Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. Древний Египет




 

Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной
части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки
Нила. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано

С ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством
здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые ис-
пользоваться труд рабов-военнопленных. Естественные границы
Египта служили защите страны от набегов извне, созданию этни-
чески однородного населения - древних египтян.

Интенсивно развивающееся поливное земледелие способству-
ет социальному расслоению, выделению управленческой верхуш-
ки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой полови-
не IV тысячелетия до н.э. Во второй половине этого тысячелетия
складываются первые государственные образования - номы, воз-
никшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин
для совместного ведения ирригационных работ. Территориальное
расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной ма-
гистрали, очень рано приводит к их объединению под властью
сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном) Египте еди-
ных царей с признаками деспотической власти над остальными
номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н.э. за-
воевывают весь Египет. Предопределял раннюю централизацию
древнеегипетского государства и сам характер хозяйства, связан-
ный с постоянной зависимостью населения от периодических раз-
ливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом мно-
гих людей по преодолению их последствий.

История Древнего Египта делится на ряд периодов: период
Раннего царства (3100-2800 гг. до н.э.), или период царствования
первых трех династий египетских фараонов; период Древнего, или
Старого, царства (около 2800-2250 гг. до н.э.), в который включает-
ся время царствования III-IV династии; период Среднего царства
(около 2250-1700 гг. до н.э.) - время царствования XI-XII дина-
стий; период Нового царства (около 1575-1087 гг. до н.э.) - время
царствования XVIII-XX династий египетских фараонов. Периоды
между Древним, Средним и Новым царствами были временем хо-
зяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового цар-
ства - первая в истории мировая империя, огромное разнопле-
менное государство, созданное путем завоеваний соседних народов.
В его состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие
богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царст-
ва Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей,
сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской
империи в 30 г. до н.э.

Социальная структура. Для Древнего Египта была характерна
крайняя замедленность эволюции социальной структуры, опреде-
ляющим фактором которой было почти безраздельное господство
в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В усло-
виях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяй-
ство разница в правовом положении отдельных слоев трудового
люда не считалась столь существенной, как в других странах Вос-
тока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляе-
мым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, -
мерет. Это понятие не имело четко 'выраженного правового со-

держания, как и спорное понятие "слуга царя" - полусвободный,
зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникаль-
ной и длительной истории Египта.

Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем
Египте на ранних этапах его развития была сельская община. За-
кономерный процесс внутриобщинного социального и имуществен-
ного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйст-
венного производства, с ростом прибавочного продукта, который
начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих
руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке
и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впослед-
ствии перешли к централизованному государству.

Процессы социального расслоения древнеегипетского общест-
ва особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда фор-
мируется господствующий социальный слой, в который входили
родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общин-
ники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной мас-
сы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государ-
ством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному тру-
ду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий
Древнему Египту были известны проводимые по всей стране пе-
риодические переписи "людей, скота, золота", на основе которых и
устанавливались налоги.

Раннее создание единого государства с централизованным в
руках фараона земельным фондом, к которому переходят функции
управления сложной ирригационной системой, развитие крупного
царско-храмового хозяйства способствует фактическому исчезно-
вению общины как самостоятельной единицы, связанной коллек-
тивным землепользованием. Она прекращает существование вме-
сте с исчезновением свободных земледельцев, независимых от го-
сударственной власти и неподконтрольных ей. Неким подобием
общин остаются постоянные сельские поселения, главы которых
отвечают за уплату налогов, за бесперебойное функционирование
ирригационных.сооружений, принудительные работы и пр. Вместе
с тем укрепляет свои экономические и политические позиции пра-
вящая верхушка, пополняющаяся в основном за счет местной номо-
вой аристократии, чиновничества, складывающегося централизо-
ванного административного аппарата и жречества. Ее экономиче-
ская мощь растет, в частности, за счет рано сложившейся системы
царских пожалований земель и рабов. От времени Древнего царст-
ва сохранились царские указы, устанавливающие права и приви-
легии храмов и храмовых поселений, свидетельства о царских по-
жалованиях земельных участков аристократии и храмам.

В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати
трудились различные категории зависимых подневольных лиц. Сюда
входили бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, до-
веденные до рабского состояния, "слуги царя", выполнявшие пред-
писываемую им норму работы под надзором царских надсмотрщи-
ков. Они владели небольшим личным имуществом и получали скуд-
ное пропитание из царских складов.
У

Эксплуатация "слуг царя", оторванных от средств производ-
ства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом
принуждении, так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее
были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов (которых
в Египте никогда не было много) от "слуг царя", были выражены
нечетко. Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по на-
следству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имущест-
вом, требуя с них часть урожая. Одной из форм возникновения
рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги (кото-
рая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов преступников.

Объединение Египта после переходного периода смут и раз-
дробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Сред-
него царства сопровождалось успешными завоевательными война-
ми египетских фараонов, развитием торговли с Сирией, Нубией,
ростом городов, расширением сельскохозяйственного производства.
Это привело, с одной стороны, к росту царско-храмового хозяйст-
ва, с другой - к укреплению позиций частного хозяйства вель-
мож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с пер-
вым. Номовая знать, имеющая кроме пожалованных за службу зе-
мель ("дом номарха") наследственные земли ("дом отца моего"),
стремится превратить свои держания в собственность, прибегая с
этой целью к помощи храмовых оракулов, которые могли засвиде-
тельствовать ее наследственный характер.

Рано выявившаяся неэффективность громоздких царских хо-
зяйств, основанных на труде подневольных земледельцев, способ-
ствует широкому развитию в это время надельно-арендной формы
эксплуатации трудящегося люда. Земля стала отдаваться "слугам
царя" в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими ору-
диями в относительно обособленном хозяйстве. При этом выплачи-
валась рента-налог казне, храму, номарху или вельможе, но по-
прежнему выполнялась трудовая повинность в пользу казны.

В Среднем царстве (Выявляются и другие изменения как в
положении правящих кругов, так и низших слоев населения. Все
более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристокра-
тией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество.

Из общей массы "слуг царя" выделяются так называемые не-
джес ("маленькие"), а среди них "сильные неджес". Их появление
было связано с развитием частного землевладелия, товарно-де-
нежных отношений, рынком. Не случайно в XVI-XV вв. до н.э. в
египетском лексиконе впервые появляется понятие "торговец", а
мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро'.

Неджес вместе с ремесленниками (особенно таких дефицит-
ных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых дел масте-
ра), будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйст-
вом, приобретают более высокий статус, продавая часть своей про-
дукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных

1 1 г серебра был равен стоимости 72 литров зерва, а раб стоил 373 г серебра.

отношений растут города, в городах возникает даже подобие це-
хов, объединения ремесленников по специальностям.

Об изменении правового положения состоятельных групп на-
селения свидетельствует и расширение понятия "дом", ранее обо-
значающее родственно-плановую группу подвластных патеру-вель-
може членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр. Главой дома
мог выступать теперь и неджес.

Сильные неджес вместе-с низшими звеньями жречества, мел-
кого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах со-
ставляют средний, переходный слой из мелких производителей
к господствующему классу. Растет число частных рабов, усилива-
ется эксплуатация зависимых земледельцев-наделыциков, несу-
щих главные тяготы податного обложения, военной службы в цар-
ских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к
крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего
царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гик-
сосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев
свободных египтян, к которым впоследствии присоединились рабы
и даже некоторые представители состоятельных земледельцев.

События тех дней описаны в красочном литературном памят-
нике "Речение Ипувера", из которого следует, что восставшие за-
хватили царя, изгнали сановников-вельмож из их дворцов и заня-
ли их, завладели царскими храмами и храмовыми закромами, раз-
громили судебную палату, уничтожили книги учета урожаев и пр.
"Земля перевернулась, словно гончарный круг", - пишет Ипувер,
предостерегая правителей от повторения подобных событий, при-
ведших к периоду междуусобиц. Они длились 80 лет и заверши-
лись после многолетней борьбы с завоевателями (в 1560 г. до н.э.)
созданием фиванским царем Яхмосом Нового царства.

В результате победоносных войн Египет Нового царства ста-
новится первой крупнейшей империей в древнем мире, что не
могло не сказаться на дальнейшем усложнении его социальной
структуры. Ослабляются позиции номовой родовой аристократии.
Яхмос оставляет на местах тех правителей, которые изъявили ему
полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние пред-
ставителей правящей верхушки отныне прямо зависит от того,
какое место они занимают в должностной иерархии, насколько близко
стоят к фараону и его двору. Центр тяжести администрации и всей
опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои
выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и даже прибли-
женных рабов. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения
в специальных школах, руководимых царскими писцами, и по окон-
чании его получить ту или иную чиновничью должность.

Наряду с неджес в это время появляется и особая категория
египетского населения, близкая к нему по положению, обозначаемая
термином "немху". В эту категорию включались земледельцы, имею-
щие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, ко-
торые по воле фараоновской администрации могли быть повыше-

ны или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависи-
мости от потребностей и нужд государства.

Связано это было с созданием по мере централизации в Сред-
нем царстве системы общегосударственного перераспределения
рабочей силы. В Новом царстве, в связи с дальнейшим ростом
многочисленного имперского, иерархически соподчиненного слоя
чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее разви-
тие. Суть ее заключалась в следующем. В Египте систематически
проводились переписи, учитывающие население в целях опреде-
ления налогов, комплектования армии по возрастным категориям:

отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в опре-
деленной мере были связаны со своеобразным сословным делени-
ем населения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Егип-
та, на жрецов, войско, чиновников, мастеров и "простых людей".
Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и
персональный состав трех первых сословных групп определялся
государством в каждом конкретном случае с учетом его потребно-
стей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегод-
ных смотров, когда формировались штаты той или иной государ-
ственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремеслен-
ных мастерских.

"Наряд" на постоянную квалифицированную работу, напри-
мер архитектора, ювелира, художника, относил "простого челове-
ка" к категории мастеров, что давало ему право на должностное
владение землей и неотчуждаемую частную собственность. До тех
пор, пока мастер не переводился в разряд "простых людей", он не
был бесправным человеком. Работая в том или ином хозяйствен-
ном подразделении по указанию царской администрации, он не мог
покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время, счи-
талось собственностью фараона, даже его собственная гробница.
То, что производилось им во внеурочное время, было его собствен-
ностью.

Чиновники, мастера противопоставлялись "простым людям",
положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их
только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система
распределения рабочей силы мало затрагивала основную массу
надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта ог-
ромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет
и распределение на работу основного резерва рабочей силы в Древ-
нем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товар-
но-денежных отношений, полного поглощения государством еги-
петского общества.

Государственный строй. Древнеегипетское государство было
централизованным почти на всех этапах своего развития, за ис-
ключением непродолжительных периодов распада. 'Объединение
Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под началом единого царя
ускорило создание здесь централизованного бюрократического ап-
парата, который на региональном уровне был организован по древним
традиционным номам и представлен правителями-номархами, хра-

мовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различ-
ных рангов.

С помощью этого аппарата, систематически одариваемого цен-
тральной властью, происходило дальнейшее укрепление могуще-
ства фараона, который начиная с III династии не просто обожеств-
лялся, но считался равным богам. Логическим следствием измене-
ний в египетской теологии становится скрупулезная разработка
ритуала поклонения богу-фараону, строительство гигантских пи-
рамид на местах их захоронений. Геродот, посетив Египет в сере-
дине V в. до н.э., на основе собранных им преданий и жреческих
сообщений о царе IV династии Хуфру (Хеопсе) писал, что работы
над сооружением его пирамиды продолжались 40 лет (20 лет на
заготовку материалов и 20 лет на само строительство). Привлека-
лись к сооружению пирамиды все египтяне по очереди (на 3 меся-
ца по 100 тыс. человек).

Наибольшего могущества власть фараонов достигает в Новом
царстве, когда окончательно утверждается основанная на военной
силе и многочисленном бюрократическом аппарате имперская власть
центра, полностью подчинившего себе управление обширной тер-
риторией.

Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был глав-
ным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников.
Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость
в государстве и его безопасность. Всякий социальный протест про-
тив царя - преступление против религии. Фараону, как носителю
высшей государственной власти, принадлежало верховное право
на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государст-
венными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал
он и титулы.

Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по на-
следству (по крайней мере во времена царствования той или иной
династии). Но династии, как известно, часто менялись, некоторые
фараоны царствовали, особенно в период смут, три-четыре года,
что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях
египтян о власти. Согласно этим представлениям божественности
фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В
единственного родившегося ребенка вместе с семенем отца-бога
должен войти бог, божественное царственное начало. В противном
случае все другие дети фараона были бы ипостасью бога-творца, а
при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы чересчур
много'.

Царственное богосыновство как уникальное качество правя-
щего монарха не передавалось непосредственно по наследству. Оно
могло быть передано, "войти" в любую женщину, которая, даже

1 Египетские фараоны обычно имели главную жену, египтянку, которой по тради-
ции становились их родные или единокровные сестры, и несколько второстепен-
ных жен и наложниц. Дети от всех этих жен могли претендовать на престол, но
принцип первородства был при этом традиционно решающим.

никогда не видя царя, способна была произвести нового бога-фа-
раона.

Эти представления и служили признанию нового ненаследст-
венного фараона, легитимации власти новой правящей династии,
которые, как свидетельствует длительная история Древнего Егип-
та, могли основываться и одним из многочисленных номархов или
главных жрецов храмов.

При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рас-
сматривать как личную, произвольную. Политическая стабильность
единого государства Египта, неприкосовенность трона зависели от
того, насколько успешно фараон служил интересам господствую-
щих социальных слоев, особенно военной и жреческой верхушки.
Власть фараонов сдерживалась и религиозно-моральными норма-
ми справедливости (мчат), следование которым считалось особой
заслугой царя-бога. Аменхотеп III (1491-1424 гг. до н.э.), например,
в своих надписях указывал, что он всегда "соблюдал закон", т.е.
установленный в Египте правопорядок.

В главе 125 "Книги мертвых", обширном произведении, со-
ставленном в эпоху Нового царства на основе более ранних жрече-
ских записей (которые клались в гробницу при погребении царей
и сановников в 'качестве своего рода путеводителя для мертвеца
на том свете), одна из заповедей-клятв гласила: "Я не чинил людям
зла, я не нанес ущерб скоту. Я не совершал греха в месте истины, я
не творил дурного". "Речение Ипувера", как и другое литератур-
ное произведение древности "Пророчество Неферти", содержит
предостережение в адрес правителей, нерадение и ошибки в управ-
лении которых могут привести к краху государства, его гибели,
"когда Нил иссыхает, а женщины не рожают".

Все эти тексты свидетельствуют о двойственном представле-
нии египтян о носителях власти. Фараон не только Бог, но и чело-
век, который умирает как все, впадает в грехи, приходит к "Суду
вечности", обремененный хорошими или дурными делами, и мо-
жет быть осужден.

Природа фараона-человека слабая, смертная, подверженная
страданиям, всяческим напастям, только соединившись с природой
божественной, оказывается способной к выполнению исключитель-
ной сверхъестественной роли, в которой египтяне видели залог их
благополучия не только на земле, но и при вхождении в посмерт-
ное бытие. В этом свете можно по-иному взглянуть и на само
понятие "восточная деспотия", и на массовое участие египтян в
строительстве пирамид, которое стимулировалось, видимо, не од-
ним насилием, приказом.

Двойственность представлений египтян о власти отражалась
и в особенностях управленческого аппарата древнеегипетского го-
сударства, который, несмотря на свою многочисленность, был сла-
бо дифференцирован. Почти все чиновники Египта были одновре-
менно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной
деятельностью. Причем если со временем прямая связь царских
чиновников с деятельностью тех или иных хозяйственных подраз-

делений возрастала, то их роль в религиозной сфере падала. В
Новом царстве религиозные функции сосредоточиваются в руках
замкнутой касты жрецов, противостоящей в ряде случаев царским
чиновникам. Все больше усиливается роль армии, воинских на-
чальников в сфере хозяйственного управления.

На всех этапах развития Египта особая роль в управлении
государством принадлежала царскому двору. О развитии функций
государственного аппарата могут свидетельствовать изменения
полномочий первого помощника фараона - джати. Джати снача-
ла жрец города - резиденции правителя. Он вместе с тем началь-
ник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канце-
лярией фараона: Полномочия джати со временем выходят за рам-
ки управления царским двором, царским хозяйством. В Новом цар-
стве джати осуществляет контроль за всем управлением в стране,
в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей сис-
темой водоснабжения. В его руках - высшая военная власть. Он
контролирует набор войска, строительство пограничных крепостей,
командует флотом и пр. Ему принадлежат и высшие судебные
функции. Он рассматривает жалобы, поступающие к фараону, еже-
дневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государст-
ве, непосредственно следит за выполнением полученных от фарао-
на указаний.

Должность джати обычно исполнял один из царевичей или
иных близких родственников фараона; при некоторых династиях,
например V и VI, - какой-либо из высокопоставленных сановни-
ков-вельмож из знатных фамилий, что было свидетельством ос-
лабления центральной власти в это время.

Под непосредственным контролем джати находились главы
специализированных управлений: "начальник дома оружия", ру-
ководивший военным ведомством, отвечавший за вооружение, за
снабжение армии, строительство крепостей и пр., "заведующий
тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил" - храни-
тель государственных амбаров и складов, "начальник работ", отве-
чавший за крупное строительство и пр.

Слабая дифференциация отдельных звеньев управленческого
аппарата, их неразрывная связь с религиозно-хозяйственной дея-
тельностью в Древнем Египте определили существование здесь
особых групп лиц, получивших при XVIII династии название "по-
слушных призыву". Каждая из этих групп не была однородной ни с
сословной, ни с классовой точек зрения. В одну из этих групп мог-
ли входить лишь крупные сановники, придворные фараона, в дру-
гую - вместе со свободными и рабы, в третью - только рабы. Эти
группы лиц занимали определенное место и в производстве, и в
управлении древнеегипетским обществом.

"Послушные призыву" - это те, кто мог непосредственно вы-
слушать и должен был выполнить приказ своего господина. Одно и
то же лицо могло иметь "послушных призыву" и состоять в груп-
пе "послушных призыву" своего господина, начальника высшего
ранга.

В системе органов управления особую роль играла группа
"больших послушных призыву царя" - придворных, крупных вель-
мож, государственных деятелей, телохранителей царя. Часть сво-
их управленческих функций представители этой группы могли
передавать своим "послушным призыву". Они зачастую совмеща-
ли ряд должностей, получая за каждую из них особое должностное
земельное владение. "Большие послушные призыву царя" возглав-
ляли все высшие ведомства в государстве, в которых служили их
"послушные призыву".

Так, например, особо многочисленную группу составляли ра-
ботники "белых домов", центров по переработке, хранению и рас-
пределению продуктов сельского хозяйства и ремесла, дома "цар-
ских сокровищ" - своеобразного налогового ведомства. Древние
надписи говорят о "начальнике послушных призыву дома его ве-
личества", ведавшего, видимо, дворцовым хозяйством, о "началь-
нике послушных призыву, сопровождающих его, величество", о "на-
чальнике послушных призыву местоприбывания царя", т.е. собст-
венно дворцовых слуг и пр.

Особую группу "послушных призыву богов" составляли ра-
ботники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших еги-
петских фараонов. Их деятельность возглавлялась особыми началь-
никами. Весь этот сложный комплекс служб, хозяйственных под-
разделений так или иначе был связан с тремя главными отраслями
управления, с тремя главными ведомствами (военным, налоговым
и ведомством общественных работ), выражались ли эти работы в
строительстве ирригационных сооружений или царских гробниц.

Местное управление. Древнее царство - это объединение не-
больших сельских общин, во главе которых стояли общинные ста-
росты И общинные советы - джаджаты. Общинные советы в Древ-
нем царстве, состоящие из представителей зажиточного крестьян-
ства, были органами судебной, хозяйственной и административной
власти на местах. Они регистрировали акты передачи земли, на-
блюдали за состоянием сети искусственного орошения, за развити-
ем земледелия. Но впоследствии общинные советы полностью те-
ряют свое значение, а общинные старосты превращаются в чинов-
ников централизованного государственного аппарата.

Номархи - представители небольших государств, созданных
на базе старых общин, а затем отдельных областей централизо-
ванного государства, со временем также теряют свою самостоя-
тельность. Еще в Среднем царстве номархи, обладающие различ-
ным объемом полномочий в зависимости от своего богатства, силы
и влияния при дворе, могли возглавлять местное ополчение, вы-
ступать жрецами местных богов и руководителями храмовых хо-
зяйств. В Новом царстве номовая администрация целиком подчи-
няется центру, назначавшему в каждый ном особого царского чи-
новника, при котором были секретарь-писец и административная
палата.

Центральной фигурой разветвленного административно-команд-
ного аппарата в Древнем Египте на всех этапах его развития была

фигура писца-канцеляриста. Их готовили в специальных школах,
они ведали многочисленными приходно-расходными книгами, два
раза в год составляли кадастр всех земель в стране, переписывали
население, его имущество и пр.

Страна делилась не только на области, но и на два больших
округа - Южный и Северный Египет, во главе которых стояли
царские наместники. Такое административное деление, соответст-
вующее древнему делению Египта на Верхнее и Нижнее царства,
определяло и особые титулы фараона, сохранившиеся и в поздней
истории страны, - "владыка двух стран", "царь Нижнего и Верх-
него Египта".

Армия. В Древнем царстве не существовало регулярной ар-
мии. Армия создавалась из ополченцев по всей стране на случай
проведения военных операций, преследующих, как правило, гра-
бительские цели захвата рабов, скота, другого имущества. Участие
в таких военных походах было прибыльным делом, так как воины
принимали непосредственное участие в дележе военной добычи,
большая часть которой отдавалась фараону. В мирное время опол-
ченцы занимались своим хозяйством. Во главе военных отрядов
выступал или сам фараон, или назначенный им сановник. Кадрово-
го офицерства не было.

В период раздробленности военная сила из ополченцев нахо-
дилась в распоряжении местных номархов. Уже в Среднем царстве
организация военного дела была достаточно высокой, ею непосред-
ственно занимался джати, следивший за набором армии, коман-
дующий военно-торговым флотом. В это же время появляется кад-
ровое офицерство, пополняющее специальные формирования "спут-
ников царя", выполняющих особо важные военные поручения фа-
раона. Рано в Египте стала формироваться и царская гвардия, лич-
ная охрана царя.

В XVIII в. до н.э. гиксосы в ходе завоевания Египта приводят с
собой лошадей. С этого времени в египетской армии наряду с пе-
хотой появляется конница и боевые колесницы.

В Новом царстве после разгрома гиксосов в связи с активиза-
цией военной политики создается постоянная боеспособная армия
из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, которые были
на полном содержании фараона.

Расширение границ государства за счет соседних территорий
потребовало строительства пограничных крепостей, опорных ох-
ранных пунктов, флота, а вместе с тем увеличения регулярной
армии, создаваемой в ходе периодически проводимой переписи
населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев
(неферу). Помимо новобранцев в армии начали входить и отряды
наемников, завербованных среди нубийцев и др.

Растет число офицеров, повышается их роль в государстве и
социальный престиж. Воины за особые заслуги награждаются зе-
мельными наделами и пр. Командный состав армии в связи с об-
щей военизацией государственного аппарата наделяется функция-
ми гражданских чиновников, руководит сооружением ороситель-

ных каналов. Воинским начальникам экспедиционных отрядов еще
в Древнем Египте передавались функции управления захваченны-
ми территориями. Непрекращающийся рост числа наемников из
иноземцев в конце Нового царства ослабляет египетскую армию, а
вместе с тем и военное могущество империи.

Армия сначала выполняла полицейские функции, а в эпоху
Нового царства эти функции стали выполнять специальные поли-
цейские отряды, призванные нести охрану столицы, каналов, зер-
нохранилищ, храмов.

Суд. Суд на всех этапах исторического развития Древнего Егип-
та не был отделен от администрации. В Древнем царстве функции
местного суда сосредоточиваются в основном в общинных органах
самоуправления, которые разрешают споры о земле и воде, регу-
' лируют семейные и наследственные отношения. В номах царскими
судьями выступали номархи, носившие титулы "жрецов богини
истины". Высшие надзорные функции над деятельностью чиновни-
ков - царских судей осуществлял сам фараон или джати, кото-
рый мог пересмотреть решение любого суда, возбудить судебное
преследование против должностных лиц. Джати непосредственно
подчинялся "начальник шести великих домов", возглавлявший су-
дебное ведомство и отвечающий за судопроизводство по всей стране.
В Новом царстве джати подчинялась и верховная судебная колле-
гия из 30 судей. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную
коллегию из его доверенных лиц для рассмотрения тайных дел,
связанных с государственными преступниками, заговорами против
него. Определенные судебные функции имели и храмы. Решение
жреца-оракула, имевшего огромный религиозный авторитет, не
могло быть оспорено царским чиновником. В Египте были своеоб-
разные тюрьмы, представляющие собой административные и хо-
зяйственные поселения преступников и специально привлеченных
к работе в них "царских людей". Их деятельность осуществлялась
в тесной связи с "ведомством поставщика людей" - царского бюро,
занятого распределением различных категорий бесправного насе-
ления: преступников, рабов-иноземцев и других - на тяжелые
принудительные работы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных