Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 3. Древние государства Месопотамии




 

Еще в IV тысячелетии до н.э. в южной части Двуречья, между
Тигром и Евфратом начало развиваться земледелие, связанное с
проведением ирригационных работ.

Первые города-государства стали возникать здесь в конце
IV - начале III тысячелетия до н.э. на месте постоянных поселе-
ний земледельцев, разросшихся общин или группы общин, в цен-
тре которых были храмовые комплексы, посвященные тому или
иному божеству. При этом жрецы храма во главе с верховным
жрецом выполняли простейшие функции управления.

Рост сельскохозяйственного и ремесленного производства спо-
собствовал укреплению месопотамских городов, росту их населе-
ния. Во второй трети III тысячелетия до н.э. в городах-протогосу-
дарствах Урук, Киш, Ур, Лагаш население достигало нескольких
тысяч человек. Здесь четко наметились социальные различия, вы-
делилась родовая аристократия, обладающая большими участками
земли. Во многих крупных хозяйствах родовой аристократии стал
все шире применяться рабский труд.

В III тысячелетии до н.э. складывается и царско-храмовое хо-
зяйство за счет отделения храмовых земель от общинных. Общин-
ные земледельцы отныне не участвуют как ранее в обработке хра-
мовых земель, а уплачивает ренту-налог в храмовую казну, земли
же храмов обрабатываются различными категориями зависимого
люда, рабами. Это, однако, не освобождает общинников от общест-
венных работ, строительства дорог, ирригационных сооружений и
пр. Вместе с усложнением управленческих функций в городах рас-
тет административный аппарат, состоящий из лиц, занимающихся
учетом земель, храмовым хозяйством, культом, общественными ра-
ботами. Вырастая из органов общинного управления, этот аппарат
выполняет новую социальную роль. Он становится аппаратом го-
рода-государства, осуществляющим многообразные управленческие
функции по отношению к другим общинам-селениям.

Возникновение городов-государств вместе с набирающими силу
процессами социального расслоения затронули прежде всего две
племенные группы, населяющие южное Двуречье: шумеров и ак-
кадян. К концу III тысячелетия до н.э. населявшие Двуречье раз-
личные племенные группы окончательно слились, но сохранились
названия основных его частей - Шумера на юге и Аккада на севе-
ре. Первым центром шумерской цивилизации был Урук. Самым
древним из городов аккадян-семитов был Аккад. Жители У рука,
например, поклонялись богу неба Ану, храм в честь которого был
не только административным центром, но и центром ремесла, рано
развивавшейся торговли, общественным складом для страховых
нужд и пр.

На социально-экономическое и политическое развитие Дву-
речья оказало большое влияние то обстоятельство, что города-
государства возникали здесь как близко расположенные локаль-
ные центры, окруженные полуоседлым и кочевым людом, ино-
культурными племенами. От постоянных переселений и набегов
соседних племен зависело не только политическое значение того
или иного города, но и само его существование.

Раннединастийный период шумерской истории был эпохой
ожесточенной борьбы соседних городов-государств за политиче-
скую гегемонию, а их правителей - за упрочение и расширение
своей власти за счет покорения соседей. '

В XXVIII-XXVII вв. до н.э. возвышается город Киш, прави-
тели которого первыми приняли титул лугаля ("большой чело-
век", "господин"). Затем успех перешел к Уруку, имя его правите-

ля Гильгамеша, подчинившего Лагаш, Ниппур и пр., впоследствии
вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса.

В XXV в. верховенство перешло к правителям - лугалям
Ура, религиозным и культурным центром которого был Ниппур, а
затем на рубеже XXV-XXIV вв. - к правителям Лагаша, среди
которых особую известность приобрели Лугальянда и его против-
ник Уруингина. Если первый, стремясь к укреплению своей вла-
сти, к централизации страны, вызвал резкое недовольство населе-
ния, вылившееся в восстание против разрушения старых общин-
ных порядков, злоупотреблений властью, то второй вошел в исто-
рию как реформатор, стремившийся облегчить положение бедня-
ков, уменьшить поборы с разоряющегося населения и пр.

Последующее недолгое возвышение правителя Уммы Лугаль-
загеси сменяется в конце XXIV в. до н.э. гегемонией семитского
Аккада во главе с Саргоном Аккадским, ставшим правителем боль-
шого государства, включавшего многие бывшие города-государства.

Аккад, расположенный на берегу Евфрата, при Саргоне стал
центром первого политического объединения северной и южной
частей Двуречья. Создав обширную централизованную аккадско-
шумерскую державу, Саргон принял тилул "царя Шумера и Акка-
да", "царя четырех стран света".

Последовавшие затем нашествия горных племен, не затухаю-
щая борьба отдельных месопотамских городов за гегемонию при-
водили к смене политических центров, к возникновению новых пра-
вящих династий и царств, среди которых следует отметить ново-
шумерскую династию Ура (III династия Ура), объединившую Дву-
речье в границах обширного шумерского государства в XXII -
XX вв. до н.э.

Правители III династии Ура управляли своими владениями с
помощью хорошо организованной профессиональной армии, созда-
вали царские суды, первые судебники (Судебник Ур-Намму) и пр.
Это относительно централизованное государство-гегемония, един-
ство которого скреплялось главным образом военной силой его пра-
вителей, раздиравшееся внутренними усобицами, прекратило свое
существование под ударами эламитов в 2007 г. до н.э.

Крупнейшим и важнейшим по своему политическому влия-
нию в регионе стало с конца XIX в. до н.э. Древневавилонское
царство, трехсотлетнее существование которого (1894-1595 гг. до
н.э.) составило особую эпоху в истории Двуречья. Вавилон, достиг-
ший своего социально-экономического и политического расцвета
при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), объединивший на но-
вых административно-территориальных: организационных основах
(путем создания административных областей и округов, управляе-
мых царскими сановниками) огромные территории от Персидского
залива до Сирии, предстает в качестве государства-империи, идео-
логической базой которой стал культ единого бога, "царя над бога-
ми" - Мардука.

Вавилон неоднократно подвергался нашествию горных пле-
мен, разрушался, но каждый раз восставал из руин. Он пережива-

ет новый временный подъем в эпоху Нововавилонского царства в
VII-VI вв. до н.э., а в III в. до н.э. фактически прекращает свое
существование.

Картина развития месопотамского общества была бы непол-
ной без упоминания о другой крупнейшей древневосточной держа-
ве - Ассирии, судьба которой тесно переплеталась в древности с
Вавилоном.

Место Ассирии в истории древнего мира, политическое зна-
чение среднеассирийского царства (XV-XI вв. до н.э.) определя-
лось его важной ролью в экономике всей Ближней Азии, благодаря
крайне выгодному географическому положению на торговых, кара-
ванных путях, связывающих государства этого региона.

Большое число социальных, экономических, политических
структур, религия, равно как и письменность, были заимствованы
Ассирией у Вавилона. А правовые институты Вавилона, представ-
ленные знаменитыми Законами царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), и
Ассирии - Законами Среднеассирийского царства (XII в. до н.э.)*,
дают благодатную возможность выявить целый ряд особых черт
вавилоно-ассирийской региональной цивилизации древности, ее
государства и права.

Правовой статус основных групп населения. Социальная струк-
тура месопотамского общества отличалась сложностью, которая
была связана с многоукладным характером экономики, с незавер-
шенностью процессов образования классов, с ранним и относитель-
но высоким уровнем развития товарно-денежных отношений, раз-
вивавшихся главным образом в царско-храмовом хозяйстве и не
затронувших в значительной мере общинного производства.

Наиболее четкие социальные границы проводились в праве
между рабовладельцами и рабами. Самые первые законодатель-
ные источники (например Законы Ур-Намму) содержат статьи о
вознаграждении за возвращение "человеку" (господину) его беглого
раба (2 сикли серебра). Между тем рабский труд не преобладал ни
в одной из отраслей производства Месопотамии. Он был одним из
типов принудительного труда. Наряду с рабами в самую эксплуа-
тируемую часть населения входили другие подневольные лица,
лишенные собственности на средства производства.

Не было здесь и античных понятий "свобода" или противо-
поставления "свободный - раб", которое заменялось противопо-
ставлением "господин - раб". "Господин" выступал в качестве пол-
ноправного члена месопотамского общества, обладателя подвласт-
ных ему рабов, зависимых членов семьи, вещей, за нанесение вре-
да которым возмещение (компенсация) полагалось лично ему. Ха-
рактерно, что такие содержащиеся в самых ранних законах право-
нарушения, как посягательство на чужую жену и чужого раба,

* Законы царя Хаммурапи
САЗ.

далее ЗХ, Среднеассирийские законы - далее

ный", т.е. освобожденный от тех или иных обязанностей и связан-
ной с ними личной зависимостью человек.

Граница социально-экономических различий четко проходила
между господствующей верхушкой, не принимавшей участия в
производительном труде, состоящей из высших царских и храмо-
вых чиновников во главе с самим царем, купцов, ростовщиков и
пр., а также общинников-земледельцев, ведущих самостоятельное
мелкое хозяйство, не эксплуатирующих, как правило, чужого тру-
да. Они и составляли самую значительную по количеству и роли в
общественном производстве часть населения. Производимый сво-
бодными крестьянами прибавочный продукт путем взимания на-
логов и принудительной трудовой повинности присваивался пра-
вящей эксплуататорской верхушкой.

Имущественное расслоение общины, разорение мелких про-
изводителей-крестьян способствовали широкому развитию арен-
ды земли, личного найма. Разорившиеся общинники-земледельцы
поглощались царским и храмовым хозяйством, пополняя ряды ра-
бов и зависимых арендаторов.

Право Месопотамии закрепляло широкую палитру форм лич-
ной зависимости. Например, зависимость раба от господина отли-
чалась от зависимости незамужней дочери от отца, имевшего пра-
во продать ее в рабство, или сына от отца, который в Вавилоне,
например, не только не мог продать сына в рабство, но и беспри-
чинно лишить его наследства.

Распространенной формой личной зависимости была и долго-
вая кабала, которая при определенных условиях приводила чело-
века в рабство, например, в случаях, когда сын должника переда-
вался храму, или при продаже за границу.

Но должник, отрабатывающий свой долг кредитору, не был
рабом. Об этом свидетельствуют те статьи ЗХ, которые ограничи-
вают срок отработки долга тремя годами, по их истечении долж-
ник освобождался из дома кредитора (ЗХ, 117). Смерть от дурного
обращения заложенного за долги сына должника в доме кредитора
влекла за собой смерть сына кредитора (ЗХ, 116). Не мог безогово-
рочно распоряжаться человеком, отданным в залог, и кредитор по
САЗ. Он не имел права продать в жены отданную ему в залог
девушку без разрешения ее отца, не мог подвергать телесному
наказанию заложенного человека. Лишь при неуплате долга, когда
должник переходил в собственность кредитора, он мог безнаказан-
но избивать его и даже продавать в рабство за пределы Ассирии.

В САЗ нашел отражение своеобразный институт "оживле-
ния", заключающийся в принятии обеспеченной семьей "на про-
корм" члена голодающей семьи, обычно девушки. Принявшая де-
вушку семья пользовалась ее трудом, распоряжалась ее судьбой,
"продавала" замуж и пр. Фактически "оживление" превратилось в
распространенную форму продажи детей свободными родителями.

Регулирующие, контрольные рычаги государства сдерживали
развитие частнособственнических отношений, а вместе с тем и раз-


35

витие рабовладения. Стремление поддержать статус основного на-
селения, свободного общинника нашло отражение в самых ранних
правовых актах государств Месопотамии, например в законах из
Эшнуны (начало II тысячелетия до н.э.), которые в целях ограниче-
ния богатеющего собственника, в стремлении не дать ему в обиду
разорившегося строго определяли цену наемного труда, размер
ростовщического процента и пр. О защите традиционных прав и
имущества свободных вавилонян, особенно когда они находились
под угрозой, свидетельствует и широко распространенная практи-
ка издания царских указов (мишарум), например об освобождении

бедняков от долгов.

Характерно, что право здесь оговаривает не столько беспра-
вие раба (это была норма для иноплеменника), сколько те или
иные ограничения его прав. Дворцовый раб или раб мушкенума по
ЗХ могли взять, например, в жены свободную женщину, дети от
которой признавались свободными (ст. 175). Дети, рожденные от
свободного и рабыни, были также свободны, даже если они не были
признаны отцом. Рабыня, родившая детей свободному, не могла
быть продана "за серебро" (ст. 171). Свободные дети раба наследо-
вали половину его имущества, другая шла хозяину (ст. 176).

В Нововавилонском же царстве нашли отражение специфи-
ческие формы рабской зависимости, связанные с прогрессом то-
варно-денежных отношений. Раб в это время все чаще стал высту-
пать в качестве земледельца-арендатора, наделенного хозяйствен-
ной самостоятельностью. Некоторые рабы имели право не только
вести свое хозяйство как свободные, иметь семью, но и владеть
землями, домами, иногда значительным движимым имуществом,
брать и давать ссуды другим рабам и свободным, продавать и
покупать рабов и нанимать для работы рабов и свободных. За
ними признавалось, в отличие от старовавилонских времен, право
выступать в суде в качестве истцов, ответчиков, свидетелей. Одна-
ко, несмотря на это, раб оставался в жесткой зависимости от сво-
его господина, обязанным выплачивать ему своеобразный ежеме-
сячный оброк.

В соответствии со строгой системой социальных ролей, отво-
димых в традиционном обществе каждому человеку, неравенство
разделяло и свободных жителей Месопотамии. Эта система опре-
деляла не только правовой статус индивида, отмеченный, как пра-
вило, тем или иным внешним знаком, но и правила его поведения,
манеру одеваться и пр. Выход за рамки своей социальной роли и
даже присвоение чужого знака влекли за собой наказание. Так, по
САЗ жестоко каралась блудница, покрывшая голову как порядоч-
ная женщина; по ЗХ - цирюльник, сбривший с раба его знак

рабства, и пр.

В праве Вавилона выделялись две группы свободных. Пер-
вая - авгтумы ("человек", "сын человека"), вторая - мушкенумы,
лица более низкого социального статуса ("падающие ниц", т.е. бив-
шие челом", обращающиеся к царю с просьбой о принятии на служ-

бу). Зависимость мушкенумов, видимо, и определялась тем, чт9
они не были потомками "своих" и не имели корней в общине. Муш-
кенум был царским служилым человеком низшей категории. Выс-
шие царские служащие относились к авилумам, так как наряду с
большими служебными наделами они владели общинной землей.
Различия между этими социальными группами особенно ярко про-
явились в нормах права, касающихся охраны жизни, здоровья, чес-
ти их самих и членов их семей.

В некоторых случаях мушкенумы пользовались особой пра-
вовой защитой. Например, кража их имущества по ЗХ каралась
как кража из дворца, а их рабы, как уже говорилось, обладали
некоторыми преимуществами перед рабами частных лиц.

Для торговли зерном, приобретения так недостающих здесь
полезных ископаемых, металла, а также камня, леса и пр. еще
общины Шумера и Аккада стали посылать в длительные путеше-
ствия своих торговых агентов. Торговые пути, шедшие через Асси-
рию, связывали Вавилон с Сирией, Малой Азией, Арменией и др.
Очень рано в связи с этим в праве Месопотамии сложилось поня-
тие тамкар - ростовщик, кредитор, торговец, человек, связанный
с торговой, ростовщической деятельностью дворца. По ЗХ царской
властью на тамкаров накладывались не только обязанности по от-
числению в царскую казну части свои доходов, но и другие обязан-
ности: например, выкуп пленного воина с последующим возмеще-
нием затрат самим воином, его общиной или храмом.

Будучи зависимыми, тамкары между тем пользовались ши-
рокой свободой финансово-торговой деятельности, совершали круп-
ные торговые сделки, объединяли капиталы, создавали торговые
организации. Правовая практика Вавилона I тыс. до н.э. знает тор-
говые объединения, банковские дома, которые вели крупные де-
нежные операции, скупали и продавали землю, кредитовали ос-
воение новых земель и т.д.

Зависимообязанным было и ремесленное производство, раз-
вивающееся главным образом в царском хозяйстве. Царскими над-
смотрщиками контролировалось не только ремесленное производ-
ство, но и сбыт продукции. В Нововавилонском царстве практико-
валось обучение рабов квалифицированному ремеслу. Но предста-
вители таких важнейших ремесел, как кузнецы, плотники, пивова-
ры, обладали той или иной степенью самостоятельности, создава-
ли профессиональные объединения и пр. По ЗХ, например, особой
защите подлежали права отца-усыновителя, обучившего прием-
ного сына своему ремеслу (ст. 188).

Большей независимостью пользовались организации некото-
рых "ученых" профессий, таких, например, как специалисты по
"изгнанию духов", предсказатели будущего, врачи, писцы. Жрече-
ство в Вавилоне не сложилось в оформленное сословие, в админи-
стративном совете храма были представлены как жрецы, так и
царские чиновники, должности жрецов продавались.

Государственный строй. В Месопотамии наиболее ранней фор-
мой государственной организации были города-государства. Сле-

дует, однако, иметь в виду условность различий между некоторы-
ми городскими и сельскими общинами, так как горожане также
занимались земледелием и пользовались всеми правами членов
общины. Не случайно и город и село по-аккадски имели одно на-
звание - ур.

Во главе первых месопотамских городов-государств стоял пра-
витель-царь, который носил название энси ("возглавляющий род",
"закладывающий храм") или лугалъ ("большой человек", "хозяин",
"господин"). В городах созывались общинные собрания и советы
старейшин. Эти общинные органы не только избирали и в некото-
рых случаях низвергали правителей, но и определяли объем их
полномочий, наделяя большими или меньшими правами в военной
и законодательной областях. Лугаль, видимо, и отличался от энси
большими военными полномочиями. Самим общинным собраниям
принадлежали законодательные, финансовые (право установления
цен, всякого рода сборов), судебные функции и функции по под-
держанию общественного порядка.

Правитель города являлся главой общинного культа, ведал
ирригационным, храмовым и другим общественным строительст-
вом, предводительствовал войском, председательствовал в совете
старейшин или в народном собрании.

Усиление царской власти при Саргоне и его преемниках, про-
должающееся при царях III династии Ура, чему способствовали
победоносные войны этих правителей, было закономерным явле-
нием. Оно было продиктовано необходимостью объединения общин,
централизованного и рационального использования ирригационно-
водного хозяйства. Отсюда возникает и новый вид правителя луга-
ля-гегемона, власть которого выходила за рамки отдельного города
и в силу этого не ограничивалась общинными органами. Власть
правителей стала приобретать наследственный характер, а адми-
нистративный аппарат и сам царь - олицетворять единство об-
ширных территорий. Местные энси были низведены до положения
чиновников, царю была подчинена храмовая администрация.

Усилению централизаторских тенденций способствовало пред-
ставление о божественном характере власти, ниспосланной якобы
царям небесами. Все цари династии Ура, кроме первого, Ур-Нам-
му, писали свои имена рядом с именем Бог, в силу якобы своей
избранности, наделенности особой царственностью богами, что воз-
вышало их над всеми людьми. Царственность воплощалась в осо-
бых атрибутах царской власти - одежде, диадеме, жезле и пр.

Наибольшей степени концентрации царская власть достигла
в Древневавилонском царстве, в котором складывается одна из
разновидностей восточной монархии. Хаммурапи пользовался фор-
мально неограниченными законодательными полномочиями. Он вы-
ступал главой большого управленческого аппарата. Об этом свиде-
тельствуют сохранившиеся до наших дней около 60 приказов Хам-
мурапи царским наместникам в городах и отдельных областях, а
также военачальникам, послам: о смещении и назначении чиновни-

ков, проведении переписи населения, строительстве каналов, взыска-
нии налогов.

>Как и в других древневосточных государствах, в руках царя
сосредоточивались обширные хозяйственные функции: руководство
ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование
цен на товары, ставок вознаграждения ремесленникам, врачам,
строителям. При Хаммурапи купцы были превращены в царских
агентов. С широким развитием ростовщичества была связана дея-
тельность особых царских чиновников, государственных контролеров.

Страна была разделена на области, находящиеся под управ-
лением царских чиновников гилкканаккум, ответственных за сбор
налогов, за поддержание порядка и за созыв ополчения, а также
контролировавших назначаемых глав общин - рабианум.

Однако власть древневавилонских царей нельзя безоговороч-
но назвать деспотической. И во времена Хаммурапи продолжали
существовать общинные органы управления, советы старейшин,
общинные сходки. Их полномочия были значительно урезаны, но
они сохраняли ряд административных, финансовых и судебных функ-
ций, а также функций по поддержанию общественного порядка
(управляли общинной землей, разрешали совместно с представи-
телями царской власти спорные вопросы между общинниками и
держателями наделов от царя, распределяли налоги и определяли
размеры сборов и пр.).

Некоторые самые древние и важные города в Вавилонии (Нип-
пур, Сиппар, Вавилон) могли иметь особый юридический статус,
поскольку рассматривались как находящиеся под защитой местно-
го божества. Жители этих городов могли освобождаться от нало-
гов, трудовой повинности, военной службы.

Вавилонские цари, видимо, не смогли сломить в полной мере
сопротивление некоторых сельских общин и племен. Судя по Зако-
нам Хаммурапи, они хорошо знали опасность "неподавимых смут,
мятежей, ведущих к гибели". В интересах политической стабиль-
ности цари вынуждены были предоставлять ряд привилегий (ос-
вобождать от налогов и военной службы, трудовых повинностей)
не только своим слугам, крупным землевладельцам, но и некото-
рым вождям племен, храмам. Их привилегии записывались на ка-
менных монументах - кудурру ("пограничный камень").

Отношения между центральной властью и храмами были так-
же сложны и противоречивы. Храмы, опираясь на собственное круп-
ное землевладение и значительное число зависимых от них лиц,
стремились к экономической независимости. Лишь при Хаммура-
пи храмы почти полностью были подчинены в административном
и хозяйственном отношении царю, который назначал в них жрецов
и администраторов, требовал отчета о хозяйственной деятельности.

Хаммурапи назывался "богом царей, знающим мудрость",
"сердцем Вавилона", "возлюбленным богини Иштар", но не был
самим божеством и даже верховным жрецом. Царь, например, мог
войти в храм только во время празднования Нового года, здесь
ежегодно повторялся обряд коронации, принятия им из рук бога

Мардука царской власти. Междуцарствием считались годы, когда
этого не происходило. Коронация делала правителя-человека в
Вавилоне способным царствовать, но не делала его Богом. Царь мог
быть и низведен до состояния обычного человека, лишиться царст-
венности в силу крайней опасности того дела, за которое он брал-
ся. Только в его добрых, справедливых делах, служении и почита-
нии богов, поддержке храмов было его спасение. Великий, благода-
ря своей власти, в сравнении с подвластными ему народами, царь
из-за своей человеческой природы, согласно месопотамской теоло-
гии, оставался лишь подданным по отношению к природе и олице-
творяющим ее богам.

Судебное устройство. В старовавилонском обществе до Хам-
мурапи ведущее место в отправлении правосудия принадлежало
храмовым и общинным судам. В качестве судебного органа высту-
пали советы храмов, общинные собрания или специально выде-
ляемая ими коллегия общинных судов. Рано упоминаются в источ-
никах и царские суды. Так, еще в шумерском городе-государстве
Лагаше существовал особый верховный судья - один из крупных
сановников правителя.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных
полномочий общин и храмов. В общинах коллегиальные суды по-
прежнему состояли из членов совета старейшин, но руководить
ими стали рабианумы. Этим судам не были подсудны царские люди,
они не могли рассматривать дела, касающиеся царского имущест-
ва. Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших
городах, они рассматривали главным образом дела царских людей.
Но царь не выступал ни высшей кассационной, ни апелляционной
инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смерт-
ного приговора. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, на
злоупотребления судей, на отказ в правосудии. Жалобы передава-
лись царем для решения соответствующим административным или
судебным органам: общинным или царским. Здесь вообще не было
судебных инстанций, всякое судебное решение было в принципе
окончательным. Царские наместники почти повсеместно могли осу-
ществлять вызов в суд, арест и розыск преступников.

Наряду с профессиональными царскими судьями, как свиде-
тельствуют источники, существовали особые судебные должности
глашатаев, полицейских или судебных исполнителей, судебных гон-
цов и писцов. Не потеряли полностью судебных полномочий и хра-
мы. Им принадлежала важная роль в принятии клятв, в засвиде-
тельствовании законности сделок, в процедуре ордалий - "божь-
его суда", который считался важным средством установления ис-
тины.

В Вавилоне судебные решения в сознании людей издавна свя-
зывались с представлениями о справедливости. Богиня справедли-
вости Китту считалась дочерью всемогущего бога Солнца Шама-
ша, ей посвящались специальные храмы. Однако вавилонские су-
дьи ^нередко злоупотребляли своим положением. Об этом свиде-
тельствует, в частности, ст. 5 Законов Хаммурапи, предусматри-

вающая наказание для судьи, изменившего свое решение после
того, как оно было записано в специальном документе на глиняной
табличке с печатью. Характерно, что такой провинившийся судья
должен был быть "поднят со своего судейского кресла" и лишен
права отправлять правосудие не царем, а общинным собранием.

В нововавилонском обществе в храмовый совет, осуществляю-
щий судебные функции, включались представители народных соб-
раний городов, на территории которых находились святилища.

Армия. Усилению царской власти в шумерских городах-госу-
дарствах способствовало наличие у их правителей определенной
военной силы, которая первоначально состояла из лиц, зависимых
от храма или от его правителя лично. Создание постоянной армии,
противопоставление ее общинному ополчению было важным сви-
детельством усиления царской власти.

Превращению Саргона во властителя могучего государства в
значительной мере способствовало постоянное войско, которое он
создал из малоземельных земледельцев-общинников, получающих
дополнительный надел за свою службу из царских земель. Саргон
сам утверждал, что у него была постоянная армия, насчитывающая
5400 воинов.

При Хаммурапи происходит окончательный отрыв постоян-
ной армии от общинного землевладения. Воин (редум, баирум) по-
лучает надел царской земли, обеспечивающий не только его, но и
его семью. Воинские наделы полностью исключались из оборота,
всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Даже
попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть
участка сохранялось право его малолетнего сына (ст. 27-29). Если
воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права

на него в течение года при условии возвращения к своим обязанно-
стям.

В целях укрепления боеспособности, дисциплины в армии За-
коны Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушив-
ших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских
начальников - декум и лубуттум, использовавших в своих целях
имущество солдата или отдавших его внаем. Служба воина счита-
лось "вечной". В отличие от Вавилона в Ассирии, если воин был
достаточно зажиточен, он мог выставить вместо себя заместителя
из числа бедняков. Он давал при этом обязательство снабжать про-
довольствием своего заместителя с условием, что его семья будет
на него работать. Эта система "заместительства" свидетельствова-
ла о глубоко зашедшем разорении земледельцев в Ассирии.

Профессиональные воины выполняли полицейские функции в
Вавилоне. Не потеряло между тем окончательного значения и об-
щинное ополчение, созываемое во время крупных военных похо-
дов. Помимо лучников и тяжеловооруженной пехоты в армии осо-
бое место занимали отряды колесниц. Древневавилонские источни-
ки, например, сообщают о том, что их командиры за воинские доб-
лести вознаграждались царем землями, освобождались от налогов
и несения других повинностей.
41






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных