ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Костел Святой Лурдской Девы Марии
Район старого Петербурга, ограниченный Литейным и Лиговским проспектами, словно книжная полка города: здесь рядом друг с другом, как в литературной энциклопедии, – Некрасов и Чернышевский, Радищев и Маяковский, Рылеев и Белинский, Короленко и Чехов, чьи имена носят эти улицы и проспекты. Через улицы Маяковского и Восстания, бывшую Знаменскую, перекинут небольшой мостик Ковенского переулка, где, словно островок средневековья, возвышается католический костел Божьей Матери Лурдской. Величавое, торжественное и вместе с тем аскетическое здание, облицованное красным гранитом, было построено для французов‑католиков, живших в Петербурге. Изначально они числились прихожанами церкви Святой Екатерины на Невском, но впоследствии решили отделиться от многочисленного и многонационального прихода. Идея строительства церкви для соотечественников возникла у членов французского посольства еще в 60‑е годы XIX века, но разрешения удалось добиться только при Николае II. Изначально храм хотели поставить на Манежной площади, но православное духовенство выступило против этого. Тогда на средства французского посольства был приобретен участок земли у купца Максимова в Ковенском переулке. Проект нового храма был поручен известному петербургскому архитектору Леонтию Бенуа. Он был наследником славной художественной династии, сыном зодчего Николая Бенуа. Окончив Академию художеств с золотой медалью за год до положенного срока, Леонтий Бенуа стал не просто талантливым архитектором, но и педагогом, воспитавшим плеяду знаменитых зодчих. Одним из его учеников был Мариан Перетяткович, в соавторстве с которым зодчий и создал проект храма Святой Марии Лурдской. Первый проект храма Бенуа создавал еще в 1902 году, и первоначально здание замысливалось в романском стиле: небольших размеров, с башней, затейливым входом и домиком для священника. Для облицовки здания хотели использовать кирпич и природный камень, но в 1903 году администрация фирмы «Батиньоль» предоставила церкви большое количество гранита, не использованного при строительстве Троицкого моста. Это случайное обстоятельство заставило Бенуа переработать изначальный проект, пригласив к сотрудничеству своего ученика Перетятковича. Вместо трех нефов, требующих установки колонн, решено было сделать единый зал под большим железобетонным сводом, а гранит использовать для облицовки фасада. Красный гранит, которым был облицован храм, привозили из Финляндии[224]. Костел Святой Лурдской Девы Марии
В здании костела необыкновенным образом сочетаются романский стиль и элементы северного модерна. Храм, похожий на средневековый замок, удивляет своей высокой колокольней, увенчанной куполом‑башенкой и крестом и словно вырастающей из строгого фасада. Смотрящему на здание может показаться, что он находится где‑нибудь на улочках старой Праги – особенно если он подойдет к высоким ступеням арки при входе в костел и, поглядев наверх, увидит Мадонну с младенцем на руках, смотрящую из круглого оконца. А опустив глаза, прохожий может увидеть чудесную статую девы Марии Лурдской в голубой нише, расположенной в центре лестницы. Скромный и пленительный образ Божьей Матери со скрещенными руками и склоненной головой – образец величия и кротости духа, удивительной чистоты и святости. Дева Мария словно стоит среди каменных гранитных скал, а за ней в лучах солнца – очертания старинного города Лурда. У подножия этой выразительной по красоте и символике композиции – белые лилии, символ чистоты и непорочности. Жила в XIX веке в городе Лурде бедная пастушка Бернадетта. Однажды она пасла овец недалеко от Массабельского грота. Вдруг в сиянии света ей явилась Дева Мария в белых одеждах, попросила пастушку передать людям, чтобы они жили в мире и покаянии, и повелела здесь, у грота, воздвигнуть храм. Храм во имя Божьей Матери в Лурде вскоре стал известен повсюду. Он прославился тем, что очень многие больные и несчастные люди получали исцеление в этом храме. День памяти Божьей Матери Марии Лурдской отмечается 11 февраля – это главный праздник костела в Ковенском переулке. Внутреннее убранство храма предельно скромное и простое, создающее вместе с тем торжественность. Главный зал декорирован готическими колоннами. У входов – необычные чаши для святой воды в виде крупных морских раковин, чуть поодаль от них установлены распятия. Стены костела украшают круглые витражные окна и 14 барельефов, по 7 с каждой стороны, изображающих крестный путь Христа на Голгофу. В центре зала, за престолом, – огромная картина художника Захарова «Вручение ключей апостолу Петру»[225]. Напротив, на втором этаже, – орган, звучание которого создает чарующую тайну и неземную красоту католического богослужения, словно вознося к небесам слова молитвы. Святыней храма являются частицы Креста Господня, хранящиеся здесь. Костел Святой Девы Марии Лурдской был освящен в 1909 году епископом Яном Цепляком. На торжестве присутствовало много гостей: петербургская знать, представители французского посольства, власти города. После революции церковь закрывали только на один год, с 1922 по 1923, но число прихожан ее в эти годы уменьшилось, поскольку многие французы после Октябрьского переворота уехали на родину. Долгие годы церковь Божьей Матери Лурдской была единственным действующим костелом в Петербурге – остальные католические храмы были закрыты. Во время Великой Отечественной войны храм сильно пострадал: снарядами была повреждена колокольня, выбиты стекла, была разрушена кровля. Когда немецкие войска оккупировали Францию и к власти пришло новое правительство, поддерживающее фашистов, дипломатические отношения с Советским Союзом были разорваны, и гражданину Франции, отцу Флорану, настоятелю храма, пришлось выехать на родину. Он успел передать ключи от собора прихожанке, которая была органисткой и комендантом жилого дома при церкви. Благодаря ее стараниям храм и многие его святыни были сохранены. В самые тяжкие годы блокады она открывала храм, чтобы люди могли молиться в нем. В тяжелые послевоенные годы церковь начали восстанавливать, и уже вскоре состоялось первое богослужение. Спустя десятилетие в храме появился новый орган. Знаменательным событием в истории костела было посещение его президентом Франции генералом де Голлем. В конце 90‑х годов на средства благотворителей был произведен капитальный ремонт приходского дома. В преддверии столетия костела настоятелю и прихожанам еще многое предстоит сделать, чтобы храм стал еще прекрасней. Сегодня в костеле совершаются ежедневные богослужения на русском, польском языках и на латыни, в будние дни – в 9 утра и в 19 ч., а в выходные – в 9, 10.30, 12 и 19 часов; проходят таинства крещения, венчания. В храме, как и раньше, отпевают многих петербуржцев французского происхождения. В нем совершалось в 1928 году отпевание и самого архитектора храма, Леонтия Бенуа, а также – членов его семьи. Прах зодчего покоится на Литераторских мостках Волковского кладбища. Как и прежде, стоит удивительная церковь, похожая на замок доблестных рыцарей средневековья. Рядом шумит Невский проспект, бегут вдоль Лиговки трамваи, торопится в концертный зал «Октябрьский» нарядная светская публика, бурлит жизнь. А здесь, в торжественной тишине, слышатся величественные звуки органа, и Мадонна смотрит ласково и светло, словно в самое сердце, приглашая под готические своды полюбоваться красотой и светом, почувствовать на мгновение освобождение от суеты и покой, произнести молитву. Костел Святой Девы Марии Лурдской открыт ежедневно за час до богослужения, с 8.30 до 10 ч. и с 15 до 19 ч. – в будние дни. В воскресенье – с 8 до 15 ч. и с 18 до 20 ч. Адрес: Ковенский переулок, д. 7. Транспорт: ст. метро «Площадь Восстания» Автобус: 22, 74 Троллейбус: 42 Трамвай: 25.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|