Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА 2 страница




(15)

где НП- ставка налога на прибыль;

Ра- рентабельность активов;

ЦЗК- средневзвешенная цена заемного капитала;

ЗК- среднегодовая стоимость заемного капитала;

СК- среднегодовая стоимость собственного капитала.

В приведенной формуле расчета эффекта финансового рычага три составляющие:

- налоговый корректор финансового рычага(1-НП), который показывает, в какой степени проявляется эффект финансового рычага в связи с различным уровнем налогообложения прибыли;

- дифференциал финансового рычага (РаЗК), характеризующий разницу между рентабельностью активов предприятия и средневзвешенной расчетной ставкой процента по ссудам и займам;

- плечо финансового рычага ЗК/СК – величина заемного капитала в расчете на рубль собственного капитала предприятия.[15]

Эффект финансового рычага рассчитывается не только в целом по всему заемному капиталу, но и по каждому его источнику. Тогда в общую формулу эффекта финансового рычага надо подставить не средневзвешенную цену всего заемного капитала, а цену конкретного источника. Полученные результаты позволяют оценить долю каждого вида заемных средств в формировании общего эффекта финансового рычага.

Значение механизма воздействия структуры капитала на уровни рентабельности собственного капитала и финансового риска позволит целенаправленно управлять величиной прибыли и самой структурой капитала. Финансовый рычаг будет действовать положительно, если рентабельность капитала гораздо выше ссудного процента. В этом случае выгодно увеличивать плечо финансового рычага, т.е. долю заемных средств. Если же дифференциал равен или меньше нуля, эффект финансового рычага будет действовать во вред предприятию. В этом случае необходимо сокращать долю заемных средств, т.е. сокращать плечо финансового рычага.

Эффект финансового рычага позволяет получать обоснованные оценки эффективного уровня заемных средств в структуре оборотного капитала, а также величины прироста объема производства, при котором предприятие достигает наилучших финансово-экономических показателей.[16]

Преимущество финансового рычага состоит в том, что капитал, взятый предприятием в долг под фиксированный процент, можно использовать в процессе деятельности таким образом, что он станет приносить прибыль более высокую, чем уплаченный процент.

Рентабельность показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше показатели рентабельности, тем эффективнее деятельность. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. В общем виде пути повышения рентабельности предприятия это:

- расширения рынка сбыта продукции;

- увеличение объемов производства;

- снижение себестоимости продукции.

Основным способом повышения рентабельности является увеличение суммы прибыли от реализации продукции.

 

1.2 Прибыль как фактор роста финансовой эффективности деятельности предприятия

 

Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации. Прибыль - основной индикатор эффективности финансово- хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль, как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. С экономической точки зрения прибыль- это разность между денежными поступлениями и выплатами, а с хозяйственной- это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало периода.

Прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности. Это привело к разграничению понятий бухгалтерской и экономической прибыли. (рисунок 5)

Экономическая прибыль

Валовой доход Внешние издержки Внутренние издержки

(выручка (явные) (неявные, альтернативные)

от реализации)

 
 


Бухгалтерская прибыль

 

Рисунок 5– Экономическая и бухгалтерская прибыль предприятия

Практика учета во всех странах выделяет только бухгалтерскую прибыль, которая представляет собой разность между доходами предприятия и внешними его текущими затратами. Эта прибыль не учитывает целый ряд внутренних затрат предприятия. Поэтому для оценки реального результата финансовой деятельности предприятия было введено понятие экономической прибыли, которая представляет собой разность между суммой доходов предприятия, с одной стороны, и суммой как внешних, так и внутренних его текущих затрат, с другой. [17]

Первая есть результат реализации товаров и услуг, а вторая результат работы капитала. Данная идея принадлежит Давиду Соломону.

Прибыль выполняет следующие функции:

- характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Прибыль представляет собой итог деятельности предприятия, конечный финансовый результат.

- является источником формирования бюджетов различных уровней. Прибыль поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

- является основным элементом финансовых ресурсов предприятия.[18]

Управление процессом формирования прибыли предприятия направлено на:

- максимизацию величины прибыли в соответствии с ресурсным потенциалом предприятия и условиями рынка;

- обеспечение оптимального соотношения между величиной формируемой прибыли и уровнем риска;

- выполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами, собственниками предприятия, государственными организациями;

- получение собственных финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии развития предприятия;

- обеспечение роста рыночной стоимости предприятия, бизнеса;

- стимулирование персонала и решение других задач.[19]

В российской практике применяются следующие показатели прибыли (рисунок 6).

Выручка от продажи продукции, работ, услуг, имущественных прав (без НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)
©
                     
   
 
   
 
   
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
Чистая прибыль(убыток) отчетного периода
Себестоимость проданной продукции, работ, услуг

 

 


Рисунок 6- Механизм формирования прибыли

 

Прибыль как финансовый результат выступает в следующих формах: валовая, от продаж, налогооблагаемая, чистая.

Валовая прибыль- это разность между выручкой нетто от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг. В себестоимость продажи при определении валовой прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и страховые отчисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Валовая прибыль есть валовой доход предприятия, который позволяет погасить другие расходы организации и получить чистую прибыль.

Прибыль(убыток) от продаж- это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов, т.е. финансовый результат от основной операционной деятельности предприятия. Прибыль от продаж свидетельствует об эффективности основной или операционной деятельности предприятия, т.е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Прибыль(убыток) до налогообложения- это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов за вычетом соответствующих прочих расходов.

Чистая прибыль(убыток) отчетного года- это конечный финансовый результат организации, выявленный за отчетный период за вычетом налога на прибыль и иных аналогичных обязательств, установленных в соответствии с законодательством.

Величина прибыли определяется многими факторами, некоторые из них зависят от усилий предприятия(внутренние), другие не зависят(внешние).

К внешним факторам относятся:

- рыночно- конъюнктурные факторы(повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов товаров);

- уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции;

- хозяйственно- правовые и административные факторы(налогообложение, правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

К внутренним факторам относятся:

- материально- технические(проведение модернизации и реконструкции материально- технической базы предприятия, использование прогрессивных и экономических предметов труда);

- организационно- управленческие (освоение более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития предприятия, информационное обеспечение процесса принятия решения);

- экономические(финансовое планирование деятельности предприятия, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, налоговое планирование);

- социальные(повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

На величину прибыли оказывает влияние также эффект производственного и финансового рычага, инфляция, учетная политика предприятия.[20]

Рассуждая о всевозможных факторах, влияющих на прибыль, логично заметить, что важнейшее значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли от продаж. Так, ключевым элементом прибыли от продаж является валовая прибыль.[21] Порядок расчета валовой прибыли можно записать в виде формулы:

(16)

где Qi- объем производства i-го вида продукции в натуральном выражении;

Сi- себестоимость реализованного i-го вида продукции;

Цi- рыночная цена i-го вида продукции;

i- вид продукции.

Исходя из формулы 16 валовая прибыль формируется под воздействием следующих факторов (рисунок 7)

Факторы изменения валовой прибыли

Изменение объема продаж

Изменение структуры продаж

Изменение себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг

Изменение цен на проданные товары, работы, услуги

 


Рисунок 7– Факторы изменения валовой прибыли

Количество реализованной продукции может влиять на изменение прибыли как в сторону увеличения, так и уменьшения. Если увеличивается количество продаж рентабельной продукции, то пропорционально растет и прибыль.

Изменение структуры реализованной продукции может оказывать на прибыль как положительное, так и отрицательное влияние. При увеличении более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации сумма прибыли возрастает и наоборот.

Изменение себестоимости продукции обратно пропорционально влияет на сумму прибыли. Повышение себестоимости приводит к снижению суммы прибыли, а снижение себестоимости - к росту.

Изменение уровня отпускных цен приводит к пропорциональному изменению размера прибыли.

Факторный анализ валовой прибыли осуществляется методом цепных подстановок, который позволяет выявить влияние отдельных факторов на изучаемый показатель.[22]

По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Так, если увеличение суммы прибыли обусловлено ростом объемов продажи снижением себестоимости, то качество прибыли от реализации продукции считается высоким.

Что касается факторов, влияющих на прибыль от продаж, то помимо перечисленных факторов влияние оказывают коммерческие и управленческие расходы. Степень влияния каждого из факторов на прибыль устанавливают по данным отчета о прибылях и убытках и дополнительно рассчитанным показателям о выручке от реализации в ценах и затратах предшествующего года. Влияние коммерческих и управленческих расходов на прибыль предприятия, также как и остальных факторов определяется путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. Аналитически формирование прибыли от продаж можно представить в виде:

(17)

Факторная модель:

(18)

где - объем реализованной продукции i-го вида;

Цi- средняя цена единицы i-го вида продукции;

Сi- себестоимость единицы i-го вида продукции.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

По сравнению с прибылью от продаж, на прибыль до налогообложения(бухгалтерская), помимо выручки от реализации, себестоимости, коммерческих и управленческих расходов, также оказывают влияние такие факторы, как проценты к получению, проценты к уплате, прочие доходы и прочие расходы.[23]

Последний показатель прибыли это чистая прибыль. Чистая прибыль- это часть бухгалтерской прибыли, остающаяся в распоряжении коммерческой организации после начисления текущего налога на прибыль, а также с учетом отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.

Факторный анализ чистой прибыли позволяет ответить на вопрос о том, по каким причинам сумма чистой прибыли отличается от суммы бухгалтерской прибыли.

Перечень факторов, обуславливающих изменение чистой прибыли, определяется самой методикой ее расчета:

1)суммы бухгалтерской прибыли(прибыль до налогообложения);

2)сумма текущего налога на прибыль;

3)изменение суммы отложенных активов за отчетный период;

4)изменение суммы налоговых обязательств за отчетный период.[24]

В общем виде чистая прибыль исчисляется по следующей формуле:

где БП- бухгалтерская прибыль;

ТНП- текущий налог на прибыль;

ОНА- отложенные налоговые активы;

ОНО- отложенные налоговые обязательства.

Основные направления увеличения прибыли определяются на предприятии отдельно по каждому виду производимой и реализуемой продукции. К главным направлениям увеличения суммы прибыли можно отнести: рост выручки от реализации продукции в связи с ростом ее потребления, снижение ее себестоимости, повышение цен на продукцию в связи с повышением качества реализуемой продукции, реализация продукции на новых товарных рынках на более выгодных условиях, увеличение объема реализации более рентабельной продукции в общей структуре продаж и другие источники. [25]

Поэтому с целью повышения показателей рентабельности, которые в наиболее полном виде отражают эффективность финансовой деятельности предприятия, основное значение придается увеличению прибыли предприятия.(рисунок 8)

 


Рисунок 8- Схема основных направлений повышения размера прибыли

 

Быстрее всего прибыль можно увеличить снижением издержек и увеличением цены, но наибольший долговременный результат достигается увеличением объема продаж.

Каждое предприятие использует разные пути увеличения прибыли. Большинство придерживаются версии- уменьшить расходы, или увеличить продажи, то есть валовую прибыль. В настоящее время данный метод не самый действенный, так как в современных условиях снизить затраты не потеряв качества продукции очень сложно. Снизить себестоимость продукции достаточно сложно, поскольку поставщики обычно повышают цены на свои услуги, а транспортные расходы также увеличиваются.

Чтобы достигнуть максимальной эффективности, требуется внедрить все варианты увеличения прибыли от продаж: повысить цены на продукцию, снизить затраты, увеличить объемы торговли. [26]

Таким образом, в данной главе были рассмотрены показатели финансовой эффективности деятельности предприятия, в частности показатели рентабельности, их расчет и факторы влияющие на их величину, механизм формирования прибыли и факторы влияющие на величину прибыли. Экспресс-диагностика, анализ показателей рентабельности и прибыли ОАО «Кургансельмаш» будут рассмотрены в следующей главе.

 

2 Оценка финансовой эффективности деятельности ОАО «Кургансельмаш»

2.1 Характеристика ОАО «Кургансельмаш»

 

Открытое акционерное общество «Кургансельмаш» (сокращенно ОАО «КСМ») создан на основании «Положения о коммерциализации государственных предприятий одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа», утвержденного Указом Президента Российской Федерации №721 от 1 июля 1992 года, в процессе приватизации путем преобразования государственного предприятии «Кургансельмаш» в открытое акционерное общество, является его правопреемником, несет права и обязанности, возникшие у предприятия до момента его преобразования.

ОАО «Кургансельмаш» имеет филиал: Сидоровский механический завод, дата открытия 31.08.1992г., место нахождения: Российская Федерация, Курганская область, Кетовский район, д. Н-Сидоровка.

Основной целью создания Общества является извлечение прибыли путем осуществления коммерческой деятельности в установленном порядке.

ОАО «Кургансельмаш» специализируется на выпуске машин для сельского хозяйства. С 1966 года производит доильные установки различных типов, а с 1978 года – резервуары - охладители молока.

Основные виды деятельности предприятия:

- доильные установки для залов «Тандем» и «Елочка»;

- доильные установки с молокопроводом для стойловых помещений АДМ-8А;

- доильные установки «вакуумпровод» АД-100Б;

- доильные установки для частных подворий и фермерских хозяйств;

- резервуары-охладители молока емкостью 150л, 250л, 1600л, 2000л, 2500л, 5000л.

- оборудование стойловое для коров ОСК-Ф-27;

- боксовое оборудование ОСБ-100, ОСБ-200;

- навозоуборочные транспортеры ТСН-3Б;

- водоподъемные установки для механизации водоснабжения частных подворий;

- оборудование по переработке молока (маслобойки, резервуары-пастеризаторы-охладители, эл. нагреватели, емкости, насосы);

- любые запасные части ко всей номенклатуре выпускаемых изделий.

Завод имеет:

- литейный цех с электропечами для плавки серого чугуна и алюминиевых сплавов, специализированными линиями кокильного литья, машинами литья под давлением алюминиевых сплавов. Годовой выпуск чугунного литья в год 300 тонн, алюминиевого и цинкового литья 11 тонн, стального литья 6 тонн;

- заготовительный цех по резке и штамповке металлопроката.

Продукция, выпускаемая заводом, включает в себя около 50% деталей из нержавеющей стали 08Х18Н10Т.

Поставщиками ОАО «Кургансельмаш», на долю которых приходится 10 и более процентов всех поставок энергоресурсов и товарно-материальных ценностей являются:

1.ООО «Межрегионгаз» (г. Курган)- природный газ;

2.ОАО «Энергосбыт» - электрическая энергия;

3.ООО «Уральская трубная компания» г.Курган - трубы водогазопроводные

(черные, оцинкованные)

4. ОАО «Уралэлектро» г.Магнитогорск - электродвигатели

5.ООО «Прогресс ЛТД» г. Челябинск - чугун литейный Л3;Л4

6. ООО компания «Электрохимснаб» г.Челябинск - нержавеющий прокат

В поставках для ОАО «КСМ» определённую часть занимает импорт

- это компрессорно-конденсаторные агрегаты и холодильная аппаратура из Франции, Дании через ООО «Остров» (г. Москва).

По своим характеристикам машины ОАО «Кургансельмаш» выгодно отличаются от продукции, выпускаемой другими предприятиями СНГ.

Применение специального технологичного оборудования, нержавеющих сталей, пластмасс, разрешенных для контакта с молоком, других современных материалов для изготовления основных деталей обеспечивает высокий технический уровень машин. Машины ОАО «Кургансельмаш» отличаются высокой надежностью конструкции, удобством технического обслуживания, что обеспечивает их высокую работоспособность в течение всего срока эксплуатации. Разработаны различные исполнения машин: резервуаров-охладителей молока различных объемов, доильных установок разных типов и производительности.

По показателю «цена-качество» машины не уступают аналогичной импортной технике.

 

2.2 Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия

 

Анализ финансовой устойчивости организации проводится по нескольким группировкам показателей.

Таблица 2– Анализ финансовой устойчивости по величине излишка(недостатка) собственных оборотных средств, тыс.руб.

Показатель собственных оборотных средств(СОС) 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Значение показателя Излишек(недостаток) Значение показателя Излишек(недостаток) Значение показателя Излишек(недостаток)
А            
СОС1(рассчитан без учета долгосрочных и краткосрочных пассивов) +16253 -49791 -20310 -85641 -11113 -56563
СОС2(рассчитан с учетом долгосрочных пассивов) +18667 -47377 -17880 -83211 -10264 -55714
СОС3(рассчитан с учетом и долгосрочных, и краткосрочных пассивов) +71784 +5740 +73201 +7876 +67996 +22546

 

Поскольку из трех вариантов расчета показателей покрытия запасов и затрат собственными оборотными средствами за три года положительное значение имеет только рассчитанный по последнему варианту(СОС3), финансовое положение предприятия можно характеризовать как неустойчивое. Однако, несмотря на неудовлетворительную финансовую устойчивость, следует отметить, что в 2012 году два показателя покрытия собственными оборотными средствами запасов и затрат улучшили свои значения.

Прочие показатели финансовой устойчивости представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Анализ прочих показателей финансовой устойчивости предприятия

Показатель Значение показателя Описание показателя и его нормативное значение
2012 г. 2013 г. 2014 г.  
А       Б
Коэффициент автономии 0,62 0,39 0,44 Отношение собственного капитала к общей сумме капитала. Рекомендованное значение >0,5
Финансовый леверидж 1,6 0,63 0,77 Отношение собственного капитала к заемному. Оптимальное значение 1.
Коэффициент покрытия инвестиций 0,63 0,4 0,44 Отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к общей сумме капитала. Нормальное значение в мировой практике: ок. 0,9, критическое < 0,75
Коэффициент маневренности собственного капитала 0,2 -0,29 -0,17 Отношение собственных оборотных средств к источникам собственных и долгосрочных заемных средств. Отношение должно быть как минимум положительное.
Коэффициент мобильности оборотных средств 0,5 0,48 0,49 Отношение оборотных средств к стоимости всего имущества.
Коэффициент обеспеченности материальных запасов 0,28 -0,27 -0,23 Отношение собственных оборотных средств к величине материально- производственных запасов. Нормативное значение не менее 0,5.
Продолжение таблицы 3
А       Б
Коэффициент обеспеченности текущих активов 0,28 -0,24 -0,15 Отношение собственных оборотных средств к текущим активам. Нормативное значение не ниже 0,1.
Коэффициент краткосрочной задолженности 0,96 0,97 0,99 Отношение краткосрочной задолженности к сумме общей задолженности.

 

Коэффициент автономии организации в 2014 году составил 0,44. Полученное значение свидетельствует о зависимости ОАО «Кургансельмаш» от кредиторов по причине недостатка собственного капитала. В 2012 году полученное значение говорит об оптимальности величины собственного капитала.

Значение коэффициента покрытия инвестиций за три анализируемых периода значительно ниже допустимой величины (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала ОАО «Кургансельмаш» составляет всего 40%).

Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Значение коэффициента маневренности собственного капитала в 2014 году, также как и в 2013, отрицательное. Отрицательная величина указывает на отсутствие у ОАО «Кургансельмаш» собственного капитала, что крайне негативно характеризует положение предприятия. Считается, что оптимальный диапазон значений коэффициента 0,5-0,6. Однако на практике норматив для этого показателя не определен, так как сильно зависит от сферы деятельности предприятия.

Итоговое значение коэффициента обеспеченности материально-производственных запасов собственными оборотными средствами в 2013 и 2014 годах показывает, что материально- производственные запасы фактически приобретены за счет заемных средств, поскольку у предприятия нет предназначенных для этих целей собственных оборотных средств. В 2012 году значение коэффициента показывает, что материально- производственные запасы в недостаточной степени обеспечены собственными оборотными средствами ОАО «Кургансельмаш».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных