Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧАСТЬ 1: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




Методические рекомендации по организации развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Авторы: Арсенова М.А, Казначеева С.Б., Тагирова О.Н., Субботина В.Р., Кошкина А. С., Мишуринская Н.А.,

Рецензент: Тимошина Е.И., канд.пед.наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ЧГУ.

 

 

В пособии раскрываются основные подходы к определению понятий творческих способностей и одаренности детей старшего дошкольного возраста, организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ с приоритетом творческого развития воспитанников, выбора форм и методов работы с детьми и их родителями. Пособие содержит комплекс практических материалов и рекомендаций по диагностике творческих способностей и одаренности у старших дошкольников, по организации занятий и творческих проектов с детьми в рамках базовой образовательной программы и студийной работы, а также варианты тематического планирования.

Пособие рекомендовано для воспитателей, специалистов и руководителей дошкольного образования, а так же для тех, кто интересуется проблемой организации эффективных условий развития творческих способностей и одаренности дошкольников.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап в развитии системы образования характеризуется сменой педагогических парадигм, возникновением альтернативных образовательных проектов и систем, появлением разнообразных типов образовательных учреждений.

Характерной чертой всех преобразований в отечественной педагогике стало утверждение отношения к личности ребёнка как субъекту образования, которое предполагает ориентацию на субъект-субъектную модель взаимодействия педагога и воспитанника и означает переход от массово-репродуктивных форм и методов обучения к личностно-ориентированным, индивидуально-творческим. И поскольку одним из центральных личностных образований человека являются его способности, в практике организации образовательной работы школьных и дошкольных учреждений возникает проблема выделения детей с высоким уровнем способностей, нуждающихся в обучении и воспитании по специально разработанным программам и методикам. Так, в «Концепции содержания непрерывного образования: дошкольное и начальное звено» (2000г.) особое внимание уделяется реализации принципа дифференциации содержания образования, требующего учета способностей и возможностей ребенка, создания благоприятных условий для развития детей с высоким уровнем способностей (в том числе и одаренных).

Поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы воспитания и развития ребенка, то при определении содержания и технологии дошкольного образования, необходимо учитывать аспект выявления и развития детских способностей и одарённости.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что аспект содержания и условий организации воспитательно-образовательного процесса, нацеленного на развитие творческих способностей и одаренности детей дошкольного возраста остается неразработанным.

Поэтому перед современным дошкольным образованием стоит проблема выявления и систематизации психолого-педагогических условий организации развития творческих способностей и одаренности детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей и одаренности у старших дошкольников, на наш взгляд, будет более эффективным в рамках специальной программы на основе следующих психолого-педагогических условий:

- обеспечение ценностно-ориентированного содержания разных видов деятельности детей (художественной, познавательной, музыкальной, двигательной и др.);

- создание системы студийных занятий в рамках программы;

- создание многоуровневой развивающей среды в ДОУ, включающей в
себя компоненты развития творческих способностей и разных видов одаренности детей;

- диагностическая обеспеченность реализации программы. Разработка
диагностических программ для контроля за эффективностью развития способностей и одаренности детей;

- включение в технологию форм, средств и методов активизации творческих способностей и компонентов одаренности детей (проблемные ситуации, средства искусства, творческие задания, экскурсии, метод проектов, детское экспериментирование, моделирование и др.);

- адаптация и использование модели тематической междисциплинарной интеграции;

- организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников посредством системы просвещения родителей по проблемам познавательного и социально-нравственного развития детей.

- организация методической работы с воспитателями и специалистами
ДОУ по проблеме исследования.

В данном пособии авторский коллектив МДОУ № 36 г. Вологды делает попытку обосновать педагогическую целесообразность, необходимость и возможность развития творческих способностей и одаренности в дошкольном возрасте, а так же предлагает комплекс методических материалов для организации развития творческих способностей и одаренности у старших дошкольников.

 

ЧАСТЬ 1: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все физические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей.

В настоящее время понятие «способности» является одним из наиболее широко используемых понятий в сфере образования.

Л.А.Венгер разработал целостную концепцию развития детских способностей. Под способностями в данной концепции понимаются ориентировочные опосредованные действия, позволяющие решать за­дачи различного класса. Разные виды способностей в рассматриваемой нами концепции выделяют в связи с теми видами деятельности, в которых они развиваются, проявляются и на успешность овладения которыми они влияют.

Существуют общие способ­ности, которые влияют на успешность во многих видах деятельности. Другой круг способностей, которые существенны только для отдельных видов деятель­ности, называют специальными (музыкальные, изобразительные, математиче­ские и др.). Оба этих вида способностей взаимосвязаны между собой: специ­альные во мно­гом базируются на общих, а общие проявляются в специальных.

Общие способности принято подразделять на две большие группы - умст­венные (интеллектуальные) и художественные.

В свою очередь, интеллектуальные способности Л.А.Венгер условно де­лит на два вида. Первый - это познавательные способности, которые проявляются при решении обычных интеллектуальных задач, требующих нахождения од­ного единственного верного ответа. Способ мышления, обеспечивающий по­иск и нахождение такого ответа, может быть вполне традиционным. Второй вид общих способностей - творческие способности, которые проявляются при ре­шении за­дач «открытого» типа, предполагающих существование практически неограни­ченного количества правильных решений. Творческие способности основаны на развитии воображения и характеризуют возможность своеобраз­ного, нестан­дартного решения познавательных и художественных задач.

На основе исследований Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, Б.М.Теплова и др. мы можем говорить о способностях, как о системе (или под­системе) высших психических функций, сочетающихся с другими системами (подсистемами) личности.

И здесь мы подходим к вопросу о соотношении понятий «одарённость» и «способности». Б.М.Тепловым одарённость понимается, как системное прояв­ление способностей. «Отдельные способности, - пишет он, - не просто сосуще­ствуют - рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной харак­тер в зависимости от наличия и степени развития других способностей».

Употребление словосочетания «одаренные дети» подчеркивает существование некой особой категории детей, качественно отличающихся от сверстников. Одарёнными и талантливыми считают тех детей, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Это широкое определение позволяет рассматривать разнообразные области, в которых дети проявляют «высокие достижения».

Можно выделить несколько таких областей, в которых дети проявляют способности и одаренность:

· интеллектуальная (высокий уровень развития мышления, памяти, позво­ляю­щий успешно решать различные задачи);

· сфера академических достижений (быстрое продвижение в различных облас­тях знаний, таких, как математика, чтение, естествознание и т.п.);

· креативность (стремление к творческим, нестандартным решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблем);

· общение и лидерство (лёгкость в общении, принятие ответственности, уме­ние быть партнёром);

· сфера художественной деятельности (интерес к художественным занятиям и получение удовольствия от них, успешность в различных областях искусства: музыке, изобразительной деятельности);

· двигательная сфера (хорошая зрительно-двигательная координация, владение своим телом, интерес к занятиям, требующим физической нагрузки).

Необходимо отметить, что большинство исследователей при определении терминологии в рамках учения об одаренности берут за основу понятие «способности».

Л.А.Венгер, определяя различные виды способностей, выделяет и соот­ветст­вующие им виды одарённости, т.е. общую умственную (интеллектуальную) и художественную, как виды общей одарённости, а, например, музыкаль­ную и изо­бразительную, как виды специальной одарённости. Причём отмеча­ется, что значительное развитие способностей – основное, но не единственное содержание одарённости, куда включаются также высокая активность и повы­шенный интерес к деятельности, связанной с проявлением данного вида спо­собностей.

Несмотря на разнообразие отечественных моделей детской одарённости, в большинстве из них присутствуют три основных компонента: личностный (мо­тивация, индивидуальные особенности) интеллектуальный (конвергентное мышление), креативный (дивергентное мышление) вне конкретной связи с ка­чественными характеристиками возраста. При этом понятие «способности» за­нимает основное, центральное место (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Богоявленская, В.Н.Дружинин, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.Н.Шадриков).

В рамках личностного подхода, мож­но назвать концепцию творческой одарённости А.М.Матюшкина. Автор считает основой одарённости творческий потенциал лич­ности, который характеризуется доминированием познавательной мотивации, высоким уровнем исследовательской активности, быстрым темпом психиче­ского развития, воспри­имчивостью к новому, стремлением к творчеству.

На основе концепции творческой одарённости А.М. Матюшкина, изуче­нием творческого потенциала дошкольников занималась И.П. Ищенко. По мне­нию автора, творческие возможности ребёнка дошкольного возраста опре­деля­ются уровнем развития познавательной активности, креативностью, уров­нем умственного (художественного) развития и личностными особенностями ребёнка.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических, о математических, и т.д.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук выделяет следующие творческие способности:

· Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

· Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

· Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

· Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

· Гибкость мышления.

· Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

· Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

· Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю­даемое из того, что привносится интерпретацией.

· Лёгкость генерирования идей.

· Творческое воображение.

· Способность доработки деталей, к первоначаль­ному замыслу.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого вос­питания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алго­ритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого по­тенциала человека составляют следующие способно­сти:

· Способность рисковать.

· Дивергентное мышление.

· Гибкость в мышлении и действиях.

· Скорость мышления.

· Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

· Богатое воображение.

· Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

· Высокие эстетические ценности.

· Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подхо­дов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое во­ображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты твор­ческих способностей.

Существуют разные стратегии развития творческих способностей и одаренности детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные образовательные программы.

А.И. Савенков выделяет ряд наиболее популярных подходов к качественной перестройке содержания образовательного процесса способных и одаренных детей: индивидуализация обучения, исследовательскоеобучение (самостоятельная исследовательская практика детей), проблематизацияобучения (постановка перед детьми проблем).

Наибольшую популярность получила модель обучения Д.Рензулли «Три вида обогащения учебной программы», основанная на его теоретической концепции и направленная на развитие основных компонентов одарённости: мотивации (расширение кругозора ребёнка, предоставление возможности действовать по интересу, ставить для себя задачи); интеллекта (развитие способностей к мышлению и восприятию); творчества (развитие продуктивной творческой деятельности).

О.М. Дьяченко условно делит существующие программы для одарённых детей на две большие группы. Одна группа создает условия для развития творчества, а другая представляет собой направленные обучающие программы.

Из программ, направленных на создание условий для творческого развития детей, наиболее известны программа, разработанная К. Роджерсом и его сот­рудниками, а так же программа Г.Смита. В них задаётся круг условий (физических, социально-эмоциональных, психологических, интеллектуальных и т. д.), необходимых для выявления и развития творческого потен­циала каждого ребёнка.

Среди программ для непосредственного развития творческих способностей, можно выделить программу Р. Хесса и Д. Крофта, направленную на развитие творчества в процессе занятия искусством.

Самостоятельной программой, ориентированной на развитие творческого мышления, детского творчества, является программа Е.П. Торренса. По этой программе с детьми работают специально подготовленные педагоги, помогающие наиболее полно раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

Программа М. Карне для детей 4-5 лет предполагает осуществлять развитие одарённых детей с помощью занятий, планируемых в соответствии с индивидуально поставленной для каждого ребёнка целью. В обучении активно используются средства искусства, а так же различные виды игр (дидактические, театральные, сюжетно - ролевые и др.), что способствует эмоциональному и социальному развитию ребёнка.

В программах для одарённых дошкольников нашла отражение так же модель Блума «Таксономия целей обучения», направленная на развитие творческих способностей путём организации предлагаемого детям дидак­тического материала в соответствии с системой целей и задач обучения. Для этого типа программ характерна так называемая «блоковая структура». В блоки входят различные темы, в которые могут быть введены разнообразные предметы изучения. Успешную реализацию поставленных целей обучения обес­печивает включение в занятия наблюдений, бесед, рассказывания, придумывания, продуцирования идей по типу «мозгового штурма», практических действий и использование материала из окружающей ребёнка действительности.

Модель обучения Дж. Галлахера «Свободный класс» максимально ориенти­рует на индивидуальные возможности и достижения отдельных детей. Система свободных занятий по организации индивидуальной исследовательской деятельности позволяет сделать процесс обучения гибким, как по времени усвоения программного материала каждым ребёнком, так и по пространственной организации. Учебный процесс представляет собой комбинацию свободной дея­тельности ребёнка и занятий. Начиная с пяти лет, детям предоставляется воз­можность определять интенсивность и продолжительность занятий, планировать свою деятельность, выбирать объекты изучения в соответствии со своими ин­тересами.

В подходе, основанном на самообучении, или так называемом «методе открытий» основной задачей становится развитие у детей навыков систематического мышления, умения оценивать, исследовать, делать открытия, и самостоятельно добывать знания. Дж. Фелдхузен и Д. Треффингер, авторы данного подхода, предлагают ставить дошкольников в ситуации воз­можного выбора, создавая такие ситуации вместе с детьми при исследовании интересующих их проблем, т.е. способствовать развитию творчества. Созда­ние благоприятствующей появлению новых идей атмосферы, по мне­нию Треффингера, - одно из основных условий развития творческого мышле­ния.

А.И.Савенковым разработаны основные требова­ния к содержанию и организации развития творческих способностей детей. Он считает, что сфера творческого развития детей предполагает:

· доминирование развивающих возможностей учебного материала над его ин­формационной насыщенностью;

· осуществление познавательной деятельности в соответствии с поз­навательными потребностями детей;

· максимальное расширение круга интересов;

· доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

· ориентация на инициативу детей;

· формирование способности к оценке идей;

· ориентация на соревновательность;

· информационное обогащение среды;

· гибкость в использовании времени, средств, материалов;

· сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с ее коллективными формами.

Реализация представленной модели развития творческих способностей не предполагает создание специального детского сада для способных и одаренных детей, а позволяет развивать творческий потенциал каждого ребенка в процессе образовательной работы средствами разных видов деятельности (игровой, художественной, музыкальной, физкультурной и пр.). Поэтому она может служить основой для организации образовательной работы с детьми, обладающими разным уровнем способностей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных