ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава XI. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА
В настоящее время добиться высоких спортивных результатов может лишь фехтовальщик, обладающий не только высоким уровнем техники, тактики, физической подготовленности, но и высокоразвитыми моральными и волевыми качествами, а также психической готовностью к соревнованиям. Прежде всего, нужно помнить, что воля, по определению И. М. Сеченова,— это деятельная сторона разума и морального чувства. Воспитание волевых качеств неотделимо от сознания соответствующей моральной и интеллектуальной основы. Иными словами, нужно не только совершенствовать методы и методические приемы волевой подготовки, но и осуществлять процесс воспитания всех волевых качеств в единой системе, направленной на укрепление и развитие нравственных чувств: советского патриотизма, коллективизма, общественного долга и ответственности, дружбы, товарищества в соответствии с моральным кодексом строителя коммунизма. Только в этом случае процесс психологической и волевой подготовки принесет нужные плоды. При разработке методики волевой подготовки большое место отводится систематизированию условий, требующих проявления волевых качеств в процессе тренировочной и соревновательной деятельности фехтовальщика. К таким условиям относятся препятствия и объективные трудности, возникающие при технической и тактической подготовке, трудности экстраординарного характера, а также общей и специальной физической подготовки. Сюда также будут относиться и объективные изменения внутренней среды организма, спортсмена, действующего в условиях, обусловленных внешними причинами, которые требуют проявления волевых усилий. Воля спортсмена проявляется в действиях, направленных на достижение возникающих перед ним целей во время соревнований и учебно-тренировочных занятий. Эти действия всегда связаны с необходимостью преодолевать трудности и препятствия на пути к достижению цели. Поэтому они требуют от спортсмена больших или меньших волевых усилий, особенно в тех случаях, когда трудности и препятствия возникают неожиданно. Препятствиями для спортсмена могут стать объективные условия деятельности, мешающие достижению целей, возникающих или поставленных перед спортсменом. Препятствиями становятся и объективные изменения в состоянии внутренней среды организма спортсмена. Эти изменения создаются под влиянием внешних условий деятельности, они также мешают достижению целей, тормозят преодоление внешних препятствий. Необходимость преодоления препятствий и трудностей, вытекающих из конфликтности боевых ситуаций, на первый план выдвигает не только задачи воспитания волевых качеств фехтовальщика, обеспечивающие возможность борьбы в условиях противоборства противника, подчинения его действий своим замыслам, но и тактическое распознавание состояния противника, его замыслов и намерений, а также подготовку и использование момента для его уязвимости. Для анализа трудностей, возникающих в процессе соревновательной и учебно-тренировочной деятельности фехтовальщика, остановимся на препятствиях, которые наблюдаются при подготовке спортсменов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|