Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Технологии измерения и оценки конкурентоспособности страны




Социально-экономический имидж страны. В наиболее общем виде страна может быть оценена с помощью комплексного показателя ее благополучия. Это весьма значимо для миграционных потоков, туризма и др. По модернизированной методике Всемирного банка применяются четыре основных показателя: доля ВНП на душу населения, а также уровни обеспеченности населения производственными ресурсами (основные фонды, дороги, здания), природными и человеческими ресурсами (уровень образованности).

Другая весьма популярная методика используется программой Организации Объединенных Наций UNDP «Человеческое развитие», публикующей начиная с 1990 г. ежегодный доклад (HDR) о состоянии этого комплексного критерия развития стран. Его авторы не без основания утверждают, что реальное самочувствие нации определяется развитием человека, населения страны. Цель развития — создать условия, среду, в которой люди смогут жить и творить долго и без болезней. Эта простая истина часто забывается на фоне внимания к материальному и финансовому благополучию стран.3

1 Портер М. Международная конкуренция, Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993.

2 Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Экономист. 1997. № 10. С. 33-42.

3 Human Development Report. 1999. Overview. P. 1 / http://www.undp.org.

Человеческий потенциал — интегрированный показатель уровня развития современного общества, экономики и эффективности государства. Эксперты ООН используют в этих целях индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который представляет собой среднеарифметическую сумму значений трех равнозначимых компонентов:

• индекса уровня жизни (дохода), определяемого показателем ВВП (валового внутреннего продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;

• индекса образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);

• индекса долголетия, определяемого показателем продолжительности предстоящей жизни при рождении (ожидаемой продолжительности

жизни).

При этом значения индекса развития человеческого потенциала могут меняться в пределах от 0 до 1. Значение 0,800 является нижней границей уровня развитых стран. Россия но уровню ИРЧП перешла с 72-го места в 1995 г. на 60-е в 2002 г. При этом показатель ИРЧП только в трех регионах из 89 ненамного превысил критический — 0,8.' А для всей страны он

равняется 0,763.

Причиной плохой оценки является неудовлетворительное положение в стране по двум из трех составляющих ИРЧП — уровню доходов и продолжительности жизни. Выручает только образовательный потенциал России. ИРЧП — это более точный и прогрессивный показатель, чем ВВП страны и даже чем душевой ВВП. Однако, как считают некоторые эксперты, он характерен для индустриальной стадии развития человеческого общества, той самой начальной стадии глобализации, когда физически здоровый и образованный человек, способный пользоваться набором социальных и материальных благ, выбирался в качестве естественной нормы. Как представляется отдельным специалистам, он относится к ушедшей эпохе. В современных условиях информационного общества ИРЧП не дает таких важных качественных характеристик человеческого потенциала страны, как например творческий потенциал личности, ее возможность самореализоваться, духовный и культурный потенциал и т. д. Ничего не говорит этот индекс и о структуре экономики, ее экспорте, наконец, социальной структуре общества, в том числе уровне развития институтов гражданского общества, местного самоуправления, эффективности политического и экономического руководства.2.

1 Подробнее см. раздел «Маркетинг региона». С. 192.

2 Подберезкин А. Социальный фактор экономического развития // http:// srvl.nasledie.ru.

Деловой имидж страны. Более детально и адаптированно к потребностям бизнеса страна характеризуется понятием ее деловой конкурентоспособности. Для анализа конкурентоспособности 59 стран экспертами Международного института развития менеджмента, базирующегося в швейцарском городе Лозанне, с участием 52 институтов-партнеров по всему миру (от России это Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС») используется 321 оценочный параметр.

Параметры сформированы на базе статистических данных, данных ряда признанных экспертных организаций, отчетов экспертов (в 2003 г. было опрошено 4256 респондентов) и сгруппированы в 4 группы факторов: состояние экономики, эффективность правительства, эффективность бизнеса и инфраструктура. В каждой группе представлено по 5 субфакторов. Каждый из 20 субфакторов обладает в совокупном рейтинге одинаковым весом в 5%. Агрегируются данные за пятилетний период. Результаты анализа с 1989 г. ежегодно публикуются в специальном издании World Competitiveness Yearbook и по состоянию за 2003 г. представлены ниже (табл. 2.2; рис. 2.4, 2.5, 2.6).

Начиная с 2003 г. в методике IMD реализованы некоторые новшества: • впервые отдельно ранжированы страны с более и менее чем 20-миллионным населением;

1 IMD The World Competitiveness Yearbook 2003. Lausanne, 2003.

Примечание. Цифры в колонках справа от названий стран и регионов ooo-значают следующее:

1-я колонка - доля совокупной рейтинговой оценки данной страны (регио-на) относительно оценки наиболее развитой из них, чья оценка принята за 100%;

2-я и 3-я колонки - место данной страны (региона) в итоговом рейтинге внутри данной группы соответственно за 2003 г. и 2002 г. (если этот объект оценивался в 2002 г.).

• добавлен анализ ряда региональных экономик, в случае если их конкурентоспособность резко отличается от конкурентоспособности страны. Методика разработана и реализуется Институтом развития менеджмента под руководством профессора С. Гарелли.

В отношении России зафиксированы следующие наиболее принципиальные изменения, происходившие в 2003 г.:

• модернизация социальной сферы и повышение уровня жизни населения;

• ускорение роста обрабатывающей промышленности;

• продолжение реформ систем здравоохранения и образования;

• реформирование управления организациями;

• реформирование государственных финансов.

Как выглядит наша страна в заданной Лозанной системе координат? Состояние экономики: 25-е место

Цифры в рисунках - это места России в рейтинг-листах по соответствующим интегральным критериям оценки по годам: с 1999 по 2003 г., а в таблицах - по составляющим эти критерии показателям оценки за 2003 г.

В сравнении с США, находящимися на первом месте в этом рейтинге и в значительной степени поддерживающими проект в целом, и тем более с идеалом, Россия выглядит не слишком презентабельно (рис. 2.4).

Оценки были предложены организацией — партнером IMD — Московской высшей школой международного бизнеса «МИРБИС». Понятно, что далеко не каждый из российских экспертов и простых граждан согласится с подобными оценками. Но в любом случае надо иметь в виду: эти оценки тиражируются более чем на 150 стран мира и становятся ориентирами для принятия ответственных экономических решений в отношении хозяйствующих субъектов и проектов в нашей стране.

Методика IMD позволяет получить обширные данные в русле SWOT-анализа страны. В отношении России эти данные IMD по состоянию на 2004 г. выглядят следующим образом (табл. 2.3).

Какие выводы можно сделать, если не оспаривать итоги рейтинговой деятельности IMD? По девяти позициям (правда, считать надо не из сорока факторов, приведенных в таблице, а из более чем 300 измерявшихся) Россия держит первое место. Это текущий баланс в процентах от ВНП,

средний уровень налога на прибыль корпораций, динамика государственного долга, обеспеченность бизнеса работниками сферы НИОКР и др. Но есть также 15 позиций, по которым Россия занимает последнее место в

вовой среды конкуренции, большое количество выбросов СО2, алкогольная зависимость, неудовлетворительный доступ в интернет, слабые коммуникации, авиаперевозки и внедрение новых технологий, а также неэффективный маркетинг. Последнее особенно знаменательно в контексте данной книги. Более обстоятельно ситуация с маркетингом в тридцатке самых крупных стран представлена ниже (рис. 2.7).

Можно сколь угодно долго и аргументированно спорить с авторами методики и данными рейтинг-листов IMD, критиковать используемые ими анкеты, установки опрашиваемых экспертов и др. Бесспорно другое: именно такая информация в силу ее глобального распространения служит формализованной основой для формирования имиджа присутствующих в рейтинге стран, в том числе, естественно, и России на международной арене;

Примером более частных уровней делового имиджа страны (по отдельным аспектам бизнеса) выступает оценка факторов инвестиционной привлекательности страны. Одна из моделей такой оценки, разработанная специалистами из американского неправительственного фонда «Наследие», в основных чертах представлена ниже (табл. 2.4).

Последствия снижения инвестиционного рейтинга страны. Основные организации по определению рейтинга в США и Великобритании объявили в октябре 1996 г. следующий рейтинг облигационных займов российского правительства: Moody's (Moody's Investor Service, USA): Ba2; S&P (Standard and Poor'S, USA): BB; IBCA (The International Bank Credit Analist, UK): BB+. Уровни приведенных рейтингов соответствовали рейтингам Мексики, Ар-

гентины, Венгрии. Но ровно через два года рейтинг России как страны-заемщика упал до критического уровня ССС, и к этому не может быть равнодушен ни один российский регион: ведь по международным правилам рейтинг любого региона не может быть выше рейтинга страны в целом.

Снижение рейтинга, как правило, самым серьезным образом тормозит реализацию проектов, осуществляемых на привлеченные деньги, если их гарантами или участниками выступают государственные структуры.

После снижения суверенного кредитного рейтинга обычно происходит перелом в самом характере иностранных инвестиций. Вместо поддержки существующих российских компаний и бюджета за счет дешевых заемных денег они переориентируются на так называемую реструктуризацию предприятий, т. е. на вложения в собственность обанкротившихся российских компаний. А чтобы снизить стоимость их покупки, кредиторы обычно инициируют процедуру банкротства.

Снижение рейтинга весьма болезненно действует на бюджет государства, если он зависим от внешних заимствований или/и от рынка внутренних государственных ценных бумаг. Но еще более опасным долгосрочным последствием этого может стать то, что государство, чей рейтинг снизился, постепенно вытесняется с финансового рынка. Одновременно повышается роль прямых инвестиций, расширяется иностранное присутствие.

Довольно большими оптимистами показали себя осенью 2003 г. эксперты агентства Moody's, в октябре (когда был арестован глава ЮКОСа М. Ходорковский) присвоившие России рейтинг инвестиционного уровня, который позволяет делать вложения уже так называемым институциональным инвесторам, например зарубежным пенсионным фондам. Правда, эффекта это не дало. Инвесторы ждали аналогичных решений от двух других агентств — Standart & Poor's и Fitch, которые продолжали удерживать рейтинг России на последней ступеньке спекулятивного уровня. В июле в правительстве ожидали объединения оценок трех агентств на инвестиционном уровне уже в 2004 г. Но после усложнения ситуации в банковской сфере стало логичнее ожидать объединения всех трех оценок уже на спекулятивном уровне. И лишь к февралю 2005 г. Россия перешла из спекулятивной в инвестиционную категорию по мнению всех трех основных рейтинговых агентств. Повышение рейтингов связано с радикальными улучшениями в отношении госдолга и его ликвидности.

Страны и бренды






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных