Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Подарки власть предержащим




Ислам запрещает взятку независимо от того, в каком виде она преподносится, даже подношение в качестве подарка не делает его разрешенным. Как говорится в хадисе, "когда мы определяем кому-либо работу, мы даем ему надел (выплачиваем жалование). А то, что он возьмет более того, будет хищением"1.

1. Передано Абу Даудом.

 

Халифу Умару Ибн Абдуль-азизу был предложен подарок, от которого он отказался. Когда же ему сказали, что Пророк (Мир ему) принимал подарки, он ответил: "То был подарок, а это - взятка". Однажды Пророк (Мир ему) уполномочил одного из сподвижников собрать закят с племени Азд. И когда тот вернулся, то из собранного оставил часть себе, сказав Пророку (Мир ему): "Это для вас, а это для меня в качестве подарка". Разгневавшись на него, Пророк (Мир ему) сказал: "Если бы ты сидел в доме своего отца и матери, ты получил бы эти подарки?!" Затем он продолжил: «Как может быть так, что я назначил (на работу) одного из вас, а он говорит мне: "Это - для вас, а это для меня в качестве подарка?" Клянусь тем, в Чьей длани душа моя, любой, кто из вас возьмет что-либо не по праву, предстанет с тем перед Аллахом (в Судный День). И пусть никто из вас в Судный День не потащит кричащего верблюда, мычащую корову или блеющего козла!! (которых он получит в качестве подношения)". Затем Пророк высоко поднял свои руки в мольбе и сказал: "О Аллах, донес ли я Твое послание?"» 1.

Имам аль-Газали поясняет: "Исходя из этих предостережений, пусть судья, правитель или кто-либо из должностных лиц представят себя покинувшими свои посты и пребывающими в доме своих родителей. Затем пусть зададутся вопросом: получили бы они в этом случае тот или иной подарок? Если да, то они могут взять его, находясь и при должности. Но если они знают, что получают подарок из-за должности, то это будет харамом. Когда же сложно определить мотив даримых друзьями подарков, из-за его положения они преподносятся или нет, необходимо воздержаться от подобных подношений"2.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Аль-Газали. "Воскрешение наук о вере", раздел "Аль-Адат", с. 137.

 

 

Взятка для торжества справедливости

Если кто-либо оказался в ущемленном положении и не видит иного выхода, кроме как дать взятку, то все же лучше для него проявить выдержку, пока Аллах не облегчит и не восстановит его утраченные права.

Все же если человек будет вынужден дать взятку, то грех ляжет на взявшего ее при условии, что дающий исчерпал все возможности иного разрешения проблемы (дабы восторжествовала справедливость) и такое действие не будет ущербом для других.

Некоторые ученые подтверждают вышеупомянутую точку зрения, ссылаясь на хадисы, в которых говорится о попрошайках, выклянчивавших у Пророка (Мир ему) милостыню, в то время как она не была им положена. В частности, Умар сообщил, что Пророк (Мир ему) сказал: "Один из вас выходит со своей милостыней под мышкой, которая является для него огнем!". Умар спросил: "О Посланник Аллаха, как ты можешь давать им, зная, что это для них - огонь? Пророк (Мир ему) ответил: "Как же мне быть? Они настойчиво выпрашивают у меня, а Аллах запретил мне быть жадным"7.

Если настойчивое выклянчивание попрошаек вынудило Пророка (Мир ему) дать им милостыню, за которую они поплатятся огнем, то что говорить о ситуации, в которой оказался человек, вынужденный защищать себя от несправедливости или же восстановить утраченные права путем дачи взятки?

7. Передано Абу Яла из достоверных источников; Ахмад также сообщил об этом.

 

О недопустимости растранжиривания средств

Богатство других людей неприкосновенно, и любое покушение на него, будь то явное или же тайное, запретно. Также человек не имеет права растранжиривать свое имущество, разбрасывая его направо и налево. Это предписание исходит из того, что мусульманская умма тоже имеет право на имущество своих членов. Поэтому Ислам дает умме право контролировать собственность тех, кто этого не может сделать сам. В Коране сказано: "Не отдавайте несмышленым своего имущества, которое Аллах вручил на ваше попечение для их поддержки. Кормите их за счет их имущества, одевайте и ведите с ними добрые речи" (Коран, 4:5). В цитируемом аяте Аллах обращается к умме: "Не отдавайте несмышленым своего имущества", хотя в действительности имущество принадлежит "несмышленым". Это является подтверждением того, что богатство всех членов принадлежит умме.

Ислам является религией справедливости и умеренности и соответственно, принадлежит к умме середины (умеренной). Мусульманин должен быть справедливым во всех делах, поскольку Аллах запретил верующим растранжиривание и чрезмерные затраты так же, как и быть жадными и скупыми. Аллах говорит:

"О сыны Адама! Облекайтесь в свои прекрасные одеяния у каждого места молитвы (намаза). Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих" (Коран, 7:31).

К расточительству относится приобретение всего (независимо от количества), что запретил Аллах, например опьяняющих напитков, наркотиков, золотой и серебреной посуды, и тому подобного, а также приобретение тех вещей, что не пригодны для его владельца и окружающих, поскольку Пророк (Мир ему) запретил напрасную растрату8, чрезмерную и бесполезную, после которой человек лишается необходимых средств.

8. Передано аль-Бухари.

 

Имам ар-Рази, комментируя аят: "Они спрашивают тебя, что же им расходовать. Отвечай: "Излишек [который остается у вас]" (Коран, 2:219), сказал: «Всевышний Аллах, для того чтобы обучить людей рациональному расходованию средств, повелел Своему Пророку (Мир ему): "Отдай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай безмерно, ибо расточители - братья шайтанов" (Коран, 17:26,27). "Не скупись, словно твоя рука была прикована к шее, и не будь непомерно щедрым" (Коран, 17:29). "[Рабы Милостивого] – это те, которые не расточительствуют и не скупятся" (Коран, 25:67). Сам Пророк (Мир ему) говорил: "Если кто-то что-то имеет, то пусть он начнет его тратить на себя, затем на тех, кого он содержит, и так далее"9. Он также сказал: "Лучшая милостыня - это то, что обеспечивает ваш собственный достаток"10. Джабир Ибн Абдулла рассказал: "Однажды, когда мы находились вместе с Посланником Аллаха (Мир ему), к нему подошел человек с куском золота величиной с яйцо и сказал: "О Посланник Аллаха! Возьми это как милостыню, клянусь Аллахом, это все, что у меня осталось". Пророк (Мир ему) отвернулся от него. Тогда мужчина вновь встал перед ним, после чего Пророк (Мир ему) сердито сказал: "Дай его мне"; взяв это золото, он кинул его в сторону мужчины, и, если бы он попал в него, это могло нанести тому травму. После этого Пророк (Мир ему) произнес: "Сначала вы несете мне все свое имущество, а затем клянчите у других. Милостыня дается от достатка. Возьми это обратно, мы не нуждаемся в ней"11.

Сообщается, что Пророк (Мир ему) запасал продовольствие для своей семьи на целый год12.

9. Передано Муслимом.

10. Передано ат-Табарани.

11. Передано Абу Даудом и аль-Хакимом.

12. Передано аль-Бухари.

 

Мудрецы говорят: "Достоинство лежит между двумя крайностями: перерасходом, означающим расточительство, и недодачей, указывающей на жадность. Достоинство же - в умеренности". Это же значение содержится в словах Аллаха: "Отвечай: "Излишек [который остается у вас]", и установления Мухаммада (Мир ему) базируются на этом. Если иудаизм основывается на жесткости, христианство на легкости, то установления Мухаммада (Мир ему) находятся между этими двумя крайностями. Поэтому его установления совершеннее всех других1.

1. Фахруд-дин ар-Рази. "Тафсир", т. 6, с. 51. Передано с сокращением.

 

 

5. ОТНОШЕНИЕ МУСУЛЬМАН К НЕМУСУЛЬМАНАМ

 

 

Что касается отношения к немусульманам, в свете разрешенного и запрещенного в Исламском учении, имеются два аята, которые четко их определяют. Всевышний говорит:

"Не запрещает вам Аллах являть добродетель и справедливость к тем, кто не сражается с вами из-за религии и не изгоняет вас из жилищ ваших, ведь любит Он справедливых. Запрещает Аллах вам дружить с теми, кто сражается с вами из-за религии, изгоняет вас из жилищ ваших и способствует выселению вашему. А те, кто заводит дружбу с такими людьми, те - грешники" (Коран, 60:8-9).

В первом аяте подчеркну то, что не только предпочтительнее быть честными и справедливыми в отношении немусульман ("кто не сражается с вами из-за религии и не изгоняет вас из жилищ ваших", т.е. не враждует с мусульманами), но и быть добродетельными (араб. бирр) и благодетельными по отношению к ним. Слово "добродетель" в арабском языке имеет широкий смысл и подразумевает больше, чем справедливость. У мусульман слово "добродетель" напрямую связано с отношением к своим родителям (т.е. она является долгом мусульман по отношению к своим родителям).

Мы говорим, что этот аят ратует за справедливость: "Ведь любит Он справедливых", а правоверный всегда стремится совершать то, что нравится Аллаху. И нет противоречия между понятиями "ратует за справедливость"и выражением: "Не запрещает вам Аллах". Данные слова подразумевают, что необходимо выбросить из умов людей ошибочные понятия о том, что все иноверцы не заслуживают добродетельного и справедливого отношения, а также любви и добрососедства. Таким образом, Аллах ясно показал, что Он в целом не запрещает добродетель по отношению к немусульманам, но только к тем, кто не находится в состоянии войны и не проявляет вражды к мусульманам. Это подобно тому, что Аллах сказал о ритуале саи1, когда некоторые люди избегали совершать этот ритуал, считая его пережитком периода джахилийи. Тогда было ниспослано: "Кто совершает хадж к Каабе или умру, не будет проступком для него совершить хождение (ритуал саи)... " (Коран, 2:158). Таким образом, применено выражение "не будет проступком", чтобы устранить существующее заблуждение, поскольку ритуал хождения является обязательным при исполнении хаджа.

1. Саи - хождение во время хаджа и умры между двумя холмами ас-Сафа и аль-Марва, находящимися в Мекке возле Каабы.

Особенное отношение к людям Писания

Если Ислам не запрещает быть добродетельным и справедливым по отношению к представителям других религий, а в вышеприведенных двух аятах говорится об идолопоклонниках, то соответственно к людям Писания будет особое отношение, независимо от того, находятся они в исламском мире или за его пределом.

Коран обращается к ним не иначе, как "О люди Писания" или "О Вы, обладатели Писания", подчеркивая тем самым, что изначально они принадлежали к небесной религии и что они имеют с мусульманами общий корень и родство, изначально принадлежат к единой религии, которую проповедовали все посланные Всевышним Пророки:

«В религии предписал вам (Всевышний) то, что заповедовал Он Нуху, то, что внушили Мы (Мухаммаду) в откровении, то, что заповедовали Мы Ибрахиму, Мусе и Исе (,сказав): "Соблюдайте религию и не разделяйтесь"» (Коран, 42:13).

Мусульманам предписано верить во все Священные Писания и в посланников Аллаха, поскольку без этого их вера не будет действительной.

«Скажите: "Веруем мы в Аллаха и в то, что ниспослано было Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и потомкам их, в то, что даровано было Мусе и Исе и что даровано было пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся Ему"» (Коран, 2:136).

И если люди Писания прочтут Коран, то найдут в нем похвалу своим Священным Писаниям, посланникам и пророкам.

Когда мусульмане дискутируют с людьми Писания, то они избегают того, что оставляет горечь или способствует вражде:

«Если вступаете в спор с людьми Писания, то приводите им доводы наилучшие. И не спорьте с теми из них, кто бесчинствует. Говорите: "Уверовали мы в то, что ниспослано нам и что ниспослано вам. Бог наш и бог ваш – один, и предаемся мы Ему"» (Коран, 29:46).

Мы уже видели, что Ислам разрешает пищу людей Писания и забитое ими животное, а также вступление в брак с их женщинами, что уже предполагает жизнь в любви и согласии. Об этом Всевышний говорит:

"Дозволена вам пища людей Писания, а ваша пища дозволена им. Дозволены вам для женитьбы женщины целомудренные из уверовавших и женщины целомудренные из числа тех, кому до вас даровано было Писание" (Коран, 5:5).

Это относится к людям Писания в целом. Однако христиан Коран наделил особым статусом и считает их более близкими для сердца мусульман.

«Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: "Воистину, христиане мы". Это оттого, что есть среди них иереи и монахи, что не высокомерны они» (Коран, 5: 82).

 

Немусульмане в мусульманском государстве (зимми)

Упомянутые выше предписания касаются всех людей Писания, кроме тех, что проживают под покровительством исламского государства, поскольку последние пользуются особыми привилегиями и называют их зимми, что означает "те, с кем заключен договор". Имеется в виду, что Аллах, Его Посланник (мир ему), а также мусульманская община заключили с ними соглашение о том, что они могут жить в безопасности и спокойствии под покровительством исламского государства.

Выражаясь современным языком, зимми - это граждане исламского государства. С первого века истории Ислама и по сей день мусульманские правоведы едины в том, что зимми пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и мусульмане, обладая при этом полной свободой в своем вероисповедании.

Пророк (мир ему) особо выделял обязанности мусульман по отношению к зимми, предупреждая тех, кто нарушает их, о неминуемом наказании и гневе Аллаха. Он сказал: "Кто навредит зимми, навредит мне, а навредивший мне вредит Аллаху"1; "Кто навредит зимми, тому я враг, а кто ему враг (зимми), тот станет врагом в день Воскресения"2; "Кто нарушает договор, ущемляет права, возлагает на других больше, чем они могут выполнить, или берет что-либо у других без их согласия, для тех я буду врагом в день Воскресения"3.

Халифы Посланника Аллаха стояли на страже прав и неприкосновенности своих сограждан немусульман, а исламские ученые, несмотря на принадлежность к различным правовым школам, также поддерживали эти права и неприкосновенность.

Ученый маликитской школы Шахаб ад-Дин аль-Карафи пишет: "Соглашение по зимми накладывают на нас определенные обязанности. Они являются нашими соседями, живущими под нашим покровительством и защитой, а также под покровительством Всевышнего, Его Посланника (мир ему) и религии Ислама. Нарушающий эти обязательства по отношению хотя бы к одному из этих людей, произносящий хотя бы одно обидное слово, распространяющий ложь, порочащую его репутацию, наносящий ему оскорбление или же способствующий этому, посягает на покровительство Аллаха, Его Посланника (мир ему) и религию Ислам"4.

А ученый захиритской школы Ибн Хазм говорит по данному поводу следующее: "Если враг пришел, чтобы захватить зимми, то мы обязаны защитить его с оружием в руках и, если потребуется, отдать за него свои жизни, дабы защитить того, кто находится под покровительством Аллаха и Его Посланника (мир ему). Выдача же зимми без боя есть нарушение договора"5.

1. Передано ат-Табарани в книге "Аль-Аусат", по достоверным источникам.

2. Передано аль-Хатибом из достоверных источников.

3. Передано Абу Даудом.

4. Из книги аль-Карафи "Аль-Фурук".

5. Из книги Ибн Хазма "Маратиб аль-Иджма".

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных