ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Конкретные проявления воли принято называть волевыми качествами. К основным волевым качествам относятся: целеустремленность, самостоятельность и инициативность, решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость. Фехтовальщик, обладающий целеустремленностью, должен: - уметь определить перспективную основную цель на относительно большой промежуток времени и ближайшие конкретные, задачи, связанные с ее достижением; - отличаться большой активностью в действиях для достижения поставленной цели; - обладать большой сосредоточенностью при решении каждой задачи, при выполнении каждого действия, связанного с достижением цели; легко подавлять различные отвлечения, посторонние мысли и переживания; - достигнув намеченной цели, сразу же ставить новую, еще более высокую, и, если представляется возможность, немедленно переходить к необходимым практическим действиям для достижения новой цели. Воспитание целеустремленности начинается с постановки определенных целей и задач перед спортсменом. Правильно поставленная цель приобретает характер побудительной силы, становится мотивом деятельности. Пусть даже такая отдаленная цель, как, например, стать чемпионом мира, СССР или города, выполнить Норматив мастера спорта и т. д., определяет всю жизнь и работу спортсмена на протяжении большого отрезка времени. У опытных спортсменов-фехтовальщиков мотивами могут быть, например, стремление хорошо подготовиться к соревнованиям, любовь к спортивному совершенствованию. Более узкой задачей является исправить какой-то недостаток, подготовить новые тактико-технические действия и т. д. Цель достигается через ряд посильных и даже несколько завышенных препятствий и трудностей. Слишком легко достижимая, так же как и совсем недостижимая, цель не способствует воспитанию целеустремленности фехтовальщика. Постановка цели и выполнение задач в определенные этапы тренировочного процесса есть творческий совместный труд тренера и спортсмена. Тренер обязательно должен исходить из подготовленности и возможностей ученика. Очень важно, чтобы достижение одной цели порождало новую, более высокую. Для воспитания целеустремленности следует: 1) осуществлять перспективное планирование всей тренировочной работы фехтовальщика на 4 года, оперативное планирование на 1 год и конкретное на 1 месяц с постановкой конкретных задач, которых должен добиться спортсмен к определенному сроку; 2) каждое участие в соревнованиях анализировать, конкретизировать задачи на каждую тренировку для достижения успеха в ликвидации ошибок, овладении каким-либо навыком, умением, качеством; 3) осуществлять задания на достижение определенных показателей в других видах спорта, используемых для повышения общей физической подготовки; 4) разработать нормативы по специальной и физической подготовленности. Фехтовальщик, отличающийся самостоятельностью и инициативностью, должен: - действовать творчески, не по шаблону, гибко использовать имеющиеся знания, умения и навыки; - тонко и точно понимать изменения условий деятельности и в связи с этим видоизменять свои действия, новаторски решая встречающиеся задачи; - решать возникающие вопросы самостоятельно и целесообразно; - критически относиться к советам со стороны и действиям противников, быть самокритичным. Для воспитания самостоятельности и инициативности рекомендуется: 1) систематически привлекать фехтовальщиков для разработки планов работы, обсуждения различных вопросов техники, тактики, методики, обсуждения положительных и отрицательных сторон ближайших конкурентов, привлекать всех фехтовальщиков к разбору соревнований, боев; 2) поручать фехтовальщику составлять самостоятельно план тренировки, самостоятельно проводить часть занятия или целые занятия, в отдельных занятиях давать полную инициативу; 3) проводить индивидуальные уроки с менее подготовленными занимающимися; 4) усилить все виды самостоятельной работы; 5) применять задания и упражнения, требующие личной инициативы фехтовальщика. В боях, особенно соревновательных, поощрять главным образом те действия, которые позволяют ему управлять действиями противника, и тем самым воспитывать умение создавать выгодные ситуации в боях; 6) выполнять упражнения на подавление воли противника, упражнения в атаках на вызовы противника и на его подготавливающие движения и действия, расширять репертуар за счет атакующих действий, контратак, перехватов при активно подготавливаемых для этого предпосылках; 7) при решении задач, поставленных тренером, отдавать предпочтение тем способам, в которых проявляется самостоятельность и личная инициатива; 8) проводить большое количество тренировочных боев с самостоятельно поставленными или тематическими заданиями, самостоятельно отрабатывать технику определенного действия, его своевременность, быстроту и т. д.; 9) практиковать самостоятельный анализ своих недостатков, участия в соревнованиях, подводить самостоятельные итоги работы. Решительный и смелый фехтовальщик должен: - быстро и своевременно обдумывать и принимать решения, реализовать их во время выполнения действий; - не бояться ответственности за принятые решения и их осуществление, самостоятельно выбирать действия в ответственные моменты боя; - всегда быть уверенным в принятии решений, в действиях; - преодолеть чувства неуверенности, сомнения, страха. Для воспитания решительности и смелости следует: 1) выполнять разнообразные прыжки в глубину, прыжки в воду, с трамплина на лыжах, играть в хоккей, баскетбол или ручной мяч с видоизмененными приемами; 2) разумно продумывать систему соревнований, в которых должен участвовать фехтовальщик, подбирать встречи с противниками, более сильными технически и тактически; стремиться 3) правильно расстанавливать партнеров для выполнения заданий в тренировке, не допускать длительной совместной тренировки с более сильными партнерами, чтобы не вызвать чувство неуверенности, подавленности и потери веры в результативность своих действий; 4) шире проводить специальную тренировку фехтовальщика в излюбленных приемах и действиях, которые обеспечивают ему успех; 5) использовать положительный опыт соревнований, в которых фехтовальщик добился успеха, для постановки более сложных задач; 6) любое проявление чувства неуверенности, сомнения, страха подвергать педагогическому воздействию тренера, партнеров и всего коллектива фехтовальщиков. Фехтовальщик, отличающийся выдержкой и самообладанием, должен: - продуктивно действовать в состоянии так называемой стартовой лихорадки или стартовой апатии; - не теряться при возникающих неожиданностях в ходе соревнования и в тех случаях, когда начало соревнований складывается в пользу противника; - владеть собой в случаях судейских ошибок или тенденциозного судейства; - продолжать интенсивную борьбу при развивающемся переутомлении, чтобы преодолеть конфликтное внутреннее состояние, характеризующееся субъективным желанием прекратить соревновательную борьбу из-за кажущейся невозможности победить. Для воспитания выдержки и самообладания следует: 1) систематически участвовать в официальных и учебных соревнованиях, точно выполнять все запланированные задания; 2) тренироваться в ведении боя в усложненных условиях, с более сильным противником, в состоянии усталости; 3) неуклонно подчиняться установленному режиму, выполнять определенные правила поведения, быть дисциплинированным. Настойчивый фехтовальщик должен: - не отступать перед трудностями в тренировке и соревнованиях, активно преодолевать их экономно, без рывков расходуя энергию, несмотря на неудачи или допускаемые ошибки или трудное внутреннее состояние; - не утрачивать и не снижать энергии и активности при возникновении неожиданных трудностей и препятствий. Для воспитания настойчивости рекомендуется: 1) проводить беседы о мастерстве выдающихся фехтовальщиков, подчеркивая, что это мастерство — следствие настойчивости и трудолюбия; 2) проводить беседы о значении отдельных сторон подготовки для, совершенствования мастерства с примерами из опыта лучших представителей фехтовального спорта; 3) подводить итоги (еженедельные, каждого занятия), ориентирующие занимающихся на последующую работу; 4) давать задания на эмоциональное выполнение упражнений, проводить соревнования на технику или на отдельные элементы тактики, ставить отметки за качество выполнения, поощрять фехтовальщиков, проявляющих настойчивость; 5) постоянно контролировать занимающихся и следить завыполнением заданий; 6) ввести норматив по специальной и физической подготовке, постепенно усложнять на занятиях задания и упражнения, повышать требования к качеству их выполнения при увеличении объема и интенсивности. При этом надо сокращать отдых между упражнениями, увеличивать время занятий и т. п.; 7) добиваться многократного регулярного участия фехтовальщиков в соревнованиях различного масштаба, характера, планировать занятия так, чтобы каждый спортсмен провел большое количество боев, главным образом, самостоятельно. Бои должны быть разнообразными по содержанию, с различными усложняющими факторами, что в итоге повышает интенсивность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|