Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Показатели рентабельности




Введение

 

Актуальность дипломной работы путей повышения рентабельности предприятия в современных условиях хозяйствования заключается в необходимости поддержания эффективности деятельности российских предприятий в условиях введения санкционированных мер против России со стороны ряда стран мира, что препятствует сбыту российской продукции, а также в условиях снижения мировых цен на нефть, что способствует увеличению инфляции и снижению платежеспособного спроса среди населения России.

Данная дипломная работа обладает высокой актуальностью и практической значимостью в первую очередь для исследуемого предприятия – ООО «Экспресс-мода», так как содержит практические рекомендации для повышения его рентабельности. Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению рентабельности предприятия ООО «Экспресс-мода». Цель достигается с помощью следующих задач:

- изучить теоретические основы исчисления рентабельности;

- провести анализ хозяйственно - финансовой деятельности на примере ООО «Экспресс-мода»;

- разработать мероприятия по повышению рентабельности предприятия.

Объект исследования – ООО «Экспресс-мода». Предметом исследования выступают экономические и управленческие связи и отношения, возникающие в процессе реализации мероприятий по повышению рентабельности предприятия ООО «Экспресс-мода».

Методология дипломной работы базируется на системном подходе и включает общенаучные методы индукции и дедукции, субъектно-объектного, структурно-функционального, дескриптивного и компаративного анализа, приемы сравнения, обобщения, рейтинговых оценок и представления информации в специальной форме.

1 Теоретическая часть. Теоретические основы исчисления рентабельности

1.1 Понятие и значение рентабельности

 

Для объективной оценки эффективности работы предприятия недостаточно знать только абсолютную величину полученной прибыли. Необходимо владеть информацией о его прибыльности (доходность, рентабельность), то есть изучать относительные показатели эффективности деятельности. Для этого следует полученные доходы сравнить с вложенным капиталом, ресурсами, понесенными затратами. Поэтому целесообразно проводить на предприятии оценку рентабельности его работы.

В системе рыночного механизма хозяйствования рентабельности принадлежит одно из центральных мест. Особенностью данной экономической категории как элемента этого механизма является комплексный характер, разнообразие выполняемых функций. Соответственно, анализ рентабельности и причины ее изменения имеют важное значение для выявления резервов повышения эффективности работы предприятия.

Рентабельность (от нем. Rentabel – доходный) – это показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Рентабельность комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [1]. По мнению Э.А. Алехиной, рентабельность – это относительный показатель эффективности работы предприятия. В общей форме он исчисляется как отношение прибыли к затратам [2].

Д.Г. Болдырева считает, что рентабельность характеризует конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия, поскольку ее величина отражает соотношение полученного результата с наличными или использованными ресурсами [3]. Ученый считает, что рентабельность – это относительный показатель, то есть уровень прибыльности, которая измеряется в процентах.

Р.А. Газаров определяет рентабельность как прибыльность или доходность производства и реализации всей продукции (выполненных работ, оказанных услуг) или отдельных ее видов [7]. Т.Р. Галлямова считает, что рентабельность – это качественная стоимостная оценка уровня отдачи затрат или степени использования имеющихся у предприятия производственных ресурсов (капитала, труда и т.д.) в процессе производства основной продукции (товаров, выполнения работ, оказания услуг) и реализации [8]. Указанные определение понятия «рентабельность предприятия» характеризует лишь его отдельные аспекты.

Рентабельность – это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий. В отличие от прибыли, он характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, в отношении всех других (индивидуальных предпринимателей, организаций, регионов, отдельных стран и мира в целом), независимо от размеров и характера экономической деятельности.

Данное качество придает рентабельности, с одной стороны, формы экономической категории, выражающей экономические отношения между экономическими субъектами по поводу результативности использования факторов капитала, а с другой - характер объекта и инструмента финансового менеджмента. Рентабельность непосредственно связана с получением прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли [9].

В посткризисный период особенно важное значение занимает анализ показателей рентабельности предприятия. Рентабельность показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия. Рентабельность определяет жизнеспособность предприятия, его возможности обеспечивать интересы инвесторов, конкурировать с другими предприятиями. Чем выше коэффициент рентабельности, тем эффективнее деятельность предприятия. Поэтому, на сегодняшний день, предприятие должно стремиться добиться более высоких показателей, а руководство должно определять пути их роста. Роль и значение показателя рентабельности заключаться в следующем [10]:

- Этот показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;

- Повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике;

- Рентабельность результативный, качественный показатель деятельности предприятия;

- Рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;

- Увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;

- Рентабельность имеет важное значение для собственников (акционеров и учредителей), так как при ее увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растет цена акции;

- Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности предприятия;

- Динамика рентабельности предприятия изучается налоговыми службами, фондовыми биржами, министерствами;

- Для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.

В практике российских предприятий наиболее распространенным является показатель уровня рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Этот показатель показывает, сколько на каждый потраченный в хозяйстве рубль или другую денежную единицу получено прибыли. По утверждениям известных ученых, расчет относительных показателей рентабельности предприятий осуществляется только при положительных финансовых результатов, однако такой результат поспешный. Ведь при обнаружении ущерба от осуществления хозяйственных операций важным также для предприятия является определение уровня убыточности, то есть сколько убытков приходится на каждую вложенную в производство денежную единицу. Уровень рентабельности или убыточности можно определять по отдельным видам продукции, по отраслям и по хозяйству в целом.

Важное значение показателя уровня рентабельности заключается в том, что благодаря его использованию можно не только выявить доходность или убыточность, но и определить эффективность использования средств. В настоящее время в России в условиях кризиса наблюдается тенденция к значительному снижению уровня рентабельности производства, что означает убыточность многих хозяйств. Поэтому, когда предприятие достигает точки нулевой прибыли (точки безубыточности), ему следует пересмотреть свою стратегию в направлении появления возможности получения прибыли и достижения рентабельности предприятия.

Таким образом, чтобы оценить результаты деятельности предприятия в целом и проанализировать его сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое состояние и его компоненты.

Итак, можно сказать, что вторая методика анализа рентабельности является более детализированной, так как с ее помощью можно проанализировать рентабельность предприятия более качественно, углубленно, а также выявить резервы роста рентабельности предприятия.

Рентабельность – это качественный стоимостный показатель, характеризующий уровень отдачи затрат или степень использования имеющихся ресурсов в процессе производства и реализации товаров, работ и услуг. Анализ рентабельности предприятия позволяет определить эффективность вложения средств в предприятие и рациональность их использования.

 

1.2 Виды рентабельности

 

В настоящее время без грамотного анализа рентабельности деятельности предприятия и выявления факторов, влияющих на эту величину невозможно повысить уровень получаемой прибыли.

Показатель финансовой рентабельности имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия. Результаты анализа рентабельности нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам.

Максимизация прибыли является доминирующей проблемой любого субъекта хозяйствования. Получение максимальной прибыли возможно при определенном сочетании объема производства, цены продукта и издержек на его производство и реализацию.

Но для того чтобы сознательно и целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения, создавать благоприятные условия для реализации планов и программ по наращиванию прибыли, необходимо знать основные резервы и пути воздействия на их величину. Иначе говоря, надо четко представлять, от чего зависит величина прибыли, какие основные прибыль образующие факторы и параметры оказывают на нее свое влияние.

Рентабельность - показатель эффективности единовременных затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным или текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль. Кроме того, рентабельность является одной из категорий, характеризующих полученный доход. Доход может принимать неодинаковые формы, а значит и рентабельность может рассматриваться в различных значениях. В широком смысле рентабельность отражает любой доход, получаемый в результате хозяйственной деятельности человека. Что касается узкого понимания, то рентабельность понимается в качестве прибыльности. То есть если предприятие получает прибыль, следовательно, оно рентабельно.

Важным этапом аналитической работы является выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности. Выделяют следующие источники увеличения прибыли и рентабельности:

- увеличение объема реализованной продукции;

- повышение цен;

- снижение себестоимости;

- повышение качества.

Помимо этого также хотелось бы добавить, что одной из оценок рентабельности предприятий является прогнозирования финансовых результатов в процессе изменения обстоятельств хозяйствования. Существует достаточно большое количество показателей рентабельности. Их можно поделить на четыре основных группы. Отличие этих показателей в факторах, с которыми соотносится прибыль. В настоящее время к таким факторам относятся:

1) средняя за исследуемый период стоимость имущества, в том числе по элементам актива бухгалтерского баланса;

2) средняя за исследуемый период величина источников образования имущества, в том числе по элементам пассива бухгалтерского баланса;

3) себестоимость продукции, работ и услуг;

4) выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Считается, что для того, чтобы определить рентабельность экономической деятельность следует использовать три основных фактора: прибыль от продаж, валовую прибыль, прибыль до налогообложения.

Пренебрежение сопоставимостью факторов при вычислении соответствующего показателя является основным недостатком данного способа оценки рентабельности. С прибылью нужно соотносить тот доход, который произведен для ее получения. Кроме этого необходимо учитывать сопоставимость соотносимых факторов. Например, если используется валовая прибыль, то себестоимость продукции, товаров, работ, услуг не должна включать управленческие и коммерческие расходы. Если необходимо использовать прибыль до налогообложения, то расход ресурсов должен состоять не только из себестоимости продукции, товаров, работ, услуг, но и операционных и прочих расходов. Проблема сопоставимости соотносимых факторов разрешима обеспечением строгого соответствия используемого вида прибыли и расходов.

Итак, опираясь на категориальную сущность резервов роста рентабельности продукции и выделенные классификационные признаки, можно сделать вывод, что добиться повышения рентабельности выпускаемой продукции возможно за счет воздействия либо на результаты производства, либо на расходы. Влиять на результаты деятельности предприятия силами предприятия в современных нестабильных и турбулентных условиях не всегда реально. Уровень недостаточности собственных возможностей напрямую зависит от потенциала промышленного предприятия.

Помимо внутренних факторов, на результаты выпуска продукции также влияют рыночные условия, то есть внешние факторы (цены, конкуренция, спрос и т.д.). Предприятия с неудовлетворительным или низким уровнем ресурсного обеспечения не способны влиять на изменение внешних факторов, им остается повышать рентабельность своей продукции только за счет влияния на собственные расходы. То есть, чтобы выжить, таким субъектам хозяйствования необходимо воздействие изменения внешних факторов перекрыть повышением эффективности влияния внутренних факторов на результативные показатели деятельности, в том числе и на рентабельность продукции. Данные обстоятельства обуславливают перспективные направления дальнейших исследований рентабельности.

В практике хозяйствования вычисляются следующие виды рентабельности:

- Рентабельность продаж;

- Рентабельность активов;

- Рентабельность собственного капитала;

- Рентабельность инвестиций;

- Рентабельность деятельности;

- Рентабельность продукции.

Основным источником информации по оценке рентабельности работы субъектов хозяйствования являются формы 1 и 2 финансовой отчетности предприятия. В форме 2 «Отчет о финансовых результатах» содержится информация о чистой прибыли предприятия и расходов (по видам деятельности и элементами), которые были осуществлены для получения дохода и соответствующей прибыли.

Форма 1 «Баланс» содержит данные о ресурсах предприятия, которые используются для получения дохода и прибыли. Соотношение прибыли с затратами и ресурсами характеризует эффективность их использования, то есть именно рентабельность. Задачами анализа рентабельности предприятия являются:

1) оценка выполнения определенных параметров (плана, прогноза и т.д.);

2) изучение динамики показателей;

3) определение факторов изменения их уровня;

4) поиск резервов роста рентабельности;

5) разработка мер по использованию выявленных резервов

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют конечные результаты хозяйствования, ведь их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторного среды формирования прибыли предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятий отрасли, но и оценить другие стороны его деятельности [11].

Показатели рентабельности позволяют оценивать результаты вложенных ресурсов. В современной практике выделяют следующие основные группы показателей рентабельности: рентабельность предприятия, рентабельность продукции, рентабельность активов (капитала) предприятия [12]. Разнообразие вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих расходов, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей.

Существует множество коэффициентов рентабельности, использования каждого из которых зависит от характера оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. От характера оценки, прежде всего, зависит выбор оценочного показателя (прибыли), использующих в расчетах. Чаще всего используют четыре различных показателя: валовая прибыль (стр. 2090 ф.2), операционная прибыль (стр. 2190 ф.2), прибыль до налогообложения (стр. 2290 ф.2), чистая прибыль (стр.2350 ф.2) [13].

Следует отметить, что общепринятых значений рентабельности, на которые можно ориентироваться при анализе, не существует. Поэтому рост всех показателей рентабельности в динамике за отчетные периоды рассматривают как положительную тенденцию. В зависимости от того, с чем сравнивают показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:

- Рентабельность инвестиций (капитала);

- Рентабельность продаж.

В группе коэффициентов рентабельности инвестиций (капитала) рассчитывают два основных коэффициента:

- Рентабельность совокупного капитала (или активов);

- Рентабельность собственного капитала.

Рентабельность совокупного капитала (Ра) рассчитывается по формуле [14]:

Ра=Прибыль до налогообложения/Совокупный капитал

или

Ра=Чистая прибыль/Совокупный капитал

Этот коэффициент показывает, насколько эффективно предприятие использует свои активы для получения прибыли, то есть прибыль приносит каждый рубль, вложенный в активы. Показатель рентабельности собственного капитала (Рск) представляет интерес прежде всего для инвесторов и характеризует, насколько эффективно предприятие использует собственный капитал. Рентабельность собственного капитала определяется по формуле:

Рск=Чистая прибыль/Собственный капитал

Оценивая рентабельность продаж на основе показателей прибыли и выручки от реализации, рассчитывают коэффициенты рентабельности всей продукции в целом или отдельных ее видов. Как и в случае с рентабельностью капитала, существует много показателей оценки рентабельности продаж, что обусловлено выбором того или иного вида прибыли. Чаще всего используют валовая прибыль, прибыль от операционной деятельности или чистая прибыль. Согласно рассчитывают три показателя рентабельности продаж.

Валовая рентабельность реализованной продукции (Рврп) показывает эффективность производственной деятельности предприятия, а также эффективность политики ценообразования и рассчитывается по формуле:

Рврп=Валовая прибыль/Чистый доход от реализации продукции

По операционной рентабельности реализованной продукции (Рорп) заметим, что этот коэффициент показывает уровень рентабельности предприятия после вычета затрат на производство и сбыт товаров. При его рассмотрении вместе с показателем валовой рентабельности можно получить информацию о том, чем вызваны изменения рентабельности.

Если, например, в течение нескольких лет валовая рентабельность существенно не менялась, а показатель операционной рентабельности постепенно снижался, то причина, скорее всего, в увеличении административных и сбытовых расходов. Рассчитывается данный показатель по формуле:

Рорп=Прибыль от операционной деятельности/Чистый доход от реализации продукции

Последнему показателю чистая рентабельность реализованной продукции (Рчрп). Он свидетельствует о размере прибыли на один рубль реализованной продукции. Неизменность в течение любого периода показателя операционной рентабельности с одновременным снижением чистой рентабельности может свидетельствовать либо об увеличении финансовых затрат и получения убытков от участия в капитале других предприятий, или о повышении суммы налоговых платежей, уплачиваемых. Этот коэффициент показывает полное влияние структуры капитала и финансирования компании на ее рентабельность. Для расчета данного показателя следует использовать формулу, приведенную ниже:

Рчрп =Чистая прибыль/Чистый доход от реализации продукции

Кроме этого отметим, что на практике, выделяют еще одну группу показателей рентабельности:

1. Общая рентабельность производственных средств (Рвз):

Рвз=Валовая прибыль/ Внеоборотные активы + Запасы

2. Общая рентабельность предприятия (Рп.заг):

Рп.заг=Валовая прибыль/Среднесписочная стоимость имущества.

 

Показатели рентабельности

 

Основные показатели рентабельности предприятия: рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестиций, рентабельность продукции. Разнообразие показателей рентабельности приводит, в свою очередь, к разнообразию методик анализа рентабельности и, соответственно, определяет альтернативность поиска путей ее повышения.

Важным фактором, который влияет на рентабельность работы предприятия, является уровень реализационных цен. Несовершенное ценообразование препятствует образованию прибыли и росту рентабельности. В России ценообразование слабо согласуется с динамикой производства и реализации продукции, спроса и предложения, поэтому сравнивая показатели рентабельности различных видов продукции нельзя говорить, что одна из них является более эффективной, чем другая. Следовательно, нужно, чтобы цены на продукцию предприятия максимально отражали общественно необходимый уровень затрат.

При определении показателей рентабельности применяют различные виды прибыли, позволяет сделать выводы о влиянии на рентабельность других доходов и расходов, прибылей и убытков. В странах с развитой экономикой применяют еще показатели рентабельности продаж и капитала. В России показатели рентабельности продаж до сих пор не применялись, хотя предложение их использование рассматривалось. В свою очередь показатели рентабельности капитала применялись в большей степени.

Рассмотрим подробнее особенности применения показателя рентабельности продаж, который определяется как отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Он показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли получено в расчете на единицу выручки. Его нормативное значение находится в пределах не менее 0,3.

Показатель рентабельности продаж характеризует удельный вес прибыли от реализации продукции в полученной выручке. Также он отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, то есть ту часть средств, которая необходима для осуществления текущих расходов, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности, уплаты налогов и тому подобное.

Динамика этого показателя может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля над использованием материально-производственных ресурсов. Поэтому следует отметить, что на уровень данного показателя влияют методы, используемые для учета материально производственных ресурсов. Для полноценного анализа рентабельности работы предприятия следует также включать показатели производительности труда, интенсивности производства, себестоимости. Также особое значение имеет величина вновь созданной стоимости, которая характеризуется через ВВП и национальный доход.

На современном этапе существует много подходов к анализу рентабельности предприятия. В частности, В.В. Ковалев [15] отмечает, что в нынешней практике анализы результатов деятельности сельхозпредприятий ограничиваются определением показателей рентабельности. По мнению автора, полноценный анализ должен включать также показатели производительности труда, интенсивности производства, себестоимости. Особое значение имеет величина вновь созданной стоимости, которая в государственном масштабе характеризуется через ВВП и национальный доход.

Автор предлагает ввести в анализ показатели окупаемости затрат (параллельно с определяемым по принятой методике уровнем рентабельности) и дохода, которыми учитывается, что расходы осуществляются не только на реализованную, но и на всю продукцию, а при добавлении расходов растениеводства и животноводства имеет место повторный счет. Повторный счет составляют материалы, произведенные в самом предприятии. Самые значительные из них – стоимость кормов собственного производства, которую показывает отчетная форма.

Средства можно оценивать только приблизительно. В вычислениях автора включаются в повторного счета, кроме кормов, расходы, которые называются «другая продукция хозяйства». Определенная часть такой продукции может быть приобретенной. Данная методика касается более полного экономического анализа рентабельности, а не финансового, потому что в ней более полно дается характеристика производственных процессов хозяйства.

Следует отметить, что для того, чтобы выбрать одну из множества методик анализа рентабельности предприятия, будет эффективной и действенной, необходимо исследовать несколько существующих методик. Сторонники первой методики анализа рентабельности предприятия считают, что на первом этапе необходимо оценить рентабельность реализованной продукции. На втором этапе следует проанализировать рентабельность капитала, то есть оценить эффективность использования собственных средств.

На заключительном этапе проводят анализ и поиск резервов роста рентабельности предприятия и разрабатывают принципы по реализации выявленных резервов [16, 17, 18]. По мнению других аналитиков, на первом этапе необходимо анализировать прибыльность продукции (анализ рентабельности продаж, анализ рентабельности обычной деятельности, анализ рентабельности операционной деятельности).

На втором этапе целесообразно проводить анализ прибыльности имущества и его частей (анализ рентабельности всего капитала (активов), анализ рентабельности основных средств и других необоротных активов). На следующем этапе следует проанализировать показатели прибыльности использованного капитала (анализ рентабельности собственного капитала, анализ рентабельности перманентного капитала).

На заключительном этапе осуществляются анализ и поиск резервов роста рентабельности предприятия и разрабатываются основы по реализации выявленных резервов [19, 20, 21]. Следует отметить, что сторонники и первой, и второй методики анализа рентабельности предприятия выделяют в своих методиках заключительным этапом поиск резервов роста рентабельности предприятия.

Итак, в экономической литературе существует много различных методик анализа рентабельности предприятия, но следует отметить, что каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. При применении первой методики без внимания аналитиков остаются:

1) рентабельность операционной деятельности, то есть не определяется, сколько получено собственной прибыли с 1 руб. понесенных расходов;

2) рентабельность обычной деятельности, то есть не оценивается, сколько получено прибыли от обычной деятельности с 1 руб. обычных расходов;

3) фондорентабельнисть, то есть не оценивается величина прибыли, приходящаяся на 1 руб. необоротных активов;

4) рентабельность оборотных активов, то есть не определяется величина прибыли, приходящаяся на 1 руб. оборотных активов.

При применении второй методики без внимания аналитиков остаются:

1) рентабельность продукции (товаров, работ, услуг), то есть не оценивается, сколько получено валовой прибыли с 1 руб. понесенных расходов;

2) рентабельность инвестиционного капитала, то есть не оценивается эффективность использования инвестированного капитала.

Кроме того рентабельность является одной из категорий, характеризующих полученный доход. Доход может принимать неодинаковые формы, а значит и рентабельность может рассматриваться в различных значениях. «В широком смысле рентабельность отражает любой доход, получаемый в результате хозяйственной деятельности человека. Что касается узкого понимания, то рентабельность понимается в качестве прибыльности. То есть если предприятие получает прибыль, следовательно, оно рентабельно».

Существует два уровня экономических систем: макроэкономический и

микроэкономический, следовательно, можно выделить и два вида рентабельности - рентабельность на макроуровне и рентабельность микроуровне. Явлениями на уровне отдельных хозяйствующих структур занимается микроэкономика. Поэтому рентабельность, которая рассчитывается на данном уровне, определяется прибыльностью этих структур.

Еще в советской экономической литературе рентабельность называли хозрасчетной, а в условиях рыночной экономики она получила название коммерческой. К понятию хозрасчетной рентабельности близки понятия рентабельности и хозрасчета. Хозрасчет - главная форма деятельности подразделений общественного производства при социализме, «которые функционировали на принципах самоокупаемости, оперативной хозяйственной самостоятельности, возмещения всех затрат труда на производство продукции, материальной заинтересованности, контроля рублем». Применение таких принципов доказывало, что прибыль - это показатель рентабельности производства при функционировании товарно-денежных отношений.

Между хозрасчетной рентабельностью и коммерческой существуют как сходства, так и различия. Например, хозрасчетная рентабельность присуща плановой экономике, где ее величина может прогнозироваться, в то время как коммерческой рентабельность «отражает возможность получения предпринимательской прибыли в условиях свободной конкуренции, господства частной собственности, полной самостоятельности хозяйствующих единиц, отсутствия централизованного управления экономикой».

Макроэкономикой называют систему экономических явлений на уровне национальной экономики. Ее проявление отражается в качестве совокупности составляющих взаимосвязанных рынков. В условиях планомерности хозяйственная деятельность должна была обеспечить рентабельность и отдельного предприятия, и народного хозяйства в целом. "Рентабельным считалось такое предприятие, которое покрывает свои расходы и получает прибыль, а также своей продукцией обеспечивает рентабельную работу других предприятий. Рентабельность такого предприятия и будет народнохозяйственной».

То есть утверждалось, что развитие отрасли определяется ее народнохозяйственным значением, единство экономики страны основывается на действии внутрипромышленной, агропромышленной и межрегиональной интеграции, а также наличии системы государственного хозяйственного управления.

Формирование народнохозяйственной рентабельности происходит под влиянием народнохозяйственной эффективности. В современных условиях она может быть представлена одним обобщающим показателем. Эффективность экономики показывается через показатели народнохозяйственной производительности труда, материалоотдачи и капиталоотдачи. Улучшение этих показателей вызывает повышения рентабельности на отдельном предприятии и на обществе в целом. Одним из результатов трудовой деятельности, характеризующим народнохозяйственную рентабельность, является получение совокупного общественно прибавочного продукта. В денежной форме он представляет собой чистый доход общества и его составляющие: прибыль, рента, процент и т. д. Также можно выделить и другие показатели: увеличение объема выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, улучшение ее качества, повышение производительности труда и т. д.

Таким образом, сделаем вывод о том, что «хозрасчетная рентабельность характеризует результаты деятельности отдельного предприятия, а народнохозяйственная рентабельность - всей экономики в целом».

Обе рентабельности могут иметь как абсолютную, так и относительную форму. Абсолютный показатель народнохозяйственной рентабельности характеризует чистый доход продукта, а хозрасчетной рентабельности - прибыль предприятия. Сопоставление рентабельности с разными масштабами производства происходит с помощью относительных показателей. Эти показатели представляются в виде частного от деления двух величин. Числитель - прибыль, выручка, национальный доход, знаменатель - ресурсы, которые используются при получении дохода. Помимо плановой хозрасчетная и народнохозяйственная рентабельности присущи и рыночной экономике.

Одно из отличий между рентабельность хозрасчетной и народнохозяйственной может заключаться в выполняемой рентабельностью ролью. Хозрасчетная рентабельность - это цель функционирования любого предприятия, а народнохозяйственная рентабельность - это условие для осуществления целей развития экономики страны (в том числе повышение уровня жизни населения страны). Хозрасчетная рентабельность рассчитается за короткий период: месяц, квартал, год, в отличии от народнохозяйственной рентабельности, которая рассматривается за 10-15 лет, что позволяет более объективно судить об устойчивости экономического развития.

В современных условиях рыночной экономики широко представлены рыночные начала, поэтому следует учитывать и регулировать величину народнохозяйственной рентабельности. Регулирование народнохозяйственной рентабельности поможет сгладить цикличность, которая присущи рыночной экономике. «Городская экономика, сдерживая проведение национальных проектов по развитию образования, здравоохранения, обеспечению комфортными жилищными условиями, нуждается в реструктуризации...». При рассмотрении показателя народнохозяйственной эффективности необходимо учитывать не только прибавочный продукт, но и весь совокупный продукт, который создается обществом в течение длительного периода времени. Расчет показателей народнохозяйственной рентабельности народнохозяйственной эффективности помогает заранее предвидеть кризисные явления и, если это возможно, предупредить их.

Теперь перейдем к рентабельности, получаемую в условиях коммерческого расчета, которую рассматривал Л.Мизес. Он отрицал возможность существования народнохозяйственной рентабельности: "...долгосрочный результат - это исчезновение предпринимательских прибылей и убытков; краткосрочные результаты представляют собой предварительный этап этого процесса". Здесь, по его мнению, появляются и исчезают прибыли и убытки. Также он добавлял: "конечным источником предпринимательской прибыли и убытка является неопределенность будущего соотношения спроса и предложения. Если бы все предприниматели были в состоянии точно спрогнозировать будущее состояние рынка, не было бы ни прибылей, ни убытков». То есть прибыль может существовать только в условиях нестабильной экономики, а значит, рентабельным производство может считать только в краткосрочный период. В народнохозяйственной рентабельности, по мнению Мизеса, прибыль всегда равняется нулю.

Необходимо понимать, что с развитием экономики все большее распространение получают агрегированные показатели. Они учитывают не только экономику отдельных стран, но и мировое хозяйство в целом. Требуется всё более тщательный анализ тенденций и возможностей развития экономики стран, поэтому экономической науке следует вернуться к анализу хозрасчетной и народнохозяйственной рентабельности, народнохозяйственной эффективности. В условиях рыночной экономики значение данных показателей возрастает из-за того, что рыночная экономика определяется наличием крупных диспропорций. Нами предложенные показатели рентабельности помогут уменьшить глубину диспропорций и кризисных спадов, что приведет экономику страны к стабильному экономическому развитию.

Проблема сопоставимости соотносимых факторов разрешима обеспечением строгого соответствия используемого вида прибыли и расходов.

Состав показателей прибыли, используемого для вычисления рентабельности, должен соответствовать источнику информации - данным бухгалтерского учета, регламентированных формой № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Из состава показателей прибыли, используемых в бухгалтерском учете, следует исключить "нераспределенную чистую прибыль" и "прибыль от обычных видов деятельности", как содержащиеся факторы, не характеризующие эффективность хозяйственной деятельности.

Из множества используемых показателей рентабельности следует выделять «проблемные», методические особенности которых не позволяют получить адекватный результат или сделать прогноз прибыли.

 

1.4 Пути повышения рентабельности

 

При анализе путей повышения рентабельности важно различать влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем используемых ресурсов и объем производства продукции, прибыли от реализации и рентабельности (доходности) продажа, находятся между собой в тесной функциональной связи.

Рациональная организация производства на предприятиях – актуальный вопрос в настоящее время. Поскольку очень сложно найти возможности и ресурсы, чтобы обеспечить соответствующий темп развития и уровень цен, для выбора перспективного направления функционирования предприятию необходимо осуществить анализ своей деятельности в соответствии с экономическими условиями населенного пункта, где расположены производственные мощности. Перспективным направлением повышения уровня рентабельности предприятия является оптимизации его производственной структуры.

Перспективной производственной структурой предприятия является структура, в которой количественные соотношения между отдельными отраслями способны обеспечить выполнение государственных плановых заданий по продаже продукции, позволят наиболее полно и эффективно использовать имеющиеся и дополнительно используемые производственные ресурсы, получить высокий экономический эффект и повысить рентабельность предприятия.

Основной целью является определение принципов построения оптимальной производственной структуры предприятия; исследование путей повышения уровня рентабельности предприятия. Реализацию планирования можно обеспечить благодаря прямо пропорциональном роста производственных мощностей, производственных ресурсов предприятия и планируемых объемов производства продукции и т.д.

Оптимизация представляет собой процесс усовершенствования и улучшения функционирования определенной системы. Для осуществления оптимизации производственной структуры швейного предприятия необходимо проанализировать различные пути реализации этой задачи и факторы, влияющие на этот процесс. Важным фактором для определения направления оптимизации производственной структуры швейного предприятия является рентабельность. Рентабельность аграрных предприятий напрямую зависит от достигнутого уровня эффективности отдельных видов производств.

Рентабельность характеризует экономическую эффективность производства, при которой предприятие за счет денежной выручки от реализации продукции (работ, услуг) полностью возмещает затраты на ее производство и получает прибыль как главный источник расширенного воспроизводства [22].

Отраслевая структура производства зависит от следующих факторов: уровня специализации и кооперирования на производстве; уровня внедрения достижений научно-технического прогресса; развития электрификации, механизации и автоматизации производства; наличия природных ресурсов и полезных ископаемых; общественно-политических условий и геополитического положения страны; климатических условий и развития транспорта; роста материального и культурного уровня населения [23].

С целью обеспечения нормального функционирования структура производственного предприятия должна включать:

- органы управления предприятием;

- функциональные отделы, лаборатории, другие непроизводственные службы;

- цех основного производства;

- вспомогательные и обслуживающие цеха, склады;

- другие организации (подсобные, социально-бытовые).

Профиль, масштабы и отраслевая принадлежность предприятия определяются составом, технологической специализацией и размерами его производственных цехов, участков, мастерских. Составляющие подразделения оптимальной производственной структуры предприятия могут функционировать автономно, в то же время обеспечивая отлаженное функционирование всей системы.

Для определения рационально-оптимальной производственной структуры, плана использования и пополнения ресурсов, уровня эффективности производства на швейном предприятии необходима разработка экономико математической модели.

Экономико-математические модели – модели экономических объектов или процессов, при описании которых используются математические средства. Цели создания экономико-математических моделей разнообразны: они строятся для анализа тех или других предпосылок и положений экономической теории, логического обоснования экономических закономерностей, обработки и приведения в систему эмпирических данных [24].

Оптимизация производственной структуры – одна из отправных точек для целенаправленного изменения структуры предприятия и входящих его элементов, которые формируют деятельность в связи с влиянием факторов внешней или внутренней среды. С помощью оптимизации производственной структуры швейного предприятия и его деятельности можно установить перспективный производственное направление развития, сформировать новую отраслевую концепцию. Ее цель – найти стабильную нишу на рынке, выбрать каналы сбыта, обеспечить постоянную конкурентоспособность за счет удешевления и повышения качества выпускаемой продукции, привлечь инвестиции.

При построении производственной структуры швейного предприятия следует придерживаться основных принципов. Построение оптимальной модели производственной структуры швейного предприятия является составной частью перспективного планирования. Для достижения развития необходимо обеспечить планирования для определения основных целей развития производства и средств.

Эффективность своей деятельности швейные предприятия могут повысить за счет оптимизации производственной структуры. Правильно распределены задачи между составляющими модели позволит рационально использовать имеющийся ресурсный потенциал. Применение перспективного планирования на уровне предприятия определяет цели развития производства, которыми должен руководствоваться производственное подразделение.

Максимизация прибыли является доминирующей проблемой любого субъекта хозяйствования. Получение максимальной прибыли возможно при определенном со­четании объема производства, цены продукта и издер­жек на его производство и реализацию.

Но для того чтобы сознательно и целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйствен­но-управленческие решения, создавать благоприятные условия для реализации планов и программ по наращи­ванию прибыли, необходимо знать основные резервы и пути воздействия на их величину. Иначе говоря, надо четко представлять, от чего зависит величина прибыли, какие основные прибыль образующие факторы и пара­метры оказывают на нее свое влияние.

Резервы повышения прибыли образуют две группы – поэлементные и комплексные. К поэлементным относятся такие резервы, как уве­личение объема производства и реализации продукции; увеличение цены реализации продукции; сокращение затрат на производство продукции; структурные сдвиги в производимой и реализуемой продукции.

Все эти резервы в той или иной степени могут быть реализованы посредством использования соответ­ствующего фактора и конкретных путей, материали­зованных через внедрение тех или иных мероприятий. Поэлементные резервы - это в основном резервы так­тические. Их реализация - дело менеджеров верхнего и среднего звена конкретного предприятия.

К комплексным (а они включают в себя два или бо­лее элементов, изменение которых имеет разнонаправ­ленный характер: одна их часть при реализации улуч­шает конечный результат, а другая - ухудшает) отно­сятся два резерва. Первый - резерв увеличения разницы между ценой реализации товара и затратами на его про­изводство. Данный резерв образуется тогда, когда рост цены товара опережает рост затрат на его производство. Реализация этого резерва связана с повышением каче­ства продукции, с постановкой на производство новых, более совершенных моделей выпускаемой продукции. Использование такого резерва приводит к повышению прибыли от продажи единицы продукции. Второй резерв- увеличение произведения объема производства про­дукции и единичной прибыли. Как правило, рост одного сомножителя этого произведения опережает снижение другого сомножителя, но так, что конечный результат возрастает. Нетрудно понять, что комплексные резервы- это в основном резервы стратегические. Их реализация связана с перспективой существования фирмы.

Решение об использовании этих резервов и выборе направления их использования, как правило, принима­ют высшие менеджеры фирмы или непосредственные ее хозяева. В принципе может быть несколько разных стратегических направлений функционирования пред­приятия. Одно из них заключается в том, что реализа­ция товара осуществляется по максимально возможным ценам при минимально необходимом уровне объема его производства.

Другое направление – полярно противоположное первому, заключается в том, что цены реализации уста­навливаются минимально возможными, а объем произ­водства продукции в связи с увеличением спроса на нее резко возрастает. Разумеется, могут быть предложены и другие стратегии поведения фирмы. Например, страте­гия золотой середины, когда и цена реализации товара, и объем его производства устанавливаются на уровне между двумя указанными положениями ближе к середи­не. Естественно, могут быть приняты и иные возможные стратегии со смещением цен и объема производства от середины в ту или иную сторону.

Следует сказать о факторах и путях реализации ре­зервов. Представленный перечень позволяет диффе­ренцировать их по признаку места источника действия. Нетрудно заметить, что первые пять факторов из перечня относятся к внутрифирменным (материально-техниче­ские, организационно-управленческие, экономические, социальные, экологические). Остальные три фактора (рыночно-конъюнктурные, хозяйственно-правовые, административно-командные) являются внешними по отношению к фирме. Их действие связано с рыночной конъюнктурой, законодательными и властными струк­турами. Роль таких факторов в использовании суще­ствующих резервов повышения прибыли исключитель­но велика. По сути дела - это регуляторы производства, действие которых может его стимулировать, а может угнетать, сдерживать.

Процесс управления прибылью зависит как от ис­пользования действующих факторов, так и от исполь­зования последствий, зеркальным отображением чего является изменение информации на параметрическом (элементном) уровне. Именно изучение информацион­ного обеспечения планово-управленческих решений – ключевая задача экономически грамотного управления конечным результатом производства. В качестве тако­вого в данной работе принята чистая прибыль предпри­ятия.

Индикативно-информационное прогнозирование прибыли характеризуется ожидаемым размером при­были предприятия при условии, что будут выдержи­ваться все запланированные прибылеобразующие па­раметры. Тогда на предприятии можно будет получить ту прибыль, которая для него представляет интерес. Одновременно будет известна информация о величине параметров деятельности предприятия, содействующая получению желаемой прибыли.

Вместе с тем рыночное программирование и опти­мизациям планово-управленческих решений позволяет управлять прибылью предприятия с позиций неопреде­ленности рынка, вероятности попадания в определенную рыночную ситуацию. При этом выбор лучшего решения может быть основан на разных критериях оптимизации.

К таковым критериям кроме прибыли, особенно в ус­ловиях тактической реализации стратегического реше­ния, можно отнести:

- максимум чистой прибыли;

- максимум валового дохода;

- максимум чистого валового дохода;

- максимум рентабельности производства;

- максимум выручки предприятия.

Для оптимизации принимаемого планово-управлен­ческого решения необходимо учитывать и существую­щие в любом производстве ограничения. В принципе можно установить множество различных ограничений, так или иначе сдерживающих возможности производ­ства и снижающие конечные его результаты. Это могут быть, например, ограничения:

- производственной мощности предприятия;

- в области используемых разнообразных ресурсов (например, по рабочей силе определенной профессии, специальности и квалификации, по отдельным матери­альным ресурсам, по комплектующим, топливу, энер­гии, времени изготовления продукции и поставки ее по­требителям и т.п.);

- по фонду заработной платы членам трудового кол­лектива;

- по объему производства продукции;

- по величине общих затрат предприятия;

- по величине производственного риска.

Поиск и последующее принятие лучшего планово-­управленческого решения сопряжено с большим объ­емом вычислительных операций. Поэтому без эконо­мико-математического имитационного моделирования и последующей компьютеризации расчетных работ ре­шить эту важнейшую современную проблему не пред­ставляется возможным.

Управление показателями рентабельности деятель­ности предприятия возможно за счет повышения числи­теля соответствующего коэффициента рентабельности или уменьшения величины знаменателя этого коэф­фициента. Так, основными источниками резервов по­вышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции.

Освоение резервов роста прибыли на имеющихся производственных мощностях без дополнительных ка­питальных вложений, а следовательно и без увеличения суммы постоянных затрат, позволит увеличить не толь­ко рентабельность работы предприятия, но и запас его финансовой прочности. В заключение анализа финансовых результатов должны быть разработаны конкретные мероприятия по повышению показателей прибыли и рентабельности за счет имеющихся резервов.

 

Выводы

 

Таким образом, можно сделать вывод, что рентабельность – это показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Рентабельность комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. В системе рыночного механизма хозяйствования рентабельности принадлежит одно из центральных мест. Особенностью данной экономической категории как элемента этого механизма является комплексный характер, разнообразие выполняемых функций. Соответственно, анализ рентабельности и причины ее изменения имеют важное значение для выявления резервов повышения эффективности работы предприятия.

Выделяют следующие источники увеличения прибыли и рентабельности: увеличение объема реализованной продукции; повышение цен; снижение себестоимости; повышение качества. В практике хозяйствования вычисляются следующие виды рентабельности: Рентабельность продаж; рентабельность активов; рентабельность собственного капитала; рентабельность инвестиций; рентабельность деятельности; рентабельность продукции.

Основные показатели рентабельности предприятия: рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестиций, рентабельность продукции. Разнообразие показателей рентабельности приводит, в свою очередь, к разнообразию методик анализа рентабельности и, соответственно, определяет альтернативность поиска путей ее повышения.

 

 

 

 

2 Аналитическая часть. Анализ рентабельности на примере ООО «Экспресс-мода»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных