ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Цели и функции государственного управленияТема 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
План
1. Цели и функции государственного управления. 1.1. Система органов государственного управления. 1.2. Система прогнозов и программ развития национальной экономики. 2. Экономическая политика и ее виды. 2.1. Антимонопольное регулирование. 2.2. Ценовая политика. Финансово-бюджетная и налоговая системы страны. 2.3. Денежная система и денежно-кредитная политика. 2.4. Валютная система и валютный контроль в национальной экономике. 2.5. Социальная политика государства. 3. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны.
Цели и функции государственного управления
Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. Одним из принципиальных вопросов является соотношение рыночных и государственных регуляторов. Мировое развитие экономики и XX в. и в первом десятилетии XXI столетия свидетельствует о чередовании периодов усиления, этих видов регулирования. Соответственно, в экономической теории и политике преобладала то концепция усиления роли государства в экономике (прежде всего кейнсианство, господствовавшее и в экономической теории, и в практике хозяйственного регулирования на протяжении многих десятилетий прошлого века вплоть до конца 1970-х гг.), то концепция неограниченных возможностей рыночных регуляторов экономического развития (монетаризм, неолиберализм и ряд других экономических теорий, ставших наиболее влиятельными в 1980—1990-е гг.). В бывшем же СССР и большинстве социалистических стран государство определяло практически все социально-экономические процессы путем разработки и реализации директивных планов, использования административно-командных методов управления. На современном этапе регулирующая роль государства по отношению как к государственному, так и к частному сектору экономики усиливается во многих странах, что в основном обусловлено протекающим мировым финансово-экономическим кризисом. Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами и организациями в целях обеспечения успешного социально-экономического развития страны. Конкретные его направления, формы, масштабы определяются стратегией и особенностями социально-экономического развития страны в данный исторический период. В зависимости от характера самого процесса воздействия государства на регулируемые объекты все множество методов государственного регулирования можно поделить на прямые и косвенные методы (см. схему ниже).
Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на хозяйственные субъекты. Они не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на обязательных для исполнения распоряжениях органов государственной власти, поэтому некоторые из них иногда называют директивными или административными. Методы косвенного государственного регулирования опираются в основном на товарно-денежные рычаги рыночного хозяйства и оказывают влияние на экономические интересы хозяйственных субъектов. Данные методы часто определяют как экономические методы. Такая трактовка косвенных методов не отрицает того, что и прямые методы имеют экономическое содержание, если они служат решению задач роста экономической эффективности. Поэтому прямое противопоставление прямых и косвенных методов является неточным. Кроме того, следует учесть, что и косвенные методы облечены в административную форму: установление ставки налогов, патент и т.д. Проблемы, связанные с несовершенством Государственного регулирования: 1. Возникновение дефицита и излишков. 2. Недостаток рыночных стимулов. 3. Недостаток информации. 4. Несовершенство политического процесса – практика лоббизма и контроллинга (торговля голосами), манипулирование порядком голосования, поиск политической ренты (какие-либо экономические выгоды). 5. Бюрократия и неэффективность. 6. Неспособность государства абсолютно, но точно предусматривать и соответственно контролировать ближайшие и отдаленные последствия принимаемых им решений. 7. Изменение правительственной политики. 8. Отсутствие свободы выбора. 9. Присутствие временных лагов в политических процессах. Выделяют следующие типы «провалов» государства: – неэффективное государство (несовершенство информации); – слабое государство (обратная реакция); – неограниченное государство (сильное вмешательство). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|