ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Церковь Святой Екатерины
Простором моря дышит Васильевский остров, пронзенный тремя параллелями проспектов, бегущих вдоль Большой Невы. На Съездовской линии стоят по соседству две церкви святой Екатерины – лютеранская и православная. Со времен Петра на Васильевском острове селились купцы, булочники, ремесленники, среди которых было много немцев. Поначалу они молились в лютеранской церкви Петра и Павла на Невском проспекте, но капризная Нева, постоянно грозя наводнениями, затрудняла переправу на другой берег. Со временем решено было основать лютеранский приход на самом острове. Сначала прихожане обосновались в небольшом доме, выкупленном у православного священника; одну половину дома занял пастор Отто Трефурт с семьей, а на другой было решено проводить богослужения. 28 июня 1728 года появилась лютеранская община на Васильевском острове. Постепенно община разрослась, и здание, где проводились богослужения, перестало вмещать всех желающих. На службу приходили уже служащие министерств, ученые, преподаватели, чиновники‑специалисты, приезжающие в Петербург из Германии. Тогда совет общины принял решение построить новый каменный храм. Разработку проекта храма доверили члену церковного совета, талантливому архитектору Георгу Фридриху Фельтену, известному в России как Юрий Фельтен. Он безвозмездно и с большим воодушевлением выполнил просьбу своей общины. Деньги на постройку храма собирали не только петербуржцы, но и представители других лютеранских общин России, Дании и Германии. Храм был заложен в 1768 году, и уже 26 января 1771 года он был освящен во имя святой Екатерины. До этого времени церковь называли между собой просто «островной»; но в благодарность императрице, пожертвовавшей приходу значительную сумму денег и всячески помогавшей строительству, церковь при освящении получила имя ее святой покровительницы. Так на углу Большого проспекта и Съездовской линии, дающей начало всем островным линиям‑улицам, возникла лютеранская церковь Святой Екатерины. Церковь Святой Екатерины
Юрий Фельтеи строил и православные, и протестантские храмы. Этот удивительный зодчий в равной мере талантливо работал в различных архитектурных стилях: от псевдоготики до классицизма. Церковь на Большом проспекте выполнена в формах раннего классицизма: однокупольная, с фасадами нежно‑зеленого цвета и белым дорическим портиком. В нишах фасада по обе стороны портика установлены скульптуры святых Петра и Павла[234]. До революции немецкая лютеранская община была одной из самых богатых и многочисленных в Петербурге. Приход содержал школу, богадельню, приют, больницу, вдовий дом. Среди самых известных прихожан церкви Святой Екатерины можно назвать Егора Антоновича Энгельгардта, директора Царскосельского лицея, и Христиана Садомона, одного из врачей, лечивших раненого Пушкина. До сих пор в общине с любовью вспоминают имя первого пастора церкви, Йоахима Христиана Грота, которого прихожане называли Ефим Христианович. Всю свою сознательную жизнь этот человек возглавлял общину – с 1764 года, когда только появилась идея создания храма, до своей смерти в 1799 году. Сын адвоката, выпускник Йенского университета, он приехал из Германии и остался в России навсегда, а Петербург стал его второй родиной. После 1917 года многие члены общины уехали на родину, число прихожан сократилось, и в 1935 году церковь Святой Екатерины была закрыта. Община перестала существовать. Последнего ее пастора, Вальдемара Вагнера, арестовали и сослали в Сибирь. В разные годы в здании церкви находились кинотеатр, клуб горняков, конструкторское бюро, дом детского творчества, ас 1972 года здесь расположилась студия грамзаписи фирмы «Мелодия». Она до сих пор занимает часть помещений храма – по условиям договора, здание церкви будет целиком передано лютеранской общине, когда в городе найдется помещение с достойной акустикой для качественной звукозаписи. В 1989 году фирма «Мелодия» отреставрировала главный зал церкви, а в 1990 году в канун Рождества от возрожденного Андреевского собора к церкви Святой Екатерины направился крестный ход, завершившийся в стенах храма торжественным богослужением. После пятидесятилетнего перерыва прихожане снова получили возможность посещать родную церковь. Сначала богослужения велись всего два раза в месяц; сейчас они совершаются каждое воскресенье, в 13 часов, и ведутся не только на русском, но и на немецком и латышском языках. Возрождается и деятельность лютеранской общины церкви, насчитывающей на сегодняшний день около ста двадцати человек. Для жителей района работает воскресная школа, для пожилых людей осуществляются бесплатные врачебные консультации, помощь в приобретении лекарств. Под патронажем церкви находятся Смоленское лютеранское кладбище в Петербурге и кладбище немецких военнопленных в Сестрорецке. Реставрация церкви продолжается: уже восстановлен купол, поставлен крест над ним, во многом отреставрирован зал для богослужений. Раньше он был поделен на три нефа рядами колонн, в алтаре висели копии картины Рубенса «Тайная вечеря» и Ванлоо «Воскресение». Стены храма украшали полотна Гриммеля «Искушение Адама» и «Распятие», в конце XIX века были сделаны хоры, установлены позолоченные статуи Веры и Любви, мраморная статуя Спасителя работы скульптора Бока. Сегодня еще многое предстоит сделать и восстановить; но уже сияют золотом капители беломраморных колонн, украшает алтарную часть «Тайная вечеря», мерцают хрусталем люстры, а на хорах, словно на подмостках, возвышается кафедра со свечами. А к сводам церкви возносится музыка торжественных песнопений под аккомпанемент одного из самых лучших органов в Петербурге. Церковь Святой Екатерины славилась своим органом. В середине XIX века в ней был установлен орган работы мастера Г. Метцеля, привезенный из Регензбурга. К концу XIX столетия в церкви был установлен новый большой орган на 48 регистров, который в 1957 году был передан Мариинскому театру. Нынешний орган фирмы «Зауэр» тоже самый большой в Петербурге, он имеет 13 регистров, но в дальнейшем будет дополнен еще четырьмя. В храме часто проходят концерты духовной и классической музыки, на которых выступают известные русские и зарубежные музыканты. Такие концерты собирают не только прихожан церкви, но и жителей со всех концов города. Вот уже почти двести восемьдесят лет существует на Васильевском острове лютеранская община. Многое еще предстоит сделать совету прихожан и пастору для восстановления прежнего великолепия храма. Но стоит на углу Большого проспекта и Съездовской улицы величественное творение Фельтена, церковь Святой Екатерины, и спешат по воскресным дням к ее дверям прихожане, звучит орган, и его божественные звуки возносятся в петербургское небо. Церковь Святой Екатерины открыта по воскресеньям, за час до богослужения, с 12 ч. до окончания службы. Адрес: Большой проспект Васильевского острова, д.1‑а. Транспорт: ст. метро «Василеостровская» Автобус: 7 Троллейбус: 10.
Церковь Святой Марии (Евангелическо‑лютеранская церковь Ингрии)
В удивительную геометрию Невского проспекта вписан лютеранский треугольник, лежащий в плоскости Большой и Малой Конюшенных улиц. От собора Святых Петра и Павла тянутся его стороны‑лучи к двум скандинавским церквям: финской церкви Святой Марии и шведской церкви Святой Екатерины. На Большой Конюшенной, лицом к Волынскому переулку, высится стройное здание цвета морской волны, с белым декором – финская церковь. Церковь Святой Марии (Евангелическо‑лютеранская церковь Ингрии)
Поднимаясь по гранитным ступеням вверх, прохожий замирает от ощущения строгой красоты фасада: четыре колонны поддерживают портик, украшенный треугольным фронтоном, на котором – барельеф «Всевидящее око». Небольшой прямоугольник здания церкви завершен куполом с решетчатым окном на высоком барабане и увенчан золоченым крестом. Евангелическо‑лютеранскую церковь Ингрии на Большой Конюшенной улице петербуржцы называют просто финской. История возникновения лютеранской финской общины начиналась во времена Петра I. Тогда недалеко от нынешнего Марсова поля, в районе Финских шхер, на частном участке вице‑адмирала Корнелия Ивановича Крюйса была построена первая в новой столице деревянная финская церковь. Позднее был образован финско‑шведский лютеранский приход святой Анны, для которого в период царствования Анны Иоанновны был выделен участок на Большой Конюшенной улице. Здесь и возвели новую деревянную церковь. Большая Конюшенная улица появилась в 30‑е годы XVIII века и должна была соединять Невский проспект и Конюшенную площадь – бывший луг, на месте которого были выстроены императорские конюшни[235]. Вскоре, в 1745 году, шведы основали отдельный приход на соседней Малой Конюшенной улице, где был выстроен каменный храм. Финны же остались на прежнем месте в своей деревянной церкви. В начале XIX века финский приход заказал проект каменного храма архитектору Хрисиану Готлибу Паульсену, зятю и ученику знаменитого Юрия Фельтена. Храм был заложен в 1803 году и освящен 12 декабря 1805 года во имя святой Марии в честь императрицы Марии Федоровны, вдовы императора Павла I. Императрицу нарекли Марией после крещения, а до этого принцессу Вюртембергскую, внучатую племянницу Фридриха Великого, вторую жену Павла I и мать двух российских императоров, Александра I и Николая I, звали Софией Доротеей Августой Луизой. Она была предана своему супругу до самой смерти и родила ему десятерых детей. Пережив любимого мужа на четверть века, Мария Федоровна практически безвыездно жила в Павловске. Она была очень милосердной и доброй женщиной. Сохранилась легенда о том, как, гуляя в одиночестве, она увидела печального мальчика, который долго глядел ей вслед. Мария Федоровна захотела с ним заговорить, но обнаружила, что мальчик глух и нем. Императрица в расстроенных чувствах вернулась во дворец; мысли о бедном ребенке не покидали ее несколько дней. Тогда она решила создать специальное училище для таких детей, и через некоторое время в России действительно появилось первое училище для глухонемых. Оно расположилось на том самом месте, где вдовствующая императрица встретилась с несчастным ребенком[236]. Постепенно число прихожан церкви увеличивалось, особенно после того, как в 1809 году к России было присоединено Великое княжество Финляндское. До революции приходу Святой Марии принадлежало лютеранское население нескольких деревень на южной и северной части Невы, таких как Александровское, Волынкино, Жерновка, Парголово и Лахта. Большое внимание приход уделял просвещению. В 1844 году удалось получить разрешение на открытие школы для бедных детей при приходе Святой Марии, в усадьбе церкви; это была первая финская средняя школа города. После революции приход Святой Марии не сразу был закрыт. Здание сильно пострадало от морозов зимой 1919–1920 года, и его отремонтировали. Но в 1938 году, когда отношения с Финляндией обострились и финское консульство покинуло город, церковь закрыли. Пастор прихода Селим Ялмари Лауриккала, портрет которого можно увидеть в храме у входа в церковный зал в наши дни, был выслан в Финляндию, а его преемник пастор Пека Браке был арестован и расстрелян. Здание храма Святой Марии власти передали общежитию; оно было разбито на жилые комнаты, на месте алтаря расположился красный уголок, а в подвале – склад. В 1970 году общежитие закрыли, а в здании разместился Дом природы. Через 25 лет церковь вернули общине. Храм находился в плачевном состоянии: деревянные перекрытия прогнили, перегородки уродовали внутреннее пространство здания, когда‑то прочный дубовый фундамент был почти полностью разрушен. Ремонт был осуществлен на деньги евангелическо‑лютеранских приходов Финляндии под руководством общества «Финская церковная помощь». 19 мая 2002 года, в день Святой Троицы, в присутствии президента Финляндии Тарьи Халонен и губернатора Петербурга Владимира Яковлева церковь освятил епископ евангелической лютеранской церкви Ингрии на территории России Арри Кугаппи. В этот же год церкви Святой Марии был присвоен статус кафедрального собора церкви Ингрии. Когда‑то Ингрией называли землю между реками Сестрой, Нарвой, Лугой и Волховом. Предание гласит, что это имя земля получила в память о шведской принцессе Ингегерде. Ее выдали замуж за великого князя Ярослава Мудрого, который подарил молодой жене в качестве свадебного подарка эти земли со всеми жителями. С тех пор этот край называют – Ингерманландия, то есть «Земля людей Ингегерд»[237]. Сегодня в России церковь Ингрии насчитывает более 80 приходов. В церкви Святой Марии располагается Синод церкви Ингрии. Заходя в храм, посетитель словно попадает в царство скандинавских снегов – так ослепительно сияние белизны вокруг. Белоснежные стены, такие же белоснежные колонны необычного сечения, будто бы пронзающие насквозь два церковных яруса, белизна скамеек для моления прихожан и решетки перед алтарной частью – все это так гармонично и воздушно, так просто и одновременно изысканно, что не перестаешь удивляться, сколько любви и старания вложили люди в убранство своего храма. В центре алтарной ниши, ограниченной пилястрами, – картина «Воскресение Христа», престол со свечами, по обе стороны алтаря – специальные доски для прихожан с цифрами, указывающими номера псалмов. В храме в свободном доступе находится церковная литература, организована выставка, рассказывающая об истории прихода и реставрации храма. В наши дни церковь Святой Марии – центр духовной и культурной жизни финской общины. В храме проходят не только богослужения на финском (по воскресеньям в 10.30) и русском языках, но и занятия в воскресной и конфирмационной[238]школах, в кружках по изучению Библии, финского языка. В церкви также организуются концерты духовной и классической музыки, работает хор. Настоятель прихода Юхани Персти вместе с пасторами и советом общины, словно заботливые родители, заботятся о приходе и его членах. С радостью спешат в храм на Большой Конюшенной улице не только петербургские финны, но и люди самых разных национальностей, где перед входом каждого встретят слова, начертанные над портиком фасада: «Величит душа моя Господа, И возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем». Церковь Святой Марии открыта ежедневно с 9‑30 до 18 ч. Адрес: Большая Конюшенная улица, д. 8‑а. Транспорт: ст. метро «Гостиный двор» Автобус: 7, 46 Троллейбус: 1, 5, 7,10, 22.
Церковь Святой Екатерины (Шведская)
Между Невским проспектом и Конюшенной площадью лежит одна из красивейших улиц Петербурга – Малая Конюшенная, по‑настоящему европейский уголок с булыжными мостовыми, красивыми вывесками, аккуратными фасадами домов, с клумбами и цветами на окнах, современными памятниками, малыми скульптурами, часами‑барометром, кафе и магазинчиками. Типичный скандинавский колорит этой небольшой пешеходной улочки будто переносит прохожего в старый Стокгольм. Улица эта во многом связана со Швецией: там находится Генеральное консульство этого государства и церковь Святой Екатерины, называемая среди петербуржцев шведской. Малая Конюшенная улица возникла еще в начале XVIII века одновременно с Большой Конюшенной, но такое название получила только в конце века, именуясь до этого времени Рождественской. Раньше здесь, на пересечении с Невским проспектом, стояла небольшая деревянная церковь Рождества Богородицы, построенная архитектором Земцовым. Когда при строительстве Казанского собора храм был разобран, переименовали и Рождественскую улицу. Так она и получила современное название – Малая Конюшенная, по аналогии с расположенными вблизи нее Конюшенной площадью и Большой Конюшенной улицей. Церковь Святой Екатерины (Шведская)
Эту часть Петербурга по праву называют «лютеранским кварталом», здесь по соседству друг с другом находятся финская, шведская и немецкая лютеранские церкви. История шведской церкви на Малой Конюшенной улице тесно связана с историей шведской лютеранской общины. Шведская община Петербурга – ровесница самого города, а шведы жили на берегах Невы задолго до основания северной столицы. Перед самой Северной войной в том месте, где река Охта впадает в Неву, стоял шведский город Ниен, в котором была кафедральная шведская церковь. После победы в Северной войне Ингерманландия стала территорией России, и много лютеран‑шведов осталось жить на невских берегах. В 1710 году неподалеку от Марсова поля располагался лютеранский финско‑шведский приход с небольшой деревянной церковью. Впоследствии община получила от императрицы Анны Иоанновны участок земли в районе современной Большой Конюшенной улицы. В 1745 году община разделилась: финская община осталась на прежнем месте, а шведы построили свою каменную церковь на соседней улице. Храм был возведен по проекту Юрия Фельтена и освящен во имя Святой Екатерины в 1767 году. Спустя столетие храм обветшал и перестал вмещать всех желающих. Тогда совет общины поручил главному зодчему шведской колонии, архитектору Карлу Андерсену, создать проект новой церкви. Он спроектировал не только здание храма, но и дом шведской церкви, расположенный по соседству. Этот дом был в дальнейшем частично перестроен талантливым архитектором, мастером северного модерна, Федором Ивановичем Лидвалем, происходившим из шведско‑датской семьи, обосновавшейся на берегах Невы в середине XIX века[239]. Именно в этом доме сейчас расположено Генеральное консульство Швеции. Также здесь в декабре 2005 года на средства жителей одного из домов на Малой Конюшенной был создан необычный Музей шведских архитекторов Андерсона и Лидваля, а на фасаде дома установлены мемориальные доски в память о зодчих. Новый каменный храм построен в романском стиле. Главный фасад, выполненный в желтой и темно‑вишневой цветовой гамме, украшают три оконных розы: большая центральная и две малых. Полукруглые арочные окна и изысканный орнамент идут вдоль верхней части фасада, разделенного на три симметричных доли с островерхим центральным выступом. В храм ведут каменные ступени, а сам рисунок портала гармонично повторяет центральный фасадный выступ. Церковь Святой Екатерины пользовалась большой любовью прихожан. На праздничные службы здесь собиралось более тысячи человек. Перед революцией шведский приход насчитывал около 5 тысяч человек, среди которых были не только выходцы из Швеции, но и финны, немцы, эстонцы, норвежцы и датчане. В числе самых известных прихожан храма были знаменитый ювелир Карл Фаберже, семья архитектора Лидваля, промышленника Нобеля. В церкви венчался и будущий фельдмаршал Финляндии Маннергейм. Храм на Малой Конюшенной не обошла участь большинства церквей Петербурга и России. В 1936 году церковь Святой Екатерины закрыли, имущество общины разграбили, а здание перестроили изнутри и передали спортшколе олимпийского резерва[240]. До сих пор на втором этаже здания, где располагается помещение для богослужений шведского прихода, на паркете сохранилась типичная разметка спортзала. В начале 90‑х годов прошлого века в церкви возобновились богослужения, а в 2002 году храм вернули лютеранской общине. В 2004 году начались реставрационные работы, но еще очень многое необходимо сделать, чтобы храм предстал в прежнем своем великолепии. Сегодня первый этаж здания занимает миссионерская организация «За Иисуса Христа», где проходят собрания христиан и изучается Библия, а на втором действует шведская лютеранская церковь. На лестнице, ведущей в церковный зал, можно увидеть картину «Праздник середины лета», выполненную в 1997 году Джанет Далгат и Петром Татарниковым и полученную шведской церковью в дар от Совета министров северных стран. Само помещение церковного зала разделено условно на два яруса. Внизу находится приходская библиотека и служебные помещения, а небольшая деревянная лестница, сохранившаяся, скорее всего, со времен спортшколы, ведет на второй ярус, где проходят богослужения. Эта часть помещения разделена анфиладой арок, вдоль которых располагаются скамьи для прихожан. В алтаре находится картина «Тайная вечеря», а по левую сторону от нее – иконы святой Екатерины и образ Иисуса. И хотя интерьеры храма пока еще не восстановлены, важно, что община вернулась в свой дом и живет церковной жизнью. Торжественно и традиционно весело в общине отмечают национальные и религиозные праздники, особенно так любимый шведами день святой Люсии, Королевы Света. Этот день уже много лет празднуется в Петербурге. Ночь с 12 на 13 декабря была самой длинной в году, и поэтому нужно было очень много света, чтобы развеять тьму. По традиции, в каждой школе, детском саду выбирают свою Люсию из числа самых добрых, красивых и милосердных девочек. Королева Люсия одевается в длинное белое платье, ее венчают короной со свечами, и начинается шествие, в котором участвуют не только избранницы, но и все дети, пришедшие на праздник. Каждый несет символическую свечу, способную растопить лед в душах людей и согреть светом и теплом тех, кому в эту ночь страшно и одиноко. Веселое шествие заканчивается тем, что все Люсии навещают дома престарелых, больницы и другие заведения, где людям особенно нужен свет доброты и милосердия. Главный пастор, Ээро Сеппонен, и совет церковной общины сегодня немало делают для того, чтобы жизнь каждого прихожанина была связана с духовными традициями и культурой Швеции, и жизнь общины – яркий тому пример. В церкви не только проводятся богослужения на русском и шведском языках, но при ней открыта библиотека, работает воскресная школа, курсы шведского языка. В здании храма часто проходят концерты классической и духовной музыки. И, как много лет назад, этот уголок шведского Петербурга на Малой Конюшенной гостеприимно открыт для каждого жителя и гостя города. Церковь Святой Екатерины открыта по воскресным дням с 16 ч. до окончания богослужения. Миссионерская организация «За Иисуса Христа» открыта в четверг и субботу с 10 ч. до окончания мероприятий. Адрес: Малая Конюшенная улица, д.1. Транспорт: ст. метро «Гостиный двор» Автобус: 7, 46 Троллейбус: 1, 5, 7,10, 22.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|