ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Художественная культура
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) 1. - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., 2. - обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения, 3. - отражал идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения, 4. - конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма, 5. - свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов, 6. - в архитектуре - навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы, 7. - в скульптуре - строгость и сдержанность, слаженность форм, спокойность поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости, 8. - в живописи - логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов, 9. - в середине 18 века накануне французской революции - новое направление классицизма противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов – академистов. Особенностью этого направления стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала “естественной человечности”, 10. - период позднего классицизма – ампир – неоклассицизм: Ø первая треть 19 века, Ø период правления императора Наполеона I, Ø императорский стиль наиболее ярко проявился в архитектуре, изобразительном искусстве и декоративно-прикладном искусстве, Ø парадность и пышность, Ø применение ордерной системы, противопоставление больших плоскостей стен декоративными деталями, массивность геометрических объемов. становится излюбленным мотив триумфальной арки: v триумфальная арка на площади Звезды (Этуаль) архитектора Франсуа Шальгрен (1739–1811), v арка Септимия Севере – архитектор Шарль Персье (1764–1838), v арка на площади Карусель – архитектор Франсуа Фентен (1762–1853), Персье и Фентен перестраивают интерьер Лувра, Мальмезона, Фонтебло
Художники классицизма: Брюллов Карл, Грёз Жан Батист, Гро Антуан Жан, Давид Жак Луи, Жером Жан-Леон, Каналетто Антонио, Пуссен Никола, Тьеполо Джованни, Шарден Жан Батист, Энгр Жан Доминик
Традиции классицизма в литературе продолжались в творчестве И.Ф. Гете, И.Ф. Шиллера, М.Ж. Шенье. Романтизм (Romanticism): 1. идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма, 2. первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. 3. предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него, 4. новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, 5. отвергает рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный, 6. во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение, 7. на смену сдержанности и смирения пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. 8. связан с демократическими, национальными и революционными движениями, 9. зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньше на живопись, еще меньшее - на архитектуру.
Сентиментали́зм (франц. sentiment – чувство): 1. умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление, 2. сложилось в результате разочарования в положительной роли "цивилизации", "царства разума", провозглашенных идеологами века Просвещения, 3. чувство – доминанта «человеческой природы», а не разум, что отличало его от классицизма. 4. верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств, 5. герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг, 6. сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Наиболее выдающиеся представители сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).
Натурали́зм (лат. naturalis — «природный, естественный»): 1. направление в художественной литературе и искусстве, сложившееся во второй половине XIX века в Европе и Америке, 2. возникает под влиянием философии позитивизма и его главных представителей - француза Огюста Конта (1798-1857), англичанина Герберта Спенсера (1820-1903), 3. отражать окружающий мир без всяких прикрас, типизации, условностей и табу, с максимальной объективностью, подчиняясь лишь правде "позитивной", экспериментальной науки, 4. человек и его поступки понимаются обусловленными физиологической природой, наследственностью и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением, 5. возник под влиянием бурного развития естественных наук и может рассматриваться как перенесение научных методов наблюдения и анализа в область художественного творчества, 6. причины поведения людей и особенностей их жизни усматривались натуралистами преимущественно в физиологии, часто патологии, наследственности, расовой принадлежности, а также во влиянии внешней среды, 7. Ведущими признаками натурализма являются подчеркнутая "фотографичность" и деэстетизация художественной формы, будь то в литературе, живописи или кино.
Представители: Эмиль Золя, Гюстав Флобер, Ги де Мопассан, Герхарт Гауптман, Д. Н. Мамин-Сибиряк, П. Д. Боборыкин.
Реализм 1. исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно реализм»), 2. объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; 3. воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); 4. преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).
Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. — Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.
Символизм (от греч. symbolon — знак, символ): 1. направление в европейской художественной культуре конца 19-начала 20 вв., 2. возник как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике — позитивизма, в искусстве — натурализма), 3. оформился во французской литературе конца 1860—70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. 4. эстетические принципы символизма восходят к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера, 5. живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз, 6. символ – универсальный инструмент постижения тайн бытия и индивидуального сознания, 7. художник-творец посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.
во —.
Импрессионизм (фр. impression — впечатление) 1. направление в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине XIX века, 2. естественное и непредвзятое запечатление реального мира в его подвижности и изменчивости, 3. термин «импрессионизм» подразумевает направление в живописи, хотя его идеи нашли своё воплощение и в музыке. 4. индивидуализация художественного процесса, его освобождение от каких-либо канонов и общих правил, 5. главное достижение импрессионизма - художественное исследование поведения цвета и света в атмосфере, исследование и передача на холсте их взаимодействия, 6. начал глобальный процесс превращения объективных художественных критериев в индивидуальное толкование и содержания, и формы произведения искусства.
Художники - импрессионисты: Эдуард Мане, Э. Дега, К. Моне, О.Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро, Базиль, Моризо, Джон Сингер Сарджент и Альфред Морер.
Музыкальный импрессионизм — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля. На рубеже XIX—XX веков: в Испании — Мануэль де Фалья, в Италии — Отторино Респиги, в Бразилии — Эйтор Вилла-Лобос, в Венгрии — ранний Бела Барток, в Англии — Фредерик Делиус, Сирил Скотт, Ральф Воан-Уильямс, Арнолд Бакс и Густав Холст, в России — ранний Игорь Стравинский — (периода «Жар-птицы»), поздний Лядов, Микалоюс Константинас Чюрлёнис и Николай Черепнин.
Постимпрессионизм (от лат. post - после и импрессионизм): 1. условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца 19 - первых лет 20 вв., 2. художники-импрессионисты с середины 1880-х гг. (времени его кризиса) пытаются найти новые более созвучные эпохе изобразительные средства, стремятся преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от свойственной импрессионизму фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению её неких длительных состояний - духовных и материальных, 3. отражение кризисных черт западноевропейской культуры этого времени, её сложный, переломный момент, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей, 4. характерно активное взаимовлияние направлений и индивидуальных творческих систем.
,
Рубеж XIX – XX веков – период декаданса. Декаданс – общее собирательное понятие различных и одновременно сложных, противоречивых явлений в культуре буржуазного общества когда оптимистическое мироощущение сменилось к рубежу веков настроениями пессимизма.
Причины трагического мироощущения в культуре рубежа XIX–XX веков: Ø это время вызревания мощных финансово-олигархических монополий, которые делят мир на сферы влияния и ведут борьбу между собой; Ø это время захватнических войн и создания колониальных империй, враждующих друг с другом; Ø это время, когда в недрах буржуазного общества все сильнее заявляют о себе социальные язвы: безработица, нищета, преступность, социальное расслоение; Ø это время, когда мощно заявляет о себе рабочее движение, а пролетариат, как антипод буржуазии, организуется в самостоятельные партии и начинает массовые выступления в 1880 – 1890-е годы, но особенно в начале ХХ столетия; Ø это время широкого поворота демократически настроенной интеллигенции к пролетарским слоям общества, к социалистическим идеям. Эти идеи на рубеже веков зазвучали особенно сильно, в масштабах общенациональной общественной жизни, они были альтернативой всем нерешенным мировым проблемам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|