Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Материалы для самоконтроля




Тестовые задания

 

Вариант № 1.

1. Кто дал следующее определение – «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле, слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

 

а) Дж. Фрезер;

б) Э. Тайлор;

в). Л. Уайт.

 

2. Какие исторические типы культур выделил Освальд Шпенглер?

 

а) Германо-романский, русско-славянский и др.;

б) Западно-христианский, православно-христианский, исламский, дальневосточный, индуистский.

в) Египетский, индийский, вавилонский, китайский, античный (аполлоновский), арабский (магический), западноевропейский (фаустовский), майя.

 

3. Кто писал, что язык, миф, искусство, религия – это символические формы, лежащие в основе культуры; «символ – ключ к природе человека», а «человек – это символическое животное»?

 

а) Э. Кассирер;

б) К. Юнг;

в) К. Леви-Стросс.

 

4. Что такое субкультура?

 

а) Это подсистема внутри доминирующей в обществе культуры, имеющая некоторые собственные ценности, нормы и стереотипы поведения;

б) Это контркультура, которая противостоит доминирующей в обществе культуре;

в) Это сфера культуры, направленная на абсолютизацию роли искусства в обществе.

 

5. Л. Уайт описывал три подсистемы культуры: технологическую (орудия производства, оружие, жилища, одежду и пр.), социальную (все виды коллективного и индивидуального поведения людей) и идеологическую (знания, идеи, верования). Чем же он объяснял причины развития этих подсистем культуры?

а) Духовно-религиозной эволюцией общества;

б) Войнами и революциями;

в) Технологическим детерминизмом.

 

6. Теория, исследующая свойства знаковых систем (систем знаков), каждому из которых придается определенное значение?

 

а) семиотика;

б) игровая теория;

в) психоанализ.

 

7. Какой ученый писал: «Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной»?

 

а) П. Сорокин;

б) П. Флоренский;

в) Н. Бердяев.

 

8. Первыми формами религиозных верований являются:

 

а) Тотемизм, фетишизм, магия, анимизм;

б) Монотеизм (иудаизм, христианство, ислам);

в) Политеизм (индуизм, синтоизм, античная религия).

 

9. Какому из этих ученых принадлежит концепция «вызова и ответа», по которой культура возникает и развивается под непосредственным воздействием на общество тех или иных природных или социальных причин?

 

а) А. Тойнби;

б) Э. Тайлор;

в) Дж. Фрезер.

 

10. «Серебряный век» отечественной культуры, это:

 

а) Появление модернизма и декадентства, расцвет искусства и философии («русский культурный ренессанс», по Н. Бердяеву) в конце XIX – начале XX вв.;

б) Европеизация русской культуры, влияние на ее развитие идей Просвещения (XVIII в.).

в) Время творчества Пушкина, Лермонтова, Кипренского, Венецианова, Глинки и др. в первой пол. XIX в.

 

 

Вариант № 2.

1. Художественная культура – как культурологическое понятие …

 

а) относится только к архитектуре, дизайну, изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

б) относится лишь к сфере духовной культуры;

в) относится к сфере социокультурной жизни, к которой происходит создание и распространение произведений художественного творчества.

 

2. Какова основная научная идея Л.Н. Гумилёва отражена в трудах «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая Степь», «От Руси к России» и др.?

 

а) Влияние природно-космических факторов на процессы этногенеза и пассионарность человека;

б) Его книги являются мемуарами историко-литературного характера;

в) Эти труды отражают результаты его научных метеоролого-географических наблюдений.

 

3. По мнению Н. Данилевского, развитие каких культурно-исторических типов было насильственно прервано?

 

а) германо-романского;

б) славяно-русского;

в) мексиканского (ацтеки) и перуанского (инки).

 

4. Какому из ученых принадлежат эти строки: «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира»?

 

а) П. Сорокин;

б) Н. Рерих;

в) Н. Бердяев.

 

5. Во второй пол. ХХ в. концепции информационного (постиндустриального) общества разрабатывали:

 

а) Корпорация «Майкрософт»;

б) американские ученые О. Тофлер, Д. Белл, японский ученый И. Масуда;

в) Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

6. Какому понятию соответствует это определение: «Нерасчлененность, слитность материального быта, мифологии, художественного творчества, магии, религиозных представлений, характерных для первобытной родоплеменной культуры» - это ….

 

а) синкретизм;

б) синтетизм;

в) семиотика.

 

7. Какое значение имело понятие «пайдейя» у древних греков?

 

а) Воспитанность и образованность, гармоничное развитие человека;

б) Достижение человеком воинских доблестей и славы;

в) Умение слагать стихи и петь их в сопровождении кифары.

 

8. В рамках «теоцентрического» подхода «культура» трактуется как:

 

а) реализация естественных (природных) сил;

б) реализация общественных (социальных) сил;

в) реализация сверхъестественных (сакральных) сил.

 

9. Кому принадлежат эти слова: «Вера в высший смысл Вселенной является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре»?

 

а) Н. Данилевский;

б) К. Леонтьев;

в) А. Мень.

 

10. Что означает понятие «поп-культура»?

 

а) Сленговое название массовой художественной культуры второй пол. ХХ в.;

б) Форму элитарной художественной культуры второй пол. ХIХ в.;

в) Форму церковно-религиозной культуры в эпоху западноевропейского средневековья.

 

Вариант № 3.

 

1. Кому принадлежит высказывание - «Миф, как первоначальная форма духовной культуры человечества, представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные художественно-бессознательным образом народной фантазией»:

 

а) К. Марксу;

б) Э. Тайлору;

в) Дж. Фрезеру.

2. Какую теорию создал (труд «Homo Ludens») голландский ученый Й. Хейзинга?

 

а) Теорию психоанализа;

б) Теорию символических форм;

в) Теорию игровой культуры.

 

3. Кто из ученых отметил существование в ХХ в. лишь пяти типов культур: западная христианская, православная христианская, исламская, дальневосточная, индуистская.

 

а) О. Шпенглер;

б) А. Тойнби;

в) К. Ясперс.

 

4. Какое начало в культуре, как считал Ф. Ницше, связано со светлым, ясным, упорядоченным видением мира, с наибольшей силой воплотившееся в «зримых искусствах» - архитектуре, скульптуре:

 

а) С «дионисийским» началом;

б) С «аполлонийским» началом;

в) С «артемидовским» началом.

 

5. Какие идеи выдвигали «славянофилы»?

 

а) Единства мировой цивилизации и развития культуры России по западноевропейскому образцу;

б) Самобытного развития культуры России и славянских народов под эгидой православия;

в) Они рассматривали Россию как особую (но не европейскую и не азиатскую) цивилизацию, включая «туранский элемент» (тюркские, угро-финские и др. народы Сибири и Дальнего Востока).

 

6. Какая древняя цивилизация оставила в наследие человечеству такие феномены своей культуры, как юриспруденцию, основы системы государственного управления, военной тактики, философию, искусство красноречия, театр, архитектуру, скульптуру, литературу, мифологию, начала математики, физики и естественных наук, языки, используемые в научной терминологии, культуру земледелия, виноградарства и пр.?

 

а) Восточно-африканская;

б) Античная (средиземноморская);

в) Древнеамериканская (астеки и инки).

 

7. Что такое массовая культура?

 

а) Культура, создаваемая господствующими и образованными слоями для элиты общества;

б) Народная культура, создаваемая основной массой населения, создающей в государстве материальные ценности;

в) Культура, имеющая межнациональное и повсеместное распространение, но в целом, не обладающая высокими этическими и эстетическими достоинствами.

 

8. Кто этих ученых включил культурологию в Международную энциклопедию социальных наук?

 

а) Л. Уайт, 1968 г.;

б) В. Освальд; 1909 г.;

в) Э. Тайлор, 1871 г.

 

9. Насаждение арабами в результате завоеваний в VII-Х вв. своей культуры (мусульманской религии, языка и образа жизни) персам, тюркам и другим народам Азии и Северной Африки – это…

 

а) шиизм;

б) суннизм;

в) арабизация.

 

10. Какие мировоззренческие идеи наиболее характерны для художников эпохи романтизма?

 

а) Воспевание в творчестве идеалов Просвещения, идей свободы, равенства и братства;

б) Уход в творчестве от реалий жизни в историю, ориентализм, фантастику, использование фольклора;

в) Идеи создания массового искусства, доступного для пролетариата.

 

Вариант № 4.

 

1. Он писал, что «каждая из высших культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит»; ввел в характеристику типа культуры такие понятия, как «аполлоновская», «фаустовская» и «магическая» душа?

 

а) П. Сорокин;

б) Н. Бердяев;

в) О. Шпенглер.

2. Появление гуманизма, как формы мировоззрения, обращение к наследию античности, процветание искусств, великие географические открытия, развитие товарно-денежного обращения были главной чертой этой эпохи, которая дала миру выдающихся художников, скульпторов, архитекторов, литераторов, ученых и великих мореплавателей. В эту же эпоху по приказам монархов и католической инквизиции были преданы сожжению, казнены или преследовались ученые-естествоиспытатели и гуманисты-мыслители, которые создали литературные утопии о светлом будущем человечества. Это была эпоха…

 

а) Просвещения;

б) Ренессанса;

в) Барокко.

 

3. Какие три основных принципа лежат в основе выделения локальных цивилизаций?

 

а) Географический, историко-хронологический, этнический;

б) Политический, социальный, экономический;

в) Религиозный, культурно-исторический, нравственный.

 

4. Как называется подход, который стремиться взглянуть на культуру через призму проблем сознания, которое придает смыслы предметам и образует многообразный мир явлений, одной из областей которого является культура?

 

а) Феноменологический;

б) Аксиологический;

в) Деятельностный.

 

5. К. Ясперс назвал «осевое время» историческим периодом формирования духовных основ современной культуры, связывающим человечество «в рамках единой человеческой истории», масштаб, позволяющий отчетливо видеть историческое значение отдельных народов для человечества в целом. Назовите исторический период «осевого времени».

 

а) II тыс. до н. э. (1800 - 1200 гг. до н. э.);

б) I тыс. до н. э. (800 - 200 гг. до н. э.);

в) I тыс. н. э. (800 - 200 гг. н. э.).

 

6. Как называют культуру общения, поведения, внешнего проявления отношений человека к другим людям:

а) Этикет;

б) Гуманизм;

в) Гедонизм.

7. Что означает принцип культурного «моноцентризма»:

 

а) Это методология исследований, которое кладет в основу объяснения социокультурных явлений понятие «организма», органической целостности, и в той или иной степени, уподобляет развитие социокультурных систем развитию живых организмов;

б) Это методология исследований, состоящая в признании существования множества различных и равноценных культур (цивилизаций), не сводимых к какому-либо единству общечеловеческой культуры (цивилизации);

в) Это методология исследований, который признает единое, универсальное развитие мировой культуры (общечеловеческой цивилизации).

 

8. Какое понятие относится к следующим словам: действия шамана направленные на то или иное явление природы, людей, с целью вызвать желательные последствия, это …

 

а) анимизм;

б) магия;

в) антропоморфизм.

 

9. Индуисты и буддисты верят в переселение душ. Они говорят, что общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последствий, определяющих характер его нового рождения и последующей жизни – это…

 

а) медитация;

б) нирвана;

в) карма.

 

10. Дидро писал: «Сделать добродетель – притягательной, а порок – отвратительным, вот истинная цель для всякого честного человека, владеющего пером или кистью, или резцом скульптора». Какую эпоху в Европе характеризуют эти взгляды на искусство?

 

а) Ренессанса;

б) Барокко;

в) Просвещения.

 

Вариант № 5.

 

1. Кто писал: «Ни одна великая истина не вышла из нашей среды. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру».

 

а) К. Леонтьев;

б) А. Хомяков;

в) П. Чаадаев.

 

2. Уровень исследований, связанный с развитием понятийного аппарата науки, познанием общих закономерностей изучаемого феномена культуры, называется …

 

а) теоретическим;

б) эмпирическим;

в) культурологическим.

 

3. Какой исторический тип культуры выделил О. Шпенглер, как находящийся в процессе возникновения?

 

а) Русско-сибирский;

б) Японский;

в) Северо-американский.

 

4. Они являются фундаментальными категориями картины мира, как общечеловеческие представления культурного опыта и деятельности, символически отраженные в образной памяти, мировоззренческих конструкциях, языка, искусстве и пр. Назовите, что это?

 

а) Семь чудес света;

б) Информационно-моделирующие системы общества;

в) Универсалии культуры.

 

5. Кто создал теоретическую концепцию, по которой каждый язык имеет свою «внутреннюю форму», специфическую структуру, обусловленную «самобытностью народного духа»?

 

а) В. фон Гумбольдт;

б) Б. Малиновский;

в) Л. Уайт.

 

6. Какое суждение правильное:

 

а) Маргинальность – понятие, которое характеризует адекватное мировосприятие представителя народно-традиционной культуры;

б) Маргинальность – понятие, которое указывает на гармоничное взаимодействие с или иными этническими или социальными группами людей;

в) Маргинальность – понятие, которое указывает на промежуточное, пограничное положение человека между двумя этническими или социальными группами людей.

 

7. «Эдипов комплекс» - это ….

 

а) ряд архитектурных сооружений в Древней Греции (г. Фивы);

б) по Фрейду – это совокупность чувств мальчика, а затем и мужчины, в основе которых лежит бессознательное сексуальное влечение к матери и враждебность к отцу;

в) современный туристический центр на Кипре.

 

8. В какой трактовке применяют в философии и культурологии понятие «миф»?

 

а) Вымышленный, фантастический рассказ;

б) Первая синкретическая форма культуры;

в) Легенды и предания народа о своем прошлом.

 

9. Какая религия учит, что причина человеческих страданий заключена в его неспособности отказаться от мирских желаний и стремлением к радостям земного существования, а это мешает прервать круг нежелательных очередных «воплощений» души. Поэтому следует следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению.

 

а) Ислам;

б) Конфуцианство;

в) Буддизм.

 

10. В чем заключается принцип «триединства», сформулированный поэтом Н. Буало, и распространенный, как образец, в драматургии эпохи классицизма?

 

а) Единство места действия, времени, неизменность характера героев в пьесе;

б) Патриотическое единство страны, религии и народных масс;

в) Единство мыслей, чувств и образа действий героев пьесы.

 

Вариант № 6.

1. Русский ученый С.М. Широкогоров писал, что это - «группа людей, говорящих на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающих комплексов обычаев, укладом жизни, освященных традицией, отличающей ее от других групп». К какому научному понятию это относится?

 

а) Этнос, народ;

б) Политическая партия;

в) Класс, сословие, каста.

 

2. Какое определение будет более точным и правильным:

 

а) Культурология – наука о наиболее общих законах развития природы и общества;

б) Культурология – наука о познании законов красоты и эстетическом в жизни и искусстве;

в) Культурология – комплексная наука, изучающая культуру и цивилизации как целостные системы, развивающиеся в социальном времени и пространстве.

 

3. В какой стране жил мыслитель, который в работе «Друг людей» ввел в научный лексикон понятие «цивилизация»? Отметив, что религия - главная пружина цивилизации, он писал: «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдались правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, - все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели».

 

а) Англия, первая пол. XVII в., Бэкон;

б) Франция, вторая пол. XVIII в., Мирабо;

в) Россия, первая пол. XIX в., Чаадаев.

 

4. Кто из них является представителем ценностного подхода в исследованиях культуры?

 

а) Леви Леви-Брюль;

б) Клод Леви-Стросс;

в) Генрих Риккерт.

 

5. Кто писал: «Культура обозначает всю сумму достижений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми»?

а) К. Юнг;

б) З. Фрейд;

в) Вл. Соловьев.

 

6. Обмирщение церкви - это...

 

а) формирование и явное преобладание в обществе светской культуры, независимой и свободной от религиозного влияния;

б) избегание светского влияния на церковь, и когда духовно-культурная деятельность людей направлена преимущественно на познание сущности и действий Бога;

в) утверждение инквизиции, диктата церкви, соблюдения религиозных обрядов и пр.

 

7. Что означает термин «инкультурация» личности?

 

а) Приобщение индивида к чужой культуре, языку, включая усвоение им необходимых норм и стереотипов поведения, бытовых привычек и т. п.;

б) Положительное эмоциональное самоощущение человека, находящегося в родной этнической среде;

в) Он адекватен термину «маргинальность» и указывает на промежуточное, пограничное положение человека между какими-либо этническими или социальными группами людей.

 

8. Дайте правильный ответ: «В мифологической картине мира круг является символом и культом (чего?)……

 

а) мужского начала;

б) женского начала;

в) солнца.

 

9. Кому принадлежит так называемое «золотое правило» нравственности: «Не делай другому того, чего не желаешь сам себе, и тогда и в государстве, и в семье к тебе не будут испытывать вражды».

 

а) Конфуцию;

б) Будде;

в) Мухаммаду.

 

10. Эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» создал…

 

а) Гесиод;

б) Гомер;

в) Геродот.

Вариант № 7.

1. Кто разграничил понятия «культура» и «цивилизация», назвав цивилизацию «последней стадией» развития культуры? Он писал: «Как только цель достигнута, и вся полнота внутренних возможностей завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются – она становится цивилизацией».

 

а) О. Шпенглер;

б) К. Юнг;

в) Б. Малиновский.

 

2. Какие ученые являются непосредственно создателями культурологии, как самостоятельной науки?

 

а) Н. Рерих и П. Флоренский;

б) Э. Тайлор и Л. Уайт;

в) Н. Бердяев и П. Сорокин.

 

3. Культура Западной Европы в эпоху Просвещения характеризуется:

 

а) Борьбой церкви с монархическими правлениями, переводами и исправлением текстов Св. Писания;

б) Утверждением светского образа жизни и расцветом искусства классицизма;

в) Расцветом романского и готического стиля в архитектуре.

 

4. При очень широкой интерпретации и многообразии подходов к понятию «культура», с каким равноуровневым понятием оно только и может быть сопоставлено:

 

а) с природой;

б) с религией;

в) с искусством.

 

5. Как назвал английский историк В. Чайльд историко-культурный переход человечества от сбора и использования «даров природы» к производящему труду, что привело к появлению классового общества, городов, государства, письменности?

 

а) Неолитическая революция;

б) Переход от политеизма к монотеизму;

в) Научно-техническая революция.

 

6. В какой науке «культурой» называют общественные структуры и системы, выполняющие функции образования, воспитания, научные институты, учреждения искусства и пр.?

 

а) в социологии;

б) в археологии;

в) в этнографии.

 

7. Продолжите мысль: «При деятельностном подходе культуру рассматривают как …

 

а) …сложно организованную систему символов и знаков»;

б) …систему ценностей, регулирующих отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира, позволяющую ориентироваться в нем»;

в) …особый вид культуротворчества, осуществляемой людьми наряду с экономической, социальной, политической, интеллектуальной и другой деятельностью».

 

8. Кто называл магию перовой формой религиозного культа, а миф – его словесным объяснением и описанием ритуала (сакральным рассказом)?

а) Дж. Фрезер;

б) Э. Тайлор;

в) Б. Малиновский.

 

9. Какому из направлений христианства соответствует следующее определение - «Это одно из направлений, для которого характерны такие основные принципы – спасения личной верой, священства для всех верующих, демократизация культа и «обмирщение» церкви»:

 

а) Католицизм;

б) Протестантизм;

в) Православие.

 

10. Какие боги и герои древнегреческих мифов наиболее тесно связаны с искусством?

 

а) Аполлон, Дионис, Орфей;

б) Зевс, Посейдон, Геракл;

в) Афродита, Гера, Тезей.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. История мировой культуры (мировых цивилизаций): Рекомендовано МО РФ в качестве учебного пособия для вузов / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 533 с.

2. Садохин, А.П. Мировая художественная культура: Рекомендовано МО РФ в качестве учебника для вузов / А. П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 495 с.

3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. - 2-е изд., стер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 600 с.

4. Культурология: Рекомендовано МО РФ в качестве учебного пособия для вузов / Под ред. Драча Г.В. - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 576 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

5. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 608 с.

6. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С.Д. Серебряного. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 429 с.

7. Культурология: Хрестоматия / Сост. П.С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2000. - 592 с.

8. Хрестоматия по культурологии. Т. 2: Самосознание русской культуры / Под ред. И.Ф. Кефели и др. - СПб.: Петрополис, 2000. - 512 с.

9. Хрестоматия по культурологии. Т. 1: Самосознание мировой культуры / Под ред. И.Ф. Кефели и др. - СПб: Петрополис, 1999. - 312 с.

10. Энциклопедический словарь по культурологии / Авдеев В.И., Арапов А.В, Выставкин А.В и др.; Под общ. ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1997. - 478 с.

11. Кравченко, А.И. Культурология: Учебник / А. И. Кравченко. - М.: ТК Велби; Проспект, 2004. - 288 с.

12. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси / А. Н. Афанасьев. - М.: Эксмо, 2007. - 608 с.

13. Бачинин, В.А. Культурология: Энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288 с.

14. Башкортостан. Культура и искусство / МК РБ; Сост.: И. Оськина. - Уфа, 2000. - 43 с.

15. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: Учебное пособие / Андрей Александрович Белик. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2002. - 241 с.

16. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / Ин-т философии; Отв. ред. В.С. Степин, А.А. Гусейнов. - М.: Наука, 2005. - 428 с.

17. Георгиева Т.С. История русской культуры: Учебное пособие для вузов / Татьяна Серафимовна Георгиевна; Международная кафедра-сеть UNESCO/ICES. - М.: Юрайт, 2001. - 576 с.

18. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре: Учебное пособие для вузов / Татьяна Георгиевна Грушевицкая, Гузик М.А., Садохин А.П.; Под ред. А.П. Садохина. - М.: Академия, 2001. - 408 с.

19. Древнерусская культура: литература и искусство: Диск. Т. 26. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2004.

20. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для вузов / Борис Сергеевич Ерасов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 591 с.

21. Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие / К. И. Кирамова. - М.: Проспект, 2004. - 208 с.

22. Кунафин Г.С. Культура Башкортостана и Башкирская литература XIX-начала ХХ века: Рекомендовано МО РБ / Г. С. Кунафин. - Уфа: Китап, 2006. - 280 с.

23. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Николай Альбертович Кун. - М.: Эксмо, 2006. - 544 с.

24. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. (Очерки истории) / Е.П. Львова, Н.Н. Фомина, Л.М. Некрасова и др. - СПб.: Питер, 2006. - 416 с.

25. Мировая художественная культура ХХ век: кино, театр, музыка/ Л.М. Баженова, Л.М. Некрасова, Н.Н. Курчан и др. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

26. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения / Е.П. Львова, Е.П. Кабкова, Л.М. Некрасова и др. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.

27. Мифология / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Большая Российская энциклопедия.2006. - 736 с.

28. Мифы и религии мира: Учебное пособие / РГГУ; Сост. и ред. С.Ю. Неклюдов. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. - 432 с.

29. Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1: А - К / Гл. ред. С.А. Токарев; Ред. кол: И.С. Брагинский, И.М. Дьяконов, В.В. Иванов и др. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - 671 с.

30. Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2: К - Я / Гл. ред. С.А. Токарев; Ред. кол: И.С. Брагинский, И.М. Дьяконов, В.В. Иванов и др. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1992. - 719 с.

31. Очерки культуры народов Башкортостана: Учебное пособие / Под ред. В.Л. Бенина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. - 236 с.

32. Петкова, С.М. Справочник по мировой культуре и искусству: Справочное издание / Петкова Светлана Ивановна. - 2-е изд., испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 507 с.

33. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учебное пособие / М. В. Соколова. - 2-е изд., исправл. и доп. - М.: Академия, 2006. - 368 с

34. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Ерасов Б.С. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 556 с.

35. Султангареева Р.А. Жизнь человека в обряде: фольклорно-этнографическое исследование башкирских семейных обрядов / Р. А. Султангареева. - Уфа: Гилем, 2006. - 344 с.

36. Сурдель, Д. Цивилизация классического ислама / Д. Сурдель, Ж. Сурдель; Пер. с фр. В. Бабинцева. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 544 с.

37. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Тойнби А.Дж.; Пер. с англ.; Под ред. В.И. Уколовой, Д.Э. Харитоновича. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 592 с.

38. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для высшей школы / Андрей Яковлевич Флиер. - М.: Академический Проект, 2002. - 492 c.

39. Халфин С.А. История культуры Башкортостана: Хрестоматия для студентов вузов Республики Башкортостан / С. А. Халфин; УГАЭС. - 3-е изд., доп. - Уфа, 2006. - 324 с.

40. Халфин С.А. История культуры Башкортостана X-XX веков: Учебное пособие / Сагитьян Ахуньянович Халфин; МО РФ; УТИС. - Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2000. - 82 с.

41. Черницкий, А.М. История исчезнувших цивилизаций / А. М. Черницкий. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 432 с. - (Всемирная история цивилизаций). - с. 429.

42. Яковкина Н.И. История русской культуры: ХIX век: Учебное пособие для студентов вузов / Наталья Ивановна Яковкина. - СПб.: Лань, 2000. - 576 с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных