ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Материалы для самоконтроляТестовые задания
Вариант № 1. 1. Кто дал следующее определение – «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле, слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
а) Дж. Фрезер; б) Э. Тайлор; в). Л. Уайт.
2. Какие исторические типы культур выделил Освальд Шпенглер?
а) Германо-романский, русско-славянский и др.; б) Западно-христианский, православно-христианский, исламский, дальневосточный, индуистский. в) Египетский, индийский, вавилонский, китайский, античный (аполлоновский), арабский (магический), западноевропейский (фаустовский), майя.
3. Кто писал, что язык, миф, искусство, религия – это символические формы, лежащие в основе культуры; «символ – ключ к природе человека», а «человек – это символическое животное»?
а) Э. Кассирер; б) К. Юнг; в) К. Леви-Стросс.
4. Что такое субкультура?
а) Это подсистема внутри доминирующей в обществе культуры, имеющая некоторые собственные ценности, нормы и стереотипы поведения; б) Это контркультура, которая противостоит доминирующей в обществе культуре; в) Это сфера культуры, направленная на абсолютизацию роли искусства в обществе.
5. Л. Уайт описывал три подсистемы культуры: технологическую (орудия производства, оружие, жилища, одежду и пр.), социальную (все виды коллективного и индивидуального поведения людей) и идеологическую (знания, идеи, верования). Чем же он объяснял причины развития этих подсистем культуры? а) Духовно-религиозной эволюцией общества; б) Войнами и революциями; в) Технологическим детерминизмом.
6. Теория, исследующая свойства знаковых систем (систем знаков), каждому из которых придается определенное значение?
а) семиотика; б) игровая теория; в) психоанализ.
7. Какой ученый писал: «Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной»?
а) П. Сорокин; б) П. Флоренский; в) Н. Бердяев.
8. Первыми формами религиозных верований являются:
а) Тотемизм, фетишизм, магия, анимизм; б) Монотеизм (иудаизм, христианство, ислам); в) Политеизм (индуизм, синтоизм, античная религия).
9. Какому из этих ученых принадлежит концепция «вызова и ответа», по которой культура возникает и развивается под непосредственным воздействием на общество тех или иных природных или социальных причин?
а) А. Тойнби; б) Э. Тайлор; в) Дж. Фрезер.
10. «Серебряный век» отечественной культуры, это:
а) Появление модернизма и декадентства, расцвет искусства и философии («русский культурный ренессанс», по Н. Бердяеву) в конце XIX – начале XX вв.; б) Европеизация русской культуры, влияние на ее развитие идей Просвещения (XVIII в.). в) Время творчества Пушкина, Лермонтова, Кипренского, Венецианова, Глинки и др. в первой пол. XIX в.
Вариант № 2. 1. Художественная культура – как культурологическое понятие …
а) относится только к архитектуре, дизайну, изобразительному и декоративно-прикладному искусству. б) относится лишь к сфере духовной культуры; в) относится к сфере социокультурной жизни, к которой происходит создание и распространение произведений художественного творчества.
2. Какова основная научная идея Л.Н. Гумилёва отражена в трудах «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая Степь», «От Руси к России» и др.?
а) Влияние природно-космических факторов на процессы этногенеза и пассионарность человека; б) Его книги являются мемуарами историко-литературного характера; в) Эти труды отражают результаты его научных метеоролого-географических наблюдений.
3. По мнению Н. Данилевского, развитие каких культурно-исторических типов было насильственно прервано?
а) германо-романского; б) славяно-русского; в) мексиканского (ацтеки) и перуанского (инки).
4. Какому из ученых принадлежат эти строки: «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира»?
а) П. Сорокин; б) Н. Рерих; в) Н. Бердяев.
5. Во второй пол. ХХ в. концепции информационного (постиндустриального) общества разрабатывали:
а) Корпорация «Майкрософт»; б) американские ученые О. Тофлер, Д. Белл, японский ученый И. Масуда; в) Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 6. Какому понятию соответствует это определение: «Нерасчлененность, слитность материального быта, мифологии, художественного творчества, магии, религиозных представлений, характерных для первобытной родоплеменной культуры» - это ….
а) синкретизм; б) синтетизм; в) семиотика.
7. Какое значение имело понятие «пайдейя» у древних греков?
а) Воспитанность и образованность, гармоничное развитие человека; б) Достижение человеком воинских доблестей и славы; в) Умение слагать стихи и петь их в сопровождении кифары.
8. В рамках «теоцентрического» подхода «культура» трактуется как:
а) реализация естественных (природных) сил; б) реализация общественных (социальных) сил; в) реализация сверхъестественных (сакральных) сил.
9. Кому принадлежат эти слова: «Вера в высший смысл Вселенной является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре»?
а) Н. Данилевский; б) К. Леонтьев; в) А. Мень.
10. Что означает понятие «поп-культура»?
а) Сленговое название массовой художественной культуры второй пол. ХХ в.; б) Форму элитарной художественной культуры второй пол. ХIХ в.; в) Форму церковно-религиозной культуры в эпоху западноевропейского средневековья.
Вариант № 3.
1. Кому принадлежит высказывание - «Миф, как первоначальная форма духовной культуры человечества, представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные художественно-бессознательным образом народной фантазией»:
а) К. Марксу; б) Э. Тайлору; в) Дж. Фрезеру. 2. Какую теорию создал (труд «Homo Ludens») голландский ученый Й. Хейзинга?
а) Теорию психоанализа; б) Теорию символических форм; в) Теорию игровой культуры.
3. Кто из ученых отметил существование в ХХ в. лишь пяти типов культур: западная христианская, православная христианская, исламская, дальневосточная, индуистская.
а) О. Шпенглер; б) А. Тойнби; в) К. Ясперс.
4. Какое начало в культуре, как считал Ф. Ницше, связано со светлым, ясным, упорядоченным видением мира, с наибольшей силой воплотившееся в «зримых искусствах» - архитектуре, скульптуре:
а) С «дионисийским» началом; б) С «аполлонийским» началом; в) С «артемидовским» началом.
5. Какие идеи выдвигали «славянофилы»?
а) Единства мировой цивилизации и развития культуры России по западноевропейскому образцу; б) Самобытного развития культуры России и славянских народов под эгидой православия; в) Они рассматривали Россию как особую (но не европейскую и не азиатскую) цивилизацию, включая «туранский элемент» (тюркские, угро-финские и др. народы Сибири и Дальнего Востока).
6. Какая древняя цивилизация оставила в наследие человечеству такие феномены своей культуры, как юриспруденцию, основы системы государственного управления, военной тактики, философию, искусство красноречия, театр, архитектуру, скульптуру, литературу, мифологию, начала математики, физики и естественных наук, языки, используемые в научной терминологии, культуру земледелия, виноградарства и пр.?
а) Восточно-африканская; б) Античная (средиземноморская); в) Древнеамериканская (астеки и инки).
7. Что такое массовая культура?
а) Культура, создаваемая господствующими и образованными слоями для элиты общества; б) Народная культура, создаваемая основной массой населения, создающей в государстве материальные ценности; в) Культура, имеющая межнациональное и повсеместное распространение, но в целом, не обладающая высокими этическими и эстетическими достоинствами.
8. Кто этих ученых включил культурологию в Международную энциклопедию социальных наук?
а) Л. Уайт, 1968 г.; б) В. Освальд; 1909 г.; в) Э. Тайлор, 1871 г.
9. Насаждение арабами в результате завоеваний в VII-Х вв. своей культуры (мусульманской религии, языка и образа жизни) персам, тюркам и другим народам Азии и Северной Африки – это…
а) шиизм; б) суннизм; в) арабизация.
10. Какие мировоззренческие идеи наиболее характерны для художников эпохи романтизма?
а) Воспевание в творчестве идеалов Просвещения, идей свободы, равенства и братства; б) Уход в творчестве от реалий жизни в историю, ориентализм, фантастику, использование фольклора; в) Идеи создания массового искусства, доступного для пролетариата.
Вариант № 4.
1. Он писал, что «каждая из высших культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит»; ввел в характеристику типа культуры такие понятия, как «аполлоновская», «фаустовская» и «магическая» душа?
а) П. Сорокин; б) Н. Бердяев; в) О. Шпенглер. 2. Появление гуманизма, как формы мировоззрения, обращение к наследию античности, процветание искусств, великие географические открытия, развитие товарно-денежного обращения были главной чертой этой эпохи, которая дала миру выдающихся художников, скульпторов, архитекторов, литераторов, ученых и великих мореплавателей. В эту же эпоху по приказам монархов и католической инквизиции были преданы сожжению, казнены или преследовались ученые-естествоиспытатели и гуманисты-мыслители, которые создали литературные утопии о светлом будущем человечества. Это была эпоха…
а) Просвещения; б) Ренессанса; в) Барокко.
3. Какие три основных принципа лежат в основе выделения локальных цивилизаций?
а) Географический, историко-хронологический, этнический; б) Политический, социальный, экономический; в) Религиозный, культурно-исторический, нравственный.
4. Как называется подход, который стремиться взглянуть на культуру через призму проблем сознания, которое придает смыслы предметам и образует многообразный мир явлений, одной из областей которого является культура?
а) Феноменологический; б) Аксиологический; в) Деятельностный.
5. К. Ясперс назвал «осевое время» историческим периодом формирования духовных основ современной культуры, связывающим человечество «в рамках единой человеческой истории», масштаб, позволяющий отчетливо видеть историческое значение отдельных народов для человечества в целом. Назовите исторический период «осевого времени».
а) II тыс. до н. э. (1800 - 1200 гг. до н. э.); б) I тыс. до н. э. (800 - 200 гг. до н. э.); в) I тыс. н. э. (800 - 200 гг. н. э.).
6. Как называют культуру общения, поведения, внешнего проявления отношений человека к другим людям: а) Этикет; б) Гуманизм; в) Гедонизм. 7. Что означает принцип культурного «моноцентризма»:
а) Это методология исследований, которое кладет в основу объяснения социокультурных явлений понятие «организма», органической целостности, и в той или иной степени, уподобляет развитие социокультурных систем развитию живых организмов; б) Это методология исследований, состоящая в признании существования множества различных и равноценных культур (цивилизаций), не сводимых к какому-либо единству общечеловеческой культуры (цивилизации); в) Это методология исследований, который признает единое, универсальное развитие мировой культуры (общечеловеческой цивилизации).
8. Какое понятие относится к следующим словам: действия шамана направленные на то или иное явление природы, людей, с целью вызвать желательные последствия, это …
а) анимизм; б) магия; в) антропоморфизм.
9. Индуисты и буддисты верят в переселение душ. Они говорят, что общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последствий, определяющих характер его нового рождения и последующей жизни – это…
а) медитация; б) нирвана; в) карма.
10. Дидро писал: «Сделать добродетель – притягательной, а порок – отвратительным, вот истинная цель для всякого честного человека, владеющего пером или кистью, или резцом скульптора». Какую эпоху в Европе характеризуют эти взгляды на искусство?
а) Ренессанса; б) Барокко; в) Просвещения.
Вариант № 5.
1. Кто писал: «Ни одна великая истина не вышла из нашей среды. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру».
а) К. Леонтьев; б) А. Хомяков; в) П. Чаадаев.
2. Уровень исследований, связанный с развитием понятийного аппарата науки, познанием общих закономерностей изучаемого феномена культуры, называется …
а) теоретическим; б) эмпирическим; в) культурологическим.
3. Какой исторический тип культуры выделил О. Шпенглер, как находящийся в процессе возникновения?
а) Русско-сибирский; б) Японский; в) Северо-американский.
4. Они являются фундаментальными категориями картины мира, как общечеловеческие представления культурного опыта и деятельности, символически отраженные в образной памяти, мировоззренческих конструкциях, языка, искусстве и пр. Назовите, что это?
а) Семь чудес света; б) Информационно-моделирующие системы общества; в) Универсалии культуры.
5. Кто создал теоретическую концепцию, по которой каждый язык имеет свою «внутреннюю форму», специфическую структуру, обусловленную «самобытностью народного духа»?
а) В. фон Гумбольдт; б) Б. Малиновский; в) Л. Уайт.
6. Какое суждение правильное:
а) Маргинальность – понятие, которое характеризует адекватное мировосприятие представителя народно-традиционной культуры; б) Маргинальность – понятие, которое указывает на гармоничное взаимодействие с или иными этническими или социальными группами людей; в) Маргинальность – понятие, которое указывает на промежуточное, пограничное положение человека между двумя этническими или социальными группами людей.
7. «Эдипов комплекс» - это ….
а) ряд архитектурных сооружений в Древней Греции (г. Фивы); б) по Фрейду – это совокупность чувств мальчика, а затем и мужчины, в основе которых лежит бессознательное сексуальное влечение к матери и враждебность к отцу; в) современный туристический центр на Кипре.
8. В какой трактовке применяют в философии и культурологии понятие «миф»?
а) Вымышленный, фантастический рассказ; б) Первая синкретическая форма культуры; в) Легенды и предания народа о своем прошлом.
9. Какая религия учит, что причина человеческих страданий заключена в его неспособности отказаться от мирских желаний и стремлением к радостям земного существования, а это мешает прервать круг нежелательных очередных «воплощений» души. Поэтому следует следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению.
а) Ислам; б) Конфуцианство; в) Буддизм.
10. В чем заключается принцип «триединства», сформулированный поэтом Н. Буало, и распространенный, как образец, в драматургии эпохи классицизма?
а) Единство места действия, времени, неизменность характера героев в пьесе; б) Патриотическое единство страны, религии и народных масс; в) Единство мыслей, чувств и образа действий героев пьесы.
Вариант № 6. 1. Русский ученый С.М. Широкогоров писал, что это - «группа людей, говорящих на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающих комплексов обычаев, укладом жизни, освященных традицией, отличающей ее от других групп». К какому научному понятию это относится?
а) Этнос, народ; б) Политическая партия; в) Класс, сословие, каста.
2. Какое определение будет более точным и правильным:
а) Культурология – наука о наиболее общих законах развития природы и общества; б) Культурология – наука о познании законов красоты и эстетическом в жизни и искусстве; в) Культурология – комплексная наука, изучающая культуру и цивилизации как целостные системы, развивающиеся в социальном времени и пространстве.
3. В какой стране жил мыслитель, который в работе «Друг людей» ввел в научный лексикон понятие «цивилизация»? Отметив, что религия - главная пружина цивилизации, он писал: «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдались правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, - все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели».
а) Англия, первая пол. XVII в., Бэкон; б) Франция, вторая пол. XVIII в., Мирабо; в) Россия, первая пол. XIX в., Чаадаев.
4. Кто из них является представителем ценностного подхода в исследованиях культуры?
а) Леви Леви-Брюль; б) Клод Леви-Стросс; в) Генрих Риккерт.
5. Кто писал: «Культура обозначает всю сумму достижений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми»? а) К. Юнг; б) З. Фрейд; в) Вл. Соловьев.
6. Обмирщение церкви - это...
а) формирование и явное преобладание в обществе светской культуры, независимой и свободной от религиозного влияния; б) избегание светского влияния на церковь, и когда духовно-культурная деятельность людей направлена преимущественно на познание сущности и действий Бога; в) утверждение инквизиции, диктата церкви, соблюдения религиозных обрядов и пр.
7. Что означает термин «инкультурация» личности?
а) Приобщение индивида к чужой культуре, языку, включая усвоение им необходимых норм и стереотипов поведения, бытовых привычек и т. п.; б) Положительное эмоциональное самоощущение человека, находящегося в родной этнической среде; в) Он адекватен термину «маргинальность» и указывает на промежуточное, пограничное положение человека между какими-либо этническими или социальными группами людей.
8. Дайте правильный ответ: «В мифологической картине мира круг является символом и культом (чего?)……
а) мужского начала; б) женского начала; в) солнца.
9. Кому принадлежит так называемое «золотое правило» нравственности: «Не делай другому того, чего не желаешь сам себе, и тогда и в государстве, и в семье к тебе не будут испытывать вражды».
а) Конфуцию; б) Будде; в) Мухаммаду.
10. Эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» создал…
а) Гесиод; б) Гомер; в) Геродот. Вариант № 7. 1. Кто разграничил понятия «культура» и «цивилизация», назвав цивилизацию «последней стадией» развития культуры? Он писал: «Как только цель достигнута, и вся полнота внутренних возможностей завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются – она становится цивилизацией».
а) О. Шпенглер; б) К. Юнг; в) Б. Малиновский.
2. Какие ученые являются непосредственно создателями культурологии, как самостоятельной науки?
а) Н. Рерих и П. Флоренский; б) Э. Тайлор и Л. Уайт; в) Н. Бердяев и П. Сорокин.
3. Культура Западной Европы в эпоху Просвещения характеризуется:
а) Борьбой церкви с монархическими правлениями, переводами и исправлением текстов Св. Писания; б) Утверждением светского образа жизни и расцветом искусства классицизма; в) Расцветом романского и готического стиля в архитектуре.
4. При очень широкой интерпретации и многообразии подходов к понятию «культура», с каким равноуровневым понятием оно только и может быть сопоставлено:
а) с природой; б) с религией; в) с искусством.
5. Как назвал английский историк В. Чайльд историко-культурный переход человечества от сбора и использования «даров природы» к производящему труду, что привело к появлению классового общества, городов, государства, письменности?
а) Неолитическая революция; б) Переход от политеизма к монотеизму; в) Научно-техническая революция.
6. В какой науке «культурой» называют общественные структуры и системы, выполняющие функции образования, воспитания, научные институты, учреждения искусства и пр.?
а) в социологии; б) в археологии; в) в этнографии.
7. Продолжите мысль: «При деятельностном подходе культуру рассматривают как …
а) …сложно организованную систему символов и знаков»; б) …систему ценностей, регулирующих отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира, позволяющую ориентироваться в нем»; в) …особый вид культуротворчества, осуществляемой людьми наряду с экономической, социальной, политической, интеллектуальной и другой деятельностью».
8. Кто называл магию перовой формой религиозного культа, а миф – его словесным объяснением и описанием ритуала (сакральным рассказом)? а) Дж. Фрезер; б) Э. Тайлор; в) Б. Малиновский.
9. Какому из направлений христианства соответствует следующее определение - «Это одно из направлений, для которого характерны такие основные принципы – спасения личной верой, священства для всех верующих, демократизация культа и «обмирщение» церкви»:
а) Католицизм; б) Протестантизм; в) Православие.
10. Какие боги и герои древнегреческих мифов наиболее тесно связаны с искусством?
а) Аполлон, Дионис, Орфей; б) Зевс, Посейдон, Геракл; в) Афродита, Гера, Тезей. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. История мировой культуры (мировых цивилизаций): Рекомендовано МО РФ в качестве учебного пособия для вузов / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 533 с. 2. Садохин, А.П. Мировая художественная культура: Рекомендовано МО РФ в качестве учебника для вузов / А. П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 495 с. 3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. - 2-е изд., стер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 600 с. 4. Культурология: Рекомендовано МО РФ в качестве учебного пособия для вузов / Под ред. Драча Г.В. - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 576 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
5. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 608 с. 6. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С.Д. Серебряного. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 429 с. 7. Культурология: Хрестоматия / Сост. П.С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2000. - 592 с. 8. Хрестоматия по культурологии. Т. 2: Самосознание русской культуры / Под ред. И.Ф. Кефели и др. - СПб.: Петрополис, 2000. - 512 с. 9. Хрестоматия по культурологии. Т. 1: Самосознание мировой культуры / Под ред. И.Ф. Кефели и др. - СПб: Петрополис, 1999. - 312 с. 10. Энциклопедический словарь по культурологии / Авдеев В.И., Арапов А.В, Выставкин А.В и др.; Под общ. ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1997. - 478 с. 11. Кравченко, А.И. Культурология: Учебник / А. И. Кравченко. - М.: ТК Велби; Проспект, 2004. - 288 с. 12. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси / А. Н. Афанасьев. - М.: Эксмо, 2007. - 608 с. 13. Бачинин, В.А. Культурология: Энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288 с. 14. Башкортостан. Культура и искусство / МК РБ; Сост.: И. Оськина. - Уфа, 2000. - 43 с. 15. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: Учебное пособие / Андрей Александрович Белик. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2002. - 241 с. 16. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / Ин-т философии; Отв. ред. В.С. Степин, А.А. Гусейнов. - М.: Наука, 2005. - 428 с. 17. Георгиева Т.С. История русской культуры: Учебное пособие для вузов / Татьяна Серафимовна Георгиевна; Международная кафедра-сеть UNESCO/ICES. - М.: Юрайт, 2001. - 576 с. 18. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре: Учебное пособие для вузов / Татьяна Георгиевна Грушевицкая, Гузик М.А., Садохин А.П.; Под ред. А.П. Садохина. - М.: Академия, 2001. - 408 с. 19. Древнерусская культура: литература и искусство: Диск. Т. 26. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2004. 20. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для вузов / Борис Сергеевич Ерасов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 591 с. 21. Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие / К. И. Кирамова. - М.: Проспект, 2004. - 208 с. 22. Кунафин Г.С. Культура Башкортостана и Башкирская литература XIX-начала ХХ века: Рекомендовано МО РБ / Г. С. Кунафин. - Уфа: Китап, 2006. - 280 с. 23. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Николай Альбертович Кун. - М.: Эксмо, 2006. - 544 с. 24. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. (Очерки истории) / Е.П. Львова, Н.Н. Фомина, Л.М. Некрасова и др. - СПб.: Питер, 2006. - 416 с. 25. Мировая художественная культура ХХ век: кино, театр, музыка/ Л.М. Баженова, Л.М. Некрасова, Н.Н. Курчан и др. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с. 26. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения / Е.П. Львова, Е.П. Кабкова, Л.М. Некрасова и др. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с. 27. Мифология / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Большая Российская энциклопедия.2006. - 736 с. 28. Мифы и религии мира: Учебное пособие / РГГУ; Сост. и ред. С.Ю. Неклюдов. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. - 432 с. 29. Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1: А - К / Гл. ред. С.А. Токарев; Ред. кол: И.С. Брагинский, И.М. Дьяконов, В.В. Иванов и др. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - 671 с. 30. Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2: К - Я / Гл. ред. С.А. Токарев; Ред. кол: И.С. Брагинский, И.М. Дьяконов, В.В. Иванов и др. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1992. - 719 с. 31. Очерки культуры народов Башкортостана: Учебное пособие / Под ред. В.Л. Бенина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. - 236 с. 32. Петкова, С.М. Справочник по мировой культуре и искусству: Справочное издание / Петкова Светлана Ивановна. - 2-е изд., испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 507 с. 33. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учебное пособие / М. В. Соколова. - 2-е изд., исправл. и доп. - М.: Академия, 2006. - 368 с 34. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Ерасов Б.С. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 556 с. 35. Султангареева Р.А. Жизнь человека в обряде: фольклорно-этнографическое исследование башкирских семейных обрядов / Р. А. Султангареева. - Уфа: Гилем, 2006. - 344 с. 36. Сурдель, Д. Цивилизация классического ислама / Д. Сурдель, Ж. Сурдель; Пер. с фр. В. Бабинцева. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 544 с. 37. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Тойнби А.Дж.; Пер. с англ.; Под ред. В.И. Уколовой, Д.Э. Харитоновича. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 592 с. 38. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для высшей школы / Андрей Яковлевич Флиер. - М.: Академический Проект, 2002. - 492 c. 39. Халфин С.А. История культуры Башкортостана: Хрестоматия для студентов вузов Республики Башкортостан / С. А. Халфин; УГАЭС. - 3-е изд., доп. - Уфа, 2006. - 324 с. 40. Халфин С.А. История культуры Башкортостана X-XX веков: Учебное пособие / Сагитьян Ахуньянович Халфин; МО РФ; УТИС. - Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2000. - 82 с. 41. Черницкий, А.М. История исчезнувших цивилизаций / А. М. Черницкий. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 432 с. - (Всемирная история цивилизаций). - с. 429. 42. Яковкина Н.И. История русской культуры: ХIX век: Учебное пособие для студентов вузов / Наталья Ивановна Яковкина. - СПб.: Лань, 2000. - 576 с. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|