Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ценовая политика и основные задачи в области ценообразования




 

Ценовая политика направлена на создание такой системы цен и условий, которая стимулирует динамичное развитие эко­номики, реализацию приоритетов государственной экономи­ческой политики, эффективное использование трудовых, мате­риальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспо­собности продукции (работ, услуг) и экономики в целом, рост жизненного уровня населения. Основными приоритетами це­повой политики в соответствии с Программой социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование государственного ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики.

Разработанные в стране Закон «О ценообразовании» и Кон­цепция государственной ценовой политики определяют ее цели: контроль уровня инфляции, ограничение деятельности предприятий-монополистов и содействие формированию кон­курентной рыночной среды, создание социально ориентирован­ной системы цен применительно к товарам (услугам) первой не­обходимости для категорий населения с низкой покупательной способностью. Нестабильность финансовых систем, замедление экономического роста и обострение социальных проблем в пе­риоды кризисов вынуждают правительства многих стран, вклю­чая Беларусь, принимать моры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры антиинфляционного характера, предусматривающие регулирование цен.

Стратегическим направлением государственной ценовой политики Республики Беларусь должна оставаться либерализа­ция цен в той мере, которая соответствует формированию ры­ночной среды. Последнее относится к развитию и поддержанию конкурентных начал в экономике, противодействию монополизму, государственному регулированию цен естественных мо­нополий, т.е. к условиям повышения эффективности функцио­нирования экономики.

В качестве основных принципов ценовой политики высту­пают:

– сочетание свободных и регулируемых цен;

– разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;

– установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем нормально функционирующим субъектам хо­зяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости государствен­ных субсидий и иных мер государственной поддержки.

Главным направлением ценовой политики является созда­ние гибкой и прозрачной системы ценообразования, базиру­ющейся на использовании сбалансированных экономических и административных методов и инструментов. Важнейшими результатами ценового регулирования должны стать: дейст­венный контроль со стороны государства за уровнем цен в моно­польных отраслях; создание условий для добросовестной конкуренции и развития предпринимательской инициативы, уве­личения притока инвестиций в экономику; обеспечение эконо­мически обоснованного соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопу­щение опережающего роста цен (тарифов) без принятия соот­ветствующих мер по социальной защите населения; обеспечение оптимальных межотраслевых ценовых пропорций.

Совершенствование государственной ценовой политики в условиях устойчивого развития экономики должно быть направлено на решение следующих задач:

– создание экономических условий, содействующих эффективному функционированию субъектов рыночного хозяйства;

– обеспечение эквивалентности товарно-денежного обмена между отраслями и сферами экономики;

– соблюдение прозрачности процессов ценообразования, систематический мониторинг уровня и динамики рыночных цен в целях создания условий для добросовестной конкуренции и повышения конкурентоспособности продукции отечествен­ных товаропроизводителей, справедливого распределения их доходов;

– расширение в регулировании цен полномочий местных органов управления, которые наилучшим образом могут, учи­тывать особенности своего региона (климатические, геополити­ческие, экономические, социальные);

– устранение условий неоправданной ценовой дискримина­ции в отношениях между субъектами хозяйствования (различ­ных форм собственности);

– увязка ценовой политики с политикой, проводимой госу­дарством в области оплаты труда и регулирования доходов на­селения;

– координация цеповой и налоговой политики;

использование в ценовой политике предприятий марке­тинговых подходов и системы гибкого ценообразования (с уче­том рыночных факторов);

– гармонизация ценовой политики Республики Беларусь и государств — участников ЕЭП, а также ее ближайших соседей;

– разработка законодательства, направленного на преодоле­ние негативных последствий трансфертного ценообразования, связанного с занижением цен;

– совершенствование антидемпинговой ценовой политики для защиты отечественных товаропроизводителей от недобро­совестной конкуренции зарубежных компаний.

Концептуальные основы ценовой политики включают:

– макро- и микроэкономический аспекты, определяющие ценовое пространство с точки, зрения уровней экономики, с раз­граничением инструментов и механизмов реализации ценовой, политики;

– государственный и региональный аспекты, по которым различаются субъекты, осуществляющие ценовое регулирова­ние, с разграничением полномочий и функций этих субъектов;

– прямые (административные, непосредственные) и косвен­ные (экономические, индикативные) методы воздействия на субъекты ценообразования и уровень цен.

Регулирование цен на макроуровне реализуется преиму­щественно через методы и инструменты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, через воздействие на покупа­тельную способность денежной единицы, т.е. через экономичес­кие методы косвенного влияния на цены. Суть их в том, что го­сударство воздействует не на порядок установления или уровень цен, а на поведение субъектов, участвующих в процессе ценообразования.

В целях социальной защиты населения определяется огра­ниченный перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами. Так, Совет Министров Республики Беларусь регулирует цены на комму­нальные услуги, оказываемые населению (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газо-, электро-, теплоснабже­ние); Министерство экономики — на товары (работы, услуги) предприятий-монополистов, социально значимые товары (ра­боты, услуги), алкогольную продукцию, табачные изделия.

На микроуровне, как правило, используются инструменты, непосредственно влияющие на деятельность конкретного пред­приятия: регулирование уровня цены, уровня рентабельности, торговых надбавок.

Местные органы власти могут регулировать цены на отдель­ные социально значимые товары (свежие овощи, товары для де­тей), ритуальные и социальные услуги, городские перевозки пассажиров и грузов всеми видами транспорта в регулярном со­общении, а также на товары (услуги), производимые локальны­ми (местными) естественными монополиями и др.

Обобщение опыта применения прямого регулирования цен позволяет выделить соответствующие ему методы: введение фиксированных цен на товары и тарифов на услуги, заморажи­вание цен, установление предельных уровней цены, регламен­тация верхней и нижней ее границ, установление предельного уровня рентабельности, декларирование (регистрация) цен, ус­тановление рекомендательных (референтных) цен на важней­шие виды продукции (например, медикаменты).

Следует учитывать два обстоятельства, связанные с регули­рованием цен:

– с одной стороны, устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием, спроса и предложения, поэтому в краткосрочном периоде может возни­кать дефицит или затоваривание продукцией, не находящей сбыта;

– с другой стороны, при полном отказе от участия государ­ства в процессе ценообразования общество устраняется от воз­можности воздействовать на уровень цен отраслей и предприя­тий-монополистов, а также лишает малообеспеченную часть населения социальной поддержки.

Отдельный блок в системе законодательства по ценообразо­ванию представляет регулирование цел, (тарифов) на услуги естественных монополий. В целях улучшения действующего порядка регулирования этих цен и тарифов необходимы совер­шенствование законодательной и нормативно-методологической базы, применение конкретных методов ценообразования, вве­дение контроля за уровнем и обоснованностью включаемых в цены и тарифы затрат. Деятельность естественных монопо­лий (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, тепло-, газо- и водоснабжение) регулируется в Беларуси и ряде других стран для предупреждения с их стороны монопольного завышения цен и сокращения объемов производства. Поэтому главной целью ценового регулирования в данной сфере высту­пает обеспечение доступности товаров (услуг) таких предприя­тий для потребителей за счет определения экономически обос­нованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий и противодействовать ограничению объемов их производства.

Серьезной проблемой в ценообразовании сегодня является сохранение перекрестного субсидирования, т.е. использова­ние практики возмещения убытков от предоставления услуг од­ним потребителям (население, бюджетные, сельскохозяйствен­ные организации) в результате установления заниженных цен за счет других (промышленные предприятия), в отношении ко­торых действуют завышенные цены. Решение проблемы при­ближения цен к их реальной стоимости тесно связано с реализа­цией программы ресурсосбережения. В числе ее основных за­дач — оснащение потребителей приборами учета и автоматики, регулирование потребления энергоресурсов, сокращение по­терь в сетях, преодоление тенденций установки заводами и фаб­риками автономных источников энергии с целью устранения последствий перекрестного субсидирования.

Цены представляют собой один из важнейших элементов рыночной конъюнктуры, изменения которой необходимо по­стоянно отслеживать, предвидеть, прогнозировать. Для успеш­ного функционирования на рынке его участники должны иметь достаточно полную и достоверную информацию о сложившейся здесь ситуации, что требует создания и постоянной поддерж­ки системы ценового мониторинга. Эта задача актуальна не только на макро-, но и на микроуровне управления экономи­кой. Ни одна организация, крупная или малая, занимающаяся коммерческой деятельностью, не способна успешно функцио­нировать без оценки положения на рынке.

В государственной ценовой политике обязательно соблю­дение принципа «прозрачности», предполагающего наличие и доступность информации о ценах (тарифах), товарах, услови­ях продажи, квотах, лицензиях, регулирующих нормативных правовых актах, что позволит устранить предпосылки для не­оправданной ценовой дискриминации и сократить число не­умышленных нарушений законодательства о ценообразовании.

В число основных задач регулирования и контроля за ценообразованием должны быть включены социально-экономиче­ский анализ и экспертиза цен (тарифов) на важнейшие виды продукции (услуг), профилактика нарушений дисциплины цен, повышение роли общественных организаций в вопросах контро­ля за ценами (тарифами) на потребительские товары (услуги).

Целесообразно продолжить практику применения в сфере ценового регулирования таких форм, как соглашения государ­ственных органов об уровне цен (тарифов) или их динамике с производителями и профсоюзами, контроль за их выполнени­ем, меж- и внутриотраслевые ценовые соглашения по «технологической цепочке», использование «коридора цен», контроль за формированием цен на продукцию «критического импорта».

Государственное регулирование цен во внешнеторговой деятельности белорусских предприятий должно предусмат­ривать защиту интересов страны в части недопущения вывоза стратегически важных ресурсов и товаров по необоснованно низким ценам, не соответствующим уровню мировых цен, за­щиту внутреннего рынка от агрессивного воздействия зарубеж­ных конкурентов, формирование равнодоходных цен в рамках единого таможенного, а в последующем — единого экономиче­ского пространства.

Либерализация ценообразования потребовала принципи­ального изменения его методологии в направлении преодоле­ния затратного подхода за счет формирования активной роли цены в принятии решений в производстве и сфере распределе­ния. Стабилизации цен призваны способствовать использова­ние современных маркетинговых методов управления пред­приятием, реализация программ по управлению затратами на производстве.

В период стабильного развития экономики республики це­новая политика должна базироваться на ограниченном государ­ственном ценовом регулировании и преимущественно свобод­ном ценообразовании на основе спроса и предложения. Степень государственного влияния на цены будет зависеть от вида това­ров, их социальной значимости, состояния конкурентной, сре­ды. Государственное регулирование цен сохранится на ограни­ченный перечень товаров (работ, услуг), в том число социально значимых, определяющих жизненный уровень населения (ле­карственные средства, жилищно-коммунальные услуги, ока­зываемые населению), а также продукцию организаций-моно­полистов.По мере роста доходов граждан предусматривается повышениеуровня окупаемости населением затрат на услуги ЖКХ. В целом уровень окупаемости затрат тарифами на услуги жилищно - коммунального хозяйства в 201.5 г. не должен превы­сить 60 %.

Тарифная политика естественных монополий будет нацеле­на на постепенное возмещение обоснованных затрат при тесной увязке с ростом доходов населения и осуществлением необходи­мых мер по социальной защите. Предусматривается отмена с 2013 г. льготных цен (тарифов) на природный газ и энергию для отдельных юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей.

Перспективными направлениями государственной ценовой политики Республики Беларусь являются закрепление пози­тивной динамики макроэкономических показателей, сложив­шейся в последние годы, создание условий для эффективного использования трудовых, материальных, энергетических ре­сурсов, повышения конкурентоспособности экономики, стабиль­ного роста жизненного уровня населения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных