Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Церковь «Дом Евангелия» на Боровой




 

Когда‑то, еще в XVIII веке, на месте нынешнего Лиговского проспекта стояла ямщицкая слобода, а вокруг шумели густые сосновые леса. Ямщики прорубили просеку до Большой загородной дороги, чтобы по ней разъезжаться из слободы по разным направлениям. Постепенно из просеки образовалась Разъезжая улица, а вдоль нее сплошь так и тянулся сосновый бор. Прошли годы, бор вырубили. Улица же, проложенная на месте бора и отходящая лучом от улицы Разъезжей параллельно Лиговскому проспекту, стала называться Боровой[244].

На Боровой улице в конце XIX века неподалеку от Обводного канала, на самой окраине, среди рабочих поселков и фабричных гудков раздавался колокольный звон Покровской церкви.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Вонифатия была выстроена на пожертвования рабочих и фабрикантов по проекту архитектора Николая Никонова как православный братский храм епархиального братства во имя пресвятой Богородицы и возводилась с 1889 по 1897 год. Братство это было основано в 1884 году с целью религиозного просвещения людей и обращения их в православную веру. Председателем общества был избран ректор Духовной Академии Санкт‑Петербурга Арсений Брянцев, а среди почетных его членов были министр внутренних дел граф Д. А. Толстой, обер‑прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев и министр народного просвещения И. Д. Деменов. Для осуществления деятельности общества и была возведена церковь, а при ней – Братский дом, также выстроенный по проекту Никонова.

Николай Никитич Никонов, один из ведущих мастеров «русского стиля», автор многих архитектурных комплексов и церковных сооружений, возводил церковный ансамбль Братского храма и дома в лучших традициях этого направления. Мастера «русского стиля» ориентировались на декоративные мотивы московского и ярославского зодчества XVII века. Пятиглавая, с шатровой колокольней и куполами‑луковками церковь была богато декорирована. Майолика для украшения фасада, интерьеров и киотов Покровской церкви изготавливалась на знаменитой фабрике Кузнецова, внутреннюю отделку по эскизам автора выполняли суздальские мастера. Четырехэтажный Братский дом, примыкающий к церкви, гармонировал своим убранством с храмом. Уникальная кирпичная кладка и окна, отделанные майоликой, придавали сооружению изысканный неповторимый русский колорит[245].

На фоне дымящих труб и жалких рабочих лачуг церковь казалась еще прекрасней, словно нарядная московская барыня, нечаянно оказавшаяся на постоялом дворе. С 1901 года храм стал также и приходским. Жители рабочих окраин, расположенных за Обводным каналом, очень любили эту церковь. В 1917 году, когда произошла революция, настоятелем храма и Председателем Братства был Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. Являясь ректором Духовной семинарии Санкт‑Петербурга, он вместе со своими воспитанниками очень много времени и сил отдавал делам Братства и Покровской церкви, которая оставалась для него всегда особо любимой.

Церковь «Дом Евангелия» на Боровой

 

Даже став митрополитом, отец Вениамин продолжал совершать богослужения в храме вплоть до своего ареста в 1922 году Его обвинили в том, что он сопротивлялся изъятию церковного имущества, хотя этот человек говорил, что своими руками был готов снять драгоценную ризу с иконы Казанской Божьей Матери, чтобы накормить голодных. Митрополит Вениамин даже благословил передачу церковных ценностей, не имеющих богослужебного значения, на нужды бедствующих. Но советская власть была заинтересована в том, чтобы любыми путями организовать антирелигиозную кампанию. По этой причине намерения духовенства не интересовали власть, и началась волна репрессий.

Митрополит Вениамин в числе многих был арестован и приговорен к расстрелу. Процесс по его делу проходил формально и был предрешен, но одно то, что зал суда вставал, когда в него входил осужденный митрополит, а конвоиры понимали невиновность несчастного, мучаясь своей участью надзирателей и палачей, говорит о всенародной любви и уважении к отцу Вениамину. Сохранилась легенда, рассказывающая о последних минутах жизни мученика. Митрополита привели на расстрел, он не произнес ни слова, а только молился и крестился. С молитвою встретил он и выстрел, но солдаты предпочли стрелять мимо. Семь залпов – а Вениамин оставался невредим. Лишь когда человек, руководивший расстрелом, взмолился пощадить несчастных, принужденных стрелять в безвинного, митрополит произнес вслух краткую молитву и благословил своих палачей. Восьмой выстрел нашел свою цель. В 1992 году РПЦ причислила Вениамина к лику святых.

Судьба церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы была не менее трагичной. После закрытия в 1933 году здание храма передавали различным организациям. В годы войны оно сильно пострадало, а дальнейшее его использование под производственные цеха фонда Союза художников и под механический цех НПО «Ленбуммаш» лишь усугубило разрушение и обветшание прекрасного некогда храма. Церковь была обезображена и находилась в полуразрушенном состоянии: она утратила колокольню, существенные детали конструкции, ее обезглавили и сделали серьезную перепланировку интерьера, причудливое оформление которого было разрушено. Сегодня только по отдельным элементам декора, сохранившимся на фасадах Братского дома и над окнами церкви, можно угадать былое величие и красоту храма. О том, какой была церковь до революции, частично рассказывает опись имущества и планировки внутренних помещений, сделанная при передаче здания другим организациям.

В 1989 году полуаварийное помещение было передано евангельским христианам‑баптистам, а с 1992 года в частично отреставрированных стенах был открыт «Дом Евангелия». Слово «baptiso» с греческого языка переводится как «погружение в воду». Именно так происходит крещение принимающих веру баптистов. Первые члены баптистской общины вспоминают о том, сколько труда пришлось вложить для того, чтобы церковные помещения приобрели современный вид.

В церковный зал, расположенный на втором этаже, ведет лестница. Повсюду навстречу каждому, кто приходит на богослужение, спешат люди, радушно приветствуют, улыбаются, жмут руку, приглашают пройти и занять лучшие места на креслах и скамьях внизу или на втором ярусе, где находится клавесин; с каждого места прекрасно видно, как происходит служба. Под потолком, в надкупольной части, – красивая металлическая люстра на цепях, перед площадкой для богослужения – хоры за резными деревянными ограждениями, такими же, как и на втором ярусе. Белые аккуратные стены украшает сиреневый орнамент, картина с изображением Иисуса Христа и чаша для совершения обряда хлебопреломления, почитаемого у баптистов. Это праздничное богослужение, проводимое раз в месяц, символизирует воспоминание о страданиях Христа, тело которого есть хлеб, а кровь – вино. Обряд – аналог причастия – заключается в преломлении и раздаче хлеба и причащении людей вином или фруктовым соком и сопровождается праздничными песнопениями и чтением Евангелия.

Епископ Евангельских церквей Северо‑Западного региона, по инициативе которого в 1989 году в здании нынешнего «Дома Евангелия» был организован Библейский институт Евангелизации и Миссии, многое сделал для подъема и расцвета этой религиозной конфессии в России. Не забывает он и «Дом Евангелия» на Боровой улице: приезжает с проповедями и лекциями, всячески поддерживает общину, находящуюся под руководством пресвитера Ивана Федоровича Скрипиченко. Баптисты проводят регулярные собрания и богослужения, участвуют в делах милосердия и благотворительности. При общине действует воскресная школа и просветительский центр.

К сожалению, исторически сложилось так, что храм на Боровой улице стал ареной борьбы за право владения. На него претендует православная община церкви Покрова, расположившаяся в помещении Братского дома, и новые хозяева – баптисты «Дома Евангелия». Хочется надеяться на то, что историческая справедливость восторжествует, а наш многоконфессиональный город украсят и новый баптистский дом молитвы, и воссозданная в первозданной своей красоте церковь во имя Покрова Божьей Матери на Боровой – уникальный памятник православного русского зодчества.

Ну а сегодня «Дом Евангелия» гостеприимно распахивает двери храма Покрова Божьей Матери на Боровой улице.

«Дом Евангелия» на Боровой открыт для посещений ежедневно с 9 до 19 ч.

Для богослужений: в пятницу – с 18 ч. и в воскресенье – в 11 ч. и в 16 ч. Летом, кроме указанных часов, дополнительно во вторник и в среду с 18.30.

Адрес: улица Боровая, д. 52‑а.

Транспорт: ст. метро «Лиговский проспект»

Автобус: 3, 65, 74

Троллейбус: 42

Трамвай: 10,16, 25,44,49‑

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных