Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МОРАЛЬНЫЙ ДУХ АРМИИ: НЕБОЛЬШИЕ ТЕОРЕТИЧЕ КИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 8 страница




В этом ряду особо следует назвать диссертационное исследование А.И. Назарова[334], который сумел показать объективное состояние военной школы России, которая, с одной стороны, разработала своеобразный кодекс духовно-нравственного поведения воспитанников в интересах формирования у них профессионально-этических качеств, необходимых русскому офицерству, а с другой стороны, эта сложившаяся система не сумела в полной мере решить вопросы, исключающие негативные моменты армейской среды.

Деятельности органов государственной власти в области морально-психологического обеспечения российской армии, патриотического воспитания посвящены работы А.А. Смирнова и П.Д. Симашенкова[335]. Впервые в отечественной историографии предметом исследования стали все институты государственной власти, их деятельность в обозначенной сфере, конкретные мероприятия, направленные на решения образовательных и воспитательных задач императорской армии.

Особо отмечается роль религии в диссертации генерал-майора А.А. Смирнова. Автор признаёт, что политическое и военное руководство России хорошо понимало важность религии в вопросах военного строительства. “На протяжении всей дореволюционной истории,- пишет А. Смирнов, - церковь являлась по существу духовной наставницей русских воинов”[336]. Роль военного духовенства раскрывается на основе интересных документальных материалов.

П.Д. Симашенков в своём исследовании на основе изучения достижений военно-научной мысли приходит к заключению, что формирование патриотических чувств выступало в качестве важного структурообразующего элемента нравственного воспитания, которое, в свою очередь, являлось приоритетным направлением государственной политики в деле укрепления морального духа войск.

Указанная проблема нашла отражение и в диссертации Ю.Н. Кряжева[337]. Анализируя принятые властью меры в условиях военных поражений в начале русско-японской войны (имеется в виду указ “Об отмене в армии и на флоте телесного наказания”), автор признаёт, что тем самым император сумел оздоровить нравственную обстановку в войсках, повысить авторитет воинской службы. Но его вывод, что в итоге армия и флот выиграли в нравственном отношении, представляется проблематичным и излишне категоричным.

Общую картину взаимоотношений армии и государства даёт возможность представить исследование А. Холманских[338]. На основе многочисленных источников, автор сумела убедительно доказать, что деятельность императора и, в целом, государственных органов были недостаточны в деле сплочения офицерского корпуса, который существовал лишь по форме, а по духу армия не было единой. Государственные просчёты (недостаточное содержание офицеров, система чинопроизводства, узаконивание дуэлей) накладывались на факторы изменения офицерской среды за счёт выходцев из недворянских сословий, что привносило в офицерскую среду иные нравственно-духовные ценности.

Таким образом, давая обобщённую оценку постсоветской историографии рассматриваемой проблемы, следует подчеркнуть, что научная разработка темы продолжается. Но в то же время, нет оснований говорить о целевой постановки проблемы деятельности государственных органов и военного управления России по укреплению морального духа армии с 1870 г. по 1914 г. Исследователи обращаются либо к анализу деятельности органов военного ведомства, либо к общетеоретическому анализу дефиниции “моральный дух”.

Анализ степени разработки основных направлений государственных органов по укреплению морального духа с 1870 по 1914 гг. в постсоветской историографии (1992-2002 гг.) позволил диссертанту выявить следующие тенденции её развития.

Первая тенденция. Введение в научный оборот большого количества архивных документов, особенно тех, которые оказались в архивах белой эмиграции. Но подчас научный анализ новых документов подменяется обильным цитированием, практикуется иллюстративный метод их использования.

Вторая тенденция. В научной разработке изучаемой проблемы произошла полярная смена исследовательских приоритетов. Творчество белой эмиграции становится главным полем изучения, лишённое подчас объективного критического осмысления.

Третья тенденция. Проблема деятельности государственных органов по укреплению морального духа находит своё опосредованное отражение в печатных научных трудах и защищённых диссертациях по проблемам воспитания и образования российского офицерства в обозначенный период. Однако комплексного исследования рассматриваемой темы, хотя бы на уровне обобщающей статьи, нет.

Четвёртая тенденция. Отсутствие крупных научных разработок историографического плана по теме данной диссертации.

***

Постсоветская историография проблемы (1992-2002 гг.) молода и динамична в своём развитии. Для неё характерна полярная смена исследовательских приоритетов в научной разработке проблемы данной диссертации. Новые методологические подходы ко всей дооктябрьской истории, в том числе и истории русской армии, поставили перед историками иные задачи и возможность постановки как принципиально новых направлений исследований, так и продолжения дореволюционных традиций в изучении военной истории.

Объектом пристального изучения становятся социально-психологические вопросы в жизни русской армии, морально- психологического обеспечения деятельности вооружённых сил на том или ином этапе исторического развития.

Несмотря на определённые достижения отечественной истории, проблема деятельности государственных органов России по укреплению морального духа армии во второй половине ХIХ – начала ХХ вв. не нашла ещё пока достаточной научной разработки

Раздел IV.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных