Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Художественная культура




 

 

 

Классицизм (от лат. classicus - образцовый)

1. - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв.,

2. - обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения,

3. - отражал идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения,

4. - конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма,

5. - свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов,

6. - в архитектуре - навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы,

7. - в скульптуре - строгость и сдержанность, слаженность форм, спокойность поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости,

8. - в живописи - логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов,

9. - в середине 18 века накануне французской революции - новое направление классицизма противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов – академистов. Особенностью этого направления стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала “естественной человечности”,

10. - период позднего классицизма – ампир – неоклассицизм:

Ø первая треть 19 века,

Ø период правления императора Наполеона I,

Ø императорский стиль наиболее ярко проявился в архитектуре, изобразительном искусстве и декоративно-прикладном искусстве,

Ø парадность и пышность,

Ø применение ордерной системы, противопоставление больших плоскостей стен декоративными деталями, массивность геометрических объемов. становится излюбленным мотив триумфальной арки:

v триумфальная арка на площади Звезды (Этуаль) архитектора Франсуа Шальгрен (1739–1811),

v арка Септимия Севере – архитектор Шарль Персье (1764–1838),

v арка на площади Карусель – архитектор Франсуа Фентен (1762–1853), Персье и Фентен перестраивают интерьер Лувра, Мальмезона, Фонтебло

 

Художники классицизма:

Брюллов Карл, Грёз Жан Батист, Гро Антуан Жан, Давид Жак Луи, Жером Жан-Леон, Каналетто Антонио, Пуссен Никола, Тьеполо Джованни, Шарден Жан Батист, Энгр Жан Доминик

 

Традиции классицизма в литературе продолжались в творчестве И.Ф. Гете, И.Ф. Шиллера, М.Ж. Шенье.

Романтизм (Romanticism):

1. идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма,

2. первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах.

3. предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него,

4. новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность,

5. отвергает рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный,

6. во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение,

7. на смену сдержанности и смирения пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

8. связан с демократическими, национальными и революционными движениями,

9. зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньше на живопись, еще меньшее - на архитектуру.

 


Австрии — Франц Шуберт

           
 
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   

 


Сентиментали́зм (франц. sentiment – чувство):

1. умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление,

2. сложилось в результате разочарования в положительной роли "цивилизации", "царства разума", провозглашенных идеологами века Просвещения,

3. чувство – доминанта «человеческой природы», а не разум, что отличало его от классицизма.

4. верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств,

5. герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг,

6. сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

 

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

 

Натурали́зм (лат. naturalis — «природный, естественный»):

1. направление в художественной литературе и искусстве, сложившееся во второй половине XIX века в Европе и Америке,

2. возникает под влиянием философии позитивизма и его главных представителей - француза Огюста Конта (1798-1857), англичанина Герберта Спенсера (1820-1903),

3. отражать окружающий мир без всяких прикрас, типизации, условностей и табу, с максимальной объективностью, подчиняясь лишь правде "позитивной", экспериментальной науки,

4. человек и его поступки понимаются обусловленными физиологической природой, наследственностью и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением,

5. возник под влиянием бурного развития естественных наук и может рассматриваться как перенесение научных методов наблюдения и анализа в область художественного творчества,

6. причины поведения людей и особенностей их жизни усматривались натуралистами преимущественно в физиологии, часто патологии, наследственности, расовой принадлежности, а также во влиянии внешней среды,

7. Ведущими признаками натурализма являются подчеркнутая "фотографичность" и деэстетизация художественной формы, будь то в литературе, живописи или кино.

 

Представители:

Эмиль Золя,

Гюстав Флобер,

Ги де Мопассан,

Герхарт Гауптман,

Д. Н. Мамин-Сибиряк,

П. Д. Боборыкин.

 

Реализм

1. исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно реализм»),

2. объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;

3. воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);

4. преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

 

Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. — Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.

 

Символизм (от греч. symbolon — знак, символ):

1. направление в европейской художественной культуре конца 19-начала 20 вв.,

2. возник как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике — позитивизма, в искусстве — натурализма),

3. оформился во французской литературе конца 1860—70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России.

4. эстетические принципы символизма восходят к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера,

5. живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз,

6. символ – универсальный инструмент постижения тайн бытия и индивидуального сознания,

7. художник-творец посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.

 

 

 

 


во —.

 

Импрессионизм (фр. impression — впечатление)

1. направление в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине XIX века,

2. естественное и непредвзятое запечатление реального мира в его подвижности и изменчивости,

3. термин «импрессионизм» подразумевает направление в живописи, хотя его идеи нашли своё воплощение и в музыке.

4. индивидуализация художественного процесса, его освобождение от каких-либо канонов и общих правил,

5. главное достижение импрессионизма - художественное исследование поведения цвета и света в атмосфере, исследование и передача на холсте их взаимодействия,

6. начал глобальный процесс превращения объективных художественных критериев в индивидуальное толкование и содержания, и формы произведения искусства.

 

Художники - импрессионисты: Эдуард Мане, Э. Дега, К. Моне, О.Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро, Базиль, Моризо, Джон Сингер Сарджент и Альфред Морер.

 

Музыкальный импрессионизм — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

На рубеже XIX—XX веков:

в Испании — Мануэль де Фалья,

в Италии — Отторино Респиги,

в Бразилии — Эйтор Вилла-Лобос,

в Венгрии — ранний Бела Барток,

в Англии — Фредерик Делиус, Сирил Скотт, Ральф Воан-Уильямс, Арнолд Бакс и Густав Холст,

в России — ранний Игорь Стравинский — (периода «Жар-птицы»), поздний Лядов, Микалоюс Константинас Чюрлёнис и Николай Черепнин.

 

Постимпрессионизм (от лат. post - после и импрессионизм):

1. условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца 19 - первых лет 20 вв.,

2. художники-импрессионисты с середины 1880-х гг. (времени его кризиса) пытаются найти новые более созвучные эпохе изобразительные средства, стремятся преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от свойственной импрессионизму фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению её неких длительных состояний - духовных и материальных,

3. отражение кризисных черт западноевропейской культуры этого времени, её сложный, переломный момент, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей,

4. характерно активное взаимовлияние направлений и индивидуальных творческих систем.

 

 

 


,

 

 

Рубеж XIX – XX веков – период декаданса. Декаданс – общее собирательное понятие различных и одновременно сложных, противоречивых явлений в культуре буржуазного общества когда оптимистическое мироощущение сменилось к рубежу веков настроениями пессимизма.

 

 

Причины трагического мироощущения в культуре рубежа XIX–XX веков:

Ø это время вызревания мощных финансово-олигархических монополий, которые делят мир на сферы влияния и ведут борьбу между собой;

Ø это время захватнических войн и создания колониальных империй, враждующих друг с другом;

Ø это время, когда в недрах буржуазного общества все сильнее заявляют о себе социальные язвы: безработица, нищета, преступность, социальное расслоение;

Ø это время, когда мощно заявляет о себе рабочее движение, а пролетариат, как антипод буржуазии, организуется в самостоятельные партии и начинает массовые выступления в 1880 – 1890-е годы, но особенно в начале ХХ столетия;

Ø это время широкого поворота демократически настроенной интеллигенции к пролетарским слоям общества, к социалистическим идеям. Эти идеи на рубеже веков зазвучали особенно сильно, в масштабах общенациональной общественной жизни, они были альтернативой всем нерешенным мировым проблемам.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных