Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Судьба культуры в оценках и прогнозах западноевропейской научной мысли ХХ столетия




 


«Судьба нашей эпохи… заключается в том, что высшие благороднейшие ценности ушли из общественной сферы или в потустороннее царство мистической жизни, или в братскую близость непосредственных отношений отдельных индивидов друг к другу. Не случайно наше самое высокое искусство интимно, а не монументально; не случайно сегодня только внутри узких общественных кругов, в личном общении, пианиссимо, пульсирует то, что раньше буйным пожаром, пророческим духом проходило через большие общины и сплачивало их». (Из доклада «Наука как призвание и профессия», 1918 г. в Мюнхенский университет)

 


«Повсюду царит сомнение в прочности общественного устройства, внутри которого мы живем, неясный страх перед ближайшим будущим, ощущение упадка культуры и грозящей человечеству гибели… В настоящее время сознание того, что мы переживаем острый, гибельный кризис культуры, проникло в самые широкие слои населения…». Мы видим «кровожадных идолов, которые грозят поглотить культуру»: а) «иррационализм и интуитивизм западной философии и всей общественной жизни»; б) «девальвация нравственных ценностей»; в) «коллективный эгоизм»;

г) «культ материальных ценностей и вещизма».

(Из книги Й. Хейзенги «В тени завтрашнего дня. Диагноз духовного недуга нашей эпохи»)

 

 

 


«Мы живем в условиях, характеризующихся упадком культуры… Мы сошли со столбовой дороги развития культуры, так как нам не свойственно задумываться над судьбами того, что принято называть культурой. Никто… не удосужился установить компоненты нашей духовной жизни. Никто не проверил, насколько благородны идеи, движущие ею, и насколько она способна содействовать подлинному прогрессу… Восторгаясь успехами науки и практики мы – увы! – пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоцениваем ее материальные достижения и не признаем значения духовного начала в той мере, в какой следовало бы. Но мы сталкиваемся с фактами, и они все больше заставляют нас задумываться. Беспощадно суровым языком они говорят нам, что культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе». (Из книги «Благоговение перед жизнью»)

 
 

 

 


«В технический век, и даже в преддверии его, странным образом повсеместно возникает духовный и душевный регресс, который в наши дни стал общеевропейским явлением. … В этой ситуации технический переворот, созданный европейской наукой и открытиями европейцев, является лишь материальной основой и поводом духовной катастрофы… Человек может потерять себя, человечество незаметно для самого себя или в результате страшных катастроф – вступить в стадию нивелирования и механизации, в жизнь, где нет свободы и свершений, в царство черной злобы, не знающей гуманности… Оказалось, что человека можно уничтожить и тогда, когда физически он еще продолжает жить… Человечество пытается скрыть этот ужас от себя. Люди становятся равнодушными, но за этим равнодушием таится страх перед тем, куда идет человечество. Если думать о будущем, оно покажется неизбежным: мы отчетливо увидим свою гибель и гибель всего существующего». (Из книги К. Ясперса «Смысл и назначение истории»)

 

 


«…Любовь есть свойство зрелого, плодотворного характера, способность любить у индивида в данной культуре зависит от влияния, которое эта культура оказывает на характер среднего человека. Говоря о любви в современной западной культуре, мы задаемся вопросом: способствуют ли развитию любви социальная структура западной цивилизации и порождаемый ею дух? Достаточно поставить вопрос таким образом, чтобы ответить на него отрицательно. Ни один беспристрастный наблюдатель нашей западной жизни не усомнится в том, что любовь – братская, материнская, эротическая – стала у нас довольно редким явлением, а ее место заняли многочисленные формы псевдолюбви, которые в действительности являются формами ее разложения… Современный человек отчужден от себя, от своего ближнего… Он превращен в товар и воспринимает свои жизненные силы как капитал, который должен приносить прибыль, возможную при существующих рыночных отношениях. Человеческие отношения становятся, в сущности, отношениями автоматов, отчужденных друг от друга… Такой социальный характер современного человека не может не проявиться и тогда, когда речь идет о любви. Автоматы не могут любить…». (Из книги Э. Фромма «Душа человека»)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных