Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отклонений в поведении школьников




 

В Энциклопедическом словаре понятие «метод» определяется как способ достижения какой-либо цели, как способ действия. Методы воспитания - это общественно обусловленное, педагогически целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, способствующее организации жизнедеятельности, отношений, общения, а также совокупность средств и приёмов воспитательного воздействия, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых, направленных на достижение определённой цели воспитания, исправления, перевоспитания. Метод может быть также определён и как способ педагогического управления деятельностью (познавательной, трудовой, нравственной, игровой, спортивной и т. д.), в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физическое развитие. Выбор методов воспитания зависит от цели и задач воспитания, содержания и закономерностей воспитательной деятельности. Выбор метода воспитания также всегда зависит от конкретных особенностей ребёнка и его «социальной ситуации развития» (Л. С. Выготский), т. е. от влияния на ребёнка социальной среды и его отношения к этим влияниям. Наконец, выбор метода воспитания всегда определяется личными и профессиональными качествами самого воспитателя.

А. И. Кочетов, Н. Н. Верцинская методы воспитания школьников с девиантным поведением называют методами перевоспитания и определяют их как «способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему личностные черты школьника и способствуют уничтожению трудновоспитуемости». В данном случае термин «трудновоспитуемость» используется, по-видимому, как синоним понятия «девиантное поведение». В современной специальной литературе термин «трудновоспитуемость» имеет более узкое значение и рассматривается как один из видов девиации в поведении школьников.

Как мы уже говорили выше, мы считаем понятие «перевоспитание» устаревшим и поэтому используем в нашей работе термин «педагогическая коррекция». Таким образом, методы воспитания школьников с девиантным поведением мы считаем целесообразным называть методами педагогической коррекции.

Методами педагогической коррекции можно назвать пути и способы взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленные на исправление, реконструкцию отрицательных качеств личности школьника и изменение их к лучшему, а также формирование положительных, социально значимых качеств личности.

Существует ряд подходов к классификации методов воспитательной работы с девиантными школьниками. Известный учёный-педагог В. П. Кащенко, классик отечественной дефектологии, предложил следующую классификацию методов коррекционной работы с трудными детьми. Он выделил две большие группы методов коррекции: педагогические и психотерапевтические. Педагогические методы, в свою очередь, подразделяются на следующие разделы. 1 раздел - методы общепедагогического влияния, содержащие в себе лечебно-педагогические указания, касающиеся всех видов недостатков характера, а иногда и всех категорий детской исключительности: коррекция активно-волевых дефектов; коррекция страхов; метод игнорирования; метод культуры здорового смеха; действия при сильном возбуждении ребёнка; коррекция рассеянности; коррекция застенчивости; коррекция навязчивых мыслей и действий; метод профессора Л. Г. Бельского; коррекция бродяжничества; самокоррекция.

2 раздел – специальные или частнопедагогические методы, которые направлены на коррекцию тех или иных конкретных и ярко выявленных ненормальностей и недостатков характера: коррекция тиков; коррекция детской скороспелости; коррекция истерического характера; коррекция поведения единственных детей; коррекция нервного характера; приём борьбы с ненормальным чтением. 3 раздел – метод коррекции через труд. 4 раздел - метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы В. П. Кащенко распределяет по следующим основным видам: внушение и самовнушение; гипноз; метод убеждения; психоанализ. При этом он отмечает, что каждый из лечебно-педагогических методов является в известной мере и педагогическим, и психотерапевтическим. Данная классификация легла в основу дальнейшей разработки выделенной проблемы. В современной практике коррекционной воспитательной работы используют общие и специальные методы воспитания детей с отклонениями в поведении. Классификация общих методов воспитания широко представлена в педагогической литературе, раскрывающей основы теории воспитания. К специальным методам исправления отклоняющегося поведения детей относят методы, используемые педагогом для устранения какого-либо недостатка поведения или нарушений, вызванных общей причиной. И. П. Подласый к специальным методам коррекционно-воспитательной работы относит субъективно-прагматический метод, метод естественных последствий, метод возмещения, метод коррекции через труд («трудовой метод»), метод «взрыва». Далее рассмотрим одну из классификаций, в основе которой лежит субъективно-субъектный подход. Представители этого подхода (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова, А.П. Чернявская, Н.Г. Рукавишникова, Н.П. Фетискин, Н.П. Анисимова) считают, что основная задача педагога - помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребёнка. Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие. В интеллектуальной сфере методом воздействия на ребёнка с девиантным поведением является убеждение, ему соответствует метод самоубеждения; в мотивационной сфере методом воздействия является стимулирование, ему соответствует метод мотивации; в эмоциональной сфере основной метод воздействия – внушение, ему соответствует самовнушение; в волевой сфере методами воздействия являются требование и упражнение; в сфере саморегуляции - метод коррекции поведения, ему соответствует самокоррекция; в предметно-практической сфере способом воздействия является метод воспитывающих ситуаций, в качестве метода самовоспитания используются социальные пробы-испытания; в экзистенциальной сфере используются упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, метод моральных дилемм Л. Кольберга, в качестве метода самовоспитания применяется рефлексия.

Таким образом, представленная система методов воспитания девиантных школьников построена на основе выделения доминирующих бинарных методов воспитания – самовоспитания.

Далее рассмотрим деятельностный подход к определению методов воспитания девиантных школьников. Наряду с учебно-познавательной деятельностью школьники с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно полезной, трудовой, спортивно - оздоровительной, художественно - эстетической, нравственно - правовой, игровой и др. Однако следует отметить, что деятельность становится интересной и значимой для детей, если она приносит эмоциональное удовлетворение. Также не менее важным является включение школьника в позицию активного участника данного вида деятельности.

А. И. Кочетов выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

1) методы разрушения отрицательного типа характера: метод "взрыва" и метод реконструкции характера; 2)методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков; б) переориентировки самосознания; в) переубеждения; г) прогнозирования отрицательного поведения; 3)методы перестройки жизненного опыта: а) предписания; б) ограничения; в) переучивания; г) переключения; д) регламентации образа жизни; 4) методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения: а) поощрения и наказания; б) соревнования; в) положительной перспективы.

Современная концепция гуманистического воспитания личности

предполагает принятие ребёнка как данности, уважение к индивидуальности, учёт истории его становления, развития и формирования. Исходя из этих гуманистических тенденций, мы считаем целесообразным в определении системы методов педагогической коррекции опираться на личностно - ориентированный подход, сущностная характеристика которого была уже представлена выше. В ходе воспитательной работы по исправлению отклонений в поведении школьников педагог должен направить максимальные усилия на то, чтобы в процессе коррекционно-педагогической деятельности ни в коем случае не разрушить личность ребёнка, не подавить её, не притушить в ней социально-личностное и, тем более, индивидуальное. Такой подход полностью отвечает гуманистическим тенденциям современной общечеловеческой культуры, провозглашающей права человека на свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Поэтому мы считаем целесообразным при построении системы методов педагогической коррекции отклоняющегося поведения личности опираться на особенности её структуры.

В отечественной психологии существует целый ряд попыток представить структуру личности (А. Г. Ковалёв, В. С. Мерлин, А. И. Щербаков, В. А. Крутецкий, К. К. Платонов).

Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К. К. Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. Существенно для практики обучения и воспитания в предложенной К. К. Платоновым структуре то, что выделение подструктур здесь осуществлено с выходом на виды их формирования.

Рассмотрим динамическую функциональную структуру личности К. К. Платонова. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры: 1-я - направленность личности; 2-я - опыт; 3-я - индивидуальные особенности психических процессов; 4-я – включает биопсихические свойства. Первая подструктура личности, названная «направленность личности», объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как её моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломлённое общественное сознание.

Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.

Вторая подструктура личности, названная «опыт», объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения. Но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.

Третья подструктура личности, названная «особенности психических процессов», объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли).

Четвёртая подструктура личности, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности и её патологические, так называемые органические изменения. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы.

В соответствии с выделенными подструктурами личности мы считаем целесообразным выделить четыре группы методов педагогической коррекции девиантного поведения школьников:

1 группа - методы педагогической коррекции направленности личности;

2 группа - методы педагогической коррекции жизненного опыта
личности;

3 группа - методы педагогической коррекции эмоционально-волевых и психических особенностей личности;

4 группа - методы педагогической коррекции темперамента и
половозрастных особенностей личности.

В каждой из перечисленных групп методов педагогической коррекции, на наш взгляд, можно выделить общепедагогические и специальные методы коррекционной работы. К первой группе (методы педагогической коррекции направленности личности) относятся следующие общепедагогические методы: группа методов, которые принято называть методами убеждения, а также метод внушения. К специальным методам коррекционной работы в этой группе можно отнести такие методы, как метод «взрыва», метод «реконструкции» направленности личности. Ко второй группе (педагогической методы коррекции жизненного опыта личности) относятся такие общепедагогические методы, как: поощрение, наказание, соревнование, система «перспективных линий». К специальным коррекционным методам в данной группе относятся следующие методы: субъективно-прагматический метод, метод естественных последствий отрицательного поведения, метод регламентации жизнедеятельности. К третьей группе (методы коррекции эмоционально-волевых и психических особенностей личности) можно отнести такие общепедагогические методы: упражнение, требование, приучение, поручение. Специальным методом коррекции в данной группе методов может выступать метод эмоциональной поддержки. К четвёртой группе (методы коррекции темперамента и половозрастных особенностей личности) относятся такие общепедагогические методы, как метод воспитывающих ситуаций, общественное мнение. Специальными методами коррекции в этой группе являются метод развития рефлексивного поведения, метод игнорирования.

Методы педагогической коррекции направленности личности - методы, направленные на формирование отношения воспитанника к окружающему миру и самому себе; а также на формирование моральных качеств личности, положительного поведения, правильных понятий, оценок, суждений.

Рассмотрим характеристику методов педагогической коррекции отклоняющегося поведения школьников.

Методы убеждения - это способы воздействия на сознание воспитанника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, норм и правил поведения, формирования взглядов. В педагогической литературе встречаются различные подходы к определению убеждения как метода воспитания.

По мнению И. Ф. Харламова убеждение - это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности.

Б. Т. Лихачёв рассматривает убеждение как основной способ доказательства с помощью убедительных аргументов и фактов истинности идей, положений, оценок поступков, взглядов. «Убеждение обеспечивает духовное движение ребёнка от сознания истинности тех или иных идей к развитию собственной сознательности. Оно широко применяется в целях формирования мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, определяющих выбор поступков и поведения».

В. М. Коротов считает, что «убеждение - это сообщение достоверных знаний, доказательная апелляция к сознанию и личному опыту человека, стимулирования у него интереса и стремления самому докопаться до истины». Убеждение - это содействие личности в поисках ответов на возникающие проблемы её бытия.

В педагогическом процессе метод убеждения выступает как важная

форма регуляции взаимоотношений педагога и учащихся, учащихся и

коллектива товарищей, учащихся и общества, как способ стимуляции

активности воспитанников. В практике работы учителей и воспитателей сложились и постоянно совершенствуются следующие основные методы убеждения: информация, поиск, дискуссия, взаимное просвещение.

В совокупности названные методы составляют цельную систему методов убеждения. Органически связанные друг с другом, они выполняют общую функцию - превращение усвоенных понятий, полученных знаний в личные взгляды и убеждения воспитанников.

Метод внушения - это способ целенаправленного психического воздействия одного человека на другого (или на группу лиц) с целью вызвать помимо воли объекта определённые мысли и чувства, желания и настроения. Некоторые исследователи (Л. Ф. Спирин, Н. Е. Щуркова) включают в группу методов убеждения и метод внушения. По нашему мнению, этого делать не следует. Нужно различать эти способы воздействия на разум человека. Конечно, любое воздействие педагога направлено в итоге на формирование, закрепление или изменение установок, отношений, мнений, мыслей, чувств, действий воспитанников, т. е. призвано влиять на все стороны психики и поведения школьников. Однако, психологические механизмы убеждения и внушения неодинаковы. Каждый из этих способов воздействия имеет свою специфику. Убеждение направлено на сознательное усвоение человеком научных знаний, правил и норм поведения, стимулирование его интереса, познавательной активности. Основная особенность внушения заключается в том, что оно осуществляет влияние на психику и поведение человека незаметно для него, в обход сознания, бесконтрольно проникает в психическую структуру личности и реализуется в повседневной жизни в виде поступков, стремлений, мотивов и установок. При этом активная роль человека снижается.

Метод «взрыва» - это специальный метод коррекционной педагогики, предложенный выдающимся отечественным педагогом А. С. Макаренко. «Взрыв» - это такое воздействие на воспитанника, которое должно «взорвать» его вредную внутреннюю установку и очистить в душе место для формирования нового качества. «Взрыв» опасен, его могут пережить не все воспитанники, поэтому пользоваться этим методом можно лишь в исключительных случаях.

Метод «реконструкции» направленности личности - это её частичная перестройка. Нельзя вместе с ликвидацией отрицательных черт личности разрушать положительное в ней, поэтому при достаточном уровне общего развития ребёнка целесообразно частичное изменение его личности, т. е. реконструкция, перестройка направленности его личности. Этот метод включает в себя следующие элементы педагогической деятельности:

- выявление положительных качеств воспитанника, которые надо
использовать в процессе перестройки направленности личности, и их
дальнейшее развитие, совершенствование;

- восстановление положительных качеств, привычек, здоровых
потребностей, которые были заглушены неблагоприятными
обстоятельствами;

- видоизменение тех отрицательных свойств, которые школьник считает положительными и от которых не хочет отказываться;

- переоценка отрицательных свойств, формирование нетерпимого отношения к ним;

- восстановление здорового образа жизни, при котором отрицательные свойства, вредные привычки и нездоровые потребности оказываются

неприемлемыми.

В методе «реконструкции» направленности личности особое внимание уделяется нахождению в нравственном облике воспитанника точки опоры, которая может стать исходным направлением изменения, переориентации и в конечном итоге реабилитации личности несовершеннолетнего.

Методы педагогической коррекции жизненного опыта личности - пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.

Поощрение - метод воспитания, регулирующий поведение ребёнка путём положительной оценки его действий. Оно закрепляет положительный опыт воспитанников. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций, именно поэтому оно вселяет уверенность, создаёт приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

Метод поощрения требует тщательной дозировки и определённой осторожности. Длительный опыт использования метода показывает, что неразумное или избыточное поощрение может принести вред воспитанию. Следует учитывать психологическую сторону поощрения, его последствия.

К поощрению нужно предъявлять следующие требования:

1.Поощряя, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не желанием получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами. 2. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным детям, поэтому поощрения заслуживают не только школьники, добившиеся какого-либо выдающегося успеха, но и те, кто добросовестно трудился, показывал пример честного отношения к делу. 3. Поощрение тогда будет соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, когда он будет знать меру своих заслуг. 4. Поощрение требует личностного подхода. 5. Соблюдение справедливости - очень важный аспект школьного воспитания, поэтому, решая вопрос о поощрении, надо советоваться со всеми воспитанниками.

Наказание - метод педагогического воздействия, призванный предупреждать, тормозить нежелательные поступки. Этот метод используется в тех случаях, когда ребёнок не выполнил установленных требований, нарушил принятые в обществе нормы и правила поведения. Как и все методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов во внутренние. Известны виды наказания, связанные с: наложением дополнительных обязанностей, лишением или ограничением определённых прав, выражением морального порицания, осуждения. В современной школе используются такие формы наказаний, как неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, взыскание.

Выделяют следующие педагогические условия, определяющие эффективность наказания.

1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от авторитетного для ученика человека. Воспитателю следует опираться на общественное мнение, поскольку ученик острее переживает чувство вины, если его поступок осудил не только воспитатель, но и его товарищи.

2. Не рекомендуется применять наказание для всего класса.

3. Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан. 4. Наказание действенно, когда оно понятно учащемуся и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

5. При наказании недопустимо оскорбление воспитанника.

6. В ходе развития воспитательного процесса рекомендуется от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек переходить к наказаниям, главный смысл которых заключается в выработке определённых положительных качеств.

7.Не всегда нарушение норм и правил поведения действительно приводит к возникновению конфликтной ситуации, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Не существуют какие-либо общие рецепты для наказания, так как каждый поступок всегда индивидуален, и, в зависимости от того, кем он совершён, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие ребёнка его совершить, наказание может быть различным по степени тяжести.

8.Наказание - сильнодействующий метод, поэтому, используя наказание, педагог не должен допускать ошибок. Не рекомендуется торопиться с наказанием до тех пор, пока не выяснена создавшаяся ситуация, пока нет полной уверенности в справедливости наказания.

9.Не допускается превращения наказания в орудие мести. Школьник должен понимать, что наказывают для его же пользы, с целью помочь ему исправить его ошибки.

10. Наказание требует наличия у воспитателя педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что нельзя решать возникающие проблемы исключительно с помощью наказаний.
11.Наказание должно применяться только в комплексе с другими методами воспитания.

Соревнование - метод воспитания школьников, активизирующий и

стимулирующий общественно полезную деятельность путём сравнения и оценки её результатов, обеспечивающий успех индивидуального и коллективного труда, его производительность, продуктивность и организованность. Этот метод основан на естественной потребности школьников к соперничеству. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих. Сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий для достижения хорошего результата.

Содержанием соревнования могут быть общественно полезный труд, общественная деятельность учащихся, спортивно-физкультурная деятельность, клубная работа.

Многообразие видов соревнования может быть классифицировано на основе учёта следующих его существенных признаков: степень массовости (индивидуальное, коллективное), продолжительность во времени (систематическое или эпизодическое), широта охвата различных сторон жизни и деятельности детей (комплексное или в одном виде деятельности) и масштабы организации (внутриклассное, межклассное, районное и т. д., вплоть до международных).

Система перспективных линий - метод педагогического воздействия, который вызывает к жизни общественно полезную деятельность детей путём выдвижения перед ними увлекательных, значимых целей. При этом достижение этих целей становится личным стремлением, желанием и интересом воспитанников. Назначение метода перспективы состоит в том, чтобы превратить цель и задачи общественно полезной деятельности коллектива учащихся из внешнего стимула во внутренние побуждения каждого из его членов, в завтрашнюю радость. Правильное применение этого метода способствует развитию многих важных качеств личности, и, прежде всего, формированию у них целеустремлённости. Использование системы перспективных линий имеет многостороннее педагогическое значение. Во-первых, дети приучаются жить, стремясь достичь общественно значимых целей. Во-вторых, стремление к достижению перспектив даёт возможность наполнить детскую жизнь педагогически целесообразным содержанием и, таким образом, упражнять детей в правильном поведении. В-третьих, совместная борьба за достижение перспективы сплачивает детский коллектив. В-четвёртых, перспектива из чисто внешнего стимула побуждения к деятельности превращается в мощный внутренний стимул поведения каждого ребёнка. Общественная коллективная перспектива становится личной целью, а целеустремлённость - характерной чертой личности.

Метод перспективы позволяет педагогу последовательно направлять развитие коллектива, обогащать содержание его жизни и деятельности. Достигается это выстраиванием перспектив разного масштаба в систему.

А. С. Макаренко различает перспективы близкие, средние и дальние.

Дальние, средние и близкие перспективы связаны в единую систему перспективных линий. Цепочка следующих друг за другом близких перспектив выстраивается на линии достижения средней перспективы. Группа средних перспектив располагается по пути движения к дальней перспективе.

Субъективно-прагматический метод – это метод специального коррекционного воздействия на личность воспитанника. Сущность субъективно-прагматического метода воспитания обусловлена возрастающей автономией личности в современном мире. Научные исследования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений - ярко выраженное деловое (прагматическое), часто потребительское отношение к жизни, вытекающее из него избирательное отношение к воспитанию, его ценностям. Учитывая эти утилитарно-прагматические тенденции, некоторые зарубежные педагогические системы смотрят на процесс воспитания как на коммерческие отношения партнёров - воспитателей и воспитанников, где главной побуждающей силой становится личная выгода. Метод ещё не оформился окончательно, но уже повсеместно действует через систему контрактных сделок воспитателей и воспитанников, различного рода договоров и взаимных обязательств.

Он основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно.

Выделяют следующие модификации субъективно-прагматического

метода: 1) контракты, которые заключают воспитанники с воспитателями, где чётко определяются обязанности сторон; 2) личные карточки самосовершенствования (программы самовоспитания), которые составляются воспитателями и родителями; 3) дифференцированные группы по интересам, которые делаются платными для усиления личной заинтересованности, а также так называемые группы риска из детей, склонных к правонарушениям, с которыми ведётся профилактическая работа; 4) мониторинг, т. е. непрерывное наблюдение за поведением, социальным развитием воспитанника с помощью новейших технических средств, способных рассчитывать тенденцию индивидуального развития, определять «сценарии судьбы» при той или иной направленности воспитания, развития тех или иных качеств личности; 5) тесты воспитанности, социальной зрелости, гражданственности, «наложенные» на постоянно проводящиеся игры, соревнования, конкурсы; 6) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания - денежные компенсации неправильного поведения, лишение прав и свобод, привилегий и т. д.

К специальным методам педагогической коррекции относится и метод естественных последствий отрицательного поведения. Его сущность заключается в следующем: любое действие имеет последствия. И в природе, и в жизни людей всё происходит в соответствии с законом причинно-следственных отношений. Жизнь - бесконечная цепочка действий и их последствий. Поскольку действие всегда вызывается определёнными причинами (силами), то чаще говорят о связи причин и следствий или о причинно-следственных отношениях.

Воспитанием нужно тормозить нежелательные действия, ведущие к отрицательным последствиям и подготавливать детей к выполнению таких действий, которые вызывают благоприятные последствия.

В воспитании связь причины со следствием выражена особенно ярко и наглядно. По причинам можно установить, каким будет действие, а по действиям легко определить ожидаемые последствия. Для формирования необходимых действий в старинной народной педагогике применялся метод естественных последствий. Сущность его заключалась в том, чтобы ребёнок быстро и наглядно убеждался на практике, к чему ведёт то или иное действие.

Древние мудрецы не без оснований полагали, что лучше дать растущему человеку один раз испытать неприятные ощущения, чтобы он навсегда усвоил нежелательность определённых действий.

Основное применение данного метода в современных условиях – это формирование чёткой связи: делать зло другим - вредить самому себе.

Если учитель постоянно будет показывать последствия тех или иных поступков, то он постепенно добьётся выработки навыков нормативного поведения. Дети должны чётко представлять себе такие неотвратимые зависимости: водка - тюрьма, курение - болезнь, наркотики - смерть и т. д. Педагоги знают, что эти зависимости не всегда лежат на поверхности. Их необходимо обнажить, выстроить в логическую цепочку. Но связь есть всегда, её можно обнаружить в примерах из жизни, знакомых каждому ребёнку.

Методы коррекции эмоционально-волевых и психических особенностей личности - способы воздействия на чувства и волю воспитанников, их индивидуальные особенности отдельных психических процессов.

Упражнение - это повторное выполнение действия с целью его усвоения. Этот метод способствует формированию необходимых качеств личности. Невозможно сформировать требуемый тип поведения, не привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности. Сущность упражнения состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнений - устойчивые качества личности, т. е. навыки и привычки.

Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий: 1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступности и посильности; 4) объёма; 5) частоты повторений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 6) места и времени выполнения; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм; 10) мотивации и стимулирования. Между такими факторами, как частота, объём упражнений и достигнутые результаты существует прямая зависимость: чем больше упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, формируемых с их помощью. Эта зависимость корректируется личностными особенностями. Число упражнений, которые должны выполнять разные ученики для выработки качеств на одном и том же уровне, не совпадает: там, где одним достаточно несколько упражнений, другим нужны десятки попыток. Чем сложнее качество, тем больше упражнений необходимо выполнить для выработки устойчивой привычки, тем чаще их нужно повторять для того, чтобы их не забыть.

Требование - это метод воспитания, с помощью которого вызывают, стимулируют или тормозят определённую деятельность воспитанников, способствуют формированию у них ценных деловых и нравственных качеств через систему личных отношений учителя с детьми. Метод требования активно способствует формированию многих нравственных качеств детей, но особую роль выполняет в развитии у воспитанников ответственности и требовательности к себе. По форме различают прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные) требования. Для прямого требования характерны определённость, конкретность, точность формулировок, не допускающих двух различных толкований. Косвенное требование отличается от прямого тем, что стимулом к действию становится уже не столько самотребование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. В зависимости от того, как воспитатель относится к ребёнку и к тому, что и как он делает, косвенные требования делятся на три группы. Первая группа связана с выражением положительного отношения педагога к воспитаннику. Это просьба, одобрение, доверие. Их называют положительными требованиями. Ко второй группе относятся требования, в которых отношение воспитателя к детям отчётливо не проявляется, но основывается на уже сложившемся отношении воспитанников к стимулирующей деятельности. Это совет, намёк, условное требование и требование в игровом оформлении. Их называют нейтральными требованиями. Третья группа требований демонстрирует отрицательное отношение педагога к деятельности и поведению воспитанников. Это осуждение, выражение недоверия и предостережение. Их квалифицируют как отрицательные требования. При умелом использовании требования воспитатель не только стимулирует многообразную деятельность детей, но и практически руководит развитием своих отношений с воспитанниками.

Приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. На жёстком приучении основываются все авторитарные системы воспитания, где этот метод сочетается с наказанием. Использование этого метода в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое принуждение, неизбежно присутствующее в данном

методе, направлено на благо самого человека. Гуманистическая педагогика выступает против жёсткого приучения, противоречащего правам человека, требует по возможности смягчения этого метода и использования его в комплексе с другими методами, прежде всего игровыми. Приучение применяется на всех этапах педагогического процесса, но наиболее эффективно оно на ранней стадии.

Метод поручений - это способ педагогического воздействия, с помощью которого детей приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для школьной новогодней ёлки; украсить к празднику классную комнату и т. д. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества. Неорганизованным детям, например, дают задание подготовить и провести действие, требующее точности и пунктуальности, и т. п. Не нужно детям в деталях объяснять, как выполнять поручения.

Метод эмоциональной поддержки - это специальный метод воздействия на эмоционально-волевое состояние воспитанника в целях повышения его эмоционально-волевой устойчивости в экстремальных ситуациях. Коррекционно-педагогическую работу по формированию эмоционально-волевой устойчивости воспитанников следует вести в двух направлениях. Во-первых, необходимо формировать высшие положительные моральные, интеллектуальные и эстетические чувства и вытеснять ими отрицательные, вредные для личности, коллектива и общества. Во-вторых, нужно формировать умение владеть эмоциями, что необходимо в любой деятельности.

Основным условием формирования эмоционально-волевой устойчивости является такая организация жизни и деятельности воспитанников, которая обеспечивала бы им возможность переживать чувства, ценные с точки зрения задач воспитания, обогащала бы и направляла их эмоциональный опыт, особенно опыт морального поведения и моральных чувств. Здесь необходимо руководствоваться следующим принципом: для того, чтобы создать у учащегося положительное эмоциональное отношение к тому, что ему безразлично или даже неприятно, следует связать это безразличное или неприятное с существенно важными мотивами деятельности. Тогда ранее безразличное в новых условиях приобретёт для учащихся новый смысл, будет окрашено положительными чувствами. Тем самым расширяется область явлений, становящихся предметом эмоциональных отношений, обогащается эмоциональный опыт и появляется в чувствах новое содержание, обусловленное новыми качествами самих предметов, открывшихся при взаимодействии с ними.

Методы коррекции темперамента и половозрастных особенностей личности - методы воздействия на биопсихические свойства личности, определяемые основными свойствами нервной системы.

Метод воспитывающих ситуаций - это способ организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Необходимо выделить два существенных момента, обязательных для успешного применения воспитывающих ситуаций. Во-первых, ситуации не должны быть надуманными. Они должны отражать жизнь со всеми её противоречиями и сложностями. Воспитатель должен умышленно создавать лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной, типичной для школьной жизни. Во-вторых, ситуация должна быть неожиданной. Воспитанник, ожидающий определённую реакцию педагога, заранее готовит себя к ней, а если действия для него неожиданны, в большинстве случаев соглашается с учителем. В ситуации, связанной с нарушениями норм поведения, часто действенными способами воздействия могут оказаться великодушие, доброта учителя, но только в том случае, если они правильно понимаются именно как гуманные действия, а не как проявление слабости, неуверенности. В отдельных случаях оправдывает себя невмешательство воспитателя в развитие ситуации.

Общественное мнение - метод педагогического воздействия, обеспечивающий стимулирование общественно полезной, творчески активной деятельности воспитанников и формирование на этой основе их высоких нравственных качеств путём привлечения учащихся к разработке и предъявлению друг другу моральных требований, постановке и реализации общественно значимых перспектив, моральной оценке действий отдельных членов коллектива. Общественное мнение учащихся является мощным источником воспитательного влияния на личность, формирования нравственных качеств личности школьника.

Воспитательные функции общественного мнения находят своё выражение в том, что сам детский коллектив становится субъектом выработки и предъявления к своим членам моральных требований, выдвижения и организации увлекательных перспектив, применения мер поощрения и наказания, т. е. применения всех методов педагогического воздействия в их многообразных видах и формах.

Общественное мнение не может быть создано какими-то отдельными средствами, оно возникает в результате правильной постановки педагогами и детскими и молодёжными общественными организациями всей воспитательной работы.

Эффективность общественного мнения как метода педагогического воздействия в значительной степени определяется уровнем организации коллектива, работоспособностью его органов, наличием прочных традиций поведения и отношений, реализующих нормы нравственности, общественно полезным характером деятельности детей и развитием их соревновательного отношения к результатам совместной работы. Все усилия педагогов должны быть направлены на создание условий для зарождения и действия здорового общественного мнения.

Специальным методом коррекции может служить метод развития рефлексивного поведения. Рефлексия - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний на основе жизненного опыта. Выделяют личностную и социально-психологическую рефлексию, а также рефлексию учебной деятельности. Личностная рефлексия - познание человеком собственных личностных качеств, а также представлений других людей о них. Социально-психологическая рефлексия - это понимание

другого путём размышления за него. Рефлексия учебной деятельности - способность школьника к оценке собственной учебной деятельности с точки зрения её соответствия правилам, требованиям, адекватности задаче и т. д.

На наш взгляд, целесообразно выделить и рефлексию поведения. Поведение - это форма взаимодействия человека с окружающей средой, опосредованная его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Поведение человека - внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определённая последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, коллективов, групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно непосредственно или опосредованно включено в общение с другими людьми, находится в связи с их действиями, поступками, их последовательностью или же когда оно направлено на определённые объекты, например, социальные институты, организации, общности. Рефлексия поведения – способность школьника к оценке своего поведения с точки зрения его соответствия нормам и правилам, принятым в обществе. Развитие рефлексивного поведения у школьников будет способствовать самокоррекции отклонений в его поведении, т. е. приведению его поступков и действий в соответствие с общепринятыми нормами.

Специальным методом педагогической коррекции является метод

игнорирования. Этот метод описывает ещё В. П. Кащенко в своей работе «Педагогическая коррекция». Он отмечает, что исключительным по характеру детям нельзя показывать, что в них видят исключительность.

Кажущееся невнимание к их дефектам характера ведёт к тому, что они постепенно подавляют некоторые свои психопатические проявления. Ещё меньше они должны знать, что их считают ненормальными, так как это неизбежно ведёт к тому, что одни из них преувеличивают свои аномалии, а другие не желают отвечать за свои поступки. В коррекции недостатков характера истеричных детей метод игнорирования даёт особенно хорошие результаты - их болезненное стремление всячески обратить на себя внимание при дружном проведении в коллективе этого метода быстро поддаются сначала смягчению, а в дальнейшем и исчезновению. В настоящее время учитель также может в некоторых случаях использовать метод игнорирования, когда школьники нарушают дисциплину с целью привлечь к себе внимание. При этом следует помнить, что данный метод наиболее эффективен, если действия учителя будут поддержаны классным коллективом, коллегами, родителями. Этот метод следует использовать осторожно, желательна специальная подготовка.

 

Опорный конспект

- Определение понятия «методы педагогической коррекции».

- Классификации методов воспитательной работы с девиантными школьниками, представленные в отечественной психолого-педагогической литературе:

классификация методов коррекционной работы с трудными детьми В. П. Кащенко;

классификация методов воспитания девиантных школьников на основе выделения доминирующих бинарных методов воспитания – самовоспитания (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, И. В. Кузнецова и др.);

система методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности А. И. Кочетова;

система методов педагогической коррекции отклоняющегося поведения личности, построенная на особенностях её структуры (авторская).

- Характеристика методов педагогической коррекции отклоняющегося поведения школьников.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных