирование), непрепят-ствование иностранным конкурентам. За государством остается также функция поддержки и усиления кластеров (в том числе региональных), поощрение внутренней диверсификации, а не поглощений, при одновременном содействии внешнеэкономической активности фирм.

Главный тезис, главная рекомендация Портера: перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках! И маркетинг российским территориям нужен внутри них в том числе и для того, чтобы мог успешно развиваться маркетинг России в целом, как конкурентоспособной страны. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны, — утверждает М. Портер, — это продуктивность использования ресурсов.1

Российские специалисты также обращают внимание на ключевую роль конкурентоспособности страны для развития экономики, какой бы уровень рассмотрения мы ни взяли. Подчеркивается, что «синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности. В самом общем виде ее можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан»2.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных