Первобытное общество и догосударственные формы социального управления
История человечества складывается из двух основных пла- с">ов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человече- ства, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий, по современным данным, свыше 2 млн. лет. В эту эпоху не было госу- дарства и права, бытие которых исчисляется лишь несколькими тысячелетиями. Но их предыстория берет свое начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности.
За долгий срок своего существования первобытное общество прошло большой путь развития, в ходе которого значительные изменения претерпел его социокультурный и хозяйственный об- лик. В современной науке используются различные периодизации древнейшей истории человечества (культурологическая, археоло- гическая и др.). Но для понимания социальных и экономических предпосылок возникновения государства и права принципиальное значение имеет выделение в первобытном обществе двух основных стадий: присваивающего хозяйства и производящего хозяйства, гра- ница между которыми приходится на эпоху неолита (так называе- мая неолитическая революция). Ее обычно относят к VIII-III ты- сячелетию до н.э.
На первой из этих стадий шел еще процесс становления са- мого человека как биосоциального существа (лишь с ХЬ-XXV тысячелетия до н.э. сложился неантроп, т.е. человек современного типа). Люди использовали простейшие каменные орудия и суще- ствовали главным образом за счет присвоения готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство). Они вели бродячий образ жизни, объединялись в небольшие локальные и изолирован- ные группы под руководством вожаков. Эта простейшая форма социальной организации и регуляции (неупорядоченные половые связи и т.д.), отражавшая низкий уровень развития как культурно- производственных, так и общественных отношений, в литературе нередко называется праобщиной или первобытным стадом.
Несмотря на кажущуюся хаотичность внутренней жизни пра- общины, в ней все больше проявлялись не только спонтанные, но и регулируемые процессы, предопределяемые заранее установлен- ными правилами, запретами, стандартами и иными поведенчески- ми стереотипами.
Внутригрупповые отношения носили эгалитарный характер. Равенство особенно проявлялось в процессе распределения скуд- ных продовольственных и иных ресурсов. В основе этого равенства лежал присущий таким коллективам эквивалентный (реципрок- ный) обмен (женами, пищей, орудиями труда). Уже в ранних чело- веческих коллективах реально складывалась власть вожака над остальными членами группы. Они воспринимали его волю как нор- му, которой необходимо подчиняться по тому же принципу экви- валентного обмена.
Таким образом, в процессе длительной эволюции праобщины природные инстинкты уступили свое место социокультурным сте- реотипам, т.е. системе общественных связей, что сделало возможным существование и поступательное развитие человеческого общества.
Дальнейшее усложнение социальных связей, вызванное суще- ственными изменениями в брачно-половых отношениях (введение экзогамии, т.е. запрещение брачных связей внутри кровнородст- венных объединений, установление брачных классов), а затем и неолитическая революция, означавшая переход к производящей экономике, привели на смену праобщине возникновение устойчи- вых семейно-клановых групп (родовых общин). Совокупность этих групп в литературе обычно называлась родовым строем.
В основе семейно-клановой группы лежали родственные от- ношения. Такие группы включали в себя несколько поколений со- родичей, происходивших от общих предков, в ряде случаев и чу- жаков, принятых в состав общины. В зависимости от конкретных условий родообщинные отношения строились на принципах мат- рилинейности или патрилинейности.
Неолитическая революция и переход к производящей эконо- мике обеспечили не просто выживание людей, но и создание регу- лярного производства продуктов питания и иных предметов, необ- ходимых для удовлетворения потребностей коллектива. Это подго- товило переход к оседлому образу жизни и к установлению кон- троля семейно-клановых групп над определенной территорией. Таким образом, ранняя родовая община потребителей (охотников, собирателей, рыболовов) сменяется более прочными, численно раз- росшимися, как правило, связанными с определенной территорией общинами производителей. Такая система семейно-родовых групп представляла собой более развитую форму социальной организа- ции, основанную на сравнительно устойчивых системах самоуправ- ления и саморегуляции.
В семейно-клановой общине складывалась строго фиксиро- ванная система труда, распределения пищи и брачно-семейных отношений. В ней получили дальнейшее развитие принципы ра- венства, эгалитарности и эквивалентности. Это не исключало того, что по мере роста производства распределение добычи и потреб- ление пищи осуществлялись с учетом ролевых функций (по прин- ципу пола, возраста и т.д.). На определенные преимущества в се- мейно-клановом коллективе (в родовой общине) мог претендовать
и лидер группы, особенно если он успешно осуществлял властно- управленческие функции и обеспечивал надежное существование группы. По принципу эквивалентного внутригруппового обмена лидер получал в таком случае безусловную поддержку членов группы, которые за предоставленные им от вождя блага признава- ли его авторитет и власть. Эта власть выступала как догосударст- венная, потестарная. Сам вождь, как и другие члены семейно-кла- новой общины, должен был руководствоваться коллективными тра- дициями и соблюдать практику реципрокных раздач. В противном случае он мог быть смещен и заменен другим.
Существовавшая в родовом обществе эгалитарность, в том числе выборность и сменяемость вождей, не позволяет еще гово- рить в категорической форме о существовании родовой демокра- тии. В семейно-клановых общинах существовала жесткая дисцип- лина труда и поведения, духовный конформизм.
В семейно-родовых общинах на базе культов, обрядов, тради- ций и т.п. сложились несложные правила поведения, соблюдение которых было обязательно для всех членов группы. Эти родовые нормы, которые имели мифологически-символическую оболочку и были часто связаны с тотемистическими ритуалами, отражали ес- тественные условия жизни первобытной общины. Они были про- никнуты духом коллективизма, предусматривали взаимную под- держку членов родовой общины, регулировали хозяйственную дея- тельность и брачные отношения, устанавливали различные табу, (запреты) и жесткие рамки поведения для членов общины. Строгой регламентации подвергался порядок распределения добытого об- щиной продукта, а также и сам ритуал его потребления, деление в связи с этим всех членов группы на ранги. К важнейшим функциям вождя относилась практическая реализация таких распределитель- ных, дистрибутивных норм.
Общинно-родовые нормы имели синкретичный характер и со- держали в себе одновременно религиозные, моральные и иные со- циальные императивы.
В прочных семейно-клановых группах общинные нормы от- ражали самонастраивающиеся социальные отношения, которые поддерживались силой интересов, религиозных представлений и иных нормативно-ценностных установок. Это не исключало власт- ного характера этих норм и вытекающей из этого принудительно- сти. В случае нежелания подчиняться правилам жизни семейно- клановой группы, совершения тяжкого проступка нарушитель мог быть подвергнут избиению, изгнанию или даже смертной казни по воле семейно-родового коллектива.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|