Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальная политика государства




 

Исходя из содержания и принципов социальной политики можно выделить ее основные направления:

1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потреби­тельская корзина, семейные сбережения, общее благосостояние).

2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость граж­дан и др.).

3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, соци­альное обслуживание, социальные гарантии и др.).

4. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физи­ческая культура и спорт),

5. Политика в области современной инфраструктуры (жи­лищные условия, коммуникации, обеспеченность транспорт­ными средствами и услугами связи, торговое и бытовое обслуживание).

6. Миграционная политика (вынужденная миграция, за­щита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).

7. Политика в отношении отдельных категорий граждан (семейная, молодежная политика, политика в отношении по­жилых и инвалидов и др.).

Всю совокупность механизмов реализации социальной по­литики можно объединить в следующие группы: законодатель­ные, административные, организационные, экономические, со­циальные нормативы и стандарты.

В области пенсионного обеспечения предусматривалось ре­шение следующих задач: последовательное повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста, создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы; развитие государ­ственного пенсионного страхования как главной ее составля­ющей; рационализация условий и норм предоставления пенсии путем установления более тесной зависимости ее размера от страхового стажа и заработка; введение системы обязательного пенсионного страхования для лиц, работающих в неблагопри­ятных условиях труда или занятых определенными видами профессиональной деятельности.

Социальные нормативы уровня жизни населения. Интегральной характеристикой благосостояния населения страны являются уровень и качество его жизни — историческая кате­гория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.

Если под уровнем жизни традиционно понимается комп­лекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью до­стижения как в личностном, так и в социальном аспекте выс­ших ценностей человеческого бытия, в числе которых мораль­но-психологические качества, уровень образованности, культу­ры и здоровья, условия труда, проживания и отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам под­вергаются и количественно измеряемые материальные компо­ненты (по критериям соответствия мировым стандартам).

ООН, обобщая характерные черты национальных концеп­ций уровня жизни в разных странах мира, указывает на общие существенные компоненты этих концепций: здоровье, потребле­ние продуктов питания, образование, занятость и организация труда, жизненные удобства, социальное обеспечение, одежда, от­дых и свободное время, права человека. Понятие качества жиз­ни населения в самом широком смысле включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.

 

Важную роль для оценки уровня жизни населения играют социальные нормативы как научнообоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Таковыми являются, прежде всего, потребительские бюджеты, представляющие собой балансы доходов и расходов домашних хозяйств (семей), составленные для различных групп населения и отражающие особенности потребительских предпочтений и условий жизнедеятельности последних. В качестве главных системообразующих базовых потребительских бюджетов в Беларуси раз­рабатываются и используются: минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.

Минимальный потребительский бюджет (МПВ) — это минимальные расходы, необходимые для приобретения набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей чело­века. Натурально-вещественная структура МПБ формируется нормативным методом на основе потребительской корзины, а стоимостная величина определяется исходя из средних цен покупки во всех видах торговли соответствующих видов товаров и услуг и пересматривается но мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал.

Минимальный потребительский бюджет разрабатывается по восьми социально-демографическим группам в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава. Сред­недушевой МПБ в расчете на одного члена семьи из четырех че­ловек в месяц в 2005 г. составлял 229,3 тыс. руб., в 2010г. — 446,2 тыс., с 1 мая 2013 – 974 тыс. При этом в его структуре доля расходов на питание составляет около 60 %. Следует подчеркнуть, что именно МПБ является бюджетом, позволяющим человеку (семье) обеспечивать простое воспроизводство в течение всего жизненного цикла. Данный социальный норматив положен в основу определения величины устанавливаемых государством минимальных социальных стандартов.

Прожиточный минимум — минимальный набор материаль­ных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятель­ности человека и сохранения его здоровья, включая обязатель­ные платежи и взносы. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) — стоимостная величина прожиточного минимума. В соответствии с Законом «О прожиточном минимуме в Респуб­лике Беларусь» он как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, оказания государственной социальной помощи малообеспеченным граж­данам: (семьям), обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий (минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, пособий). С 1993 г. основным критерием признания граждан малообеспе­ченными является величина среднедушевого дохода ниже БПМ.

 

Динамика величины минимальных социальных стандартов в Республике Беларусь, тыс. руб

 

Показатель На 1.11.2013 г
Минимальный по­требительский бюд­жет (в расчете на одного члена семьи из четырех человек в месяц) 1659,400
Бюджет прожиточ­ного минимума (в расчете на душу населения в месяц) 1047,58
Минимальная зара­ботная плата (на на­чало года) 1466,230  

На 1.11.2013.г.:

При стаже 45 лет средний размер пенсии составит 3311000 руб.

Средняя пенсия по возрасту 2174000 руб.

Средняя заработная плата составит 4037000 руб.

Тарифная ставка 1 разряда 260 000 руб.

 

К социальным нормативам уровня жизни населения от­носятся государственные минимальные социальные стандар­ты — минимальные уровни государственных гарантий соци­альной защиты, обеспечивающие удовлетворение основных по­требностей человека. Они выражаются в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступ­ных социальных услуг, социальных пособий и выплат. В эту систему включены минимальная заработная плата, тарифная ставка первого разряда, минимальные размеры пенсий по воз­расту, инвалидности, минимальные социальные стандарты в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки (посо­бия в связи с рождением ребенка и воспитанием детей, едино­временные выплаты и социальные пособия малообеспеченным гражданам) и социального обслуживания.

Размер минимальной, заработной платы (MЗП) устанав­ливается Советом Министров Республики Беларусь и выступает в качестве социального стандарта низшей границы оплаты труда работников. В стране выработан механизм определения МЗП, предписывающий необходимость учета экономических возможностей государственного и местных бюджетов, а также соотношения размеров МЗП и социальных нормативов (Б11М и МПБ). В соответствии с Законом «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» ее раз­мер в течение года подлежит индексации в порядке, предусмот­ренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.

Важным критерием благополучия населения выступает со­отношение минимальной зарплаты и МПБ, которое последо­вательно улучшается — с 62,3 % в 2005 г. до 66,7 % на начало 2010 г. и 87,9 % — в сентябре 2011 г. Предусмотрено ежегодное установление с 1 января размера месячной МЗП на уровне не ниже размера МПБ семьи из четырех человек в целях обеспече­ния этого размера на уровне не менее трети от начисленной среднемесячной заработной платы, что позволит усилить соци­альную защищенность низкооплачиваемых категорий работни­ков, прежде всего бюджетной сферы.

Денежные доходы и расходы населения: динамика и структура. Важнейшим социальным индикатором уровня жиз­ни выступают доходы населения — находящиеся в его распо­ряжении ресурсы в натуральной и денежной формах, получае­мые им от своей трудовой деятельности (оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности), использования соб­ственности (доходы от собственности), в виде трансфертов (пен­сии, пособия, стипендии и др.) и т.д.

Реальные денежные доходы — относительный показатель, рассчитываемый путем деления номинальных темпов роста де­нежных доходов населения на индекс потребительских цен на товары и услуги. Располагаемые денежные доходы — денеж­ные доходы населения за вычетом налогов, сборов и взносов.

 

Структура денежных доходов населения Республики Беларусь, %

 

Показатель Годы
   
Денежные доходы — всего    
В том число: оплата труда 65,4 63,9
трансферты населению 20,0 20,7
доходы от собственности 2,5 3,8
доходы от предпринима­тельской деятельности 10,6 10,5
прочие доходы 1,5 1,1

 

В структуре денежных доходов населения наметилась тен­денция снижения доли оплаты труда — с 65,4 % в 2011 г. до 63,9 % в 2012 г.

В наибольшей степени риску бедности подвержено населе­ние, проживающее в сельской местности, уровень малообеспеченности которого в 2 раза выше, чем в городах, что обусловле­но низким уровнем заработной платы при ограниченных воз­можностях альтернативного трудоустройства, недостаточными темпами развития сельского предпринимательства. Следует также учитывать тот факт, что на селе существует и «сезонная бедность», проявляющаяся в падении доходов населения в осенне-зимний период.

 

Динамика основных показателей заработной платы в Республике Беларусь

Показатель 2012 год
Номинальная начис­ленная среднемесяч­ная заработная плата, тыс. руб. 3676,9
Реальная заработная плата, % к предыду­щему году  
Соотношение средне­месячной заработной платы и МПБ (поку­пательная способность зарплаты), %  
Средний размер назна­ченных пенсий (на ко­нец года), тыс. руб. 1885,5
Реальный размер на­значенных пенсий, % к предыдущему году 164,6
Минимальный размер пенсии по возрасту, тыс. руб. 1343,5
Соотношение средне­го размера назначен­ных пенсий с БПМ пенсионера, % 259,3
Соотношение средне­го размера назначен­ных пенсий со сред­ним размером начис­ленной заработной платы, % 39,8

 

Государственная адресная социальная помощь включает:

– единовременное социальное пособие малообеспеченным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, сред­недушевой доход которых ниже 150 % БПМ в среднем на душу населения. Размер данного пособия составляет до 500 % крите­рия нуждаемости (282 тыс. руб. в I полугодии 2011 г., число его получателей — 10,2 тыс. чел.);

– ежемесячное социальное пособие, предоставляемое граж­данам, имеющим среднедушевой доход ниже БПМ;

– социальное пособие на оплату технических средств со­циальной реабилитации для детей в возрасте до 18 лет, не при­знанных инвалидами, но нуждающихся в них по медицинским показаниям, а также инвалидам третьей группы;

безналичные жилищные субсидии.

В 2012 г. ГАСП получили более 165 тыс. чел. Основная до­ля социальных выплат пришлась на многодетные и неполные семьи, воспитывающие детей.

Структура бюджетных ассигнований показывает, что гаран­тирование доходов населения и социальное обеспечение — одно из приоритетных направлений социальной политики. Объемы средств, направляемые на социальные выплаты, ежегодно воз­растают. Расходы бюджета государственного социального страхования и консолидированного бюджета Республики Беларусь на социальную защиту составляют свыше 12 % ВВП. Следует также учитывать, что значительная часть социальной поддержки идет через государственное субсидирование транспортных расходов, жилищно-коммунальных услуг и др.

В структуре денежных расходов населения более 80 % приходится на покупку товаров и оплату услуг. Удельный вес этой статьи расходов, как и накопления сбережений, постоянно снижается. Растут же налоги и сборы.

В потребительских расходах домашних хозяйств наибольший удельный вес занимают затраты на продукты питания – свыше 50 % в 2012 г., более 37 % при­ходится па покупку непродовольственных товаров. Более чем в 2 раза за этот период увеличилась доля расходов на оплату услуг ЖКХ, транспорта и связи (до 7 %).

Для решения проблемы формирования рациональной струк­туры потребления продуктов питания и наиболее полного обес­печения непродовольственными товарами необходимо:

– достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного и высококачественного уровня питания;

– обеспечение рациональной структуры потребления непро­довольственных товаров;

– существенное расширение использования предметов куль­турно-бытового и хозяйственного назначения.

Выполнение данных задач предусматривается на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения, опти­мизации производства товаров и развития сферы услуг, совер­шенствования системы распределительных отношений.

Цели и задачи социальной политики па 2011—2015 гг. Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляются государственными органами, научными ин­ститутами и общественными структурами исходя из ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития че­ловеческого потенциала, принципов общеэкономической поли­тики государства, которые закреплены в стратегических и так­тических документах по социально-экономическому развитию страны. На современном этапе приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области соци­альной политики и социальной сферы определены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы и Национальной стратегии устойчивого раз­вития Республики Беларусь до 2020 года.

Главная цель социальной политики — обеспечение ста­бильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. В соответ­ствии с поставленной целью приоритетными направлениями социальной политики являются:

– укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидае­мой продолжительности жизни населения;

– обеспечение эффективной занятости населения, в том чис­ле путем модернизации существующих и ввода новых высоко­производительных рабочих мест;

– повышение реальной заработной, платы как основного ис­точника денежных доходов граждан, обеспечение ее более тес­ной увязки с конечными результатами производства и ростом производительности труда;

– формирование стабильной, финансово устойчивой пенси­онной системы, способной противостоять будущим демографи­ческим изменениям;

– совершенствование социальной защиты населения за счет усиления адресности оказания социальной помощи, развития системы поддержки семей с детьми, повышения эффективно­сти и доступности социального обслуживания;

– дальнейшее развитие интеллектуального и культурного потенциала нации.

Основными задачами политики занятости и рынка тру­да определены:

– формирование кадрового потенциала в соответствии с по­требностями экономики и требованиями нанимателей к каче­ству рабочей силы;

– повышение гибкости рынка труда за счет совершенствова­ния системы переподготовки кадров;

– стимулирование занятости путем организации новых ра­бочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производ­ствах, а также в сфере услуг;

– создание условий мотивации к высокоэффективному тру­ду и повышение социальной ответственности за результаты свое­го труда, укрепление трудовой и исполнительской дисциплины.

Оптимизация численности кадрового персонала будет со­провождаться разработкой планов социально ответственной ре­структуризации организаций, направленных на проведение уп­реждающих мер по профессиональной переподготовке высво­бождающихся работников, их дальнейшему трудоустройству.

Главными целями политики доходов являются рост реаль­ного уровня всех видов денежных доходов населения и обеспе­чение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан. Политика государства в этой области будет направ­лена на:

– повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула ак­тивизации трудовой деятельности;

– дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.

Поступательный рост заработной платы предусматрива­ется обеспечить путем:

– предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;

– установления прямой зависимости повышения заработ­ной платы от показателей эффективности производства, каче­ства и производительности труда;

– создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;

– роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

Актуализируется необходимость усиления мотивационного потенциала заработной платы и увязки механизма ее роста с ре­зультатами труда. Мотивация труда будет базироваться на соз­дании новых гибких систем его оплаты, внедрении прогрессив­ных видов премирования во взаимоувязке с показателями про­изводительности, качества продукции, рентабельности продаж, а также личным вкладом каждого работника в повышение эффективности деятельности организации. Цель дальнейшего увеличения оплаты труда работников бюджетной сферы заклю­чается в последовательном приближении тарифной ставки пер­вого разряда к уровню бюджета прожиточного минимума. Реа­лизация намеченных мер обеспечит рост реальной заработной платы за пятилетие в 1,8—1,9 раза, располагаемых денежных доходов населения — в 1,70—1,76 раза.

В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандар­тов. Для этого предусматривается:

– поддержание реального уровня пенсионных выплат, увя­занного с ростом реальной заработной платы, изменением стои­мости жизни и возможностями экономики в целом;

– определение минимальных государственных пенсионных гарантий по снижению уровня малообеспеченности среди по­жилых и инвалидов;

– повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, с ориентацией на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы;

– содействие развитию программ дополнительного добро­вольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечение к активному участию в них работо­дателей и работников.

Рост реальной средней пенсии по возрасту в 2011—2015 гг. будет сопоставим с темпами роста реальной заработной платы. Размер реальной пенсии по возрасту намечается увеличить не менее чем в 1,8–1,9 раза, ее минимальный размер превысит прожиточный минимум пенсионера.

Главными задачами социальной защиты населения опре­делены усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспече­ние доступности социальной помощи, базирующейся на госу­дарственных социальных гарантиях и стандартах. Предусмат­ривается достижение эффективности социальной поддержки населения путем:

– выработки действенных мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе увеличе­ния размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

– усиления адресности оказания социальной помощи;

– внедрения новых социальных технологий, расширения перечня и повышения доступности социальных услуг;

– создания условий для трудовой и социальной реабилита­ции инвалидов и лиц с особенностями психофизического раз­вития;

– улучшения условий проживания граждан в стационар­ных учреждениях социального обслуживания (создание до­мов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повы­шенной комфортности для оказания социальных услуг на плат­ной основе).

Совершенствование механизма государственной адресной социальной помощи будет нацелено на обеспечение четкости и прозрачности функционирования, дебюрократизации админи­стративных процедур, рационального расходования бюджет­ных средств. Формирование единой системы поддержки мало­обеспеченных категорий граждан, включение в систему ГАСИ пособий на детей старше трех лет и бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, назначае­мых с учетом доходов семьи, упростит процедуру получения со­циальной помощи, повысит ее доступность и значимость.

Дальнейшее развитие получит система социального обслу­живания населения, предоставляющая широкий спектр соци­альных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, прежде всего тем, кто в повседневной жизни не мо­жет обходиться без посторонней помощи. В целях повышения качества жизни, трудовой и социальной реабилитации инвали­дов предусматривается создание безбарьерной среды их жизне­деятельности. Будет расширен перечень учреждений (специ­альностей), обеспечивающих получение инвалидами профессио­нально-технического и высшего образования. Намечены меры по внедрению новых технологий и методик социальной реаби­литации людей с ограниченными возможностями, расширению производства необходимых для них технических средств с ис­пользованием современного оборудования, комплектующих и материалов. Особое внимание будет уделено ветеранам войны, лицам, пострадавшим от последствий боевых действий, а также одиноким и одиноко проживающим людям, которые в силу объективных причин не в состоянии позаботиться о себе само­стоятельно. Акцепт будет сделан на усиление их социальной поддержки, дальнейшее развитие стационарных и нестацио­нарных учреждений социального обслуживания. Планируется разработка правового механизма, регламентирующего взаимо­действие государства с негосударственными коммерческими организациями при оказании социальных услуг в рамках госу­дарственного социального заказа.

 

3. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны

Глобализация мировых процессов обо­стрила проблему национальной безопасности отдельных госу­дарств и обусловила необходимость разработки ими собствен­ных стратегий национальной безопасности.

Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, которая, сохраняя преем­ственность по отношению к ранее принятым документам в дан­ной сфере, исходит из стратегических направлений развития страны, ее места и роли в современном мире. В Концепции рас­смотрены основные тенденции современного мира и националь­ные интересы Беларуси, состояние и угрозы ее безопасности, цели, задачи и система обеспечении последней. Составными частями национальной безопасности являются политическая, экономическая, научно-технологическая, социальная, демог­рафическая, информационная, военная и экологическая безо­пасность.

В Концепции под экономической безопасностью понима­ется состояние экономики, при котором гарантированно обес­печивается защищенность национальных интересов страны от внутренних и внешних угроз. Как важнейшая составляющая общей системы национальной безопасности она помимо эконо­мики затрагивает практически все стороны жизни государства и общества. Существует тесная взаимосвязь экономической без­опасности с системой национальных государственных интере­сов, которые заключаются в укреплении независимости и суве­ренитета Республики Беларусь, обеспечении нерушимости ее границ и территориальной целостности, создании условий для полноценного духовного и физического развития граждан, сохранении духовного и культурного наследия, укреплении традиционных ценностей белорусского народа. Подход к эконо­мической безопасности как важнейшему блоку системы нацио­нальной безопасности обусловлен прежде всего тем, что эконо­мика является основой жизнедеятельности общества, государ­ства, личности, устойчивого развития страны в целом.

В широком смысле экономическая безопасность — это созда­ние условий по устранению возможных негативных воздей­ствий для жизненно важных экономических интересов чело­века, общества и государства. Ее следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, нацио­нального, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности.

Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой явля­ются производственная, финансовая, продовольственная, энер­гетическая и внешнеэкономическая безопасность.

Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень послед­ней. Производственная безопасность определяется способно­стью реального сектора экономики обеспечить производство не­обходимой продукции для удовлетворения потребностей стра­ны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.

Финансовая безопасность охватывает все секторы эконо­мики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешне­экономическую деятельность. Устойчивость финансовой систе­мы зависит от уровня дефицита бюджета, стабильности цен, банковской системы и национальной валюты, нормализации финансовых потоков и расчетных отношений, золотовалютных запасов, развития финансового рынка и рынка денных бумаг, размеров внешнего и внутреннего долга, дефицита платежного баланса, обеспечения финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

Продовольственная безопасность является одновременно самостоятельным направлением и составной частью экономиче­ской безопасности. Этот термин официально принят в мировой практике для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики страны или группы интегрирован­ных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия.

Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной орга­низации ООН (ФАО) оценивают состояние международной про­довольственной безопасности по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запа­сов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения. Оценка продовольственной безопасности каждой страны имеет свою специфику, обусловленную объективными природно-климатическими условиями ведения сельскохозяй­ственного производства:, сложившимися традициями структу­ры потребления, уровнем зависимости от импортных поставок продовольствия.

Для обеспечения продовольственной безопасности требует­ся, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной про­дукций, и продовольствии покрывались в основном за счет соб­ственного производства. В нашей республике национальное аг­ропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и обеспечивать не менее 80 % внутреннего рынка продоволь­ствия.

Энергетическая безопасность — важнейшее слагаемое эко­номической безопасности, что обусловлено слабой обеспечен­ностью страны собственными топливно-энергетическими ресур­сами (до 15 % общего объема потребления). Следует отметить, что, по определению Мирового энергетического совета, энерге­тическая безопасность — это наличие энергии в том количестве и того качества, которые необходимы в конкретных экономи­ческих условиях. Для энергетической безопасности Беларуси важна не столько минимизация энергетической зависимости, сколько сокращение связанных с ней рисков.

Энергетическая безопасность определяется как долей соб­ственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергоба­лансе, так и их разнообразием. Считается нормальным исполь­зование в равных пропорциях не менее трех основных видов топлива, например, в ряде государств — природного газа, неф­ти, угля; в Германии — урана, угля и природного газа. Для каждой страны эти пропорции индивидуальны.

При закупке энергоносителей за рубежом важно обеспечить диверсификацию не только их видов, но и поставщиков. Энерго­безопасность возрастает в условиях развитой сети магистраль­ных газо- и трубопроводов, линий электропередач, железных дорог, при наличии резервов или хранилищ топлива.

Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конку­рентоспособности национальной экономики и защиту интере­сов белорусских производителей с учетом изменений миро­вых экономических процессов. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести:

– конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рын­ках;

– объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП;

– товарную диверсификацию экспорта и импорта;

– долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;

– внешнюю задолженность.

Основными внутренними источниками угроз националь­ной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере являются:

– недостаточная конкурентоспособность национальной эко­номики, обусловленная технологической отсталостью ряда от­раслей промышленности, высокой энерго- и материалоемко­стью выпускаемой продукции;

– изношенность производственных мощностей;

– недостаточно эффективная система внедрения результа­тов исследований и разработок в промышленности;

– малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;

– отсутствие необходимых объемов и низкое качество ино­странных инвестиций;

– структурная деформированность экономики, преоблада­ние материало- и энергоемких производств, слабое развитие сферы услуг, невысокий удельный вес наукоемкой продукции и медленное обновление продукции в целом;

– низкий уровень самообеспечения сырьевыми и энергети­ческими ресурсами;

– наличие административных барьеров для развития бизнеса, предпринимательской активности;

– несбалансированность экономического развития, выра­жающаяся в росте совокупного потребления, превышающем реальные возможности экономики;

– неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитов;

– низкая диверсификация белорусского экспорта и импорта;

– рост неплатежей в экономике вследствие дефицита соб­ственных оборотных средств и высокого удельного веса убыточных субъектов хозяйствования;

– недостаточный объем золотовалютных резервов и значительная доля проблемных банковских кредитов;

– отсутствие должной мотивации работников и эффектовному труду и хозяйственной деятельности, распространенность настроений социального иждивенчества;

– неоправданные диспропорции в сфере оплаты труда и пен­сионного обеспечения;

– профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, низкая внутренняя трудовая мобильность населения;

– отставание качества образования по ряду перспективных направлений от уровня лучших мировых образовательных цент­ров, недостаточное количество современных высококвалифици­рованных специалистов мирового уровня;

– снижение численности трудоспособного населения;

– необеспеченность части, жителей страны доступным и ка­чественным жильем, нерешенность жилищных проблем;

– невысокий организационно-технологический уровень раз­вития социальной сферы.

К числу внешних факторов, создающих угрозу националь­ной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, относятся:

– ухудшение условий внешней торговли, привлечения кре­дитных и инвестиционных ресурсов вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков;

– принятие другими государствами мер, ставящих в невы­годные условия белорусских товаропроизводителей, установле­ние жестких барьеров и условий для осуществления экспорт­но-импортных операций;

– возрастание цен на импортируемые топливно-энергети­ческие и минеральные ресурсы, а также продовольственные то­вары, но производимые в республике;

– вытеснение белорусских товаропроизводителей с тради­ционных рынков сбыта машиностроительной, в том числе воен­но-технической, продукции;

– нарушение экономических соглашений странами-партне­рами;

– несбалансированность экспортно-импортных отношений с основными торговыми партнерами;

– применение дискриминационных мер другими государ­ствами и их сообществами во внешнеэкономических отношени­ях с Республикой Беларусь, особенно на мировых рынках про­мышленного экспорта, трансфера технологий и ноу-хау;

– непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рын­ка, негативно влияющие на белорусскую экономику;

– ужесточение технических и экономических стандартов и требований;

– развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в республике, це­ленаправленное ограничение ее транзитных возможностей;

– дискриминация страны в рамках международных союзов и образований.

Обеспечение экономической безопасности представляет со­бой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства по защите жизненно важных национальных соци­ально-экономических интересов на основе построения высоко­эффективной социально ориентированной рыночной экономи­ки. Решающее значение при этом имеют достижение сбаланси­рованности интересов граждан и государства, а также поддержка обществом проводимой руководством Республики Беларусь внутренней и внешней экономической политики.

Во внутренней политике экономические интересы заклю­чаются в обеспечении стабильного и эффективного социаль­но-экономического развития, роста национального богатства и повышения благосостояния населения, в совершенствовании производственного и научно-технического потенциалов. Внеш­ние социально-экономические интересы Республики Беларусь как небольшой страны с открытой экономикой состоят в макси­мализации использования выгод от глобализации и междуна­родного разделения труда, в повышении конкурентоспособно­сти национальной экономики.

Важнейшие показатели экономической безопасности были определены в Национальной стратегии устойчивого социаль­но-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. В Программу социально-экономического разви­тия Республики Беларусь на 2011—2015 годы включен раздел «Экономическая безопасность страны», где определены важ­нейшие ее индикаторы (табл. 8.6).

 

Важнейшие индикаторы экономической безопасности Республики Беларусь

 

Индикатор Пороговое значение Годы
       
отчет оценка прогноз
Уровень малообеспеченности, % Не более 10 5,4 6—5 7,5—6,5 6—5
Уровень регистрируемой без­работицы по отношению к ак­тивной части населения, % Не более 8 0,9 0,7 1,2—1,5 1,5—2,0
Внутренние затраты на науч­ные исследования и разработ­ки, % к ВВП Не менее 1 0,64 0,61 1,2—1,4 2,5—2,9
Удельный вес отгруженной инновационной продукции ор­ганизациями, основным ви­дом деятельности которых яв­ляется производство промыш­ленной продукции, в общем объеме отгруженной продук­ции, % Не менее 20 10,9 11,0 12—13 20—21
Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП По менее 25 31,6 33,3   37,5
Коэффициент обновления ос­новных средств, % Не менее 5 4,6 4,7   7,5
Сальдо внешней торговли, включая услуги (по методоло­гии платежного баланса), % Не менее -5 -11,3 -13,6 -8,9- -9,0 0,5—0,6
Рентабельность продаж в орга­низациях промышленности, % Не менее 10 6,7 6,8 8—9 14—15
Дефицит консолидированного бюджета, % к ВВП Не более 3 -0,7 -2,6 -3,0 -1,6
Внешний государственный долг, % к ВВП Не более 25 16,2 17,5   21,5
Внутренний государственный долг, % к ВВП Не более 20 1,8 1,3 1,4 3,3
Платежи по обслуживанию государственного долга к до­ходам республиканского бюд­жета, % Не более 10 3,5 2,6 7,2 8,4
Платежи по погашению и об­служиванию внешнего госу­дарственного долга к валют­ной выручке, % Не более 10 1,2 2,7 3,9 7,1
Уровень золотовалютных ре­зервов в месяцах импорта, мес. Не менее 3 2,4 1,7 1,9 3,0
Доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива, % Не менее 30 20,3 20,5 22,2 28—30
Доля импорта продовольствен­ных товаров в объеме их роз­ничного товарооборота, % Не более 25 15,9 17,0   16—17

 

Как видно из таблицы, в настоящее время пороговые значе­ния экономической безопасности Республики Беларусь не соблюдены по таким индикаторам, как сальдо внешней торговли, включая услуги (по методологии платежного баланса), рента­бельность продаж в организациях промышленности, доля соб­ственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива, уровень золотовалютных резервов в месяцах импорта, коэффи­циент обновления основных средств, удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции, внут­ренние затраты на научные исследования и разработки.

Таким образом, главная задача в сфере обеспечения эко­номической безопасности в 2011—2015 гг. состоит в осуще­ствлении мер, направленных на мониторинг состояния и угроз экономической безопасности, выявление причин выхода ее по­казателей за пределы предусмотренного коридора, принятие своевременных упреждающих и противодействующих мер по ограничению эскалации негативных явлений и процессов в со­циально-экономической жизни страны, вызванных внешними и внутренними угрозами.

В сфере финансовой безопасности предстоит обеспечить фи­нансовую стабильность во всех секторах экономики, повысить рентабельность продаж и эффективность использования средств государственного бюджета.

В сфере продовольственной безопасности предусматривает­ся поддержание доли импорта в объеме розничного товарообо­рота продовольственных товаров в 2015 г. на уровне не более 17 %.

Ослабление угроз энергетической безопасности будет осуще­ствляться посредством проведения энергосберегающей полити­ки и повышения энергоэффективности экономики, внедрения современных энергосберегающих технологий, диверсификации источников получения энергоресурсов. Удельный вес собствен­ных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива госу­дарства в 2015 г. составит 28—30 %.

В сфере внешнеэкономической безопасности предстоит ре­шить главную задачу — выровнять баланс внешней торговли товарами и услугами путем последовательного сокращения дефицита внешней торговли и сформировать положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Решение по­ставленной задачи будет обеспечено за счет опережающего раз­вития экспорта (по сравнению с ростом ВВП) и замедления тем­пов роста ввоза в страну потребительских и промежуточных то­варов по отношению к темпам роста ВВП.

Стратегическим направлением обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь является устойчивое разви­тие хозяйственного комплекса страны, повышение его эффек­тивности и конкурентоспособности на основе, во-первых, со­хранения приоритетного развития отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение для функционирования государства как в обычной, так и в экстремальной ситуации, способных обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешних воздействий; во-вторых, развития национальной эко­номики в условиях внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства и с учетом других глобализационных процессов.

 

Вопросы для самопроверки

1. Чем обусловлена необходимость участия государства в экономической жизни?

2. Какими институциональными инструментами воздей­ствия на экономику располагает государство?

3. Приведите классификацию государственных органов уп­равления по характеру властных функций.

4. Назовите органы государственного управления, осуще­ствляющие исполнительную власть.

5. Охарактеризуйте важнейшие субъекты и объекты госу­дарственного регулирования экономики.

6. Сопоставьте прямые и косвенные методы экономического регулирования.

7. Приведите основные элементы государственного регули­рования экономики.

8. Охарактеризуйте понятие «конкуренция».

9. Какова роль конкуренции в формировании конкурентной среды?

10. Какие задачи решает демонополизация национальной экономики?

11. Обоснуйте стратегическую цель и основные направления развития государственной антимонопольной политики.

12. Назовите сферы и звенья финансовой системы.

13. Какова главная цель современной бюджетно-финансо­вой политики?

14. Что обозначает термин «консолидированный бюджет»?

15. Приведите основные источники доходов бюджета.

16. Перечислите основные направления расходов бюджета.

17. Что означает понятие «социально ориентированный бюджет»?

18. Дайте определение налоговой системы, назовите особен­ности ее формирования в современной экономике.

19. Назовите виды налогов, сборов (пошлин) но действу­ющей налоговой классификации в Республике Беларусь.

20. В чем заключаются основные задачи в области налогооб­ложения на ближайшую перспективу?

21. Дайте определение денежной системе страны, приведите основные ее элементы.

22. Какими особенностями характеризуется денежная сис­тема Республики Беларусь?

23. Что понимают под денежно-кредитной политикой? Ка­кие типы монетарной политики Вы знаете? Объясните специфику каждого из них.

24. Каковы основные методы денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь?

25. Обоснуйте цели денежно-кредитной политики на современном этапе.

26. Перечислите и охарактеризуйте структурные элементы национальной валютной системы.

27. Что представляет собой валютный курс?

28. Что следует понимать под валютными ограничениями и валютным контролем, каковы их цели?

29. Дайте характеристику национального внутреннего валютного рынка.

30. Дайте характеристику национального внутреннего валютного рынка.

31. В чем заключаются особенности золотовалютных резервов Республики Беларусь?

32. Какие валютные операции в соответствии с законодательством Республики Беларусь относятся к текущим и операциям, связанным с движением капитала?

33. Назовите основные формы валютной политики.

34. Охарактеризуйте эволюцию режимов валютного курса в Республике Беларусь.

35. В чем состоит различие между планом и прогнозом?

36. Что представляет собой директивное и индикативное планирование?

37. Дайте классификацию действующих прогнозных и про­граммных документов.

38. Каков порядок разработки прогнозных документов, в чем их различия по методологии и методам разработки?

39. Какие целевые ориентиры, приоритетные направления и систему мер определяет Программа социально-экономическо­го развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы?

40. Что следует понимать под национальной безопасностью, каковы ее цели и задачи?

41. Приведите определение экономической безопасности, выделите ее уровни и виды.

42. Назовите внутренние и внешние угрозы экономической безопасности Республики Беларусь.

43. Какими показателями определяется экономическая без­опасность?

44. В чем заключаются важнейшие задачи по обеспечению экономической безопасности Республики Беларусь в 2011— 2015 гг.?

45. Назовите основные угрозы производственной безопас­ности в Беларуси.

46. Обоснуйте основные задачи по обеспечению финансовой безопасности страны.

47. Что требуется для обеспечения продовольственной безо­пасности республики?

48. Каковы основные направления повышения энергетиче­ской безопасности Беларуси?

49. Охарактеризуйте важнейшие факторы, определяющие внешнеэкономическую безопасность.

 

Литература

 

 

1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Пала­той представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. — Минск: Амалфея, 2009.

2. Герасименко, В.В. Управление ценовой политикой компа­нии: учебник / В.В. Герасименко. — М: ЗКСМО, 2007.

3. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Дж. Долан; пер. с англ. В. Лукашевича; под общ. ред. В. Лукашевича. – М.: Финстатинформ, 1993.

4. Дорина, Е.Б. Организация государственного управления: учеб. пособие / Е.Б. Дорина. — Минск: БГЭУ, 2011.

5. Мясникович, М. В. Методологическое обеспечение нацио­нальной безопасности Республики Беларусь / М.В. Мясникович // Экон. бюл. НИЭИ Минэкономики РБ. — 2011. — № 5.

6. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / под ред. Д.Г. Черника. — Изд-во «Юнити-ДАНА», 2010.

7. Национальная экономика Беларуси: учебник / под ред. Б.Н. Шимова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Минск: БГЭУ, 2012. – 651 с.

8. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Респ. Беларусь, 22 июля 2003 г., № 226-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 14 июня 2010 г., № 132-3 // Консультант Плюс: Бе­ларусь. Технология 3000 [Электронный pecypc] / ООО «ЮрСпектр», Над. центр правовой информ. РБ. — Минск, 2009.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных