Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изменение ценностно-ориентационных принципов




 


 

 

       
   
 

 

 


 

 

       
   
 
 


 

 

 


Дадаи́зм, или дада:

· модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино,

· зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Существовало с 1916 по 1922 г.,

· Дадаизм наиболее ярко выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях (корни современных граффити), псевдочертежах, не имеющих никакого смысла, комбинациях случайных предметов,

· в 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.

Сюрреализм (франц. surréalisme, буквально — сверхреализм):

· авангардистское направление в художественной культуре 20 в.; первоначально возникло во Франции.

· сложилось к середине 20-х гг.: "Манифест сюрреализма" А. Бретона (1924), ,

· основатели:

Ø писатели Л. Арагон, Ф. Супо, П. Элюар, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Т. Тцара,

Ø художники М. Эрнст, Мэн Рей, Х. Арп, П. Руа, А. Массой, Х. Миро, М. Дюшан, Ф. Пикабия, И. Танги, С. Дали, Р. Магрит,

Ø кинематографисты Л. Бюнюэль и Ж. Дюлак.

· продолжение традиций романтико-анархического бунтарства против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации,

· свобода от власти интеллекта и устремление в подсознании человека,

· интуитивизм и фрейдизм служили философской опорой для попыток изгнать разум из художественного мышления, утвердить в творчестве хаотичный произвол подсознательных "озарений",

· крайнее воплощение иррационалистического кризиса в западной культуре,

· имитация художественных приёмов первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных,

· натуралистически-осязаемое воспроизведение фантастических видений, либо отдаленно и смутно ассоциирующихся с предметным миром,

· трагическое неприятие окружающего миропорядка, обещание исследовать и разрешить некие вечные трудности жизни человека в обществе, решительность расковать вдохновение.

 

Абстракциони́зм (лат. abstractio — удаление, отвлечение):

· возникло в 1910—13 в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма

· беспредметное, нонфигуративное искусство, модернистское течение,

· принципиально отказывается от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике,

· цель абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации,

· структура произведения основывается исключительно на формальных элементах – линии, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации,

· беспредметные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движение мысли и эмоциональные сопереживания,

· две основные линии:

Ø – геометрическая, или логическая абстракция, создающая пространство путем сочетания геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий:

o супрематизм К.Малевича,

o неопластицизм П.Мондриана,

o орфизм Р.Делоне,

o творчество мастеров постживописной абстракции и оп-арта,

Ø – лирико-эмоциональная абстракция, в которой композиции организуются из свободно текущих форм и ритмов:

o творчество В.Кандинского,

o работы мастеров абстрактного экспрессионизма,

o ташизм,

o информальное искусство.

 

 

Поп-арт (анг. Pop art, от popular art – популярное искусство):

· направление в искусстве 1950-1960-х гг.,

· начало движению положила «Независимая группа», основанная в Лондоне в 1952 г.,

· характерны использование и переработка символических и знаковых объектов рекламной продукции и массовой культуры,

· возник как реакция на засилье абстрактного искусства, провозгласил своей целью возвращение к реальности и «раскрытие эстетической ценности» образцов популярной культуры,

· грубому миру материальных вещей приписывается художественно-эстетический статус

· задача художника – придание обыденному предмету художественных качеств, эстетизация вещного мира,

· использование поэтического языка этикетки и рекламы,

       
   
 
 


à

 

 

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение»):

· авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце XIX — начале XX века,

· характеризуется тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов – обычно человека или группы людей или эмоционального состояния самого художника,

· представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку,

· тенденции:

1) конфликт с миром, бунт и бессилие, беспросветность;

2) сострадание к человеку, к человечеству и вместе с тем крайний эгоцентризм;

3) безудержная эмоциональность;

4) абстракционизм.

ГЛОССАРИЙ

Аборигены - (лат.) - коренные обитатели.

Абстракционизм - направление в искусстве 20 в,. отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре, графике. Использует для создания своих произведений бесформенные красочные пятна, линии, системы объемов и геометрических фигур. Разновидности абстракционизма - ташизм, супрематизм, неопластицизм и др.

Абсурда искусство- течение в западно-европейском театре и кино, представляющее мир как хаос. Главные темы: пессимизм, отсутствие взаимопонимания, предчувствие гибели. Поступки, речи персонажей алогичны (С.Беккет, Э.Ионеско, А.Адамов (Франция)).

Агиографическая литература- описание жизни святых, в соответствии с установившимся строго определенным типом, а также описание жизни императоров, описание их военных успехов, доблестей, формирование образов идеальных императоров.

Академия Платона - афинская философская школа, основанная в 387 г. до н.э. известным философом Платоном. Она находилась в роще местного героя Академа. Академия не имела религиозного характера, в ней велись диспуты, читались доклады, широко использовались типы бесед, которые сложились еще у Сократа. Наряду с этикой, поэтикой, философией, теологией, натурфилософией особое внимание уделялось математике. В 529 г. эдиктом Юстиниана была закрыта как и все другие философские школы в Греции.

Акрополь (гр.) - верхний город - обнесенная крепостной стеной часть города, где находились главные святыни. Наиболее известен Акрополь в Афинах.

Анимизм - (лат.) - часть религиозных верований перво бытных людей, согласно которой каждая вещь, предмет, растение имеют душу, одушевлены, а потому могут "вести себя" подобно людям.

Антропоморфная форма божеств- уподобление божеств людям, появляется на более поздних стадиях развития ралигиозного сознания, демонстрирует некоторую меру осознания человеком своего места в мире.

Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Апокрифы - (греч.). - произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книги Святого Писания о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Святого Писания, не признанные церковью каноническими. Некоторые апокрифы широко использовались в средневековой литературе и изобразительном искусстве (к апокрифическим источникам восходят изображения Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Сошествия во ад, Успения Богородицы и др.).

Аполлон (греч., римск. Аполлон, Феб) - бог солнечного света, предводитель муз, покровитель искусства, бог красоты; сын Зевса и Лето. Бог Гермес изготовил для него лиру. Место обитания - гора Парнас. Изображение - юноша с лирой, колчаном, стрелами и луком.

Апологетика - (греч.) - область теологии, рассматривающая сущность данной религии, раскрывающая особенности ее догматической системы, нравственных принципов. Большое внимание уделяет доказательству бытия бога.

Аркбутаны (фр.) - наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного здания внешним опорным столбам (контрфорсам).

Аскет - (греч.) - человек, добровольно отказавшийся от мирской жизни, соблюдающий духовную и нравственную дисциплину, физическое воздержание (умерщвление плоти), предписанные евангельскими заповедями. Аскетизм приравнивается к подвигу. Смысл аскетизма - отрицание страстей, утверждение в добре, подражание божественному естеству.

Асклепий (греч., рим. Эскулап) - бог врачевания, сын Апполона, ученик мудрого кентавра Хирона. Был поражен молнией Зевса в бедро за то, что лечил людей. Храмы Асклепию - асклепионы, принимали больных на ночь. Изображался бородатым мужчиной с посохом, перевитым змеей.

Афина (греч., риск. Минерва) - многоликая богиня плодородия, мирного труда, хранительница Эллады; войны и победы (Афина Промахос), мудрости, знаний, искусства и ремесла (Афина Полиея). Покровительница города Афины (Афина Парфенос). Дочь Зевса. Родилась из головы Зевса в полном вооружении: со шлемом, в панцире, копьем и щитом. Изображается в воинских доспехах со змеей и совой у ног, с золотым руном на груди, украшенным головой Медузы Горгоны.

Барокко (ит.) - стилевое направление в искусстве Европы конца 16-сер.18 вв. Барокко свойственны динамичность образов, стремление к пышности, совмещение реальности и иллюзии, усложненность композиции. Зародился в Италии в период кризиса идей и художественных принципов Возрождения, отразил глубокие противоречия и разлад в духовной жизни итальянского общества. Во Франции и России использовался в целях возвеличивания абсолютизма, связанных с ним новых социальных идей и настроений.

Бенедиктинцы - члены первого, самого богатого и влиятельного католического монашеского ордена, основанного в 6 в. в Италии. Устав банедиктинцев включает несколько обетов - постоянное проживание в монастыре, послушание и воздержание, труд как физический, так и, в первую очередь, - умственный (перевод, толкование и изготовление книг, собирание библиотек). В 11-13 вв. активно участвовал в миссионерской деятельности католической цекркви в славнянские страны. Внутри ордена существовало несколько мощных ветвей (клюнийцы, цистерианцы и др.). В 12-14 вв. насчитывал более 15 тыс. бенедиктинских монастырей. С 17 в. одна из конгрегаций ордена издает материалы по церковной истории. Благодаря бенедиктинцам до наших дней сохранились шедевры древнегреческой , древнеримской и средневековой литературы.

Библия- (греч.) - строго определенное по своему составу собрание древних текстов, канонизированное христианской и иудаистской церквями. Книги Ветхого Завета (38 книг) и Нового Завета (27 книг), которые признаются христианской церковью написанными по внушению Св. Духа, т.е. боговдохновенными. Библия складывалась на протяжении длительного времени - с 10-8 вв. до н.э.- по 2 в. н.э. Библия лежит в основе богослужения и догматики иудаизма (Ветхий Завет) и христианства (Ветхий и Новый Заветы).

Богословие - набор богословских дисциплин (апологетика, догматическое богословие, нравственное или практическое богословие, обличительное или сравнительное богословие; экзегетика; пастырское богословие; литургия).

Веды - памятник древнеиндийской культуры (конец II - начало I тысячелетия до н.э.), источник сведений по социально-экономической и культурной истории Древней Индии.

Географический детерминизм- теория в культурологии и социологии, объясняющая особенности жизни человека и общества прежде всего и в решающей мере природными причинами, усматривающая главную роль географической среды в формировании и функционировании культуры.

География культуры- научная дисциплина, расположенная на стыке географии, культурологии, социологии и этнологии. Предмет культуры географии - изучение закономерностей появления, развития и пространственного распространения культурных систем и отдельных элементов.

Геракл (греч., римск. Геркулес) - мифологический герой, сын Зевса и Алкмены, смертный; совершил 12 подвигов: задушил Немейского льва; уничтожил девятиголовую Лернейскую гидру, похищавшую скот; поймал Керинейскую златорогую лань Артемиды, которая опустошала поля; укротил свирепого Эриманфского кабана; очистил конюшни царя Авгия; перебил Стимфалийских птиц-людоедов; укротил бешеного Критского быка; укротил четырех кобылиц царя Диомеда, питавшихся человеческим мясом;в бою с амазонками добыл пояс царицы Ипполиты - знак власти; добыл коров трехглавого великана Гериона; держал небесный свод в то время, как атлант добывал для него золотые яблоки из сада Гесперид; укротил пса Кербера-стража подземного царства Аида.

Гермес (греч., римск. Меркурий) - бог торговли и воров, магии, вестник богов, проводник душ в подземном царстве, покровитель гимнастических упражнений молодежи. Мастер красноречия и покровитель стад. Сын Зевса и нимфы Майи. Изображался в виде юноши в плаще, крылатых сандалиях со шлемом. Дионис (греч., римск. Бахус, синоним Вакх) - бог виноделия, опьянения, покровитель артистов, поэтов. Сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Воспитывался нимфами и Силеном-получеловеком, добродушным, с лошадиными ушами, хвостом и копытами. В честь Д. устраивались праздники дважды в год (большие и малые Дионисии, Вакханалии), в ходе которых пелись песни - дифирамбы, происходило состязание авторов комедий и трагедий (в городе) и состязания хоров ряженых (в сельсктих местностях), последние послужили основой древнегреческой комедии. Изображался прекрасным юношей с ветвью винограда в руке.

Гимнасий (гр.) - в Древней Греции государственное учебно-воспитательное заведение в Афинах, а также и на эллинистическом Востоке, получившая распространение в 5-4 вв. до н.э. В Г. поступали после палестры юноши 16 лет и до 18 лет занимались спортивным развитием, получали литературное, философское и политическое образование.

Глобальные проблемы(от лат. globus - земной шар) - проблемы, от решения которых зависит судьба цивилизации.

Гомилетика - богословская, теологическая система, обосновывающая и защищающая религиозное учение о боге, его качествах, признаках и свойствах; система правил и норм жизни верующих и духовенства.

Готический стиль- (ит.) - художественный стиль между 12-16 вв., завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Сменив романский стиль, готическое искусство было преимущественно культовым и развивался в рамках религиозной идеологии. Готические приемы позволили создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Готические приемы нашли отражение в городской архитектуре, декоративно-прикладном искусстве (мебель, утварь, одежда). Готику сменяют стили: Возрождение, барокко.

«Греческое чудо»- феномен древнегреческой цивилизации, которая за достаточно короткий для цивилизации период времени достигла значительных высот в материальной и духовной сферах.

Дадаизм(фр.) - модернистское литературно-художественное направление в 1916-22, сложившееся в Швейцарии в среде анархиствующей интеллигенции. Средствами выражения служили бессмысленные сочетания слов и звуков (Т.Тцара, Р. Гюльзенбах, М. Янко), каракули, псевдочертежи, набор случайных предметов (М. Дюшан, Ф. Пикабиа, М. Эрнст, Ж.Арп)

Даки - в древности северо-фракийские племена, расселявшиеся к северу от Дуная до отрогов Карпат.

Деспотия - (греч.) - форма неограниченной власти одного лица.

Десятина - отчисление в пользу служителей культа, церкви десятой части всех денежных и натуральных доходов верующих.

Джайнизм - (инд.) - от имени собственного Джина; одна из религий Индии, возникшая в 6 в. до н.э. По преданию это учение было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, последний из которых, прозванный Джина (победитель), устранил препятствия на пути религиозного спасения. Джайны поклоняются своим полумифическим пророкам как божествам. Центральное место занимает учение о вечной душе, которая может вселяться последовательно в различные материальные тела.

Дизайн - Художественно-конструктивное проектирование предметов промышленного производства, выпускаемых большими тиражами, с целью повысить их эстетические свойства.

Догматическое богословие- область теологии, доказывающая истинность основных догматов, принятых первыми Вселенскими соборами.

Дольмены -(брит.) - древнее 3-2 тыс. лет до н.э. погребальное сооружение в виде большого ящика, накрытого плоской плитой.

Доминиканцы - члены нищенствующего ордена, основанного в 1215 г. испанским монахом Доменико де Гусманом. Доминиканцы дают обет бедности, воздержания, послушания; им запрещается есть мясо. Во главе ордена стоит генерал, избираемый на 12-летний срок и подчиненный папе. Имеют монастыри, которыми руководят приоры. Их эмблема - собака с зажженым факелом в зубах, они сами называют себя "псами господними". С 1232 г. орден руководил инквизицией. Принимал участие в колонизации Америки. Из его рядов вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап.

Зевс (греч., рим. Юпитер) - верховный бог греческого пантеона, бог неба, громовержец и тучегонитель, бог дождя. Жена - богиня Гера.Имел многочисленное потомство. От Геры - Арес (бог войны), Геба, Гефест, Илифия; от Дионы - Афродита; от Мнемозины - музы; от Алкмены - Геракл и так далее. Место культа З. - Олимпия, место постоянное пребывания -небо над Олимпом. Символы Зевса: скипетр, крылатая богиня Ника, стоящая на шаре, и орел у трона.

Зооморфная форма божеств- уподобление божеств животным, напр., шакалу, быку, и др., птицам - сова или насекомым - жук скарабей и др. Подобная форма поклонения характерна для ранних стадий развития религиозного сознания и отражает непосредственную зависимость человека от природы.

Иезуиты - члены католического монашеского ордена, созданного в 16 в. испанским аристократом Игнатием Лойолой. Орден организован по принципу строгой централизации, жесткой дисциплины и бесприкословного подчинения. Во главе ордена стоит генерал, избираемый пожизненно. Орден стал главным орудием Контрреформации, участвовал в деятельности инквизиции, вел борьбу с народными антифеодальными движениями. Орден добился привилегированного положения в итальянских государствах, Франции, Испании, Португалии; проникал во многие страны, способствуя их колонизации. Активно вмешивался в политическую жизнь ряда европейских государств, что вызвало недовольство правящих кругов и привело к последующим изгнаниям иезуитов из некоторых стран. Иезуиты активно участвовали в культурной жизни разных стран,организуя школы, субсидируя театральные постановки с целью распространения религии.

Иероглифы - (греч.) - древние неалфавитные, рисуночные знаки письма (египетские, японские, китайские).

Иллирийцы - древние индоевропейские племена на Северо-Западе Балканского полуострова (далматы, паннонцы и др.) и на Юго-Востоке Апеннинского полуострова (япиги, мессапы и др.). С конца З по конец 1 в. до н.э. иллирийцы были покорены римлянами и романизированы.

Импрессионизм (фр.) - художественное направление в искусстве конца 19-нач.20 вв., стремившееся запечатлеть мимолетные состояния природы, настроения человека, впечатления от увиденного.

Инквизиция (от лат. «розыск») - в католической церкви в XIII-XIX вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти, созданные для борьбы с инакомыслием (ересями).

Иррационализм - ограничивает или отрицает возможность разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто иррациональное - находящееся за пределами разума, противостоящее рациональному мышлению. Выдвигает на первый план волю, чувства, интуицию, воображение, инстинкт, и т.п.

Ирригация- (лат.) - искусственное орошение полей с помощью прорытых каналов, строительства водосборников, систем распределения воды.

Ислам - основная религия арабо-мусульманских стран.

Кабатажное плавание - плавание в виду линии берега.

Калафонический (прекраснозвучный) стиль в музыке 13-14 вв. -ведущий стиль пришел на смену единичным распевам одного слога двумя-тремя звуками. Его особенность в использовании развернутых вокализов с длительными мелодическими линиями, главенство музыки над текстом. Яркое и эмоционально насыщенное развитие музыкального материала вне зависимости от текста. Систематическое рассечение слов посредством введения в них серии бессмысленных слогов, разрушающих последовательность текста. При таком исполнении восприятие текста отодвигалось на второй план. Все внимание слушателей сосредотачивалось на процессе движения и развития музыкального материала.

Карма- в индуизме и буддизме - общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения и последующего существования.

Кармелиты - нищенствующий католический орден. Основан группой крестоносцев в 1155 г. в Палестине. Навание происходит от горы Кармел, на которой первоначально поселились основатели ордена, построив там часовню. В 13 в. переселились в Западную Европу, где основали несколько монастырей. В 16 в. орден раскололся на несколько ветвей, в частности появились женский и мужской ордена босоногих карметиток и кармелитов.

Каста -(порт.) - общественная группа, оберегающая свою замкнутость. В Индии и в некоторых других странах Востока замкнутые общественные группы, объединенные определенным видом профессиональных занятий, представлениями об общем происхождении, заключающие браки только между членами своей касты, имеющие свои обычаи и законы.

Квадривиум - (лат. четырехпутье) - цикл предметов, изучаемых в школах -арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Керамика (гр.) - глиняные бытовые и ритуальные изделия; получившие название по кварталу гончаров, располагавшемуся вне городских стен. Среди керамических изделий различают сосуды сделанные от руки или на гончарном круге, простые или украшенные ( вдавленный, процарапанный узор, налепы, рельеф, лощение, роспись, полива и др.). формы, размеры и название керамических изделий определялись их назначением ( приз победителю; подарок к свадьбе; для масла во время занятий в палестре; для хранения зерна, вина, масла; смешивания воды и вина и др.).

Классицизм (лат). - стилевое направление в искусстве конца 17-нач.19 вв, пришедшее на смену барокко в связи с упрочением абсолютизма, отразившее его художественно-эстетические и идейные потребности. Характерной чертой его является нормативность, установление строгих правил для всех видов искусства и их оценки, ориентация на образцы античного искусства (темы, сюжеты древнегреческой и древнеримской мифологии и истории).

Кодификация - (лат.) - объединение и запись законов, регулирующих жизнь общества, пришедшая на смену устной форме хранения и передачи правил, установок, имеющих силу закона.

Конгломерат - (лат). - бессистемное соединение частей.

Контрабанда - беспошлинный и незаконный способ торговли, широко практиковался как внутри государств, разделенных внутренними таможенными постами, ввиду наличия частных земель и дорог, так и особенно в международной торговле. Во Франции в 17 в. товар, перевозимый с юга страны в Париж, облагался от 36 до 40 различными налогами. Широко практиковался контрабандный перевоз товаров в испанские колонии, что разоряло казну, купцов и ремесленников этой страны. Испанские суда иногда возвращались назад, даже не разгружаясь в колониальных портах, по причине избытка контабандных товаров в колониях.

Контрфорсы (фр.) - стенка, укрепляющая основную несущую конструкцию.

Копты - название египтян, исповедывавших христианство.

Коран - священная книга мусульман.

Крестовые походы - военные походы западноевропейских феодалов в восточные страны с захватнической целью, проходившие под прикрытием религиозных лозунгов (освобождения "гроба господня", "святой земли", защиты католицизма от "неверных" - турок-сельджуков). Походы имели место в 11-13 вв. В исторической литературе описано восемь походов на Восток. В 12-13 вв. были осуществлены крестовые походы немецких феодалов против славянских и других народов Прибалтики. В 13-15 вв. папство организовало под видом крестовых походов ряд карательных экспедиций против еретических течений в католицизме. Монотеизм (греч.) - религиозное представление и учение о едином боге, в противоположность политеизму - многобожию.

Кромлехи - (брет.)- древнее культовое сооружение в виде круглых оград из огромных камней.

Кубизм (фр.) - формалистическое течениев искусстве, возникшее в начале 20 в., которое схематизировало натуру и сводило все пластическое многообразие к геометрическим фигурам (кубу, цилиндру, шару, конусу и др.). Художники - Ж. Брак, П. Пикассо, Н. Габо, Г. Ульман.

Культура духовная- совокупность явлений культуры, возникающих, функционирующих в сознании людей, индивидуальная и коллективная, мощно влияющих на него; она едина и возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности.

Культура и природа- понятия, которые, как правило, рассматриваются во взаимной оппозиции. Под культурой в самом общем смысле понимается все, что было преобразовано и освоено человеком; природа - то, что существует помимо и вне человека, по независимым от него законам.

Культура и расстояние- расстояние всегда разделяло культурные центры и ореолы, задерживая распространение цивилизаций, затрудняя обмен деятелями культуры, культурными ценностями и технологиями.

Культура обыденная- совокупность идей, принципов, процессов, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей.

Культура России- культура русского народа, сложившаяся в начале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности (примерно в VIII-XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорусской культурами.

Культура России в ее становлении и развитии- аспект исторической динамики русской культуры, охватывающий период примерно с VIII в. и по настоящее время.

Культура России в современной культуре- актуалистический и прогностический аспект рассмотрения культуры вообще с акцентуацией внимания на русской ее составляющей, на роли и месте России именно в современной культуре.

Культура России и православие- основной аспект, выражающий специфику и важнейшие особенности развития русской культуры.

Культура христианская- самобытная наднациональная культура, возникающая в ореоле Римской империи как результат синтеза греко-римской и ближневосточных традиций на основе христианской религии.

Культура этническая- культура определенного этноса, творческая форма его жизнедеятельности по воспроизведению и обновлению бытия.

Культурная картина мира- конкретно-историческая система миропредставлений и мироощущений, включающая совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов восприятия и постижения мира.

Культурное запаздывание- явление, когда духовная культура не успевает приспособиться к изменениям в сфере материальной (например, в результате опережающего развития научно-технического прогресса).

Культурные нормы- понятия, очерчивающие стандарты деятельности людей.

Культурные универсалии- понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших, отличающихся по этническим характеристикам.

Культурный ландшафт- 1) преобразованные человеческой деятельностью элементы окружающей природной среды; 2) вся среда (область) обитания человека в сочетании своих естественных и искусственных элементов.

Лазер - аббревеатура слов английской фразы: "Light Amplification by Stimulated Emissionof Radiation", что означает "усиление света в результате вынужденного излучения". Источник оптического излучения, характеризующегося большой плотностью энергии. Существуют газовые, жидкостные и твердотельные лазеры.

Лидийцы - (гр.) - жители древнего государства Лидии, расположенном на западе Малой Азии.

Ликей Аристотеля - название учебного заведения по месту его нахождения. Лией - это предместье Афин, где был расположен храм Апполона Ликейского. Там же был гимнасий, в котором Аристотель проводил занятия философией в 334-323 гг. до н.э. Занятия проводились в крытой галерее (перипате). От этого слова и произошло название учеников школы -перипатетики. После Аристотеля в Ликее вели занятия известные в свое время ученые. Ликей был закрыт эдиктом Юстиниана в 529 г.

Литургия - (греч.) - Основное христианское богослужение -обедня (у правослваных) и месса (у католиков); определенная последовательность молитв и священных действий, главными из которых являются подготовка, освящение и причащение Святых Даров.

Мегаполис (гр.) - единое городское пространство, объединяющее множество разросшихся мелких городов.

Менгиры - (брет.) - вертикально врытый в землю длинный (высотой 4-5 м и более) древний культовый памятник.

Мировая культура- общее название всех культурно-исторических типов и традиций человечества.

Мифология - (гр.) - совокупность сказаний, передающих верования древних народов о происхождении мира, явлений природы, о богах и героях.

Модерн- художественный стиль конца 19-нач.20 вв. В разных странах называли по-разному: сецессион, арт-нуво, югенстиль и др. Важнейшими чертами стиля явился отказ от классической ордерной системы в архитектуре, расширение круга используемых материалов (бетон, стекло, металл и др.), разработка новых конструктивных и декоративных приемов (ассиметрии, введения элементов растительного и животного мира в декоративном убранстве зданий). Применялся в архитектуре, оформлении интерьеров, в промграфике, декоративно-прикладном искусстве, моде. Стиль модерн активно использовали испанец А.Гауди, бельгиец А. ван де Вельде, француз Т.Гарнье, австриец А. Лоос, немец П. Беренс, голландец Г.П.Берлаге. и др. "Потока сознания" литература - творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в нач.20в. Термин заимствован из кн. "Научные основы психологии" У. Джемса. Как изобразительный прием - прямое воспроизведение душевной жизни, для чего использует форму внутренного монолога. Принцип модернистской литературы, используется в кинематографе и театре. Претендует на исчерпывающую полноту в изображении действительности (Дж.Джойс, В.Вульф, М. Пруст).

Мозаика - (фр.) - изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток, широко использовался в оформлении византийских храмов.

Монофизитство - богословско-догматическое направление в христианстве, возникшее в Византии в 5 в.. Основателем его считают константинопольского архимандрита Евтихия, который учил, что Христу присуща одна природа - божественная, а не две - божественная и человеческая, как утверждали представители официальной церкви. На Халкидонском соборе (451) монофизитство было осуждено и приравнено к ереси. Борьба с М. приводила к восстаниям христиан-монофизитов (Александрия - 457, Иерусалим - 458, Антиохия - 468 гг.). Длительная вооруженная борьба привела к отелению от византийской церкви т.н. нехалкидонских церквей.

Монофилитство - официальная господствующая доктрина (7 в.) - учение о единой воле и единой энергии богочеловека Христа, явившаяся попыткой религиозно-дипломатичекого компромисса между монофизитством и диофиситством или православием.

Монументальный - (лат.) - огромный, поражающий своими размерами, основательный, прочный.

Неоклассицизм (фр.) - общее название художественно-стилевого направления 2-ой половины 19 - нач. ХХ в., основанного на обращении к традициям античности, возрождения и классицизма. Проявился в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, частично в музыке, как формальное заимствование элементов классических произведений, сюжетов, мелодий. В отличие от классицизма не имел прочного теоретического обоснования, поэтому остался поверхностным и подражательным стилем в искусстве.

Олигархия - (гр.) - власть небольшой группы богатых людей.

Паламизм - учение Григория Паламы (14 в.) о "божественном свете", воспринимаемом чувствами. Согласно библейской легенде на горе Фавор ученики Христа увидели божественный свет. Природа этого света и возможность его восприятия явились предметом теологических споров. Дар видеть божественный свет обретают праведники. Противники паламитов отрицали возможность бытия чего-либо отличного от божественной сущности.

Палеологовское Возрождение- период в византийской культуре второй половины 13-сер.15 вв. - времени правления династии Палеологов, характерной чертой которого был расцвет византийского искусства на фоне средневековой религиозности, экономического и политического упадка. В этот период усилился интерес к античности. Искусство отличала повышенная эмоциональность, мистический индивидуализм, усиление светского и личностного начала. Многообразие школ способствовало интенсивности и разноплановой художественной жизни в эти годы. Распространение получают изображения сцен трапез в сюжетах "Брак в Кане", "Тайная вечеря", "Троица" и др.; появляются элементы натюрморта; больше внимания уделяется бытовым сценам и предметам. Возрастает интерес к истории и фольклору.

Палестра -(гр.) - в Древней Греции частная школа для обучения мальчиков 12-16 лет борьбе, бегу, метанию диска и копья, гимнастическим упражнениям и т.п.

Панегирик - похвальное слово.

Пантеон - (гр.-лат.) - собрание всех богов; храм, посвященный всем богам; усыпальница великих людей.

Парча - декоративная ткань с золотой или серебряной нитью.

Патристика - учение отцов церкви.Термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социальных доктрин христианских писателей 2-8 вв. На ранних этапах для нее характерны были интонации живой беседы, характерной для античной философии. Высшей точки патристика достигает в деятельности кружка "каппадокийцев"(Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) на Востоке и Августина на Западе. Их сочинения были признаны важнейшей составной частью "св. предания".

Перекачка мозгов(drine brane) - термин, родившийся во второй половине 20 в., обозначающий процесс переманивания одаренных специалистов из развивающихся стран частными фирмами и исследовательскими центрами на Западе, прелагающими лучшие условия жизни. Процесс имеет цель: получить уже готовые, более дешевые, но не менее талантливые кадры, чем те, которые существуют в собственных странах, сократить собственные расходы на образование подобных кадров, ослабить потенциальных конкурентов.

Пираты (каперы, флибустьеры, буконьеры, приватиры) - грабители чужих кораблей на море. Пиратство известно с древнего времени. В новое время пираты нуждались в убежищах и покровителях. Покупали право на пиратство, плавали под флагом той страны, у правительства которой купили разрешение грабить суда военных противников этой страны или торговых конкурентов. Известно имя английского приватира-адмирала Дрейка, грабившего испанские суда и делившего добычу с английской королевой Елизаветой. Под покровительством Франции действовали буконьеры в начале 17 в. с ордонансом Людовика 14. Мальтийская оружейная палата в 17-18 вв. ведала пиратскими делами рыцарей мальтийского ордена, подчинявшегося папе римскому. Пираты Атлантического океана исчезли к 1725 г., за исключением некоторых бандитских групп, грабивших суда до 20-х годов 19 в.

Полис - самоуправляемая община, "город-государство", объединяющая как жителей города, так и сельских местностей, прилегавших к городу. Полноправным гражданином полиса мог быть тот, у кого родители были полноправными гражданами, обладал земельным участком, был способен обеспечить себя вооружением для участия в ополчении. Форма гос. правления в полисе могла быть разной.

Полузооморфная форма божеств- соединение черт животного и человека, появляется как переходный этап между зооморфной и антропоморфной формами в политеистических религиях. Наиболее яркие образцы таких божеств обнаруживаются в Древнем Египте (напр., бог Анубис - мужчина с головой шакала и др.).

Портик - (лат.) - часть здания перед фасадом, с треугольной крышей, опирающейся на колонны, или открытая галерея, состоящая из колонн.

Постмодерн - совокупность идей, характерных для современной культуры; течение, охватывающее искусство, философию, литературу, гуманитарные науки.

Православие - одно из направлений в христианстве, сложилось в результате разделения христианской церкви на восточную и западную, источниками православного вероучения являются Священное писание и Священное предание.

Пререфаэлиты (англ.) - группа английских художников и писателей 19 в., выбравшая манерой своего творчества подражание искусству раннего Возрождения до рафаэлевской поры (художники Россетти Д.Г., Хант Х.. Миллес Дж.Э., писатель и теоретик У.Моррис).

Принцип 4-х уровней толкования Святого писания- предложен Св. Августином: буквальный (сюжет, что изображено в соответствии с текстом Библии, жития, молитвы и т.д.); аллегорический (раскрытие смысла образа, символа; как изображено: цвет, свет, жест, пространство, время, детали и пр.); моральный (зачем, что говорит это лично тебе, уровень обратной связи); анагогический (толкование текста в высшем, символическом значении, открытие глубинного смысла). Например, Иерусалим -буквальный смысл - город в святой земле; аллегорический - торжествующая церковь; моральный - благоверная душа; анагогический - небесное отечество.

Проблема демографическаясостоит в том, что продолжается процесс неудержимого прироста населения Земли.

Проблема экологическаясостоит в нарастающей нестабильности экологической ниши, в которой живет человечество.

Проблема энергосырьевая- вопрос о надежном обеспечении населения мира топливом и сырьем.

Проводники - электрические вещества, хорошо проводящие электрический ток. Проводники делятся на электронные (металлы, полупроводники), ионные (электролиты) и смешанные, где имеет место движение как электронов, так и ионов (напр., плазма).

Просвещение - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности.

Протестантизм - одно из направлений христианства, возникшее в результате реформации в XVI-XVII вв., проходившей под лозунгом исправления католицизма в духе первоначальных евангельских идеалов, отрицания посреднической роли церкви между человеком и Богом.

Пэры - равные королю. Наследственные дворяне, небольшая группа, пользовавшаяся личным влияним при дворе, установленными законом привилегиями. В Англии они не освобожались от налогов, в отличие от других стран. Во Франции они считались соправителями короля в провинциях, некоторые из них были претендентами на престол. В Испании в 18 в. было 119 грандов. Почет, оказываемый им королем, заключался в том, что он называл их своими кузенами, а попа римский позволял сидеть в своем присутствии. Ордерная система античная - система несущих и несомых частей здания, их художественное оформление, получившая распространение в Древней Греции и названная именами племен и областей: дорическая, ионическая, коринфская. Широко использовалась в Новое время во всех странах при строительстве светских и религиозных зданий, внутреннем убранстве помещений.

Рационализм - метод мышления эпохи Просвещения, уповающий на неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим.

Регулярные парки (фр.) - парк с геометрически правильной планировкой, специально-разработанными правилами стрижки кустарников и деревьев, размещением в парках скульптур, беседок, китайских домиков, мостиков и др. В числе известных архитекторов парковой архитектуры 18 в. - француз Ле Нотр, англичанин Чеймберс. Появлению регулярных (или пейзажных) парков содействовали идеи просветителей и требования классицизма, согласно которым не только сам человек, но и окружающая его природа должны быть облагорожены в соответствии с определенным идеалом.

Религия (от лат. religare - связывать) - стремление человека к жизни в единстве с Богом, Абсолютом, воплощающим в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия. Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи Мессии Спасителя, в центре христианской системы находится убеждение, что в лице Иисуса Христа сын Божий воплотился в человеке.

Рельеф - (фр.) - вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды рельефа - барельеф и горельеф.

Риторика- (греч.) - наука о правилах красноречия в том числе и церковного.

Робот(чешск.) - термин, употребленный впервые в пьесе К.Чапека в 1920 г., которым часто обозначают машину с антропоморфными (человекоподобными) действиями. Машины предназначены для замены человека при выполнении опасных для жизни работ или при относительной малодоступности объекта (под водой, в космосе и др.).

Романский стиль- стиль средневекового западно-европейского искусства 10-12вв. Романский стиль создает суровые, крепостного характера здания, монастырские комплексы, церкви, замки.

Рыцарство - привилегированный социальный слой в феодальном обществе; все светские феодалы-воины; мелкие светские феодалы, служившие своим сеньорам и связанные отношениями вассалитета. Расцвет рыцарства приходится на 12-14 вв. С 15-16 вв. в связи с появлением огнестрельного оружия и появлением постоянных армий в государствах рыцарство утрачивает свое значение, но в некоторых странах (например, в Англии) остается почетным званием, присуждаемым за особые заслуги перед отечеством.

Сакральный - (лат.) - обожествляемый, считающийся священным.

Салоны (фр.) - комнаты для приема гостей в домах аристократов. Популярны с 16 в. Одновременно званые собрания, на которые приглашались люди определенного круга. В салонах формировалось общественное мнение, политические идеи, философские учения, ставились любительские спектакли, давались концерты знаменитыми пианистами и артистами. В некоторых салонах, близких к правящей верхушке решались судьбы кандидатов на те или иные должности и звания. С 1759 г. в салоне Лувра проводились регулярные художественные выставки. Работы, получавшие высшие оценки критики и публики, награждались медалями.

Сансара- в индуизме и буддизме - представление о текучести и непостоянстве всего живого, единая цепь переходов души из одной телесной оболочки в другую, цепь перерождений, круговорот рождения и смерти.

Синтоизм - (японск.) - древнейшая религия японцев, обожествление Солнца.

Спарта - (гр.) - центр Древнегреческого государства в Лаконии (юго-восточная часть Пелопонеса), образованного в Х в. до н.э. и состоявшего из 5 деревень. Прославилось своим воинственным духом, такой организацией общественной жизни, при которой воинская деятельность признавалась ведущей. Названия Лакония, Лакедемон и Спарта употребляются в литературе как синонимы.

Схоластика (от лат. «школа») - школьная наука в период западно-христианского средневековья; средневековая религиозная философия XI-XIV вв. Схоластика выдвигает на первое место авторитет Святого Писания, постановление Вселенских соборов, творений отцов церкви.

Сюрреализм (фр.) - сверхреализм модернистское формалистическое направление в искусстве, провозгласивгшее источником искусства сферу подсощнания (инстинкты, сноведения, галлюцинации), а его методом -разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Сюрреализм развивал ряд черт дадаизма. Художники: С. Дали, Х.Блум, И.Танги, в литературе А. Бретон, Ф. Супо.

Табу - (полинезийск.) - запрет у первобытных народов, налагаемый на пользование каким-либо предметом, растением, животным, словом, жестом или действием, нарушение которого строго наказывалось.

Типология культур- классификация, упорядочение всех явлений, выявленных в истории культур по какому-либо критерию (основанию, признаку), присущему всем культурам.

Тирания - форма единоличного правления в Древней Греции, установленная в большинстве случаев насильственным путем. Различают раннюю тиранию 7-6 вв. до н.э., которая возникла в ходе борьбы между родовой знатью и демосом в греческих полисах ( в Коринфе, Мегаре, Афинах, на о-ве Самос). Тираны обычно способствовали росту производства и подъему культуры. Поздняя тирания (4 в. до н.э.) возникла в условиях крушения полисного строя. Устанавливала жестокий произвол и насилие. Это второе значение слова тирания , впоследствии закрепилось.

Тотем - (америк.) - животное, растение или предмет, которому поклонялись члены одной социальной группы (рода, племени). Герб племени с изображением объекта поклонения.

Треба - молитва и священнодействие, совершаемые священнослужителями по просьбе верующих ( молебны за здравие, упокой, отпевание усопших, молитвы по случаю засухи и др.).

Тривиум - (лат.трехпутье) - цикл учебных предметов: латинская грамматика (чтение и письмо); риторика - правила построения речи, умение говорить связно и красиво; диалектика - умение рассуждать и спорить в соответствии с правилами.

Триумфальная арка - (рим.) - архитектурное сооружение, устроенное по типу городских ворот с одним или несколькими пролетами, надписями, украшенное статуями, рельефами. Фонационное письмо - (от греч. фонэ -звук) письмо, в котором каждый звук имеет свое графическое изображение.

Фетишизм - (лат.) - неодушевленный предмет, почитаемый как носитель чудодейственной силы, окружаемый религиозным поклонением.

Фракийцы - группа древних индоевропеских племен (даки, одрисы, геты и др.), населявших Северо-Восточную часть Балканского полуострова и Северо-Запад Малой Азии.

Францисканцы - католический нищенствующий монашеский орден. Создан Франциском Ассизским в Италии в 1207 - 1209 гг. Францисканцы жили в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, призывали к аскетизму и бедности. Они занимались благотворительностью. Францисканцы вели борьбу против ересей, участвовали в инквизиции. С 1256 г. папа предоставил францисканцам право преподавания в университетах. В 16-18 вв. в ходе реформационных преобразований в некоторых странах были изгнаны из них. Орден возглавляет генерал, избираемый на 6 лет. Существует женский монашеский орден (клариски), созданный также Франциском Ассизским.

Фреска - (итал.) - живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде.

Функционализм - художественное направление в архитектуре и дизайне, требующее строгого соответствия архитектурного и дизайнерского проекта производственным и бытовым задачам. Широко использует достижения строительной техники, стандартные секции, строчную застройку кварталов и улиц.

Халифат - арабское теократическое государство.

Цивилизованное столкновение- концепция, выдвинутая в начале 90-х гг. XX в. американским политологом и культурологом С. Хантингтоном, содержание которой заключается в том, что после окончания «холодной войны» культурная самобытность определяет принципы как единства, так и дезинтеграции, конфликтов цивилизаций.

Экзегетика - (греч.) - раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла и содержания Библии.

Экспрессионизм (лат.) - направление в искусстве, выразившее индивидуальный протест против уродств окружающего мира, ужасов войны, чувства обречености. Характерные приемы связаны с гротескной, изломанной и деформированной формой, подчеркнутым эмоциональным состоянием изображаемых объектов (художники: О. Дикс, Ж. Грос, в музыке - А. Шенберг и др.).

Элита - высшая, относительно привилегированная группа, в большей или меньшей степени обладающая выдающимися психическими, социальными качествами, непосредственно связанными с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Эллинизм - синтез восточной и античной культур, связанный с завоеваниями Александра Македонского и охвативший период с III по I в. до н.э.

Эсхатология (от греч. «последний») - в христианской догматике учение о конце света, воскрешении мертвых, Страшном суде, царстве Божием на земле.

 

Словарь персоналий

 

Абеляр Пьер (1079-1142) - французский теолог и философ-схоласт.Высоко ценил античную философию и культуру. Был талантливым преподавателем. Отстаивал тезис "Понять, чтобы верить", в отличие от тех, кто провозглашал: "Верую для того, чтобы понять". А. хотел примирить веру и разум, считал необходимым обосновывать догматы веры с помощью разума. Его любовь к ученице Элоизе - образованной и талантливой женщине была не совместима с его духовным саном и они вынуждены были постричься в монахи.

Августин Блаженный (Августин Аврелий) (354-430) - христианский теолог и философ, признанный в православии блаженным, а в католичестве святым и "учителем" церкви. Разработал католическую догматику, в частности, учение о божественном предопределении, благодати и загробном воздаянии. Главные труды: "О граде божьем", "Исповедь". Св. Августин для лучшего усовоения святого писания предлагал использовать "принцип 4-х уровней толкования текста".

Адлер Альфред (1870-1937) - австр. врач-психиатор и психолог. Ученик Фрейда, основатель индивидуальной психологии. Главным источником мотивации считал стремление к самоутверждению как компенсацию возникающего в раннем детстве чувства неполноценности.

Андерсен Ханс Кристиан (1805-1875) - датский писатель. Родился в семье сапожника. Работал в жанре сказки, который был формой выражения жизненной философии, способом защиты человеческого достоинства ("Соловей", "Новое платье короля", "Снежная королева" и др.).

Андрей Критский - поэт 8 в., автор "Великого канона", состоящего из 250 строф, оказал влияние на развитие церковной поэзии и литургической гимнографии.

Аристарх Самосский (ок. 320-250 гг. до н.э.) - др.-греч. астроном и математик. Делал расчеты объема Солнца и Земли, пришел к выводу о гелиоцентрической концепции мировоззрения, до открытия ее И. Кеплером (17 в.); рассчитал размеры Луны и расстояний солнца и Луны, впервые использовал тригонометрические функции в расчетах и др. Архимед (287-211 г. до н.э.) - др.-греч. математик, астроном, изобретатель, основатель теоретической механики. Вычислил отношение длины окружности к диаметру круга (число п), площадь эллипса, параболического сегмента, поверхности конуса и шара; вычислил объем шара, исследовал свойство спирали; ввел понятие центра тяжести и установил научные принципы статики и гидростатики и др. Им был изобретен и построен планетарий, изобретены водоподъемный механизм, ряд механизмов для военных целей.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - выдающийся древне-греческий философ и ученый, основатель школы перипатетиков, организатор Ликея; преподавал в Академии Платона; был воспитателем Александра Македонского. Ученый, внесший вклад в огромное число наук. Писал трактаты о космосе, логике, о физических явлениях, метеорологии, истории ждивотных и растений, исследовал вопросы этики, риторики, языкознания, поэтики. Анализировал политические проблемы своего времени и многое др.

Бальзак Оноре де (1799-1850) - франц. писатель, родился в семье чиновника. Получил юридич. Образование. В историю мировой литературы вошел как создатель всеобъемлющей художественной энциклопедии жизни франции 19 в. Произв.: "Сцены частной жизни", "Отец Горио", "Евгения Гранде", "Сцены парижской жизни" и др.

Баха творчество- вершина искусства полифонии. В его творчестве обобщены достижения всех предшествующих эпох и заложены основы нового музыкального мышления. Произв.: "Страсти по Матфею", месса си минор, "Хорошо темперированный клавир" и мн. др.

Беккет Самюэль (1906) - ирландск.драматург, один из основоположников драмы абсурда. Произв.: "В ожидании Годо", "Конец игры". В романах "Марлон умирает", "Неназываемый" развивает приемы литуратуры "потока сознания".

Бергман Ингмар (1918 ) - шведск. Кинорежиссер. Картины: "Вечер шутов", "Земляничная поляна", "Молчание" и др.

Берлиоз Гектор (1803-1869) - франц композитор. Творил в разных жанрах: контаты, мессы, увертюры, симфонии и др. Произведения: "Детство Христа", "Троянцы", "Гарольд в Италиии", "Ромео и Джульетта" и др. Бах Иоганн Себастьян (1685-1750) - немецкий композитор и органист из музыкального семейства Бахов из Тюрингии. Создал около тысячи произведений разных жанров, многие из которых связаны с культовой тематикой.

Бетховен Людвиг ван (1770-1827) - немецкий композитор. Учился у разных педагогов. С 1792 г. живет в Вене. Как пианист выступал в аристократических салонах, давал уроки музыки. Создавал произведения в разных жанрах. Главная отличительная черта творчества - пафос революционной героики. В последние годы был поражен тяжелым недугом --глухотой. Тем не менее, продолжал работать, создавая шедевры музыкального искусства.

Бокаччо Джовани (1313-1375) - итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, повесть, пасторали, сонеты. Главные произведения: "Декамерон", поэма "Ворон", книга "Жизнь Данте Алигьери".

Бор Нильс Хенрик Давид (1885-1962) - датск. физик, один из создателей современой физики. Основатель и руководитель Ин-та теоретической физики в Копенгагене, создал теорию атома, котора легла в основу квантовой механики. Важные работы по теории металлов, атомного ядра и ядерных реакций. Труды по философии естествознания. Лаур. Нобелевск. премии. Иностр. член АН СССР (1929).

Бруно Джордано (1548-1600) - итальянский философ-пантеист и поэт. Развивал идеи гелиоцентрической космологии Коперника, выдвинул концепцию о бесконечности и бесчисленном множестве миров. Главные произведения: "О причине, начале и едином", "О бесконечности, Вселенной и мирах", "О героическом энтузиазме".

Верди Джузеппе (1813-1901) - итальянский композитор. С 7 лет берет уроки музыки, с 12 лет замещает на церковных богослужениях учителя; в 15 лет дирижировал филармоническим оркестром в Буссето. В консерваторию не был принят по причине якобы недостаточности музыкальных данных и профессиональной непригодности. Композитором написано огромное число опер, которые и по сей день не сходят со сцен театров мира. Среди них: "Риголетто", "Трубадур", "Аида", "Отелло", "Травиата" и др.

Висконти Лукино (1906-1976) - итал. режиссер. Один из основоположников неореализма. Фильмы: "Рокко и его братья", "Людвиг", "Семейный портрет в интерьере" и др.

Вольтер (Франсуа Мария Аруэ) (1694-1778) - просветитель, философ и писатель. Первонач. образование получил в иезуитском колледже. За сатирические произведения, высмеивавшие свет и правителей, подвергался неоднократным ссылкам, заключению в Бастилию, был выслан в Англию. Переписывался с Екатериной II, которая после его смерти приобрела библиотеку философа и перевезла ее в Петербург.

Гауди (Гауди-и-Корнет) Антонио (1852-1926) - исп. архитектор, работавший в Барселоне, создавал свои произведения в стиле "модерн". В постройках причудливой формы добился впечатления фантастических, вылепленных от руки архитектурных форм (церковь "Саграда Фамилия".

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецк. философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа). Труды Гегеля оказали большое влияние на европейскую научную мысль во всех видах деятельности. Труды: "Феноменология духа", "Наука логики", "Энциклопедия философских наук" и др.

Гесиод (конец 8 - 1 пол.7 в. до н.э.)- др.-греч. поэт, овладевший искусством рапсода, распевной декламацией эпических произведений, в том числе и поэм Гомера. Главные произведения Г. "Труды и дни" и "Теогония".

Гете Иоганн Вольфганг (1749-1832) - Немецкий просветитель, ученый-энциклопедист, драматург и театральный деятель и поэт. По приглашению герцога Карла Авг уста в течение нескольких лет был главой правительства карликового герцогства. Литературные произведения: "Фауст", "Страдания молодого Вертера" и др.

Гиппократ (ок 460-370 г. до н.э.) - др.-греч. врач, родоначальник медицинской науки. Род его восходит к богу-врачевателю Асклепию. Различал 4 основных типа людей: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики; заложил основы античной хирургии, разработал способы лечения ран, переломов, вывихов и др., ввел понятие медицинской этики. Написал множество медицинских сочинений.

Глика Иоанн - Константинопольский патриарх, видный музыкант, композитор рубежа 13-14 вв., создатель новой школы мелургов (исполнителей и композиторов). Был образованнейшим человеком: знатоком риторики и грамматики, активно участвовал в общественно-политической и культурной жизни государства. В течение многих лет служил в соборе св. Софии в Константинополе. Постоянно занимался педагогической деятельностью. Знаменитыми стали его 11 утренних тропарей, гимны и др.

Голль Шарль де (1890-1970) - президент Франции 1958-69. Премьер-министр в 1944-янв.1946 и 1958. Имя де Г. тесно связано с победой над фашизмом во 2-й мировой войне. Основал патриотическое движение "Свободная Франция" (с 1942 г. "Сражающаяся Франция"). Добился установления режима президентского типа, сузившего права парламента.

Гомер - др.-греч. эпический поэт. Биографич. данные недостаточны. В античное время Г. считали автором "Илиады" и "Одиссея", гимнов и др. сочинений.

Гофман Эрнст (1776-1822) - немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Тонкую философскую иронию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска, сочетал с критическим восприятием реальности.

Гоцци Карло (1720-1806) - итальянский драматург, создавал сказки-фьябы для театра с мотивами фольклора с использованием некоторых черт комедии дель арте. "Любовь к трем апельсинам", "Клороль-олень", "Турандот".

Гроппиус Вальтер (1883-1969) - нем. архитектор, дизайнер, теоретик архитектуры.Основоположник функционализма, создал новые архитектурные формы, был основателем "Баухауза", с 1937 работал в США.

Гюйгенс Христиан (1629-1695) - крупнейший голландский физик и математик. Доктор юриспруденции Антверпенского ун-та, член Лондонского королевского общества, Французской Академии наук. Сделал ряд научных открытий в области физики, астрономии, математики. Усовершенствовал телескоп, открыл кольцо Сатурна и его 6 спутников, изобрел часы с маятником и др. Работы: "Трактат о свете", "Рассуждения о причинах тяжести" и др.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных