ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 2 Большая хоральная синагога
Коломна. Среди узеньких улочек, набережных и проспектов этого небольшого полуострова, ограниченного Крюковым каналом, Мойкой и каналом Грибоедова, уютно расположились православная церковь, католический костел и Большая хоральная синагога, стоящая на пересечении улицы Декабристов с Лермонтовским проспектом, бывшей Большой Мастерской. В XVIII веке возле морского полкового двора, находившегося неподалеку, была слобода мастеровых военно‑морского ведомства, где селился трудовой люд столицы: часовщики, портные, сапожники, прядильщики, военные, столяры, мелкие торговцы и ремесленники. Среди них было много евреев, выходцев из Польши и других уголков царской России. Две трети еврейского населения проживало во второй половине XIX века именно в Коломне. Прекрасный поэт Серебряного века Осип Эмильевич Мандельштам писал об этом уголке города: «В Петербурге есть еврейский квартал: он начинается как раз позади Мариинского театра…Там, на Торговых, попадаются еврейские вывески с быком и коровой, женщины с выбивающимися из‑под косынки накладными волосами и семенящие в сюртуках до земли многоопытные и чадолюбивые старики»[264]. Еврейская община, существовавшая в Петербурге с середины XVIII века, со времен Екатерины II имела молельные дома, расположенные в разных частях города, но синагоги в столице империи не было. Неоднократно представители общины обращались в вышестоящие инстанции, и наконец в 1869 году император Александр II разрешил строить храм. При этом ставились жесткие условия, чтобы здание не отличалось излишней роскошью, а также возле еврейского храма не должно было находиться в ста метрах рядом ни одной церкви и ни одной правительственной трассы. К тому же после возведения синагоги должны были закрыться все еврейские молельные дома, существующие в Петербурге. Объявили конкурс, в котором участвовали известные архитекторы. Большие споры вызывал также вопрос о стиле, в котором должна быть построена синагога. В течение семи лет велись дискуссии, решающую роль в которых играло мнение влиятельнейшего художественного критика Василия Стасова, который считал, что синагогу необходимо возводить в арабо‑мавританском стиле, который был самым распространенным в Европе для постройки синагог. Экспертная комиссия выбрала проект, выполненный видными архитекторами и художниками Иваном Ивановичем Шапошниковым и Львом Исааковичем Бахманом. Утвержденный проект Александр II приказал изменить, сделав его более скромным: архитекторам пришлось уменьшить высоту здания с 65 до 45 метров, убрать второй купол и сократить число мест для верующих. После всех изменений и сокращений был найден участок между Большой Мастерской и Офицерской улицами, удовлетворяющий требуемым условиям, и началось строительство, которое продолжалось 10 лет. Возведением храма руководил Алексей Васильевич Малов, поскольку Лев Исаакович Бахман отказался работать по измененному проекту[265]. Здание строилось на пожертвования верующих. Большую часть средств передали общине известный меценат Поляков и первый председатель еврейской общины, барон Гинзбург. До сих пор в синагоге сохранены памятные места этих людей. Освящение храма состоялось 8 декабря 1893 года. Изначально синагога не имела ограды, и лишь в 1909 году появилась ажурная чугунная решетка с национальным орнаментом и звездой Давида над главным входом, соединяющая гранитные блоки. На протяжении всей своей истории синагога ни разу не была закрыта и деятельность еврейской общины продолжалась. В конце XX века благодаря усилиям главного раввина, Менахема Мендла‑Певзнера, и председателя еврейской религиозной общины Петербурга, Марка Грубарга, началась реставрация здания, которая к нынешнему времени полностью завершена. Большие средства были внесены в дело реставрации семьей сефардских евреев, Эдмонда и Лили Сафра. Отреставрированное здание поражает своим великолепием современных петербуржцев, как восхищало и жителей города в начале XX века. Архитектурный облик здания неповторим и торжествен. Большая хоральная синагога
Выполненная в традициях мавританского стиля, синагога органично вписана в облик окружающих ее кварталов. Необычайной красоты бежевое, с терракотовыми вставками, с мозаичным окном над входом, здание синагоги, стоящее на стилобате[266], поражает воображение каждого, кто проходит вдоль Лермонтовского проспекта. Мощная центральная часть квадратного в основании сооружения прорезана аркой и украшена, как и два боковых ризалита, декоративным орнаментом. Над центральной частью сооружена четырехгранная скошенная башня, увенчанная сферическим куполом цвета петербургского неба. Внутреннее убранство залов синагоги также очень торжественно и необычно. Поражает великолепная акустика, которая делает любое исполнение мужского хора синагоги, который возглавляет один из лучших канторов России, Барух Финкелыптейн, поистине божественным и неповторимым. Интерьеры большого зала декорированы мавританскими узорами и лепниной. В центре зала, в нише, прорезанной окнами, под голубым куполом – возвышение, называемое бима, где в окружении свечей читается свиток Торы[267]. Арон кодеш[268]для хранения священных свитков Торы был подарен еще в 1893 году, в год освящения синагоги, бароном Гинзбургом. Тора – это заповеди, которым должны следовать верующие. По традиции, они пишутся вручную, без единой помарки, в течение долгого времени. Они священны: к ним нельзя прикасаться, поэтому их разворачивают при помощи рукояток и при чтении пользуются указкой. Первый ковчег с заповедями, переданными Моисею Богом, находился с евреями во время их пути из Египта в Землю Обетованную[269]. Скамьи, на которых сидят мужчины, пришедшие в храм, развернуты к биме, что придает молитвенному залу облик театрального. Для женщин, которые, по традиции, должны молиться отдельно от мужчин, наверху расположены по периметру зала галереи. Они разделены анфиладой арок с колоннами в мавританском стиле, которые гармонично соединяются в едином архитектурном рисунке, продолжая друг друга, с такими же колоннами внизу, что придает всему внутреннему пространству ощущение воздушности. Все пространство словно наполнено светом: множество маленьких и большая центральная люстры, покрытые сусальным серебром, желтый цвет стен и мраморных колонн, яркое сияние свечей. Богослужения проводятся как в большом, так и в малом зале синагоги. В большом зале – субботняя молитва в 10 утра, а в малом зале – ежедневно в 9 часов. Проводятся также и вечерние молитвы. По желанию родственников совершаются молитвы о здоровье и об умерших. Большая хоральная синагога не только храм, но и центр всей духовной и культурной жизни общины. В малом зале регулярно проводятся концерты, встречи с деятелями культуры и политиками, фестивали. Например, не так давно гостем петербургской синагоги был Президент США Джордж Буш. В рамках образовательных программ действуют при общине еврейские школы, открыт детский сад, работает детский приют. Как и прежде, в синагоге многолюдно. Спешат по субботам вдоль Лермонтовского проспекта в синагогу на богослужение люди. Как и сто лет назад, приводят достигших совершеннолетия мальчиков на бар‑мицву[270]. Под балдахином, называемым хупой, совершается обряд бракосочетания над влюбленными и звучат семь благословений. Зажигают свечи в миноры в праздник огней Хануку. В веселый праздник Пурим устраиваются карнавалы и представления. Не только евреи, но и люди самых разных вероисповеданий приходят в этот изумительно красивый храм на Лермонтовском проспекте, гостеприимно распахивающий каждому свои двери. Большая хоральная синагога открыта ежедневно с 10 до 18 ч. По субботам – во время богослужений. Адрес: Лермонтовский проспект, д. 4. Транспорт: ст. метро «Сенная площадь», «Садовая» Автобус: 2, 3, 22 Трамвай: 31.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|