ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Учебная практика по тренерской технике индивидуального обучения
Учебная практика во взаимоуроках, когда поочередно один занимающийся дает индивидуальный урок другому, является средством технической и тактической подготовки фехтовальщика, а также его педагогической подготовкой. Овладевая различными методическими приемами тренерской техники управления оружием и подачи его в различных боевых действиях, каждый занимающийся должен быстро осмысливать и выполнять движения и боевые действия за себя и предвидеть действия ученика (партнера). Дающий урок должен быстро анализировать путь движения оружия, чувствовать дистанцию, темп и ритм своих движений при взаимодействии с оружием ученика. Дающий урок должен постоянно изменять условия, создавать разнообразные боевые ситуации, приближая их к боевым. Организация занимающихся при обучении тренерской технике и методическим приемам индивидуального урока — двусторонняя, в двух шеренгах, лицом один к другому. Основной метод обучения — показ преподавателем приемов с одним из учеников, краткое объяснение и задание для самостоятельного выполнения действий одиночно или с партнером. Вместе с техникой движений преподаватель объясняет, как, когда и какие частные задания давать ученику, как дозировать нагрузку. Затем отводит определенное время для повторения заданного и проверяет каждого ученика. Тренерская техника не оторвана от всех других методов обучения и воспитания, а неразрывно связана с ними. В индивиддуальном обучении и групповых уроках к каждому ученику следует подходить индивидуально.
Последовательность обучения тренерской технике на простые боевые действия. Задача 1. Обучение основной стойке, начальным положениям! и передвижениям тренера с учеником. Основная стойка — типовое, наиболее выгодное положение тела и оружия действующего за тренера для подготавливающих, наступательных и оборонительных действий с учеником. В этом положении ноги действующего за тренера слегка согнуть в коленях и поставлены на расстоянии одной ступни, правая нога впереди, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги или больше на впереди стоящую ногу. Вооруженная рука мягко согнута, оружие в промежуточном положении между 6-й и 4-й позициями (рис. 114,а). Держать оружие в основной стойке следует немного выше или ниже, в зависимости от роста ученика и тренера. Задание — принять основную стойку и передвигаться с учеником шагами вперед, назад, делая шаги плавные, быстрые, скользящие и различной длины. Исполнение — действующий за тренера принимает основную стойку и выполняет передвижения с учеником, вначале под команду, а затем без команды; можно поставить перед учеником задачу—сохранять дистанцию и выполнять различные передвижения; делать замечания по качеству выполнения и исправлять недостатки. Для изменения условий действий ученика действующий за тренера меняет начальные положения вооруженной руки, оружия и тела. Таких типовых положений может быть несколько. Позиционное положение (см. рис. 114,б). Оружие действующего за тренера в одной из позиций. Из позиционного положения наиболее часто тренер принимает уколы с различной дистанции, создает условия для атаки ученика, принимает защиты и атакует сам. Нижнее положение (см. рис. 114, в). Оружие действующего за тренера внизу в 8-й позиции. Из этого положения партнер использует различные соединения, выполняет ряд внезапных подготавливающих действий, реагирует защитами на обманы ученика. Наиболее часто принимает 4-ю или 6-ю защиты, те же круговые, иногда 7, 9, 1-ю, выполняет обманы и неожиданно атакует сам. Высокое или угрожающее положение (см. рис. 114, г). В этом положении партнер создает условия для действий ученика с высоким противником, вытягивает вооруженную руку, контратакует, иногда атакует сам, создает условия для атаки с действием на оружие, берет защиты, иногда сближается, переходит в ближний бой или выполняет глубокие отходы. Положение в левой стойке (рис. 114, д, е) для изучения и совершенствования действий против левши. Задание — выполнить передвижения и перемену соединения из различных положений оружия и тела. Исполнение — действующий за тренера принимает различные положения с оружием и предлагает ученику взять 4-е (6, 7, 8-е) соединение; выполнить одиночную и двойную перемену соединения, сочетая с передвижением и сохранением дистанции; передвигаться, менять соединения (действующий за тренера выполняет приемы в левой стойке).
Задача 2. Обучение действующего за тренера принимать укол ученика одной рукой и с выпадом в различные части поражаемой поверхности тела. Задание — колоть на открывание действующего за тренера. Исполнение — действующий за тренера открывается (рис. 115, а, б, в) и приглашает ученика колоть одной рукой или с выпадом. Партнер не касается оружия ученика и принимает укол, а иногда поправляет своей левой рукой оружие ученика; ученик колет одной рукой или с выпадом прямо или переводом. Действующий за тренера подбивает своим клинком оружие ученика движением вооруженной руки на себя (рис. 115, г), обозначая этим запаздывающую защиту; ученик колет так же, но действующий за тренера подбивает оружие ученика с возгласом «Да!», «Так», «Правильно!» и т. п. При плохом выполнении говорит коротко: «Нет!» Задание — принимать укол и сопровождать своим оружием клинок ученика. Исполнение — действующий за тренера после принятия укола выпрямляет руку и сопровождает своим клинком оружие ученика в той линии, где его оружие. Так он действует непрерывно, повторяя это движение несколько раз подряд (рис. 116, а), или принимает укол ученика и сопровождает его оружие, но уже с переходом в другую линию; или принимает уколы в грудь, в бок и сопровождает оружие ученика с шагом вперед, а ученик колет одной рукой на месте или с шагом назад (см. рис. 116, б). Если действующий за тренера делает шаг вперед и сразу отходит назад, ученик на его отход колет с выпадом (см. рис. 116, в) и т. д.
Задание — принимать укол ученика, когда он колет одной рукой или с выпадом, и требовать оппозиции в линии атаки. Исполнение — действующий за тренера принимает укол и слегка продвигает свое оружие вперед в линии атаки ученика (рис. 117, а); действующий за тренера на укол ученика свободно продвигает свое оружие вперед в линии атаки ученика или выполняет небольшой шаг вперед, обозначая атаку (см. рис. 117, б); после любого наступательного или ответного действия ученика партнер принимает укол (руку не берет на себя) и с шагом вперед продолжает движение руки вперед, требуя от ученика атаки или ответа с оппозицией; ученик наносит любой укол, но действующий за тренера все положения и движения выполняет левой рукой. В левой стойке тренер применяет два способа подачи оружия: 1) подбивает оружие ученика и берет вооруженную руку на себя (рис. 118, а), обозначая этим запаздывающую защиту; 2) выпрямляет вооруженную руку (рис. 118, б), создавая атакующее движение, и требует от ученика оппозиции в линии атаки.
Задача 3. Обучение основным атакующим действиям. Атакующие действия партнера вызывают активную оборону ученика. Они должны быть реальными, разнообразными и приближаться к боевым как по дистанции, так и по изменяющемуся темпу и ритму. Атакующие действия партнера-тренера могут быть замедленными или быстрыми, с изменением скорости в конце атаки, ритмичными и аритмичными, иногда с потерей темпа, плавными или резкими, ожидаемыми учеником или внезапными. Они должны выражать характер, настроение противника, быть скрытыми, но выразительными, и ученик должен учиться разгадывать их. На ближней дистанции партнер выполняет атакующие действия главным образом для технической подготовки и воспитания нужных качеств. Задание — действующему за тренера выполнять атакующие движения с ближней дистанции выпрямлением вооруженной руки в различные линии и требовать от ученика защиты и ответа. Исполнение — партнер-тренер атакует выпрямлением руки, ученик выполняет защиту отводом и ответ одной рукой (рис. 119, а); то же, но ученик применяет защиты и ответы в разных линиях с шагом назад (рис. 119, б). Задание — выполнять атакующие действия со средней и дальней дистанций, из различных положений оружия, с предварительным действием на оружие ученика или без него. Исполнение — партнер выполняет атакующие действия за счет выпрямления вооруженной руки с шагом вперед, полувыпадом или выпадом (рис. 120, а), ученик берет защиту и дает немедленный ответ одной рукой, а на уход действующего за тренера наносит ответ с выпадом (рис. 120, б). Шаги и полувыпады должны быть разнообразными (быстрыми, плавными, резкими, после притопа, внезапными и с ускорением в конце); партнер периодически выполняет боевой выпад и наносит укол прямо или переводом или обозначает бросок «стрелой» (рис. 120, в), требуя от ученика защиты и ответа с шагом назад (рис. 120, г); после атакующих действий партнер переходит в основную стойку, закрываясь назад или вперед в зависимости от решаемой задачи; такие же действия нападения, но партнер-тренер выполняет их в левой стойке, действуя за левшу (рис. 121, а, б). Своими наступательными действиями партнер вначале приучает ученика пользоваться основными защитами — 4, 6, 7, 8-й, а затем обучает умению быстро менять их в ходе действий и пользоваться дополнительными защитами — 5, 9, 1, 2, 3-й. Очень важно приучать ученика брать защиты избирательно — от видимого наступательного действия противника, брать защиты с шагом назад, иногда с шагом вперед, применять защиты на выпаде для решения задач второго намерения.
Задача 4. Обучить действующего за тренера вызывать ученика на контратаку или контратаковать самому на вызов ученика, требуя взять защиту и нанести ответ с оппозицией. В этих действиях партнер широко использует подготавливающие приемы оружием, изменяет дистанцию и выразительно атакует с шагом вперед и с действием на оружие, ученик выбирает момент и контратакует. Далее партнер предоставляет инициативу ученику и учит его маневрировать оружием и дистанцией для вызова противника на контратаку. Задание — действующему за тренера маневрировать оружием с шагом вперед. Ученику контратаковать одной рукой или с выпадом. Исполнение — на шаг вперед партнера ученик контратакует одной рукой с шагом назад, нанося укол с оппозицией в 4-й или 6-й. На вытягивание вооруженной руки партнера ученик контратакует с выпадом и оппозицией (рис. 122, а); ученик маневрирует оружием и вызывает на контратаку партнера. На его контратаку с выпадом ученик берет защиту и выполняет контратаку с одновременной защитой одной рукой или с полувыпадом (см. рис. 122,6); на обман ученика партнер контратакует с шагом вперед, ученик снимает контратаку и сам контратакует с выпадом и оппозицией (рис. 122, в). Задача 5. Обучение основным защитным действиям, вызывающим атакующие и повторные действия ученика. Оборонительные действия — важная основа обучения и воспитания фехтовальщика. Оборонительными действиями партнер вызывает активные наступательные действия ученика, совершенствует технику и тактику, воспитывает важнейшие качества, стиль и манеру ведения наступательного боя. В технике оборонительных действий тренера-партнера следует выделить подготавливающие действия, создающие тактичен ский фон и технические условия для наступления ученика (маневрирование дистанцией и оружием), а также защитные действия, которые усложняют наступательные действия ученика. К защитным действиям партнера относятся: запаздывающие, ложные защиты, действительные защиты и ответы, контрзащиты и контрответы, защиты без ответов и отходы, вызывающие повторные атаки ученика, воздействие оружием и т. д. (рис. 123, а, б).
Партнер должен выполнять защиты впереди себя, ближе, выше, ниже, прямые, полукруговые или круговые, а также сочетать принятие защит с маневрированием дистанцией. Дистанция тренера-партнера должна быть реальной. Маневрирования выполняют с различной скоростью, изменением ритма, с выдержкой, иногда с обманом, одной рукой, с выпадом или на выпаде. Большое значение имеют контрастные переходы тренера-партнера от одних действий к другим, от одной скорости к другой, но так, чтобы ученик чаще превосходил своего учителя в скорости и завершал свои действия уколом. В учебной практике при обучении защитным действиям преподаватель ставит разнообразные задачи и задания ученикам, действующим за тренера. Примерные задания: 1. Действующему за тренера маневрировать оружием и вызвать ученика на различные атаки и контратаки, сочетая их с защитами и ответами. 2. Ученику выполнять любую атаку, действующему за тренера брать защиту и требовать повторения атаки. Защиты применяются внезапно, с изменением дистанции. 3. Действующему за тренера вызвать на атаку ученика, принять защиту и давать ответы, ученик должен защищаться и наносить контрответы. 4. Действующему за тренера вызвать атаки, контратаки или повторные атаки ученика и переходить в ближний бой после быстрого сближения с партнером. В ближнем бою требовать от ученика защиты и ответа с шагом или скачком назад, прямой или согнутой рукой (рис. 124,а, б). Когда партнер находится на выпаде, ученик наносит укол прямо, сбоку, снизу, переводом в грудь или спину. На защиту партнера ученик выполняет повторный При проведении урока с помощью электрофиксатора действия проводить при открытом и при закрытом фанерой или картоном аппарате (рис. 125), чтобы исключить привычные наблюдения учеников за световыми сигналами фиксатора уколов. Вместе с овладением тренерской техникой подачи оружия и действиями за различных противников преподаватель совершенствует знания и навыки учеников, требует, чтобы действующий за тренера ставил короткие и понятные задания, подмечал недостатки, указывал способы их устранения, правильно дозировал нагрузку и оценивал действия ученика.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|