Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА 1 страница




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

на тему

Студент группы

Фамилия, Имя, Отчество

/__________/

Подпись

 

Направление

Профиль

 

Руководитель

Фамилия, Имя, Отчество

/__________/

Подпись

Должность, уч. звание, уч. степень Подп

Консультанты:

/__________/

Фамилия, И. О., должность, уч. звание, уч. степень Подпись

/__________/

Фамилия, И. О., должность, уч. звание, уч. степень Подпись

 

 

Заведующий кафедрой

/__________/

Фамилия, И. О., должность, уч. звание, уч. степень Подпись

 

 

Курган 2015г.

Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты финансовой эффективности деятельности предприятия 5

1.1 Показатели финансовой эффективности деятельности предприятия 5

1.2 Прибыль как фактор роста финансовой эффективности деятельности предприятия 18

2 Оценка финансовой эффективности деятельности ОАО «Кургансельмаш»

2.1 Характеристика ОАО «Кургансельмаш» 27

2.2 Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия 29

2.3 Анализ рентабельности активов и собственного капитала предприятия 36

2.4 Анализ прибыли и рентабельности продаж предприятия 44

3 Пути повышения финансовой эффективности деятельности предприятия 49

3.1 Повышение финансовой эффективности деятельности предприятия путем диверсификации производства 49

3.2 Повышение финансовой эффективности деятельности предприятия путем увеличения объема производства 54

3.3 Поиск путей финансирования предприятия для повышения финансовой эффективности деятельности предприятия 59

Заключение 65

Список используемых источников

Приложения

 

 

Введение

 

В настоящее время в условиях рыночной экономики конкурентоспособность предприятий и целесообразность их деятельности в будущем основывается, прежде всего, на эффективности их функционирования. Эффективность финансовой деятельности служит залогом финансовой привлекательности для внешних инвесторов, контрагентов по финансово-хозяйственной деятельности, а также для собственников предприятия. Огромное значение имеет оценка финансовых результатов деятельности организации.

Финансовые результаты деятельности предприятия определяются прежде всего качественными показателями выпускаемой продукции, уровнем спроса на данную продукцию, поскольку, как правило, основную массу в составе финансовых результатов составляет прибыль(убыток) от реализации продукции(работ, услуг).

Эффективность - сложная экономическая категория, и для измерения ее уровня обычно используют обширный перечень разнообразных индикаторов. По своему экономическому содержанию все показатели эффективности представляют собой отношение результата к затратам или ресурсам.

Финансовые результаты определяются, анализируются и планируются на основе показателей состояния и изменения прибыли и рентабельности. Эффективность определяется результативными показателями хозяйственной деятельности.

В качестве показателя, обеспечивающего наиболее обобщающую оценку финансовой эффективности деятельности предприятия, наиболее часто используется показатель рентабельности.

Повышать эффективность производства- это значит, прежде всего, наиболее рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы с целью получения высокой прибыли. [1]

Актуальность темы обусловлена тем, что от степени эффективности использования ресурсов зависит результат предпринимательской деятельности; что повышение эффективности деятельности, и как следствие конкурентоспособности предприятия- задача, от решения которой зависит успех ее развития в рыночной экономике.

Цель бакалаврской работы дать оценку эффективности финансовой деятельности предприятия и разработать рекомендации по ее повышению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические вопросы финансовой эффективности;

- дать характеристику предприятия;

- провести экспресс-диагностику финансового состояния предприятия;

- проанализировать финансовую эффективность деятельности предприятия;

- дать рекомендации по повышению финансовой эффективности деятельности предприятия.

Объект исследования ОАО «Кургансельмаш» за период деятельности 2012-2014гг. Предметом исследования является деятельность ОАО «Кургансельмаш».

Для подготовки бакалаврской работы использовались учебные пособия, экономическая литература, данные годовых отчетов организации за 2012-2014 годы.

 

 

1 Теоретические аспекты финансовой эффективности деятельности предприятия

1.1 Показатели финансовой рентабельности деятельности предприятия

 

Эффективность - сложная экономическая категория, и для измерения ее уровня обычно используют обширный перечень разнообразных индикаторов. По своему экономическому содержанию все показатели эффективности представляют собой отношение результата к затратам или ресурсам (рисунок 1).

       
   
 
Результат (эффект) Затраты


или

 

Рисунок 1 – Экономическое содержание показателей эффективности

Эффективность финансовой деятельности служит залогом финансовой привлекательности для внешних инвесторов, контрагентов по финансово-хозяйственной деятельности, а также для собственников предприятия.

В зависимости от того, что принимают в качестве эффекта функционирования предприятия - объем производства (реализации) продукции или финансовый результат, различают показатели производственной эффективности и показатели финансовой эффективности. В условиях плановой системы хозяйствования приоритет отдавался показателям производственной эффективности (производительности труда, материалоотдаче, фондоотдаче и др.). Эти показатели характеризуют внешнюю среду. Показатели финансовой эффективности характеризуют эффективность организации внутренней среды предприятия.

В качестве показателя, обеспечивающего наиболее обобщающую оценку финансовой эффективности деятельности предприятия, наиболее часто используется показатель рентабельности. При этом в зависимости от конкретного объекта и цели такой оценки применяют несколько разновидностей этого показателя.[2]

Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, выгодность производства отдельных видов продукции и услуг.[3]

Экономический смысл показателей рентабельности заключается в подсчете прибыли, приходящейся на рубль выручки от продаж, расходов, активов, капитала. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия. [4]

Для оценки рентабельности рассчитывают два типа показателей (рисунок 2):

Рентабельность активов

Показатели рентабельности Рентабельность собственного

предприятия капитала

Рентабельность финансовых

вложений

Рентабельность продаж

Показатели рентабельности Рентабельность продукции

продукции

Валовая рентабельность

Рисунок 2 - Показатели рентабельности

Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности, с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств и характеризуют эффективность управления предприятием.[5]

К первой группе показателей относятся показатели рентабельности активов, собственного капитала, финансовых вложений и др. Эти показатели рассчитываются путем соотнесения величины прибыли от реализации продукции, работ, услуг (до налогообложения или чистой) и среднеарифметического значения того элемента активов или капитала, эффективность которого оценивается. [6]

Ко второй группе относятся рентабельность продаж, рентабельность продукции, валовая рентабельность. [7]

Рентабельность активов рассчитывается как частное от деления чистой прибыли на сумму активов предприятия. Это наиболее общий коэффициент, который характеризует эффективность использования компанией активов, находящихся в ее распоряжении.

(1)

Рентабельность активов очень важный показатель, с помощью которого можно измерить эффективность того, как предприятие формирует свой капитал и управляет имеющимися в распоряжении ресурсами. Активы предприятия формируются собственниками и кредиторами, следовательно, рентабельность активов должна быть достаточной, чтобы удовлетворить требования к доходности предприятия со стороны ее собственников и обеспечить выплату процентов по кредитам и уплату налогов. Поэтому для различных аналитических целей показатель модифицируется: в числите формулы может оказаться прибыль до уплаты налогов и процентов. Снижение коэффициента свидетельствует о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов. Являясь важнейшим показателем эффективности деятельности предприятия, этот коэффициент объединяет набор элементов, описывающих различные стороны работы предприятия.[8]

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность инвестирования в предприятие со стороны собственников; она показывает прибыль на каждый рубль, вложенный инвесторами:

Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками. С точки зрения наиболее общих выводов о рентабельности собственного капитала, большое значение имеет чистая прибыль. В показателе чистой прибыли находят отражение действия предпринимателей и налоговых органов по урегулирования результата деятельности предприятия.

Динамика показателя рентабельности собственного капитала оказывает влияние на уровень котировок акций и, как следствие, показатель рыночной капитализации предприятия. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками предприятия.[9]

Рентабельность оборотных активов рассчитывается как отношение показателя чистой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости его оборотных активов:

(3)

Рентабельность продаж по чистой прибыли определяется как отношение чистой прибыли к сумме выручки от реализации без косвенных налогов:

 

100% (4)

Рентабельность продаж отражает уровень спроса на продукцию, работы и услуги, насколько правильно субъект хозяйствования определяет товарный ассортимент и товарную стратегию.[10] Причиной снижения этого коэффициента может быть рост затрат на производство и реализацию продукции. Следовательно, чтобы отыскать причины данного снижения, необходим анализ себестоимости. Другой причиной может быть падение общего объема продаж. Следовательно, чтобы выяснить влияние маркетинговых факторов, нужно провести анализ рынка.

Рентабельность продукции характеризует эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг. Коэффициент рентабельности продукции определяется как отношение прибыли от продаж к полной себестоимости продукции. При этом полная себестоимость продукции рассчитывается как сумма себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов по отчету о прибылях и убытках предприятия:


(5)

Этот показатель может широко использоваться в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат.

В общем смысле рентабельность продукции подразумевает, что производство и реализацию данного продукта приносит предприятию прибыль. Нерентабельное производство- это производство, не приносящее прибыль. Отрицательная рентабельность- это убыточная деятельность. Уровень рентабельности определяется с помощью относительных показателей- коэффициентов.

Обобщая вышесказанное, основные показатели рентабельности и порядок их расчета можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1– Коэффициенты рентабельности и методика их расчета

Показатель Формула расчета Источник информации Пояснения
А Б В Г
Рентабельность активов Стр.2400(форма №2)/стр.1600(форма №1) Отражает эффективность использования всего имущества предприятия, или сколько денежных единиц вложено предприятием для получения рубля чистой прибыли независимо от источников привлечения средств.
Рентабельность продаж 100% Стр.2400(форма №2)/стр.2110(форма №2) Показывает размер чистой прибыли, приходящейся на рубль проданных товаров.
Рентабельность продукции Стр.2200(форма №2)/стр.2120(форма №2) Характеризует эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг.
Рентабельность собственного капитала Стр.2400(форма №2)/1300(форма №1) Показывает эффективность использования собственного капитала.
Рентабельность оборотных активов Стр.2400(форма №2)/стр.1200(форма №1) Показывает эффективность использования оборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу оборотных активов.

 

Уровень и динамика показателей рентабельности зависят от совокупности факторов, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия.

Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации и повышения эффективности хозяйствования. В экономической литературе рекомендуются различные факторные модели анализа тех или иных показателей рентабельности, начиная с простых двухфакторных и заканчивая многофакторными. С их помощью раскрывают причинно-следственные связи между финансовыми результатами и показателями финансово- хозяйственной деятельности предприятия.

В факторном анализе показателей рентабельности используют следующие наиболее часто встречающиеся модели.

1.Когда результативный(обобщающий) показатель представляет собой алгебраическую сумму или разность факторов, применяют аддитивные модели, например:

(6)

где - прибыль от продаж;

N- товарооборот;

S- себестоимость проданных товаров;

ИО- издержки обращения.

2.Мультипликативные модели применяются в том случае, когда обобщающий показатель- произведение нескольких результативных факторов:

(7)

где - рентабельность активов;

Rn=Pn/N- рентабельность продаж;

N/A- оборачиваемость активов;

3.Когда результативный показатель представляет собой двухфакторную модель типа . [11] Например, рентабельность активов ()= .

4.В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы. Например, методом расширения можно построить пятифакторную модель рентабельности активов предприятия:

(8)

где ЧП- чистая прибыль;

А- средняя стоимость всей совокупности активов;

АП- средняя стоимость реальных активов, используемых в предпринимательских целях;

В- выручка от продажи товаров, работ, услуг, продукции;

ППР- прибыль от продаж;

ПДН- прибыль до налогообложения;

УАП- доля реальных активов, используемых в предпринимательских целях, в общей совокупности активов;

ОАП- коэффициент отдачи реальных активов, используемых в предпринимательских целях;

РПР- рентабельность продаж, рассчитанная исходя из прибыли от продаж;

КПФР- коэффициент соотношения прибыли до налогообложения и прибыли от продаж;

КЭЛ- коэффициент соотношения чистой прибыли и прибыли до налогообложения.

Также для факторного анализа рентабельности активов предприятия возможна следующая модель рентабельности активов предприятия:

=(X-1)*Y*H*L, (9)

где Ra- рентабельность активов;

Пч- чистая прибыль от продажи;

S- объем продаж;

C- себестоимость проданных товаров;

Ac- средняя стоимость активов организации за отчетный период;

Oa- оборотные активы;

Z- запасы;

X=S/C- доля продаж, приходящаяся на 1 руб. полной себестоимости товаров;

Y=Oa/A- доля оборотных активов в формировании активов;

H=Z/Oa- доля запасов в формировании оборотных активов;

L=C/Z – оборачиваемость запасов.

Расчет размера влияния изменения каждого фактора на изменение рентабельности активов может быть произведен на базе применения приема элиминирования, т.е. способом цепных подстановок, способом абсолютных разниц, или другими методами.[12]

Анализ рентабельности собственного капитала можно провести по модели:

(10)

Данная модель характеризует зависимость показателя рентабельности собственного капитала от следующих факторов:

1. Оборачиваемости оборотных активов (), характеризующей эффективность их использования;

2. Соотношения оборотных активов к величине заемного капитала (

3. Финансового рычага (

4. Чистой прибыли, приходящейся на 1 руб.выручки от продаж (

В свою очередь оборачиваемость активов играет важную роль воздействия на величину коэффициента рентабельности. Пути роста оборачиваемости активов представлены на рисунке 3.

 

Пути роста оборачиваемости активов

сокращение производствен- уменьшение уменьшение периода

ного цикла, и соответственно, периода оборота оборота авансов за

уменьшение периода оборота дебиторской материалы, т.е.

материалов, незавершенного задолженности сокращение времени

производства, готовой между оплатой

продукции материалов и их

поступлением на

предприятие до

начала производствен-

ного цикла

 

Рисунок 3 - Пути роста оборачиваемости активов

Однако наибольшее широкое распространение получила модифицированная факторная модель фирмы «DuPont». Назначение модели- идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости.

В основу модели заложена жестко детерминированная трехфакторная зависимость: [13]

(11)

где ЧП- чистая прибыль;

В- выручка от реализации;

А- сумма активов предприятия;

СК- собственный капитал.

Схематическое представление этой модели приведено на рисунке 4.

Рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры источников средств. Значимость этих факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово- хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику, и в частности, бухгалтерскую отчетность.

Чистая прибыль

Рентабельность

разделить продаж

Рентабельность

Выручка от средств в активах

реализации

 

Выручка от

реализации

 

 

разделить Ресурсоотдача

ROE

Всего активов перемножить

 

Привлеченные

средства

 

сложить Совокупный

капитал Коэффициент

финансовой

Собственный разделить зависимости

капитал

Собственный

капитал

 

Рисунок 4– Модифицированная схема факторного анализа фирмы «DuPont»

 

Охарактеризуем каждый из основных показателей, входящих в модель Дюпон.

Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:

(12)

где кп- величина собственных средств на начало и на конец периода.

Показатель рентабельности собственного капитала является наиболее важным для акционеров компании. Он характеризует прибыль, которую собственники получают с рубля вложенных в предприятие средств. Этот коэффициент учитывает такие важные параметры, как платежи по процентам за кредит и налог на прибыль.

Оборачиваемость активов (ресурсоотдача) имеет вид:

, (13)

где ВР- выручка от реализации за расчетный период;

кп – величина активов на начало и конец периода.

С одной стороны, оборачиваемость активов отражает, сколько раз за период оборачивается капитал, вложенный в активы предприятия, с другой стороны, ресурсоотдача показывает, сколько рублей выручки предприятие имеет с рубля, вложенного в активы.

Рентабельность продаж рассчитывается как:

(14)

где ВР- выручка от реализации продукции;

ЧП- чистая прибыль предприятия.

Этот коэффициент показывает, какую сумму чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании- реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.[14]

В зависимости от отраслевой специфики, а также конкретных финансово- хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.

Анализируя показатели рентабельности можно сделать вывод, что на величину рентабельности в большей степени влияет прибыль предприятия.

Рост задолженности приводит к увеличению рентабельности собственного капитала и одновременно к росту финансового риска предприятия. Необходимо определить рациональное сочетание между собственными и заемными средствами и степень его влияния на прибыль предприятия. Одним из основных механизмов реализации этой цели является финансовый рычаг. Возрастание финансового риска характеризуется повышением финансового рычага.

Эффект финансового рычага (ЭФР) показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия и рассчитывается по формуле:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных