ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ВОЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
Одним из основных условий, обеспечивающих преодоление любых трудностей, является воспитание у спортсменов уверенности в преодолении трудностей. Эти задачи должны отличаться ясностью, но быть достаточно трудными. Большое значение имеет воспитание у бойцов увлеченности процессом боя, процессом спортивной борьбы. Надо строить так задания, чтобы процесс преодоления препятствий и трудностей превратился бы у занимающихся в спортивное увлечение. Интерес к занятиям, радость достижения результата в выполняемых упражнениях, эмоциональная привлекательность их не единственные побудительные силы в преодолении встречающихся трудностей. Большую роль в преодолении любой трудности1 играет осознание конкретной пользы. В преодолении трудностей немаловажное значение имеет убежденность спортсмена до конца бороться за выполнение поставленной задачи и уверенность в успешном преодолении трудностей. Это достигается всем комплексом воспитательных мероприятий (беседами о лучших спортсменах, разбором поведения фехтовальщиков в различных соревнованиях, усилениях всех форм работы, внушением тренера, самовнушением и т. д.), а также правильным осуществлением принципа доступности. Учитывая подготовленность учеников, тренер должен давать задание в расчете не только на большие нервные затраты, но и обязательно на его успешное выполнение. Очень важно постоянно анализировать каждый проведенный спортсменом бой, выполненное упражнение или задание. Состояние воодушевления, бодрости, уверенности, боевого возбуждения способствует максимальному проявлению всех сил спортсмена, всех его возможностей, благодаря чему фехтовальщик успешнее преодолевает все встречающиеся трудности и показывает высокий результат в соревнованиях. Неблагоприятный психологический фон ослабляет волю спортсмена. Состояние подавленности, чрезмерного волнения, растерянности, неуверенности, возникающее в процессе тренировки и особенно в соревновании, тормозит проявление всех способностей фехтовальщика. Важно помнить, что степень проявления волевых усилий фехтовальщика зависит от общего психического, физического состояния здоровья в данный момент. Для развития волевых качеств спортсмена необходимо обеспечить в учебно-тренировочном процессе формирование конкретных умений, способствующих преодолению препятствий и трудностей. Лучший путь решения таких задач — всемерное повышение уровня всех видов подготовки: тактической, технической, общей и специально-физической и психологической. Повышение объема, интенсивности нагрузки, вплоть до максимальной, а также перенесение длительных и интенсивных напряжений — процесс не только функциональной подготовки. В значительной мере это процесс психологический, в результате которого воспитываются волевые качества спортсмена. Опыт показывает, что увеличение количества соревнований, соревновательных, а также тренировочных боев, взаимоупражнений, «контров», индивидуальных уроков с тренером, равно как всех других видов подготовки, положительно сказывается на воспитании волевых качеств. Волевую подготовку спортсмена надо планировать индивидуально, с учетом перспективных и конкретных задач тренировочного процесса на определенный период времени. Отражая индивидуальное в планировании волевой подготовки, нельзя не учитывать общих принципов планирования тренировочного процесса, объективно отражающих закономерность становления спортивной формы. Важнейшим путем развития всех волевых качеств является самостоятельная работа и воспитание трудолюбия. Спортивное трудолюбие — главное качество в росте спортивного мастерства фехтовальщика. Наилучшим образом оно воспитывается в самостоятельно выполняемых упражнениях, заданиях, взаимоупражнениях, «контрах», различных боях, в самостоятельно выполняемых заданиях вне тренировочных занятий. Научить ученика самостоятельно трудиться — главная задача тренера. Только большой систематический труд фехтовальщика в овладении техникой, тактикой, в воспитании волевых качеств поможет ему овладеть фехтовальным мастерством. Без высокого уровня работоспособности, без большого объема самостоятельной работы не может сформироваться фехтовальщик высокого класса. Опыт лучших советских тренеров по фехтованию убедительно доказывает, что воспитание спортсменов в коллективе, через коллектив при ведущем руководстве тренера и влиянии общественности всегда дает лучшие результаты, чем воспитание одиночек. В коллективе менее благоприятна почва для эгоистических проявлений, эмоциональных срывов, зазнайства и других негативных проступков. Оценка поступков в коллективе переживается острее, а сам человек раскрывается шире, многограннее, быстрее устанавливается контакт между спортсменом и тренером. В настоящее время соревновательный метод успешно применяется как в занятиях по общей физической подготовке, так и на занятиях по технике, тактике и т. д. В этих же целях следует специально организовывать разнообразные тренировочные и соревновательные бои. Развитие волевых качеств может осуществляться еще и другими методами специальной подготовки, получившими в настоящее время наибольшее практическое распространение: в действиях с выбором, индивидуальных уроках и «контрах». В действиях с выбором и индивидуальных уроках наибольшую ценность должны иметь такие задания, в которых партнер или тренер неожиданно, а иногда и необусловленно меняют обстановку. Например, неожиданный разрыв или сокращение дистанции; контратака; защита — ответ; ответ в неожидаемую линию; атака «стрелой» и т. д. Кроме того, в действиях с выбором можно увеличивать количество вариантов заданий и скорость выполнения действий, а также уменьшать отчетливость действий — поводов партнера, строже обусловливая техническую конкретность двигательной реакции. Соревнования — важнейший этап проверки тактики, техники, воли, развития всех способностей и качеств фехтовальщика. Только в соревнованиях все стороны подготовки фехтовальщика получают окончательную наивысшую отшлифовку. Этому способствует стремление каждого из участников соревнования показать максимальный для себя результат. Установка на максимальное достижение мобилизует все силы, все способности, все мастерство спортсмена. Таких мощных побудительных сил в условиях обычных тренировок создать невозможно. Главный момент в соревновательной деятельности фехтовальщика—бой на дорожке один на один с противником. Всякая победа — личное достижение. Каждый пропущенный промах может быть исправлен только самим бойцом. Исключение составляют лишь командные соревнования. Спокойное течение соревнований, если бои складываются удачно, обычно не вызывает острых оценок и сильных эмоциональных сдвигов. Но если каждый бой дается с трудом, если мастерство фехтовальщиков равное, а каждый укол (удар) может отразиться на занятом месте или боец выступает на ответственном номере в команде, — удачи и промахи переживаются острее. Это объясняется боязнью, что допущенная ошибка может стать роковой, так как обстановка для исправления не повторится. Благодаря этому усиливается ответственность за каждое решение, за каждое действие. Чувство ответственности становится побудительной силой только в том случае, если оно не сопровождается чрезмерно напряженным психическим состоянием, часто" возникающим благодаря расхождению между поставленной задачей и возможностями спортсмена. Каждая удача, каждый допущенный промах вызывают соответствующее эмоциональное состояние. Чередование эмоциональных состояний, часто полярного характера, — характерная особенность психологического состояния участвующего в соревновании фехтовальщика. Фехтование — это борьба замыслов, заканчивающаяся в пользу того, кто заставил противника принять ложные замыслы за истинные или правильно расшифровал намерения противной стороны и быстро их предупредил. Низкое качество и необъективность судейства могут в значительной мере сказаться на результатах соревнований. Влияние на спортивную борьбу оказывают и зрители. Реакция зрителей на ход соревновательной борьбы может или еще больше воодушевить фехтовальщика на дальнейшую борьбу или усугубить и без того низкий боевой тонус. Успешно действовать в таких условиях может только хорошо подготовленный в волевом отношении боец.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|