Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Генезис надобщинных структур и образование протогосударств
Неолитическая революция и переход человечества (на рубе- же VII-V тысячелетия до н.э.) к производящей экономике имели самые разнообразные и глубокие последствия.
Прежде всего следует отметить появление ранних оседлых земледельческих обществ в регионах, благоприятных для прожива- ния людей и их успешной хозяйственной деятельности, а также резкое увеличение численности и плотности населения (своего рода демографический взрыв). Земледельческие общины проявляли тен- денцию к разрастанию, что находило свое выражение прежде всего в отпочковании новых семейно-кла новых групп. На территории крупной земледельческо-родовой общины могло складываться не- сколько поселений, даже кварталов, что с ростом и оживлением
хозяйственной жизни вело к формированию поселений городского типа.
Со временем усложняется внутренняя организация семейно" родовых групп, их члены приобретают новые культурные и про- изводственные навыки, начинается разделение труда (на земле- дельческий, скотоводческий, ремесленный в различных его видах и т.д.). Все это способствовало повышению эффективности общест- венного и коллективного в своей основе производства. Производя- щее хозяйство могло не только удовлетворять минимальные жиз- ненные потребности членов семейно-кланового коллектива, но и создавать своего рода "излишки", т.е. прибавочный продукт. Эти излишки первоначально реализовывались по принципу внутриро- дового реципрокного обмена, но постепенно все чаще стали поступать в сферу межобщинных связей, приобретая характер товара. Ста- новление товарного производства вело в свою очередь к дальней- шему росту прибавочного продукта, к накоплению богатства, кото- рого не было ранее в родовом обществе. Появилась объективная основа для возникновения имущественного неравенства между от- дельными семейно-клановыми общинами, а также и в самих родовых группах.
Постепенный рост общественного продукта привел к углуб- лению имущественных различий, а следовательно, и к закрепле- нию за общинно-родовой верхушкой имущественных, а соответст- венно и социальных привилегий. В новых условиях занятие родо- вых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только престиж и авторитет, что было характерно для предшествующего этапа общинного строя, но и особый, более высокий статус. При этом выборные процедуры, отражавшие давно установившуюся де- мократическую традицию, еще сохранялись.
Система социального ранжирования, которая сама по себе вела к возвышению роли лидера, не означала еще отказа от принципа реципрокного обмена. Предоставляемые лидеру все увеличиваю- щиеся имущественные и иные привилегии (например, право иметь несколько жен) рассматривались лишь как эквивалент тем доста- точно сложным функциям, которые он теперь осуществлял, и той серьезной ответственности, которую он на себя принимал. Обязан- ности 'вождей семейно-родовых общин становились все более мно- гообразными. К их числу относилась организация общественных работ, перераспределение земельных участков по мере изменения численного состава группы, поддержание отношений с соседними семейно-клановыми коллективами. К этим функциям, ставшим бо-
лее или менее традиционными, добавилась новая и важнейшая. редистрибутивная функция перераспределения прибавочного про- дукта, который добывался или производился не лидером лично, как это было на стадии реципрокного обмена, а усилиями всей группы. Здесь уже закладывались элементы будущей, присущей государственно организованному обществу, системы эксплуатации.
В результате неолитической революции и усложнения соци- альной и хозяйственной структуры произошли глубокие измене- ния в осуществлении власти (во властеотношениях) внутри семей-
но-клановых групп.
Власть вождя семейно-клановой группы по-прежнему сохра- няет потестарный характер. Но осуществляемые им функции, в особенности редистрибутивная функция, приближают его власть к политической, государственной, поскольку она приобретает боль- шую степень силы и обязательности для членов семейно-родовой общины. Она становится в большей степени властью положения, самого высшего управленческого статуса и не связывается, как это было прежде, с личными качествами лидера. Именно поэтому не просто авторитет, а властные функции вождя начинают приобре- тать наивысшую ценность в глазах членов группы, которые все чаще вступают в острое соперничество за лидерство. Амбициоз- ные стремления к власти подкрепляются желанием навязывать свою волю коллективу, получать от власти совершенно опреде- ленные имущественные и личные привилегии.
Одним из важнейших последствий неополитической револю- ции, имевшим прямое отношение к генезису государства и права, было развитие межродовых связей и формирование надобщинных структур. Возникновение и эволюция этих структур проходили в значительной степени спонтанно и приобретали под воздействием конкретно-исторических фактов различные формы. Некоторые из них были типичными для одних народов, но не получили развития у других. Особо заметную роль в процессе становления государст- венности сыграла одна из форм межобщинных связей и организа- ционных структур - племенной строй. Однако в современной ли- тературе его универсальность и значимость иногда ставятся под сомнение.
Естественным результатом эволюции общинного строя (осо- бенно при позднеродовой общине) было возникновение множества новых семейно-клановых общин, что привело к возникновению бо- лее крупных социальных образований - братств (фратрий) и пле- мен, а иногда и к конфедерации племен. Племя, как правило, име- ло свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды. Постепенно складываются и органы племенного самоуправления, прежде всего племенной совет, в который обычно входили вожди (старейшины) всех составлявших племя родов. Члены племенных советов, а также вождь племени избирались соплемен- никами и могли быть ими смещены. Любой член племени имел возможность выступить на заседании совета и высказать свое мне- ние по поводу решений или действий вождя.
Деятельность племенных органов способствовала организации коллективных работ, расширению связей между семейно-клано- выми группами (в частности, межобщинному обмену продуктами), урегулированию межклановых конфликтов, а также отношений с другими племенами. Первоначально эти органы решали лишь те вопросы, которые выходили за пределы интересов отдельных се- мейно-клановых групп.
Так, распределительные (редистрибутивные) отношения дол- гое время были вне ведения племенных советов и регулировались родовыми, а не племенными обычаями. Но постепенно по мере развития производящей экономики, усложнения внутриплеменной организации центр тяжести в родоплеменном самоуправлении сме- щается на племенной уровень, что неизбежно подрывает значи- мость и устойчивость общинной демократии. Все большее значе- ние приобретают также племенные нормы (обычаи, обряды и т.д.), регулировавшие взаимоотношения между родовыми общинами, но неизбежно воздействовавшие и на их внутреннюю жизнь.
Важным этапом в предыстории государства и права стало, наряду с образованием сложных надобщинных структур и соответ- ствовавших им механизмов социально-нормативной регуляции, фор- мирование принципиально новых основ управления общест- вом, являющимся по своей'сути предгосударственным.
Новый тип управленческой деятельности определялся потреб- ностями общественной жизни, усложнением хозяйственной деятель- ности и всей системы социокультурных связей людей. Необходи- мость организовывать и контролировать общественные работы, хранить и распределять продовольственные и иные ресурсы, под- держивать обменные отношения с соседними группами привела к выделению специального слоя организаторов производства, кото- рые обладали необходимыми навыками и умениями и использова- ли при этом целую систему мифологических и религиозных сим- волов.
Наряду с другими видами общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия и т.д.) происходит выделе- ние управленческой деятельности, которая постепенно превраща- ется в профессиональную. Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства. Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка не желала расставаться с властью и привилегиями, стремилась за- крепить ее за своими семьями и кланами. Организационная дея- тельность приобретала политический характер, а административ- но-общинная знать превращалась в государственную. Нередко об- щинная верхушка, используя свой традиционный авторитет и сис- тему религиозно-мифологических обоснований, стремилась консо- лидироваться в замкнутую, закрытую для большинства соплемен- ников группу сословного или кастового характера.
Меняется в формирующемся протогосударстве и положение вождя, который все больше опирается на административную ие- рархию, усиливая тем самым свою власть. Таким образом, прото- государство возникает не как внешняя по отношению к родопле- менной системе сила, а как логическое и естественное продолже- ние общинных структур. Оно скреплялось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от пред- шествующих систем социального управления созданием сложной административной иерархии. Венцом этой иерархии становится вождь, власть которого приобрела авторитарный и сакральный
характер.
В литературе нередко называется ряд факторов, способст- вующих возникновению первичных надобщинных структур и прото- государства. К числу этих факторов обычно относят экологическую среду (теплый климат, плодородные почвы, водные ресурсы и т.д.), устойчивый уровень производства, дающий сравнительно большой избыточный продукт, демографический оптимум. Важным, хотя и вторичным фактором являются завоевания и войны. Последние не могут повлиять на внутренние процессы эволюции общинных свя- зей, но они ведут к созданию мощных военно-организационных струк- тур, способствующих ускоренному формированию протогосударств.
Немаловажен тот факт, что нередко генезис государства про- текал в особо привлекательных по природным условиям регионах, в пределах которых возникало сразу несколько протогосударств. Такие изначальные государственные образования получили назва- ние первичных протогосударств. Между этими протогосударства- ми возникали острые противоречия, которые -приводили к воен- ным столкновениям.
В конечном счете победу одерживало государство, чья воен- ная организация оказывалась более сильной и эффективной. Это могла быть военная демократия. Однако ее значение и распростра- ненность в течение длительного времени преувеличивались в литера- туре (начиная с работ известного американского этнографа XIX в. Л. Моргана). Значительно более распространенными были государ- ства, выступавшие в виде военно-иерархических структур.
В ходе войн и естественного роста возникали также так назы- ваемые вторичные государства, которые объединяли несколько небольших первичных протогосударств или включали иногда ог-' ромные территории как с родоплеменными, так и с уже сложив- шимися государственными структурами. Эти государства, имев- шие достаточно сложные организационно-управленческие струк- туры и выполнявшие самые различные административные функ- ции, имели доклассовый характер.
Следует особо подчеркнуть, что протогосударства как'ранние и простейшие государственные образования сформировались в эпо- ху, когда общество еще не знало классового деления. Оно возникает на более высоких ступенях не без активного воздействия самой государственной власти.
Таким образом, современные исторические, этнографические и иные данные убедительно свидетельствуют, что ранние государ- ственные образования возникают не на базе классового господства, как долгое время было принято считать в нашей литературе, а складываются спонтанно в ходе естественного развития самого об- щинного строя из сложных надобщинных структур. Один из наибо- лее характерных признаков протогосударства - образование слож- ных организационно-управленческих систем, постепенно становя- щихся замкнутыми и отрывающимися от породившего их общества.
Образование протогосударств - это своеобразный прорыв че- ловечества из предыстории в цивилизацию. На различных конти- нентах и у разных народов в силу неравномерностей самого исто- рического процесса такой прорыв происходил в разное время, рас- тянулся на века и даже на тысячелетия. Первые цивилизации и протогосударства сложились на Востоке еще в IV-III тысячеле- тии до н.э. Несколько позднее переход к государственности и к цивилизации происходит в Средиземноморском бассейне, в антич- ном мире. У большинства народов Европы падение первобытно- общинных порядков и становление государственности завершается лишь в средние века. В Африке, Полинезии и в некоторых других регионах земного шара догосударственные семейно-клановые от- ношения просуществовали вплоть до XIX-XX вв. и уступили свои позиции не в результате естественного развития, а в ходе европейской колонизации.
Как свидетельствует материал последующих глав, несмотря на некоторые общие вехи в предыстории государства и права, происхождение и развитие государств (первичных, вторичных и т.д.) у разных народов имеет свои неповторимые черты и особенности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|