ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Отношения между членами исламского общества основываются на двух основных столпах: первый - это поддержание тесных братских уз между членами общества; и второй - это защита чести и достоинства человека, поскольку Ислам не допускает пролития крови, а также посягательства на честь и собственность кого-либо. Любое слово, поступок или же поведение, нарушающее эти два принципа или угрожающее им, запрещены Исламом, и степень запрещения зависит от величины материального или морального ущерба, который явится их результатом. В следующем аяте приведены примеры запрещенных деяний, которые наносят ущерб братским отношениям и ущемляют права людей. Всевышний Аллах говорит: "Ведь верующие – братья. Потому устанавливайте мир между братьями, бойтесь Аллаха, - быть может, вас помилуют. О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не глумятся над другими: может быть, те, [над кем они смеются], лучше их. И женщины [пусть не насмехаются] над другими женщинами: быть может, те, [над кем они смеются], лучше их. Не сплетничайте друг против друга и не обменивайтесь [обидными]прозвищами. После того как [человек] уверовал, называть его нечестивым именем скверно. Именно те, которые не отреклись [от неверия], суть нечестивцы. О вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны. Не подглядывайте (не следите) и не злословьте [за спиной] друг друга. Разве захочет кто-либо из вас съесть плоть своего покойного брата? Отвратительно вам это! Так бойтесь Аллаха, ведь Аллах прощающий, милосердный" (Коран, 49:10-12). Всевышний провозгласил в этих аятах, что верующие - братья друг другу, которых объединяет чувство религиозного и общечеловеческого братства. Эти чувства устремляют их к познаванию, а не отвержению друг друга; к налаживанию, а не порыванию связей друг с другом; к любви, а не к ненависти; к дружбе, а не к ссоре; к объединению, а не к разъединению. И Пророк (Мир ему) тоже говорит: "Не завидуйте, не враждуйте и не питайте ненависти друг к другу, а будьте братьями пред Аллахом"1. 1. Передано аль-Бухари и другими.
Недопустимо порывать отношения со своим братом мусульманином В Исламе недопустимо, чтобы один мусульманин избегал другого или порывал с ним отношения. Также недопустимо, чтобы ссора мусульман длилась более трех дней, в течение этого срока они должны усмирить свой гнев, примириться и восстановить добрые отношения, преодолевая в себе гордыню, злобу и ненависть. Одна из черт верующих, восхваляемая в Коране, та, что они "милостивы к верующим" (5:54). Пророк (Мир ему) сказал: "Недопустимо мусульманину порывать отношения со своим братом мусульманином более трех дней. По прошествии [этого срока] один из них должен подойти и поприветствовать другого, и если тот ответит на приветствие, тогда оба они будут вознаграждены, но если второй не ответит, он будет нести на себе грех, в то время как поприветствовавший освободится от него" 1. 1. Передано Абу Даудом.
Запрет на разрыв отношений еще более ужесточается, если это касается кровных родственников. Ислам наложил на мусульман обязательство укреплять кровные связи. Всевышний говорит: "Страшитесь же Аллаха, именем Которого предъявляете вы [права свои] друг к другу, и [бойтесь] разорвать [между собой] связи кровные. Воистину, [всегда] наблюдает Он за вами" (Коран, 4:1). Ценность пред Аллахом этой связи Пророк (Мир ему) представил в особой форме, говоря: «Кровная связь связана с Троном (Аллаха), который говорит: "Кто связан со мной с тем связан Аллах, а кто порывает эту связь со мной, с тем порывает Аллах"» 1. 1. Передано аль-Бухари и Муслимом. Он также сказал: "Не войдет в рай порывающий"1. Некоторые ученые утверждают, что под арабским словом «порывающий» имеется в виду тот, кто порывает кровные связи; другие же утверждают, что это тот, кто грабит на дорогах. Таким образом, ученые отождествили эти две категории людей. Родственная (кровная) связь состоит не только в поддержании отношений между собой или же во взаимной добродетельности, что само собой разумеется, а заключается в защите этой связи. Пророк (Мир ему) сказал: "Связанным (кровными узами) считается не тот, кто поддерживает отношения с кровными родственниками, а тот, кто стоит на страже этой связи"2. 1,2. Передано аль-Бухари. Это высказывание применимо в случаях, если разрушение связей осуществляются не во имя Аллаха и справедливого дела, если же это делается во имя Аллаха и справедливого дела, то предписания, данные Пророком, здесь неприменимы. Самые сильные узы между верующими устанавливаются и крепнут через любовь во имя Аллаха и ненависть во имя Аллаха. На пятьдесят дней Пророк (Мир ему) прервал отношения с тремя сподвижниками, которые избежали участия в битве при Табуке. Такой бойкот, при котором все избегали и не общались с ними, стал для этих сподвижников тяжелым наказанием. Но Всевышний все же простил их, объявив об этом в ниспосланном Им знамении1. В другом случае Пророк (Мир ему) в течение сорока дней не общался с некоторыми из своих жен. А Абдулла Ибн Умар избегал отношений со своим сыном на протяжении остатка своей жизни, поскольку тот не исполнял предписаний Пророка (Мир ему), в котором мужчинам запрещалось не пускать своих женщин в мечеть2. Отчужденность и ненависть между мусульманами никогда не должна возникать по мирским причинам, поскольку в глазах Аллаха и мусульман весь мир не имеет той ценности, чтобы ради нее можно было бы лишать себя связи со своими братьями по вере. Как же может быть иначе, ведь в наказание за подобное деяние мусульманин лишится прощения и милости Аллаха? Пророк (Мир ему) сказал: «Врата Рая открываются по понедельникам и четвергам, и Аллах прощает каждому, кто не придает Ему никого в сотоварищи; не простит он только того, кто имеет злобу по отношению к своему брату. Трижды будет отдан приказ: "Оставь этих двоих до тех пор, пока они не примирятся"» 3. 1. Передано аль-Бухари и Муслимом. 2. Вывел Ахмад. Ас-Суюти написал статью под названием: "Аз-Заджар биль-хаджар" ("Наказание бойкотом"), оправдывая бойкот, ссылаясь при этом на хадисы и авторитетные мнения. 3. Передано Муслим.
Если к оскорбленному подойдет оскорбивший его брат и попросит у него прощения, то первый должен простить его, дабы примириться. И недопустимо отказывать в прощении, поскольку Пророк (Мир ему) предостерег того, кто не принимает прощения, что в этом случае он никогда не приблизится к райскому водоему (аль-Хауд) в день Воскресения4. 4. Передано ат-Табарани.
Улаживание конфликтов Хотя конфликтующие стороны и должны сами по-братски улаживать свои разногласия, решение этого вопроса является также и обязанностью мусульманской общины. Поскольку в основу жизни мусульманского общества положены взаимопомощь и сотрудничество, оно не может безучастно созерцать, как его члены погружаются в горящее пламя вражды и ненависти. Авторитетные и компетентные представители общества должны на основе правосудия и беспристрастия вмешаться, чтобы уладить имеющийся конфликт. Всевышний говорит: "Ведь верующие - братья. Потому устанавливайте мир между братьями, бойтесь Аллаха, - быть может, вас помилуют" (Коран, 49:10). Пророк (Мир ему), подчеркивая важность подобного посредничества и опасность конфликтов, спросил своих сподвижников: "Сказать вам, что может быть лучше, чем соблюдение намаза, поста и выдачи милостыни? " Они ответили: "Да, конечно, о Посланник Аллаха!". И он провозгласил: "Улаживание конфликтов! Поскольку последствия их подобны сбриванию, но не волос, а религии" 1. 1. Передано ат-Тирмизи и другими.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|