ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ценовая политика и основные задачи в области ценообразования
Ценовая политика направлена на создание такой системы цен и условий, которая стимулирует динамичное развитие экономики, реализацию приоритетов государственной экономической политики, эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и экономики в целом, рост жизненного уровня населения. Основными приоритетами цеповой политики в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование государственного ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики. Разработанные в стране Закон «О ценообразовании» и Концепция государственной ценовой политики определяют ее цели: контроль уровня инфляции, ограничение деятельности предприятий-монополистов и содействие формированию конкурентной рыночной среды, создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам (услугам) первой необходимости для категорий населения с низкой покупательной способностью. Нестабильность финансовых систем, замедление экономического роста и обострение социальных проблем в периоды кризисов вынуждают правительства многих стран, включая Беларусь, принимать моры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры антиинфляционного характера, предусматривающие регулирование цен. Стратегическим направлением государственной ценовой политики Республики Беларусь должна оставаться либерализация цен в той мере, которая соответствует формированию рыночной среды. Последнее относится к развитию и поддержанию конкурентных начал в экономике, противодействию монополизму, государственному регулированию цен естественных монополий, т.е. к условиям повышения эффективности функционирования экономики. В качестве основных принципов ценовой политики выступают: – сочетание свободных и регулируемых цен; – разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен; – установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем нормально функционирующим субъектам хозяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости государственных субсидий и иных мер государственной поддержки. Главным направлением ценовой политики является создание гибкой и прозрачной системы ценообразования, базирующейся на использовании сбалансированных экономических и административных методов и инструментов. Важнейшими результатами ценового регулирования должны стать: действенный контроль со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий для добросовестной конкуренции и развития предпринимательской инициативы, увеличения притока инвестиций в экономику; обеспечение экономически обоснованного соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопущение опережающего роста цен (тарифов) без принятия соответствующих мер по социальной защите населения; обеспечение оптимальных межотраслевых ценовых пропорций. Совершенствование государственной ценовой политики в условиях устойчивого развития экономики должно быть направлено на решение следующих задач: – создание экономических условий, содействующих эффективному функционированию субъектов рыночного хозяйства; – обеспечение эквивалентности товарно-денежного обмена между отраслями и сферами экономики; – соблюдение прозрачности процессов ценообразования, систематический мониторинг уровня и динамики рыночных цен в целях создания условий для добросовестной конкуренции и повышения конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей, справедливого распределения их доходов; – расширение в регулировании цен полномочий местных органов управления, которые наилучшим образом могут, учитывать особенности своего региона (климатические, геополитические, экономические, социальные); – устранение условий неоправданной ценовой дискриминации в отношениях между субъектами хозяйствования (различных форм собственности); – увязка ценовой политики с политикой, проводимой государством в области оплаты труда и регулирования доходов населения; – координация цеповой и налоговой политики; использование в ценовой политике предприятий маркетинговых подходов и системы гибкого ценообразования (с учетом рыночных факторов); – гармонизация ценовой политики Республики Беларусь и государств — участников ЕЭП, а также ее ближайших соседей; – разработка законодательства, направленного на преодоление негативных последствий трансфертного ценообразования, связанного с занижением цен; – совершенствование антидемпинговой ценовой политики для защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции зарубежных компаний. Концептуальные основы ценовой политики включают: – макро- и микроэкономический аспекты, определяющие ценовое пространство с точки, зрения уровней экономики, с разграничением инструментов и механизмов реализации ценовой, политики; – государственный и региональный аспекты, по которым различаются субъекты, осуществляющие ценовое регулирование, с разграничением полномочий и функций этих субъектов; – прямые (административные, непосредственные) и косвенные (экономические, индикативные) методы воздействия на субъекты ценообразования и уровень цен. Регулирование цен на макроуровне реализуется преимущественно через методы и инструменты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, через воздействие на покупательную способность денежной единицы, т.е. через экономические методы косвенного влияния на цены. Суть их в том, что государство воздействует не на порядок установления или уровень цен, а на поведение субъектов, участвующих в процессе ценообразования. В целях социальной защиты населения определяется ограниченный перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами. Так, Совет Министров Республики Беларусь регулирует цены на коммунальные услуги, оказываемые населению (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газо-, электро-, теплоснабжение); Министерство экономики — на товары (работы, услуги) предприятий-монополистов, социально значимые товары (работы, услуги), алкогольную продукцию, табачные изделия. На микроуровне, как правило, используются инструменты, непосредственно влияющие на деятельность конкретного предприятия: регулирование уровня цены, уровня рентабельности, торговых надбавок. Местные органы власти могут регулировать цены на отдельные социально значимые товары (свежие овощи, товары для детей), ритуальные и социальные услуги, городские перевозки пассажиров и грузов всеми видами транспорта в регулярном сообщении, а также на товары (услуги), производимые локальными (местными) естественными монополиями и др. Обобщение опыта применения прямого регулирования цен позволяет выделить соответствующие ему методы: введение фиксированных цен на товары и тарифов на услуги, замораживание цен, установление предельных уровней цены, регламентация верхней и нижней ее границ, установление предельного уровня рентабельности, декларирование (регистрация) цен, установление рекомендательных (референтных) цен на важнейшие виды продукции (например, медикаменты). Следует учитывать два обстоятельства, связанные с регулированием цен: – с одной стороны, устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием, спроса и предложения, поэтому в краткосрочном периоде может возникать дефицит или затоваривание продукцией, не находящей сбыта; – с другой стороны, при полном отказе от участия государства в процессе ценообразования общество устраняется от возможности воздействовать на уровень цен отраслей и предприятий-монополистов, а также лишает малообеспеченную часть населения социальной поддержки. Отдельный блок в системе законодательства по ценообразованию представляет регулирование цел, (тарифов) на услуги естественных монополий. В целях улучшения действующего порядка регулирования этих цен и тарифов необходимы совершенствование законодательной и нормативно-методологической базы, применение конкретных методов ценообразования, введение контроля за уровнем и обоснованностью включаемых в цены и тарифы затрат. Деятельность естественных монополий (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, тепло-, газо- и водоснабжение) регулируется в Беларуси и ряде других стран для предупреждения с их стороны монопольного завышения цен и сокращения объемов производства. Поэтому главной целью ценового регулирования в данной сфере выступает обеспечение доступности товаров (услуг) таких предприятий для потребителей за счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий и противодействовать ограничению объемов их производства. Серьезной проблемой в ценообразовании сегодня является сохранение перекрестного субсидирования, т.е. использование практики возмещения убытков от предоставления услуг одним потребителям (население, бюджетные, сельскохозяйственные организации) в результате установления заниженных цен за счет других (промышленные предприятия), в отношении которых действуют завышенные цены. Решение проблемы приближения цен к их реальной стоимости тесно связано с реализацией программы ресурсосбережения. В числе ее основных задач — оснащение потребителей приборами учета и автоматики, регулирование потребления энергоресурсов, сокращение потерь в сетях, преодоление тенденций установки заводами и фабриками автономных источников энергии с целью устранения последствий перекрестного субсидирования. Цены представляют собой один из важнейших элементов рыночной конъюнктуры, изменения которой необходимо постоянно отслеживать, предвидеть, прогнозировать. Для успешного функционирования на рынке его участники должны иметь достаточно полную и достоверную информацию о сложившейся здесь ситуации, что требует создания и постоянной поддержки системы ценового мониторинга. Эта задача актуальна не только на макро-, но и на микроуровне управления экономикой. Ни одна организация, крупная или малая, занимающаяся коммерческой деятельностью, не способна успешно функционировать без оценки положения на рынке. В государственной ценовой политике обязательно соблюдение принципа «прозрачности», предполагающего наличие и доступность информации о ценах (тарифах), товарах, условиях продажи, квотах, лицензиях, регулирующих нормативных правовых актах, что позволит устранить предпосылки для неоправданной ценовой дискриминации и сократить число неумышленных нарушений законодательства о ценообразовании. В число основных задач регулирования и контроля за ценообразованием должны быть включены социально-экономический анализ и экспертиза цен (тарифов) на важнейшие виды продукции (услуг), профилактика нарушений дисциплины цен, повышение роли общественных организаций в вопросах контроля за ценами (тарифами) на потребительские товары (услуги). Целесообразно продолжить практику применения в сфере ценового регулирования таких форм, как соглашения государственных органов об уровне цен (тарифов) или их динамике с производителями и профсоюзами, контроль за их выполнением, меж- и внутриотраслевые ценовые соглашения по «технологической цепочке», использование «коридора цен», контроль за формированием цен на продукцию «критического импорта». Государственное регулирование цен во внешнеторговой деятельности белорусских предприятий должно предусматривать защиту интересов страны в части недопущения вывоза стратегически важных ресурсов и товаров по необоснованно низким ценам, не соответствующим уровню мировых цен, защиту внутреннего рынка от агрессивного воздействия зарубежных конкурентов, формирование равнодоходных цен в рамках единого таможенного, а в последующем — единого экономического пространства. Либерализация ценообразования потребовала принципиального изменения его методологии в направлении преодоления затратного подхода за счет формирования активной роли цены в принятии решений в производстве и сфере распределения. Стабилизации цен призваны способствовать использование современных маркетинговых методов управления предприятием, реализация программ по управлению затратами на производстве. В период стабильного развития экономики республики ценовая политика должна базироваться на ограниченном государственном ценовом регулировании и преимущественно свободном ценообразовании на основе спроса и предложения. Степень государственного влияния на цены будет зависеть от вида товаров, их социальной значимости, состояния конкурентной, среды. Государственное регулирование цен сохранится на ограниченный перечень товаров (работ, услуг), в том число социально значимых, определяющих жизненный уровень населения (лекарственные средства, жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению), а также продукцию организаций-монополистов.По мере роста доходов граждан предусматривается повышениеуровня окупаемости населением затрат на услуги ЖКХ. В целом уровень окупаемости затрат тарифами на услуги жилищно - коммунального хозяйства в 201.5 г. не должен превысить 60 %. Тарифная политика естественных монополий будет нацелена на постепенное возмещение обоснованных затрат при тесной увязке с ростом доходов населения и осуществлением необходимых мер по социальной защите. Предусматривается отмена с 2013 г. льготных цен (тарифов) на природный газ и энергию для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Перспективными направлениями государственной ценовой политики Республики Беларусь являются закрепление позитивной динамики макроэкономических показателей, сложившейся в последние годы, создание условий для эффективного использования трудовых, материальных, энергетических ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, стабильного роста жизненного уровня населения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|