Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задача 2. Обучение переходу в исходное положение, приветствию и рапорту




Задания, команды Частные задачи в средства
1. Выполнить переход из строевой стойки в исходное положение. «В исходное положение становись!» а) вместе с полуоборотом налево взять рапиру за рукоятку правой рукой и повернуть голову в сторону партнера; б) слегка приподнять правую ногу вверх-вперед и четко приставить ее к каблуку левой под прямым углом, а рапиру вынести вперед, в сторону партнера
2. Выполнить переход из ис­ходного положения в строевую стойку. «Смирно!» Вместе с пол-оборотом направо взять ра­пиру в левую руку под гарду и четко при­ставить левую ногу к правой, руки свобод­но опустить вдоль тела
3. Отдать приветствие парт­неру Приветствовать друг друга поочередно и одновременно
4. Отдать приветствие в три стороны. Выполняется под команду «Салют!» Из положения подвысь выпрямить воору­женную руку в сторону противника, стар­шего судьи и зрителей
5. Четко выполнять пройден­ные приемы под команду парт­нера Поочередно командовать один другому и. выполнять пройденные строевые приемы
6. Отдать рапорт с салютом оружием старшему судье или преподавателю а) перестроить учеников по 3—5 человек. Назначить старших; б) поочередно ученики командуют под­группой: «Смирно!», «Подвысь!», «Равнение направо!» (налево или на середину) и от­дают рапорт

 

Задача 3. Обучение «вольно» переходу в положение «к бою», и выполнение «сбора»

Задания, команды Частные задачи и средства
1. Выполнить переход в по­ложение «к бою» на два счета. «К бою готовьсь!», «В исходное становись!» а) для выполнения дать счет; б) из положения «к бою» опустить обе руки, приставить правую ногу к левой на один счет
2. Самостоятельно выполнить переход в положение «к бою» на два счета, а возвра-щение в исходное положение на один счет а) обратить внимание, чтобы тяжесть те­ла была равномерно распределена на обе ноги; б) ступни ног на боевой линии, под пря­мым углом, колени развернуты
3. Выполнить переход из по­ложения «к бою» в положение «вольно» и наоборот. Командовать самому себе «К бою готовьсь!», «Вольно!» а) положение «вольно с оружием» выпол­нять на один счет. Обе руки опускают вниз, правую ногу приставляют к левой; б) из положения «вольно!» для перехода «к бою» обе руки с оружием поднимают вверх, рапира проходит около груди и вы­носится вперед в положение «к бою»
4. Из положения «к бою» выполнить «сбор» под команду «Делай сбор!» Из положения «к бою» стучать пяткой правой ноги о пол два раза, приставить правую ногу к левой, отдать приветствие партнеру

 

Индивидуальное обучение. Во время выполнения упражнений самостоятельно преподаватель подходит к каждому ученику и проверяет правильность выполнения приемов:

1) взять клинок ученика правой рукой за середину, отвести кисть его руки в нужную сторону, предложить ученику отпустить оружие, а затем положить рукоятку на ладонь ученика (рис. 55, 1);

2) взять правой рукой за кисть ученика, а левой за локоть, поставить правильно руку и показать работу пальцев (рис. 55, 2);

3) взять рапиру ученика левой рукой за острие и нажать своим оружием на клинок и гарду рапиры ученика, опуская или приподнимая его вооруженную руку (рис. 55, 3);

4) при необходимости заставить ученика опустить напряжен­ное плечо, убрать локоть внутрь, развернуть ногу преподаватель действует клинком своей рапиры, дотрагиваясь оружием до определенной части тела ученика (рис. 55, 4).

 

 

Боевая стойка и передвижения в ней. Боевая стойка рапири­ста — наиболее выгодное и целесообразное положение тела бойца во время боя (рис. 56). Положение боевой стойки позволяет из­менять взаимное расположение звеньев тела, а также противо­действовать колебаниям тела в различных плоскостях и обеспе­чивает оптимальные условия для сохранения равновесия всего тела при динамике действий.

Анализ наиболее типичных статических положений бойца в боевой стойке при наступательных и оборонительных действиях позволит лучше понять законо­мерности динамики техники прие­мов боя рапирного фехтования.

Степень устойчивости фехто­вальщика в боевой стойке обусловлена рядом признаков: величиной площади опоры и выгодной постановкой ступней ног по отношению к боевой линии, высотой общего центра тяжести (о.ц.т.), прохождением линии тяжести через площадь опоры и сохране­нием целесообразного угла вертикального поворота тела по от­ношению к боевой плоскости, выгодным положением таза и по­звоночника.

Величина площади опоры образуется подошвенной поверх­ностью стоп и площадью, заключенной между ними. В боевой стойке нужно учитывать выгодную постановку ступней ног по от­ношению к боевой фехтовальной линии, благодаря чему обеспечи­вается лучшая устойчивость и сохранение равновесия всего тела.

Выдвижение впереди стоящей ноги на полторы-две ступни от сзади стоящей ноги и перпендикулярное положение ее по отно­шению к пятке сзади стоящей ноги (рис. 57, а) следует считать наиболее целесообразным для школьного обучения.

Постановка выдвинутой ноги в боевой стойке перпендику­лярна центру стопы (рис. 57, б) и характерна для большинства мастеров современного фехтования. Это положение наиболее целесообразно, так как обеспечивает лучшую устойчивость всего тела, прямолинейность и скорость движений. Постановка выдви­нутой ноги вправо или влево от боевой линии (рис. 57, в, г) не обеспечивает нужной устойчивости и приводит к изменению на­правления движения и потере равновесия.

 

 

О. ц. т. тела в боевой стойке фиксируется в мгновенных ста­тических положениях в моменты собранности бойца для решаю­щих действий. О. ц. т. перемещается при всяком изменении поло­жения отдельных частей тела в ходе боевых действий.

Высота о. ц. т. в боевой стойке зависит от степени сгибания ног в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах. Опти­мальное сгибание ног зависит от благоприятного физиологиче­ского состояния многосуставных мышц, когда синергисты сокра­щены, а антагонисты растянуты. Это благоприятное состояние мышц в боевой стойке создается при условии, когда угол, обра­зованный голенью и бедром обеих ног, одинаков. Сгибание ног в коленных и других суставах равно 125—135° по отношению к площади опоры (рис. 57, а—г). Это относится к положению боевой стойки, когда вес тела на обеих ногах или на впереди стоя­щей ноге.

В зависимости от тактических задач, решаемых в бою в на­ступательных или оборонительных действиях, в боевой стойке фехтовальщик имеет различную устойчивость. Рассмотрим три основных, наиболее типичных положения в боевой стойке.

 

 

1. Более устойчивое положение боевой стой­ки с равномерным распределением о. ц. т. (см. рис. 58, 1, 2). В этом положении линия тяжести тела проходит через центр площади опоры. Углы устойчивости и равнодействующие реакции опоры вперед и назад равны, мышцы в благоприятном фи­зиологическом состоянии, синергисты сокращены, антагонисты растянуты. Такое целесообразное положение бойца в боевой j стойке выгодно для быстрого маневрирования вперед и назад, оно применяется во всех действиях наступления и обороны. Рав­номерное распределение о. ц. т. в боевой стойке имеет некоторые недостатки, так как для обеспечения максимальной скорости выпада в атакующих действиях из этого положения требуется некоторое приближение центра тяжести тела к переднему краю, опоры за счет движения туловища вперед. Такое небольшое дви­жение тела иногда позволяет противнику улавливать тонкие сигналы начала атакующих действий. Однако опытные мастера искусно маскируют эти движения тела игрой оружия и широко-применяют их в динамике боя для решения разнообразных так­тических задач. Это положение боевой стойки является типовым, и его применяют в начальном обучении для усвоения основ школьной техники, правильной постановки позвоночника, таза и всего тела, чтобы иметь правильную и красивую осанку.

2. Менее устойчивое положение боевой стой­ки с распределением о. ц. т. ближе к переднему краю опоры (рис. 58, 3). Это также целесообразное положение бойца в боевой стойке в наступательных действиях. Оно позволяет быстро маневрировать вперед и назад и широко применяется во всех видах наступления и обороны. В этом положении о. ц. т. нахо­дится несколько впереди за счет небольшого наклона туловища. Это создает выгодные условия для движения тела вперед, хотя при этом возникает некоторая загруженность впереди стоящей ноги, что затрудняет поднятие носка ноги при движении выпада. В такой стойке приходится начинать движение впереди стоящей ногой с пятки (естественное и выгодное положение для быстрого махового движения голени на выпад). Движение назад выполня­ется легко за счет отставления относительно разгруженной ноги, стоящей сзади, и одновременного толчка ногой, стоящей впереди.

3. Устойчивое положение боевой стойки с рас­пределением о. ц. т. ближе к заднему краю опоры (рис. 58, 4). Целесообразное положение бойца в боевой стойке при некоторых случаях активной обороны. Менее выгодно для быстрого манев­рирования и применения в атакующих действиях.

В этом положении о. ц. т. незначительно подан назад за счет отклонения туловища, отчего линия тяжести тела сдвинута бли­же к заднему краю опоры. Сзади стоящая нога более согнута, что не позволяет производить быстрые движения назад. Атаку­ющие действия затруднены, так как требуется значительный путь для перенесения веса тела на впереди стоящую ногу, что вызывает колебание туловища, нарушает прямолинейность дви­жения и замедляет скорость.

Такой боевой стойкой можно пользоваться при обороне и на границе поля боя, когда нет возможности отхода назад.

Кроме типовых положе­ний боевой стойки фехто­вальщики применяют раз­личные варианты изменения положений о.ц.т. в зависи­мости от тактики истинных или ложных действий. В по­ложении боевой стойки нуж­но учитывать не только на­клоны туловища вперед и назад, но и наклоны и пово­роты его во фронтальной плоскости.

 

 

По исследованиям авто­ра, проведенным на группе ведущих мастеров рапирного фехтования, вертикальный поворот таза и плеч по от­ношению к боевой плоскости в 90% случаев равен 23—27°, а в 10% случаев равен 15—22°. На этой основе наиболее целе­сообразным поворотом таза в типовой боевой стойке рапириста и на выпаде следует считать вертикальный угол поворота нару­жу по отношению к боевой плоскости, равный от 23 до 27° (рис. 59).

Наиболее целесообразным при повороте туловища по отно­шению к боевой плоскости можно считать угол от 10 до 25° (рис. 60, а).

Уменьшать угол поворота туловища внутрь во фронтальную плоскость от 0 до 10° (рис. 60, б) нецелесообразно, так как такой поворот изменяет положение головы, приводит к излишнему на­пряжению мышц, удержива­ющих голову, вызывает по­ворот бедра впереди стоя­щей ноги внутрь и излишнее напряжение мышц плечево­го пояса.

Увеличивать угол поворо­та туловища по отношению к боевой плоскости наружу бо­лее 30° также нецелесооб­разно, так как увеличивает­ся площадь поражения тела, требуется переставить вы­двинутую ногу наружу от боевой линии, нарушаются устойчивость и прямолиней­ность движения, возникает потребность более широких защит.

Горизонтальный угол наклона таза и плеч в типовой боевой стойке должен быть в пределах от 0 до 6°; в наступательной стойке — от 7 до 10°; в оборонительной стойке — от 0 до 10°. Из­лишние наклоны туловища допускаются при ложных действиях. В типовой боевой стойке наклон или отклонение туловища следует выполнять только вперед или назад.

В вольном бою в тактике действий многих мастеров боевая стойка применяется вариативно, в зависимости от решения так­тических задач и манеры боя. Многие мастера держат вооружен­ную руку не в 6-й позиции, а в промежуточном положении — между 6-й и 4-й позициями, во 2-й, 8-й позиции или внизу, высоко или низко, одни в угрожаемом положении — на вытянутой руке, другие предпочитают динамику — перемены позиций или тонкую игру оружием.

Левая рука, особенно часто в начале боя, находится в типо­вом положении, однако в зависимости от утомления, техники и решаемых задач ее положение изменяется (рис. 61). Фехтовальщики в бою часто пользуются наклонами туловища вперед, на­зад, в стороны, иногда вместе с притопыванием и движением вооруженной рукой.

 

 

 

Ширина боевой стойки и степень сгибания ног колеблются и часто умышленно изменяются от узкого до широкого положения, в зависимости от характера боевых действий (рис. 62).

Некоторые мастера в боевой стойке отрывают пятку сзади стоящей ноги от пола, другие отрывают пятку от пола и повора­чивают ее наружу, приближая положение ног к стартовому положению (рис. 62, г), что следует считать целесообразным при броске «стрелой» и при выполнении выпада.

Для предотвращения значительного утомления, наступающе­го при длительных статических напряжениях, в боевой стойке многие мастера чередуют согнутое положение ног с мгновенным расслаблением их за счет кратковременного выпрямления и по­следующего сгибания. Это расслабление ног для отдыха чаще выполняется на дальней дистанции. Однако многие мастера ис­пользуют этот прием как ложное действие, в целях вызова про­тивника на атаку для последующей защиты и ответа.

Передвижения в боевой стойке. Рапирный бой требует быстрых и легко изменяющихся перемещений бойца в боевой стойке, искусного маневрирования на поле боя вперед и назад, реже в стороны, для сближения с противником или отхо­да от него.

Бой насыщен разнообразными передвижениями, преимущест­венно шагами и скачками. Происходит постоянная борьба за выигрыш выгодной для себя, в основном средней, дистанции, с которой выполняются атакующие или активные оборонительные действия.

Для введения противника в заблуждение и внезапного выиг­рыша выгодной дистанции во время маневрирования вместе с передвижениями мастера широко используют ложные и истин­ные движения оружием и телом: выпрямление ног и расслабле­ние, полушаги, притопывания, обманы туловищем, различные движения вооруженной рукой, возгласы и т. д. Однако основны­ми приемами передвижений бойца в боевой стойке для обеспе­чения целесообразного маневрирования в бою считаются: шаги, скачки, полушаги, бег вперед и назад, в незначительной мере шаги в стороны.

 

 

Шаг вперед применяется для сближения с противником и решения ряда тактических задач в подготавливающих дейст­виях и в целях обороны.

Шаг вперед выполняется плавным толчком левой ногой и переставлением правой вперед на длину ступни, благодаря чему тело перемещается в сторону противника, левая нога переставляется на такое же расстояние, и боевая стойка восстанавлива­ется (рис. 63). Движение правой ноги начинается с подъема пят­ки (рис. 63, а, б, в). Если вес тела больше на левой ноге, движе­ние вперед правой ногой целесообразнее начинать с подъема носка (рис. 63, г, д, е). Во всех случаях постановка выставляе­мой вперед ноги производится перекатом с пятки на всю ступню. При передвижениях шагом вперед ноги мягко согнуты, тело дви­жется прямолинейно без раскачивания и колебаний.

Шаг назад используют для сохранения дистанции, отхода от противника, преимущественно в оборонительных действиях. Шаг назад выполняется плавным толчком правой ногой назад, благодаря чему тело движется назад, левая нога отставляется на длину ступни, правая переставляется на такое же расстояние, и боевая стойка восстанавливается.

Шаги вперед и назад можно выполнять и другим способом. Вперед — вначале приставить левую ногу к правой, а затем пра­вую поставить вперед. Назад — вначале переставляют правую, а затем отставляют левую на такое же расстояние назад.

Шаги вправо и влево применяются для ухода в сто­роны, отвлечения внимания противника, при действиях с левшой и в сочетании с защитами оружием. Шаг вправо выполняется переставлением правой ноги вправо, а затем левой на такое же расстояние. Шаг влево — с помощью переставления левой ноги влево и затем правой в ту же сторону на такое же расстояние, с тем чтобы в результате оказаться лицом к противнику.

Полушаги вперед и назад используются для сокращения или увеличения дистанции с целью разведки или вызова. Полу­шаг вперед выполняется небольшим выставлением правой ноги вперед и движением тела и вооруженной руки. Полушаг назад выполняется отставлением левой ноги назад с небольшим движе­нием тела также назад.

Двойной шаг вперед применяется для быстрого сбли­жения с противником. Выполняется последовательными шагами вперед левой и правой ногами. Левую ногу выносят скрестно пе­ред правой и ставят впереди нее, носок остается повернутым вле­во. Правую ногу выносят вперед и ставят в положение боевой стойки.

Двойной шаг назад применяется для увеличения дис­танции и отступления. Выполняется последовательными скрест­ными шагами назад правой и левой ногой. Правую ногу плавно проносят скрестно за левой и ставят сзади нее (носок обращен вперед). Левую ногу переставляют назад на такое же расстоя­ние в положение боевой стойки (рис. 64).

Скачок вперед используется для быстрого и внезапного сближения с противником на среднюю дистанцию. Резким толч­ком левой ногой и одновременным махом правой тело посылают вперед в боевую стойку на обе ноги.

Скачок назад одновременный применяется для быстрого выхода со средней дистанции. Махом левой ноги назад и одновременным резким толчком правой ногой тело посылают назад в положение боевой стойки с приземлением одновременно на обе ноги.

Скачок назад скрестный используется для быстрого и глубокого выхода из дистанции боя. Выполняется по схеме двойного шага назад с более резкими толчковыми и маховыми усилиями ног, без касания пола в промежуточном положении, с приземлением одновременно на обе ноги.

 

 

Шаг, или скачок, вперед трещоткой применяется, для разведки реакции противника, для провоцирования его на контратаку и облегчения начала собственной атаки. Выполняется последовательными резкими толчково-ударными движениями вперед правой — левой — правой ноги на полступни или на ступ­ню вперед.

Быстрый бег с ускорением и замедлением используется в на­ступлении, при атаках «стрелой» и при обороне с целью быстрого ухода от противника.

В зависимости от ситуации боя и содержания решаемых за­дач изменяется характер выполнения передвижений, темп и ритм, длина, направление и интенсивность шагов, скачков или бега. Для незаметного и скрытного сближения они могут быть плав­ными, бесшумными, выполняться мягким, скользящим движени­ем ног. Для вызова противника на контрдействия прибегают к умышленно резким шагам или скачкам, иногда с притопыванием. Для навязывания своего темпа делаются плавные ритмичные шаги вперед и назад.

Для выигрыша дистанции и атакующего действия выполняют ритмичные однообразные шаги вперед и назад с резким измене­нием величины шага вперед или применяют игру оружием — перемены соединения, ложные батманы, угрозы и внезапное сбли­жение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных