Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 3 Буддийский храм Калачакры




 

В тишине вековых лип вдруг блеснет полоска воды. Это Большая Невка, отделяющая Елагин остров от Приморской части города. По ее берегам рассыпаны старинные невысокие домики – бывшие петербургские дачи. Тишина и строгое спокойствие вокруг нарушается только случайным плеском весла или стремительным гулом пролетающей мимо машины. Здесь, на Приморском проспекте, уносящемся вдоль набережной к заливу, словно какое‑то экзотическое видение, стоит за яркой высокой оградой необычный сказочный дворец – Буддийский храм Калачакры.

Императрица Елизавета Петровна официально признала буддизм на территории России. Это было связано с тем, что на Нижней Волге и в Забайкалье жили многочисленные народы, которые исповедовали эту религию: калмыки, тувинцы, буряты. И в наши дни Республика Бурятия является центром буддизма. Недалеко от Улан‑Удэ, столицы Бурятии, располагается в Иволгинском монастыре Центральное духовное управление буддистов России[271].

К началу XX века возрос интерес к культуре буддийских стран. Особенно ярко эта тенденция проявилась в Петербурге. В этот период наблюдается расцвет школы востоковедения. Ведущие ученые‑буддологи, такие как Сергей Федорович Ольденбург, Николай Константинович Рерих, Федор Ипполитович Щербатской, изучали буддийские тексты, проводили различные исследования, создавали научные труды, получившие мировое признание. К этому же периоду относится возникновение в Петербурге буддийской общины, которая все возрастала, и поэтому возникла необходимость постройки дацана для верующих. Первоначально у Щербатского и Рериха возникла идея не строить храм в Петербурге, а перевезти его из Бомбея. Эта идея не была осуществлена, поскольку для ее реализации требовались огромные средства.

Буддийский храм Калачакры

 

Появление храма связано с именем его основателя и первого настоятеля, талантливого ученого и дипломата Агвана Доржиева. На стене ограды, с внутренней стороны, в наши дни установлена мемориальная доска в память этого человека. Получив блестящее образование в Тибете, Доржиев был духовным наставником и доверенным лицом Далай‑ламы 13‑го. В качестве дипломатического представителя Далай‑ламы он приехал в 1908 году в Петербург, а через год обратился к властям с прошением о строительстве дацана. Получив разрешение, Доржиев приобрел участок земли в районе Старой Деревни, где в этом же году и стали строить храм с домом. Большую сумму денег передал на строительство дацана Далай‑лама 13‑й[272].

Выбранное место полностью соответствовало канонам буддизма: дацаны всегда возводят в пригородах, у воды, в окружении живописного сада. Согласно легенде, это место было выбрано Доржиевым во время медитации, когда он увидел столб духовного света, простирающийся вверх и вниз, соединяя Высший и Низший миры Вселенной, там, где и стоит сегодня храм.

Автором первоначального проекта был молодой студент Института гражданских инженеров Н.М. Березовский, чей замысел использовал и развил в своем архитектурном решении зодчий Гавриил Барановский. Был даже создан специальный комитет, состоящий из известных ученых‑востоковедов, которые руководили строительными работами и консультировали этого известного петербургского зодчего. Большая роль в создании и реализации проекта дацана принадлежала самому Агвану Доржиеву, прекрасно знающему архитектуру Тибета. В оформлении интерьеров дацана приняли участие не только русские, но и бурятские специалисты: иконописцы, художники, резчики по дереву. Руководил работами известный ученый, путешественник и художник Николай Рерих. Многие предметы интерьера были изготовлены тибетскими мастерами и подарены дацану.

Проектирование и строительство буддийского храма стало последним и одним из лучших творений Гавриила Васильевича Барановского. Сын одесского дворянина, Барановский был отчислен из Академии художеств по политическим мотивам. Окончив институт гражданских инженеров с серебряной медалью, он создал в Петербурге такие известные постройки, как Торговый дом братьев Елисеевых на Невском проспекте, здание Императорского русского географического общества. Его жизнь закончилась трагически: в 1920 году он умер от голода[273].

Храм был торжественно освящен Агваном Доржиевым в честь Божества Калачакры в 1915 году и получил свое историческое название – дацан Гунзэчойнэй, что переводится с тибетского как «источник святого учения Будды, сострадающего всем». Первое же богослужение в нем состоялось еще в феврале 1913 года, в день празднования 300‑летия дома Романовых.

Социалистическая революция коренным образом изменила жизнь буддийской общины. Храм не раз подвергался разграблению: были уничтожены сотни бронзовых и позолоченных бурханов[274], жертвенных чаш, сожжены библиотека и архивы, драпировка из китайской парчи, личные вещи лам. Унесены были даже шпингалеты и дверные ручки. Часть обрядовой утвари и ценных книг увезли в Музей религии и атеизма. Как гласит легенда, знаменитая статуя Будды высотой в полтора человеческих роста была разбита рабочими, которые решили, что в ней буддисты прячут золото. Ничего не найдя внутри, они сбросили ее в пруд. Хотя поговаривали в Петербурге, что рабочие просто не справились с тяжелой статуей и разбили ее при демонтаже, а чтобы скрыть содеянное, сбросили обломки в один из прудов Елагина острова[275].

Благодаря мудрости и дипломатическому таланту Доржиева, умевшего находить с новыми властями компромисс, богослужения в неоднократно закрывавшемся храме возобновлялись снова, и за дацаном даже закрепили статус Тибетской дипломатической миссии. Но в 1937 году начались аресты и расстрелы членов буддийской общины. Храм был окончательно закрыт и передан под спортивную базу, а самого основателя и настоятеля дацана, восьмидесятипятилетнего Агвана Доржиева, арестовали. Он скончался в тюремной больнице в Улан‑Удэ[276].

В годы Великой Отечественной войны в помещении дацана находилась военная радиостанция, а после здесь располагались лаборатории зоологического института. Только в 1990 году храм был возвращен верующим, началась его реставрация, и возобновились службы. В наши дни богослужения проводятся ежедневно с 10 и с 19 часов.

Буддийский храм производит очень необычное впечатление: несмотря на то что он возведен в традициях тибетского зодчества, в нем присутствуют черты северного модерна и что‑то неуловимо петербургское. Дацан окружен каменной оградой с воротами со стороны южного фасада. Ворота эти, согласно буддийской традиции, открывались только по торжественным богослужениям. Их украшают изображения лотоса с вписанными в него символами ветра и пламени и крестом. Здание, представляющее собой четырехэтажное, квадратное в плане строение, облицовано красно‑фиолетовым гранитом грубой огранки. Оно постепенно сужается кверху, что подчеркивает устремленность ввысь. Сама композиция, в соответствии с канонами тибетской архитектуры, символизирует кресло Будды. Южная часть называется дукан – это «сиденье», ее украшают четыре пилона с бронзовыми капителями, символизирующие четыре правила буддизма. Растительный орнамент капителей – символ дерева из священной рощи Уравеллы. К портику ведет широкая гранитная лестница. Антаблемент храма из красного кирпича украшен фризом, выполненным уже из синего глазурованного кирпича. Портал увенчан золоченым колесом в восемь спиц. Это Калачакра – колесо времени. Спицы – хурдэ – символы восьмеричного благородного пути. По обеим сторонам от него расположены медные позолоченные фигуры ланей, напоминающие о первой проповеди Будды[277].

В южной части здания располагается молитвенный зал, в который можно попасть, миновав небольшой узкий вестибюль. Удивительно, что в помещении для молитв нет окон, и свет попадает через остекленное прямоугольное отверстие в потолке и крыше, символизирующее озарение Будды.

Северная часть храма называется гонкан – «спинка». Здесь расположен алтарь, где находится статуя Будды, которую создали в Таиланде. Эта часть наиболее священна. Перед алтарем стоит трон главного ламы.

Зал разделен на три нефа двумя рядами квадратных колонн. В боковых нефах расположены скамьи для посетителей, а в центре – специальные сиденья для лам.

В храме очень много традиционной буддийской символики и предметов культа: колокольчики, четки, маленькие статуи Будды и бурханы. В дацан возвращены из музея Истории религии и атеизма некоторые предметы храмовой утвари. Интерьеры храма выполнены в традиционных для буддизма желто‑оранжевых тонах, на стенах – орнаменты и тканые картины с буддийской символикой.

Во дворике, за оградой с изображениями трезубцев и копий, увитых восточным орнаментом, на деревьях можно видеть развешанные пестрые флажки удачи. Каждый, кто приходит сюда, может повесить свой в знак доброй традиции. Слева от входа – буза, помещение традиционной буддийской кухни, где каждый может отведать экзотические блюда.

Дацан – место, куда приходят не только члены буддийской общины. Очень много здесь людей, интересующихся культурой Востока, и тех, кого влечет экзотика. Буддийский храм – это центр культурной и духовной жизни. Здесь проходят фестивали, экскурсии. Представители народов, исповедующих буддизм, собираются возле дацана, встречаются с друзьями, гуляют с детьми. Особенно важен ритуал создания рисунка из благословенного песка – Мандала Калачакры, которая, очищая пространство вокруг, вносит гармонию в отношения между людьми, направляя их помыслы к идеям мира и созидания. Символический дворец Калачакры строится из камней освященного озера Байкал, измельченных в песок. Считается, что обход Мандалы по часовой стрелке увеличивает благие деяния, устраняет препятствия и болезни и повышает духовный уровень человека, преумножая его благополучие и здоровье.

Кажется, что красивые цветные песчинки под оранжевым шатром и правда приносят счастье человеку, приходящему в буддийский храм.

Дацан – один из многих, таких непохожих друг на друга и по‑своему прекрасных храмов, живущих под петербургским небом.

Буддийский храм открыт ежедневно с 10 ч. до 19 ч.

Адрес: Приморский проспект, д.91.

Транспорт: ст. метро «Старая деревня»

Автобус: 32

Трамвай: 2, 21, 26, 48.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных