Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ВОЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ




 

Одним из основных условий, обеспечивающих преодоление любых трудностей, является воспитание у спортсменов уверен­ности в преодолении трудностей.

Эти задачи должны отличаться ясностью, но быть достаточ­но трудными.

Большое значение имеет воспитание у бойцов увлеченности процессом боя, процессом спортивной борьбы. Надо строить так задания, чтобы процесс преодоления препятствий и трудностей превратился бы у занимающихся в спортивное увлечение. Ин­терес к занятиям, радость достижения результата в выполняе­мых упражнениях, эмоциональная привлекательность их не единственные побудительные силы в преодолении встречающих­ся трудностей. Большую роль в преодолении любой трудности1 играет осознание конкретной пользы.

В преодолении трудностей немаловажное значение имеет убежденность спортсмена до конца бороться за выполнение по­ставленной задачи и уверенность в успешном преодолении трудностей.

Это достигается всем комплексом воспитательных меропри­ятий (беседами о лучших спортсменах, разбором поведения фех­товальщиков в различных соревнованиях, усилениях всех форм работы, внушением тренера, самовнушением и т. д.), а также правильным осуществлением принципа доступности. Учитывая подготовленность учеников, тренер должен давать задание в расчете не только на большие нервные затраты, но и обязатель­но на его успешное выполнение.

Очень важно постоянно анализировать каждый проведенный спортсменом бой, выполненное упражнение или задание.

Состояние воодушевления, бодрости, уверенности, боевого возбуждения способствует максимальному проявлению всех сил спортсмена, всех его возможностей, благодаря чему фехтоваль­щик успешнее преодолевает все встречающиеся трудности и по­казывает высокий результат в соревнованиях.

Неблагоприятный психологический фон ослабляет волю спортсмена. Состояние подавленности, чрезмерного волнения, растерянности, неуверенности, возникающее в процессе трени­ровки и особенно в соревновании, тормозит проявление всех спо­собностей фехтовальщика.

Важно помнить, что степень проявления волевых усилий фех­товальщика зависит от общего психического, физического состо­яния здоровья в данный момент.

Для развития волевых качеств спортсмена необходимо обес­печить в учебно-тренировочном процессе формирование конкрет­ных умений, способствующих преодолению препятствий и труд­ностей. Лучший путь решения таких задач — всемерное повыше­ние уровня всех видов подготовки: тактической, технической, общей и специально-физической и психологической.

Повышение объема, интенсивности нагрузки, вплоть до мак­симальной, а также перенесение длительных и интенсивных на­пряжений — процесс не только функциональной подготовки. В значительной мере это процесс психологический, в результате которого воспитываются волевые качества спортсмена.

Опыт показывает, что увеличение количества соревнований, соревновательных, а также тренировочных боев, взаимоупраж­нений, «контров», индивидуальных уроков с тренером, равно как всех других видов подготовки, положительно сказывается на воспитании волевых качеств.

Волевую подготовку спортсмена надо планировать индиви­дуально, с учетом перспективных и конкретных задач трениро­вочного процесса на определенный период времени.

Отражая индивидуальное в планировании волевой подготов­ки, нельзя не учитывать общих принципов планирования трени­ровочного процесса, объективно отражающих закономерность становления спортивной формы.

Важнейшим путем развития всех волевых качеств является самостоятельная работа и воспитание трудолюбия.

Спортивное трудолюбие — главное качество в росте спортив­ного мастерства фехтовальщика. Наилучшим образом оно вос­питывается в самостоятельно выполняемых упражнениях, зада­ниях, взаимоупражнениях, «контрах», различных боях, в само­стоятельно выполняемых заданиях вне тренировочных занятий.

Научить ученика самостоятельно трудиться — главная задача тренера. Только большой систематический труд фехтовальщика в овладении техникой, тактикой, в воспитании волевых качеств поможет ему овладеть фехтовальным мастерством. Без высокого уровня работоспособности, без большого объема самостоятель­ной работы не может сформироваться фехтовальщик высокого класса.

Опыт лучших советских тренеров по фехтованию убедительно доказывает, что воспитание спортсменов в коллективе, через кол­лектив при ведущем руководстве тренера и влиянии обществен­ности всегда дает лучшие результаты, чем воспитание одиночек.

В коллективе менее благоприятна почва для эгоистических проявлений, эмоциональных срывов, зазнайства и других нега­тивных проступков. Оценка поступков в коллективе переживает­ся острее, а сам человек раскрывается шире, многограннее, бы­стрее устанавливается контакт между спортсменом и тренером.

В настоящее время соревновательный метод успешно приме­няется как в занятиях по общей физической подготовке, так и на занятиях по технике, тактике и т. д. В этих же целях следует спе­циально организовывать разнообразные тренировочные и сорев­новательные бои.

Развитие волевых качеств может осуществляться еще и дру­гими методами специальной подготовки, получившими в настоя­щее время наибольшее практическое распространение: в дейст­виях с выбором, индивидуальных уроках и «контрах».

В действиях с выбором и индивидуальных уроках наиболь­шую ценность должны иметь такие задания, в которых партнер или тренер неожиданно, а иногда и необусловленно меняют об­становку. Например, неожиданный разрыв или сокращение ди­станции; контратака; защита — ответ; ответ в неожидаемую ли­нию; атака «стрелой» и т. д.

Кроме того, в действиях с выбором можно увеличивать коли­чество вариантов заданий и скорость выполнения действий, а также уменьшать отчетливость действий — поводов партнера, строже обусловливая техническую конкретность двигательной реакции.

Соревнования — важнейший этап проверки тактики, техники, воли, развития всех способностей и качеств фехтовальщика. Только в соревнованиях все стороны подготовки фехтовальщика получают окончательную наивысшую отшлифовку. Этому спо­собствует стремление каждого из участников соревнования пока­зать максимальный для себя результат. Установка на макси­мальное достижение мобилизует все силы, все способности, все мастерство спортсмена. Таких мощных побудительных сил в ус­ловиях обычных тренировок создать невозможно.

Главный момент в соревновательной деятельности фехто­вальщика—бой на дорожке один на один с противником. Всякая победа — личное достижение. Каждый пропущенный промах мо­жет быть исправлен только самим бойцом. Исключение состав­ляют лишь командные соревнования.

Спокойное течение соревнований, если бои складываются удачно, обычно не вызывает острых оценок и сильных эмоцио­нальных сдвигов. Но если каждый бой дается с трудом, если мастерство фехтовальщиков равное, а каждый укол (удар) мо­жет отразиться на занятом месте или боец выступает на ответ­ственном номере в команде, — удачи и промахи переживаются острее. Это объясняется боязнью, что допущенная ошибка может стать роковой, так как обстановка для исправления не повто­рится. Благодаря этому усиливается ответственность за каждое решение, за каждое действие.

Чувство ответственности становится побудительной силой только в том случае, если оно не сопровождается чрезмерно на­пряженным психическим состоянием, часто" возникающим благо­даря расхождению между поставленной задачей и возможностя­ми спортсмена.

Каждая удача, каждый допущенный промах вызывают соот­ветствующее эмоциональное состояние. Чередование эмоцио­нальных состояний, часто полярного характера, — характерная особенность психологического состояния участвующего в сорев­новании фехтовальщика.

Фехтование — это борьба замыслов, заканчивающаяся в поль­зу того, кто заставил противника принять ложные замыслы за истинные или правильно расшифровал намерения противной стороны и быстро их предупредил.

Низкое качество и необъективность судейства могут в значи­тельной мере сказаться на результатах соревнований.

Влияние на спортивную борьбу оказывают и зрители. Реак­ция зрителей на ход соревновательной борьбы может или еще больше воодушевить фехтовальщика на дальнейшую борьбу или усугубить и без того низкий боевой тонус. Успешно действовать в таких условиях может только хорошо подготовленный в воле­вом отношении боец.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных