Список вопросов для самоподготовки
по дисциплине «Теория кино»
- Каковы основные этапы формирования и эволюции теории кино?
- Общая характеристика аналитического инструментария современной теории кино.
- Что значит «фотографическая основа кинообраза»?
- Ваше представление о природе синтеза в кино.
- Что значит тезис о необходимости «изгнания автоматизма» из всех звеньев кинопроцесса?
- Каковы основные конструктивные принципы фильма?
- Дайте определение понятию «композиция»
- Как вы понимаете соотношение понятий «фабула» и «сюжет»?
- Определите понятие «стиль» в общеэстетическом смысле и в приложении к кино.
- Что вы понимаете под «языком» пространственного моделирования?
- В чем заключается проблема времени в кино?
- Каковы способы преодоления реальной модальности экранного действия?
- Расшифруйте понятие «хронотоп»
- Раскройте тезис о том, что монтаж есть фундаментальный конструктивный принцип языка кино.
- Какие виды и типы монтажа вам известны?
- Как вы мыслите связь теории кино с непосредственной кинематографической практикой?
- Каковы основные жанры современного кино?
- Какова эволюция взглядов на проблему кинокоммуникации?
- Назовите основные компоненты «теории фотогении» Луи Деллюка.
- Каков вклад Жана Эпштейна в развитие теории кино?
- В чем состоит экспериментальный характер исследований Льва Кулешова?
- Определите значение принципа «монтажа аттракционов» Сергея Эйзенштейна в контексте эстетической ситуации 20-х годов и исторической перспективе.
- Что значит «комплекс зрительского реагирования» в исследованиях С.Эйзенштейна?
- Что значит «формула пафоса»?
- С. Эйзенштейн об экстатической природе творчества.
- Каковы основные положения «эстетики невмешательства» Андре Базена?
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен, который проводится в форме устного экзамена. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложение к диплому.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
- Теория кино как научная дисциплина.
- Понятийный аппарат современной теории кино.
- Двуединая природа киноискусства.
- Синтетическая сущность кино.
- Значимость технической составляющей искусства кино.
- Основные противоречия кинотворчества.
- Теория фотогении.
- Б.Балаш и проблематика «видимого человека»
- Открытие смыслообразующих возможностей монтажа – от «эффекта Кулешова» до «интеллектуального кинематографа» С. Эйзенштейна
- С. Эйзенштейн. Изображение и образ – общая постановка проблемы.
- С. Эйзенштейн – о возможностях звукозрительного строения фильма.
- С. Эйзенштейн Grundproblem
- С.Эйзенштейн Экстатическая природа творчества.
- С.Эйзенштейн. Концепция «внутреннего монолога»
- С. Эйзенштейн. Значение «монтажа аттракционов» в контексте эстетической ситуации 20-х годов и исторической перспективе
- С.Эйзенштейн. «Формула двуединости»
- С.Эйзенштейн. Выступление на Творческом совещании кинематографистов 1935 года
- В.Пудовкин об основополагающих принципах в режиссуре.
- Основные положения теории кино Л.Кулешова
- «Теория факта» - от «чистого факта» – к принципам «монтажной фильмы»
- Андре Базен. «Время» и «длительность»
- Андре Базен. Идея и смысл «прозрачного стиля» в кино.
- Зигфрид Кракауэр. «Природа фильма. Реабилитация физической реальности». Основные положения киноэстетики.
- Вклад «русской формальной школы» в развитие современной теории кино.
- Проблема художественного пространства.
- Пространство как основной конструктивный элемент киноизображения.
- Диалектика внутрикадрового и внекадрового пространств.
- Значимы компоненты акустической сферы экранной коммуникации.
- Проблема времени в кино.
- Хронологическое и логическое время в фильме.
- Способы преодоления экранной хронологии.
- Понятие «хронотоп»
- Теория монтажа на разных этапах развития киноискусства.
- Основные функции монтажа в художественной структуре фильма.
- Эволюция взглядов на проблему «человек на экране». «Типаж», «натурщик», актер, непрофессиональный актер. Практические средства изображения человека на экране.
- Теория кино и практика авангарда.
- Виды и жанры современного кино.
- Диффузия стилей в современном кино.
- Стиль как эстетическая категория. Проблема стиля в кино
6.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Эффективность освоения студентами данной дисциплины обеспечивается следующими формами аудиторной и самостоятельной работы:
- Регулярное посещение аудиторных занятий
- Работа с учебными программами, учебниками и учебными пособиями
- Конспектирование необходимой литературы
- Самостоятельная работа с текстами
Студенты заочного отделения сценарно-киноведческого факультета изучают дисциплину «Теория кино» в течение года.
В процессе изучения дисциплины студенты выполняют контрольную работу. Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно из тематического плана курса и раскрывается на основании вопросов и задания для самостоятельной работы.
Учебными пособиями к дисциплине служат книги по вопросам теории кино, статьи в специальных журналах и периодических сборниках, подборки материалов, хранящихся в кабинетах истории отечественного и зарубежного кино.
В период экзаменационных сессий в помощь самостоятельной работе студентов- заочников проводятся занятия с преподавателем. Предусматривается чтение обзорных лекций, дающих общую характеристику проблем теории кино.
Контрольная работа на заданную тему должна являться результатом самостоятельной интеллектуальной деятельности студентов, направленной на изучение необходимой литературы и самостоятельное осмысление тех или иных проблем, относящихся к теории кино. К работе необходимо приложить список использованной литературы и фильмографию, если таковая имеется.
Выполнение контрольных работ в срок и на высоком теоретическом уровне, а также посещение обязательного курса обзорных лекций служат основанием к допуску студента – заочника к экзамену по курсу «Теория кино»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|