ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Спортивная тренировка охватывает в той или иной мере все виды деятельности спортсмена и включает в себя следующие стороны подготовки:
Эти стороны подготовки фехтовальщика тесно взаимосвязаны и обеспечиваются разнообразными общеразвивающими и специальными средствами и методами. Процесс обучения и воспитания не ограничивают только тренировочными занятиями, в него входит также режим питания, работы, отдыха и сна. Этот процесс требует соблюдения определенных правил, норм поведения, гигиены, использования средств закаливания, проведения регулярных занятий утренней гимнастикой, дополнительного совершенствования техники и физических качеств в домашних условиях; занятий вспомогательными видами спорта, подготовки к сдаче норм ГТО; активного участия в массовых мероприятиях, в судействе соревнований, систематического врачебно-педагогического контроля. В зависимости от решаемых задач, возраста, подготовленности спортсмена, периодов и этапов тренировки одним сторонам подготовки уделяется больше внимания и времени, а другим — меньше. Однако все они обязательно входят в систему круглогодичной тренировки фехтовальщика. Теоретическая подготовка фехтовальщиков обеспечивает формирование системы общих и специальных знаний, изучение и понимание психологических, физиологических, гигиенических, технических, тактических и других закономерностей спортивной тренировки, содействует приобретению глубоких знаний и реализации образовательных задач, воспитанию твердых убеждений, эстетических чувств и норм поведения. В процессе спортивной тренировки активная познавательная деятельность занимающихся направляется на усвоение и понимание цели и задач обучения, на соблюдение режима и правил тренировки, на изучение техники, тактики, на совершенствование качеств, развитие боевых умений и т. д. Теоретическая подготовка способствует лучшему пониманию своих двигательных и тактических действий, позволяет более глубоко анализировать свое поведение, проявление положительных и отрицательных эмоций, быстрее познавать противника в бою и проверять свои мысли практикой, обогащать восприятие, сознание, память и быстроту мышления в тактике боя и на соревновании. Теоретические знания приобретаются на специальных лекци-i ях, докладах и беседах, а также в процессе практических занятий при обучении технике приемов и тактике действий, при анализе поведения и действий спортсмена в боях на различных соревнованиях и спортивных мероприятиях. Объем теоретических знаний для определенного контингента обучаемых изложен в специально утвержденных программах. Общая и специальная всесторонняя физическая подготовка. В фехтовании, как и в других видах спорта, высоких результатов можно добиться только при всесторонней физической подготовленности спортсмена. Общая физическая подготовка направлена на разностороннее развитие спортсмена и совершенствование его качеств и способностей, которые не являются специфическими для фехтования, но укрепляют здоровье спортсмена, обогащают его умениями и навыками, нужными в жизни, и создают необходимые предпосылки для спортивного совершенствования в избранном виде фехтования. Чем моложе спортсмен, чем ниже его спортивная квалификация, тем больший удельный вес должна занимать общая физическая подготовка. В подготовительный период тренировки фехтовальщики всех разрядов обязаны больше уделять внимания общей физической подготовке для своего дальнейшего совершенствования. В соревновательный период объем общей физической подготовки значительно уменьшают, но совсем не исключают, так как такая подготовка необходима для улучшения функциональных возможностей организма и развития важных качеств. В переходный период общая физическая подготовка занимает самое большое место в тренировке и является главным средством дальнейшего совершенствования и всестороннего развития фехтовальщиков. Общая физическая подготовка тесно взаимодействует с широкой специальной физической, технической и тактической подготовкой и обеспечивает развитие качеств и способностей, специфичных для фехтовальщика, а также вооружает спортсмена знаниями, умениями и навыками техники и тактики избранного вида фехтования. Известно, что общая и специальная физическая, техническая, тактическая подготовка фехтовальщика в процессе тренировки тесно взаимосвязаны. Чтобы акцентировать внимание занимающихся на одной из них, на отдельных этапах подготовки целесообразно выделять преимущественно общую, специальную физическую, техническую или тактическую подготовку. Как средства общей и специальной физической подготовки широко используются общеразвивающие специально-подготовительные, спортивно-гимнастические упражнения, включающие элементы из основных упражнений фехтования, а также вспомогательные виды спорта. Особенность специальной физической подготовки заключается в том, что общая физическая подготовка фехтовальщика проводится с учетом специфичности действий и необходимости развития важнейших физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Кроме того, специально подобранными упражнениями развиваются качества, необходимые фехтовальщику для более совершенного владения техникой и тактикой боя. Каждое двигательное качество совершенствуется в общем плане и с учетом особенностей фехтования. Например, фехтовальщикам необходимо развивать общую быстроту реакции и вместе с этим очень важно развивать специализированную — относительную быстроту, зависимую от скорости реагирования противника, а также быстроту сложной реакции с выбором действия. Кроме того, они должны обладать внезапной и скрытой максимальной быстротой, т. е. уметь предельно быстро, без заметных движений туловищем действовать вооруженной рукой и, сближаясь с противником, поражать его уколом или ударом оружия. Фехтовальщик должен также уметь изменять скорость и ритм движения применительно к условиям и замыслам противника, быстро мыслить и действовать. Например, сила нужна фехтовальщику так же, как и каждому спортсмену, но, кроме того, он должен обладать еще специфической скоростной, «взрывной», силой. Сила фехтовальщика связана с максимально быстрым преодолением инерции движения тела при контрастном переходе от статики положения к молниеносному «взрывному» броску «стрелой» в атаке. Управление оружием требует проявления большой силы мышц пальцев кисти и предплечья в сочетании с точностью движений. Фехтовальщик должен быть способен выдерживать длительные скоростные, с меняющимся темпом и ритмом действия, которые требуют от него значительных нервных напряжений и т. п. Для общей и специальной физической подготовки разработан и проверен на практике целый ряд общеразвивающих и специальных упражнений без предметов на растягивание, расслабление, силу, быстроту действий, гибкость, а также упражнений с мелкими предметами — палками, мячами, скакалками, различные игры с элементами единоборства, упражнения с оружием и др. Подробнее смотри в главе «Физическая подготовка фехтовальщика». Специальная техническая и тактическая подготовка фехтовальщика. Сущность техники фехтования заключается в рациональном владении эффективными способами ведения боя; в разумном использовании спортсменом своих двигательных сил и способностей, для того чтобы раньше и выгоднее нанести противнику определенное количество уколов (ударов), необходимых для победы. Та техника, которая при равных условиях дает лучший результат и требует меньшей затраты энергии спортсмена, должна быть признана лучшей и более совершенной. Техника приемов может исполняться в нескольких вариантах, различными способами и применяться в тренировке для решения различных воспитательных задач, совершенствования качеств, для укрепления здоровья и функциональной подготовки; для решения различных тактических задач. В технике спортивного фехтования следует различать основную — школьную технику приемов, как совокупность наиболее целесообразных способов ведения боя, и индивидуальную. Целесообразные приемы индивидуальной техники обогащают школу фехтования. Для анализа техники приемов необходимо установить важнейшие закономерности движений фехтовальщика и его действий в бою. Отличительные особенности приемов заключаются в том, что движения и действия, совершаемые фехтовальщиком — одноактные, ациклические локомоции, при которых перемещения тела: выполняются за счет мышечной работы и отталкивания от опоры, а движения оружием — за счет мышечной работы вооруженной руки. Приемы в бою многократно повторяются, но их выполняют в новых, постоянно меняющихся условиях, в различном темпе и ритме. Каждый прием представляет собой один законченный акт, его варианты или сочетания проводятся в виде комбинаций. Движения хотя и имеют внешнее сходство, но они выполняются с разной скоростью, амплитудой и интенсивностью. Фехтовальщик может умышленно в ложных действиях применить несколько аналогичных повторяющихся движений, для того чтобы ввести противника в заблуждение, подготовить и осуществить замысел в другом решающем действии. В том случае, когда приемы и действия проводятся без соприкосновения с оружием противника, их выполнение зависит, прежде всего, от самого бойца, его замыслов, быстроты выбора момента действий, расчета дистанции, точности и других качеств и умений. При взаимосвязи с противником и контакте с его оружием проведение приемов и действий зависит не только от бойца, но и от противника, от его скорости реагирования, чувства оружия, намерений и других качеств. При соприкосновении с оружием противника, в особенности во время боя на рапирах и шпагах, в действие включается кожно-мышечный анализатор. Благодаря чувству оружия обеспечивается быстрая информация о состоянии и действиях противника, а также создается возможность диктовать ему свои истинные и ложные действия для осуществления замысла. При овладении техникой приемов боя спортсмен и тренер должны учитывать, что показ и исполнение приемов должны изучаться преимущественно в боевом темпе. Первая попытка выполнения, приема должна быть самой точной, так как оставленный след от восприятия и выполнения приема с каждым повторением становится привычным и все сильнее закрепляется. Правильное и точное овладение техникой приема требует от спортсмена не стандартного и механического выполнения основных приемов боя, а вариативного в зависимости от условий, в которых протекают боевые действия. Динамические стереотипы возможны для основных школьных приемов фехтования, а не для системы боевых приемов и действий, так как постоянно меняющиеся ситуации боя требуют большого разнообразия и вариантов приемов. Образованные при изучении приемов школьной техники условнорефлекторные связи после их совершенствования в бою быстро синтезируются в сложный координированный акт фехтовального боя. Каждый прием фехтования, вошедший в систему школьного обучения, имеет определенную форму, содержание, т. е. двигательную структуру и тактическую целенаправленность. Поэтому в каждом типовом приеме фехтования для анализа техники движения нужно выделять следующие стороны: а) название приема, его назначение и особенности; б) исходное положение, главные и второстепенные фазы, элементы движения и конечное положение; в) дистанцию, с которой выполняется движение; г) направление, амплитуду движения частей тела и оружия; д) скорость движения — степень быстроты (абсолютную, относительную, изменчивую); е) степень напряжения мышц и характер работы; ж) темп, ритм, одновременность или последовательность движений. Указанные стороны позволяют определить структуру и специфичность характера движений по частям и в целом, особенности мышечной работы в статике и в динамике действия и сделать полезные выводы для практики боя. Техника и тактика в условиях спортивного боя взаимосвязаны, т. е. способы применения техники в бою являются тактикой. Проводимый в бою для решения разнообразных тактических задач прием одновременно является боевым действием. Одним приемом в бою можно решать одну или несколько тактических задач, так же как несколькими приемами можно решать одну задачу. В анализе тактики применения приемов как боевых действий необходимо выделять следующие стороны: а) цель приема, возможные варианты его выполнения и способы решения тактических задач с помощью этого приема как боевого действия; б) оценку условий, противника, ситуации боя; в) выбор приемов или их сочетаний с учетом дистанции, момента, возможностей проведения своих действий и противодействий противника; г) установление главных причин успешного или неудачного проведения действий. Техническая подготовка требует упорной и кропотливой работы тренера и ученика, большой творческой и самостоятельной работы занимающихся, многократного повторения приемов в меняющихся условиях с решением различных задач, а также широкого использования индивидуальных уроков и взаимоуроков. Для развития правильного чувства темпа и ритма выполнения разминки, основных положений и движений полезно изученные приемы периодически непрерывно повторять в течение 2— 3 мин. под различные звуковые сигналы или музыкальное сопровождение. При изучении и совершенствовании техники занимающихся приучают к сознательному представлению о движении, глубокому осмысливанию и уточнению деталей и тонкостей этих движений и действий. Необходимо добиваться прочного усвоения и постоянного совершенствования основ школьной техники, воспитания правильной осанки и посадки в боевой стойке, выносливости в передвижениях, пластичности и легкости передвижений в стойке; развития чувства различной длины шагов и выпадов, нужной степени сгибания ног для предельной быстроты выпада и ухода назад, а также свободного владения сочетанием движений основных приемов. В технической подготовке важно воспитать у спортсменов умение правильно, целесообразно и выгодно выполнять движения приемов с нужной силой, интенсивностью, амплитудой и точностью направления движения оружия и частей тела; выполнять движения оружием и телом, с одной стороны, быстро и скрытно, с другой — подчеркнуто выразительно. В процессе обучения у фехтовальщиков очень важно совершенствовать остроту мышечного чувства, точность движений и связанные с ними чувство оружия, чувство дистанции, чувство темпа, умение владеть оппозицией и т. п. Преимущественно тактическая подготовка состоит в том, что в ней фехтовальщик совершенствуется в технике выполнения и применения приемов в отдельных боевых действиях, боевых схватках и в бою с проявлением при этом всех качеств, умений и способностей, направленных на достижение победы в спортивном бою с различными противниками. С самого начала обучения нужно учить спортсменов правильно разбирать классификацию боевых действий, познавать смысловую сторону отдельных приемов и решать тактические задачи при выгодных сочетаниях боевых действий. Постоянно приучать занимающихся творчески самостоятельно решать разнообразные тактические задачи, совершенствовать боевые умения и чувство боя в боевых схватках на отдельные приемы, в тренировочных боях и учебных соревнованиях. Очень важно для всей последующей деятельности в спорте воспитать у занимающихся умение и привычку после работы над техникой переходить к работе над тактикой применения этих приемов с партнером и различными противниками в «контрах» с решением боевых задач. Следует учитывать, что при многократном повторении приемов стереотипно и вариативно происходит относительная автоматизация техники приемов. Процесс автоматизации позволяет больше внимания уделять решению разнообразных тактических задач и тем самым способствует развитию мышления бойца в ходе боевых действий. Для лучшей тактической подготовки большое внимание необходимо уделять воспитанию у занимающихся быстроты принятия решения в бою и осуществления плана действий, наблюдению за противником и разведке его плана, умению маскировать свои действия, брать инициативу в бою, быстро осмысливать изменяющиеся ситуации боя и решительно осуществлять свои намерения в бою. Для тактической подготовки в индивидуальных уроках применяются разнообразные упражнения на разгадывание содержания подготавливающих и атакующих действий тренера; на умение быстро ориентироваться в психологической и фактической обстановке, созданной тренером на уроке или противником в бою, выполнять упражнения на технически сложные действия и завязки. Полезно, чтобы занимающиеся наблюдали за боем со стороны, а тренер в этот момент опрашивал учеников по ходу действий или следил за судейством опытного судьи и комментировал бы действия бойцов параллельно с судейством. Кроме практической тренировки необходимо выделить время на теоретический анализ тактики действий в бою. Быстрое, логичное мышление должно воспитываться на знаниях или приобретаться в практике боя, а также при анализе действий своих и противника. Моральная и волевая подготовка фехтовальщика осуществляется во всех сознательных действиях и поступках спортсмена, направленных на достижение поставленной цели. Важнейшей основой воспитания и правильного проявления моральных и волевых качеств являются твердые убеждения в соответствии с требованиями коммунистической морали. Большую роль в воспитании этих качеств играет трудовая и общественная деятельность, а также упорство и спортивное трудолюбие. Немаловажная роль в этом принадлежит также коллективу, участвующему в правильном воспитании, и тренеру-педагогу, который руководит воспитанием. Волевая подготовка фехтовальщика широко проявляется во время тренировки и в бою, в ответственных спортивных соревнованиях, где спортсмен в конкретных условиях применяет все свои возможности, духовные и физические силы и способности для достижения победы. Моральная и волевая подготовка в процессе обучения и воспитания пронизывает все стороны подготовки фехтовальщика и обеспечивает воспитание важнейших качеств, необходимых фехтовальщику и как спортсмену, и как гражданину нашего общества. В процессе многолетней спортивной тренировки у занимающихся фехтованием важно воспитать чувство долга, чувство товарищества и уважение к спортсменам других специальностей и национальностей, сознание ответственности перед коллективом, умение подчинять личное общественному. Воспитание должно проходить в духе советского патриотизма и любви к спорту. Воспитывая у занимающихся сознательное, активное отношение к совершенствованию спортивного мастерства, следует требовать от них строгого соблюдения режима тренировки, систематических занятий утренними физическими упражнениями. Кроме того, необходимо выработать у занимающихся привычки к большим напряжениям и спортивному трудолюбию в работе над техникой, развивать настойчивость, целеустремленность в действиях, решительность, умение мобилизовать все свои силы и качества на решение поставленных задач; воспитывать выдержку и самообладание, т. е. умение владеть собой, своими чувствами, поведением, а также подавлять, особенно в бою, отрицательные эмоции — страх, ярость и т. п. Организационно-методическая и судейская подготовка. Эта сторона подготовки фехтовальщиков направлена на дальнейшее совершенствование качеств занимающихся, на вооружение их знаниями и умениями, необходимыми для практической работы в качестве организатора, судьи или общественного инструктора или для передачи опыта молодежи. Организационно-методическая и судейская подготовка проводится в процессе тренировочных занятий при помощи изучения правил соревнований, методики уроков и систематических заданий на проведение разминки, части урока, судейства боев в роли углового судьи, секретаря, руководителя боя и т. д. Широкое место в подготовке фехтовальщиков отводится индивидуальному уроку, когда один занимающийся преподает другому. Этот метод проведения урока является важным средством совершенствования не только для того, кто берет урок, но и для того, кто его дает.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|