Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОТДЫХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ




 

Предназначение Ислама - в разрешении реальных проблем, а не в пребывании в религиозных иллюзиях, несбыточных идеалах и мечтах. Эта религия предназначена не для крылатых ангелов, а для обычных людей, что принимают пищу и ходят по своим нуждам.

Соответственно, Ислам не требует от людей, чтобы речь их сводилась только лишь к произнесению благочестивых молитв, чтобы любое их молчание было занято мыслями о боге, чтобы слушали они исключительно Коран, а свободное время проводили в мечетях. Более того, Ислам признает, что Аллах заложил в человека такие потребности и желания, как умение радоваться, смеяться, веселиться и развлекаться, так же как принимать пищу и питье.

 

Всему свое время

Некоторые из сподвижников Пророка (Мир ему) достигли больших духовных высот. Они считали, что, для того чтобы оставаться в таком положении, необходимо все время быть серьезным, постоянно молиться, поворачиваясь спиной ко всем наслаждениям и удовольствиям этого мира; не развлекаться и не отдыхать, а только лишь направлять свои взгляды и помыслы на загробную жизнь, которая далека от бренной жизни с ее развлечениями.

Послушаем, что рассказал о себе сподвижник и переписчик изречений Пророка (Мир ему) Ханзала аль-Усаиди: «Абу Бакр встретил меня и спросил: "Как поживаешь, Ханзала? Я ответил: "Ханзала стал лицемером!" Абу Бакр воскликнул: "О Боже! Что ты говоришь?" Я ответил: "Каждый раз Посланник Аллаха (Мир ему) напоминает нам об аде и рае, так что эта картина предстает перед нами. Но стоит нам покинуть Пророка и вернуться к своим женам и детям, как мы забываем обо всем ". Абу Бакр сказал: "Клянусь Аллахом, со мной происходит то же самое". Затем мы пришли с ним к Посланнику Аллаха (Мир ему), и я сказал: "О Посланник Аллаха! Ханзала стал лицемером". Он спросил: "Как такое случилось?" Я ответил: "О Посланник Аллаха! Каждый раз, когда ты напоминаешь нам об аде и рае, то их картина предстает перед нами, но стоит покинуть тебя, вернувшись к женам и детям, как мы забываем обо всем! Тогда Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: "Клянусь Тем, в чьей длани моя душа! Когда вы пребываете со мной, вспоминая Аллаха, ангелы пожимают вам руки, независимо от того, восседаете вы или в пути. Однако, о Ханзала! Всему свое время". Он трижды произнес фразу: "всему свое время"» 1.

1. Передано Муслимом.

 

Посланник тоже человек

Его жизнь явилась прекрасным примером для подражания. Находясь в одиночестве, он выстаивал молитву в слезах с полным отречением от мира, при этом ноги его затекали. Когда дело касалось отстаивания истины, он не уступал никому, стоя на позициях Аллаха. В своей повседневной жизни он, так же как все, наслаждался благами, улыбался и шутил, при этом говорил только правду. Пророк (Мир ему) старался быть радостным, сторонился печали и того, что вело к ней. Он вопрошал Аллаха, чтоб Он уберег его от неприятностей: "О Аллах, я ищу прибежища у Тебя от горя и печали"2.

2. Передано Абу Даудом.

 

Что касается чувства юмора у Пророка (Мир ему), то сообщается о том, что однажды пожилая женщина пришла к нему и попросила: "О Посланник Аллаха! Попроси Аллаха, чтобы Он ввел меня в рай". Пророк (Мир ему) сказал ей: "О, мать такого-то человека! В рай не войдут пожилые!". Женщина расстроилась и заплакала, полагая, что она никогда не попадет в рай. Тогда Пророк (Мир ему) разъяснил ей смысл своих слов, сказав ей, что старые люди не войдут в рай, будучи пожилыми, Аллах воссоздаст ее вновь и введет в рай молодой девушкой. Затем он процитировал ей следующий аят:

"Воистину, Мы сотворили их (попавших в рай) и сохранили девственницами, любящими, равными по возрасту" (Коран, 56:35-37).1

1. Передано ат-Тирмизи.

 

Утомление сердец

Следуя примеру Пророка, благородные и благочестивые сподвижники также шутили, смеялись, играли и развлекались, чтобы дать себе отдохнуть. Тем самым они удовлетворяли те потребности в отдыхе, что заложены в человеке, и без которых он не может полноценно исполнять своих обязанностей. Али Ибн Абу Талиб сказал: "Утомляются сердца, также как и тела, так что развлекайтесь со смыслом". И также он говорил: "Время от времени дайте расслабиться сердцам, так как напряженное сердце слепнет". А Абу ад-Дарда сказал: "Я расслабляю свое сердце бессмыслицей, чтобы это помогло мне в служении истине".

Нет ничего предосудительного в том, что мусульманин расслабляется, проводя свое время в веселье и шутках, или развлекается в компании своих друзей. Однако эти удовольствия не должны становиться привычкой, с которой он не расстается ни утром, ни вечером, забывая о своих обязанностях и воспринимая серьезное в качестве шутки. Существует поговорка: "Пусть в ваших речах будет юмора столько, сколько соли в еде (пропорционально)".

Мусульманин не должен в своих шутках высмеивать недостатки других людей. Всевышний Аллах говорит:

"О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не глумятся над другими: может быть, они лучше их" (Коран, 49:11).

Недопустимо ради того, чтобы рассмешить людей, использовать ложь. Пророк (Мир ему) предупреждал о недопустимости подобного, говоря: "Горе тем, кто несет ложь, чтобы рассмешить людей. Горе тому! Горе тому!" 1.

1. Передано ат-Тирмизи.

 

Разрешенные виды развлечений

Существуют различные виды развлечений и спортивных игр, занятие которыми предписывал Пророк (Мир ему) мусульманам в качестве отдыха. Отдохнувший человек может более достойно выполнять свои религиозные и повседневные обязанности. Многие спортивные игры развивают сноровку и решительность, развивают силу и бойцовские качества, необходимые для борьбы на пути Аллаха. К таким видам спорта относятся:

 

Состязание в беге

Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) обычно состязались в беге, и Пророк (Мир ему) всячески поощрял их в этом. Сообщается, что Али был быстрым бегуном. Пророк (Мир ему) сам соревновался в беге со своей женой Айшой, чтобы доставить ей удовольствие, получить наслаждение самому и подать пример остальным. Айша сказала: "Я, соревнуясь в беге с Пророком (Мир ему), опережала его. Позже, когда я несколько располнела, он опередил меня. И он сказал: "Это за то"2 (то есть за прошлое, теперь он победитель), имея в виду предыдущее состязание.

2. Передано Ахмадом и Абу Даудом.

Единоборство

Пророк (Мир ему) боролся с человеком по имени Рукана, который был хорошо известен своей силой, и Пророк победил его несколько раз1. В другом месте сообщается, что Пророк (Мир ему) начал с ним поединок. Поскольку борьба была трудной, Рукана сказал: "Ставлю овцу"2. Затем Пророк (Мир ему) победил его. Рукана сказал: "Ставлю новую". Пророк (Мир ему) победил его опять, а Рукана вновь повторил: "Ставлю новую". Пророк (Мир ему) победил его и в третий раз. И тогда этот человек сказал: "Что я скажу дома? Одна овца съедена волком, другая сбежала, а где третья?!". Тогда Пророк (Мир ему) сказал: "Мы собрались, чтобы состязаться, а не наносить тебе ущерб. Возьми свою овцу!".

1. Передано Абу Даудом.

2. Должно быть, этот случай имел место до запрета азартных игр или Пророк (Мир ему) не принимал пари, а, значит, не участвовал в этом.

 

Из данных хадисов правоведы сделали вывод о допустимости занятий бегом, независимо от того, состязаются между собой мужчины, или же мужчины и женщины (махрам), или же супруги. Также отмечается, что бег, борьба и другие виды спорта не принижают достоинства учености, благородства и преклонного возраста. Пророку (Мир ему) было более пятидесяти лет, когда он состязался в беге с юной Айшой.

 

Стрельба из лука

Разрешенным видом спорта также является состязание в стрельбе из лука и из других видов оружия.

Пророк (Мир ему) однажды проходил мимо группы своих сподвижников, которые состязались в стрельбе из лука. Он поддержал их, сказав: "Стреляйте, я с вами" 1.

Пророк (Мир ему) считал, что стрельба из лука - это не только развлечение и удовольствие, но и проявление силы, иметь которую предписывал Аллах:

"Приготовьте [, верующие,] против неверующих сколько можете силы" (Коран, 8:60).

А Пророк (Мир ему) сказал: "Разве стрельба из лука не является силой" - он произнес это трижды2. Он также говорил: "Стрельба из лука есть лучшее из развлечений"3.

1. Передано аль-Бухари.

2. Передано Муслимом.

3. Передано аль-Баззаром и ат-Табарани по достоверному иснаду.

 

При этом Пророк (Мир ему) предостерегал, чтобы домашние животные не использовались людьми в качестве мишени для их тренировок, как это практиковали арабы в период джахилийи. Когда Абдулла Ибн Умар увидел группу людей, занимающихся этим, он сказал им: "Пророк (Мир ему) проклял того, кто использует живое существо в качестве мишени"1.

Он проклял подобных людей, поскольку это влечет за собой мучение для животного и напрасную трату средств. Нельзя, чтобы человек развлекался и получал удовольствие от уничтожения живности. По аналогичной причине Пророк (Мир ему) запретил натравливать животных друг на друга2. У арабов было распространенной традицией устраивать бои между баранами или быками, которые убивали или калечили друг друга, а зрители радовались и смеялись. Ученые запретили ради забавы натравлять животных друг на друга, поскольку тем самым они наносят себе увечья и страдают.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано Абу Даудом и ат-Тирмизи.

 

Метание копья

Метание копья подобно стрельбе из лука. Пророк (Мир ему) позволил абиссинцам продемонстрировать свое умение метать копья в своей досточтимой мечети; он разрешил своей жене Айше смотреть на это представление, а им он говорил: "Давайте же, о Бани Арфида!" - так называли арабы абиссинцев. Умар с присущим ему суровым характером захотел остановить их, но Пророк (Мир ему) не дал ему это сделать. Аль-Бухари и Муслим передают от Абу Хурайры, что, когда абиссинцы демонстрировали метание копий в присутствии Пророка (Мир ему), вошел Умар. Он собрал камешки и начал кидать в них, на что Пророк (Мир ему) сказал: "Оставь их, Умар".

Подобная благосклонность Посланника Ислама, который утвердил эту игру в своей досточтимой мечети, должна была продемонстрировать, что мечеть может служить не только для молитв, но и для развлечений, которые являются в то же время полезным занятием. Комментируя данный хадис, ученые утверждают, что мечеть является центром жизни мусульманской общины, и любая деятельность, сочетающая в себе пользу как для религии, так и для самих мусульман, может происходить в мечети. Сегодня мы наблюдаем, как мечети утеряли свою жизненную силу и превратились в место сбора безработных.

Представленный выше случай является примером внимания Пророка, который организовал развлечение для своей жены. Айша, его жена, говорила: "Посланник Аллаха (Мир ему) накрыл меня своим плащом, когда я наблюдала за состязанием абиссинцев в мечети, пока мне это не надоело. И вы давайте своим молодым невольницам возможность развлекаться"1.

Она также сказала: "Когда я играла с куклами в доме Посланника Аллаха (Мир ему), со мной играли мои подруги. Когда Посланник Аллаха (Мир ему) зашел в дом, они попрятались от него, но он вывел их ко мне, и мы продолжили игру"2.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано аль-Бухари.

 

Верховая езда

Всевышний Аллах говорит:

"…[сотворил также] коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и использовали их как украшение..." (Коран, 16: 8).

А Пророк (Мир ему) сказал: "...в гриве лошадей - благословение" 1.

"Занимайтесь стрельбой из лука и верховой ездой"2.

"Любое деяние, где не упомянуто имя Аллаха, является забавой или отвлечением, за исключением четырех случаев: хождение от цели к цели (во время занятий стрельбой), дрессировка своей лошади, игры со своей семьей и обучение плаванию"3.

Умар говорил: "Обучайте ваших детей плаванию и стрельбе из лука, а также вспрыгиванию на спины лошадей". Ибн Умар сообщил, что Пророк (Мир ему) устраивал скачки на лошадях и награждал призами победителей4. Награждая призом, Пророк (Мир ему) тем самым поощрял спортивные соревнования, которые являются развлечением, спортом и физической тренировкой.

1. Передано аль-Бухари.

2. Передано Муслимом.

3. Передано ат-Табарани.

4. Передано Ахмадом.

 

У Анаса спросили: "Вы заключали пари во времена Пророка (Мир ему)? И заключал ли пари Пророк?" - "Да,- ответил Анас. - Клянусь Аллахом, он поставил на лошадь по кличке Субха. Лошадь одержала победу в скачках, и Пророк (Мир ему) был очень обрадован и поражен этим"1. Ставка считается допустимой тогда, когда она предоставляется человеком, не участвующим в соревновании, или одним из участников, но если ставка выделяется обоими участниками и победитель забирает эти ставки, то это считается запретной азартной игрой.

1. Передано Ахмадом.

 

Пророк (Мир ему) назвал лошадь, участвующую на скачках в азартной игре, "лошадью Сатаны" и считал доход от этой лошади, ее корм, а также езду на ней грехом2. Он сказал: "Имеется три вида лошади: лошадь Милостивого (т.е. Аллаха), лошадь человека и лошадь Сатаны. Лошадь Милостивого предназначена для деяний на пути Аллаха, поэтому ее корм, навоз и многое другое является благом. Лошадь Сатаны предназначена для азартных игр и ставок. А лошадь человека - это та лошадь, которую человек использует для своих личных нужд 3.

2. Передано Ахмадом.

3. Передано аль-Бухари и Муслимом.

 

Охота

К полезным развлечениям, утвержденным в Исламе, относится и охота, которая является удовольствием, видом спорта и средством для существования. Охотиться можно как с применением стрел и копий, так и с помощью животных, таких, например, как собака и сокол. Мы уже ранее обсуждали условия и правила ведения охоты, предписываемые Исламом.

Ислам запрещает охоту в двух случаях. Первый из них, когда человек находится в состоянии ихрама во время хаджа и умры, поскольку такое состояние предполагает полное смирение перед Господом, при котором запрещено убивать и проливать кровь. Аллах предписывает:

"О вы, которые уверовали! Не поражайте добычи, находясь в состоянии ихрама!..






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных