Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История Бога-Будды.




Принц Сидарта родился в культурной среде, где доминировали идеи шиваизма, джайнизма и брахманизма. Основным содержанием духовной культуры был брахманизм. Посредником между обы­чными людьми и Богами в нем выступала привилеги­ро­ван­ная каста браминов, не только контролировавшая отправление религиозных обрядов, но и владевшая накопленными знаниями во многих направлениях культуры (философии, мифологии, астрологии и др.). Носителями этой традиции, священ­ны­ми текстами которой считались Веды, были в основном арии (арьи, арийцы), светлокожая раса, вторгшаяся в Индию за тысячу лет до на­шей эры.

Через несколько столетий после смерти реального Будды его биография превратилась в глобальную мифологему, состоящую из легенд, преданий, ска­зок, притч, мистических и религиозных мифов, которые всегда из вполне приличного человека делают сначала полубога с присущими ему сверхъестественными способностями, а затем и трансцендентного Бога.

Эта трансформация – плод интеграции индусской традиции и жизнеописания Будды. Точнее – плод проекции индусской традиции на личность Будды.

С точки зрения этой интеграции, мифологическая биография Будды выглядит как манифестация сил онтологического и трансцендентного порядка.

В течение многих кальп (1 кальпа — период времени, равный 24 000 «божественных» лет или 8 640 000 000 лет человеческих) Будда перерождался на земле в виде разных живых существ — 83 раза святым, 58 раз царем, 24 раза монахом, 18 раз обезьяной, 13 раз куп­цом, 12 раз курицей, 8 раз гусем, 6 раз слоном, а также рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, свиньей, зайцем и т. д. Всего таких перерож­дений было 550.

В соответствии с мифологическим представлениями, Будда Шакьямуни - это возрождение многих пре­дыдущих будд. Эволюционировав в течение многих миллионов лет борьбы с силами зла, он воплотил в себе черты бесчисленных индивидуа­льностей.

Согласно этому учению, будды появлялись с незапамятных времен. Одни версии утверждают, что до Будды Шакьямуни на Земле жили шесть Будд. Поэтому в некоторых священных местах буддизма, например в Санчи и Бхархуте (Центральная Индия), были воздвигнуты семь ступ в честь семи Будд и посажены семь «священ­ных» деревьев ¾ баньянов. В других версиях сообщается о существовании 24 поколений Будд. Они гласят, что Будда – один из Будд, являвшихся в разное время на землю. После смерти каждого Будды его религия процветала в продолжение некоторого времени, а затем забывалась до прихода нового Будды, который снова начинал проповедовать ту же истину. Рассказ о двадцати четырех Буддах, предшествовавших Гаутаме, находится в Ятаке. В третьих источниках сообщается о тысяче поколений Будд. Существует мифологическая версия, согласно которой Будда Шакьямуни является земным воплощением Верховного Божества индуистического пантеона – Кришны. По позднейшему учению брахманов, Будда – это одно из воплощений Вишну (девятое).

Таким образом, Будда является не столько человеком во плоти, сколько проявлением внемирового начала.

Его проявление в различных формах (для человека и всех других существ невозможных) опирается на изначальной «буддовости» его сущности.

Его воплощение в формы живого во многих различ­ных сферах и временах возможно потому, что "он" (Оно, То, Тот) имеет в своем распоряже­нии три чудесных тела:

1. Нирманакаю – тело, в котором он по­является в обычном мире (хотя это и не "реальное" тело, а ма­ги­ческое творение для целей сострадания).

2. Самбхогакаю – в этом теле он является в небесных мирах, чтобы давать наставления бодхи­саттвам и архатам (бодхисаттва - букв. "существо, стремящееся к просветлению"). В буддийской традиции бодхисаттва – человек или какое-либо другое существо, принявшее решение стать Буддой. Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений и спасти все живые существа от страданий.

3. Дхармакаю, своего рода космическое те­ло, которое сродни Абсолютной Дхарме – это квинтэссенция качества Буддовости, высшая совершенность шуньяты. Исторического Будду теперь часто называют так­же Татхагатой - тем, кто осуществил-постиг "таковость" или "этовость" (татхату).

Учение большой колесницы породило пышный пантеон небесных и кос­мических будд и бодхисатв, таких как Амитабха, Будда безграничного Света, обитающий в своем Западном Раю Сук­ха­вати, Манджушри, Бодхисаттва Мудрости, чей алмазный меч отсекает ложные мнения и заблуждения.

Поскольку мир погрузился во мрак не­ведения, этот необусловленный кармой Бог решил, что пора ему родиться в облике человека, достичь при жизни просветления, стать Буддой, начать проповедовать свое учение, указать человечеству путь к спасению.

И основным мотивом воплощения было Великое Сострадание (Махакаруна), которым наполнилось это божественное существо, увидев, в каком мраке неведения (авидья) и страдании (дукха) живут люди на земле.

Этот Будда из высших лок сам выбрал, где и от кого ему родиться. Он воплотился в человеческое тело в Северной Индии, в долине удивительной красоты Лумбини, в манговой роще у озера, где пышно цвели лотосы.

Он принял человеческое тело в арийском племени шакьев, от царя Шуддходаны (Судходаны) и царицы Майя (Махамайи, Майядеви). Царице приснился вещий сон, будто белый слон входит в ее лоно. По более одухотворенной версии – белый слон вошел через правое плечо и поместился в середине грудной клетки, в том месте, где расположено духовное сердце человека (анахата-чакра).

В соответствии с одним пророческим мифом, толкователи снов предсказали рождение великого сына с 32 необыкновенными телесными признака­ми (в их число входят золотистая кожа, ровные зубы, округленные руки и ноги, широкие пятки, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. д.),80 малыми отметинами, в том числе ро­динками, наделенными магическими свой­ствами.Согласно пророчеству, обладатель этих признаков и отметин мог стать либо Великим Правителем, либо Великим Учителем.

В соответствии с другим мифом, к месту в манговой роще, где родился младенец, подошел святой старец, и, осмотрев его и увидев все телесные признаки Великого Учителя, упал перед ним ниц и предсказал ему, что он сделается Буддой и поведет род человеческий к спасению.

В соответствии с третьим мифом, перед тем, как Майа родила ребенка, с Гималаев к царю клана шакьев Шуддходане спустился святой старец. Он предсказал Шуддходане, что у него родится сын, который станет либо «Императором Веселенной», великим правителем всех времен, либо Буддой, Великим учителем, если увидит болезнь, старость и смерть.

Родившись, он тот час же прошел три шага и громовым голосом подал весть о своем величии. В соответствии с некоторыми мифами, сделав три шага, он прочитал свою первую проповедь.

В знак этого события в Лумбини, в храме Майядеви, мы можем увидеть отпечаток ступни младенца – будущего просветленного. Он хранится как тиснение в камне, похожем на огромную ступню. Охранник храма, увидев мое нескрываемое любопытство, сказал, что это не просто камень. Это отпечаток ноги его шестиметрового энергетического тела, который начал светиться сразу, как только он ступил на землю. Тут я вспомнил, что благодаря непрерывной цепи перерождений тело Будды из клана шакьев приобрело необычные свойства, скрытые под внешней оболочкой человеческого существа.

Согласно поверьям, это «духовное тело» могли видеть только истинно верующие: «великолепное тело» (тело энергии или пранамайякоша в индуизме веданты) Будды было около шести метров высотой, золотистого цвета, от него исходили лучи, освещая огромные пространства. Такое пред­ставление о «духовном теле» Будды является отражением древнеиндийских представлений о том, что тела великих людей излучают свет, а при медитации созерцающих интенсивность свечения увеличивается.

Как бы там ни было, он родился.

Назвали его Сидхартхой, что в переводе с пали (языка, на котором разговаривал клан шакьев и на котором затем разговаривал Будда), переводится как «достигший цели».

Пятимесячным ребенком, он, лежа под деревом, так глубоко задумался, что впал в забытье.

Пять мудрецов, проходивших мимо, были так поражены увиденным, что поклонились ему и спели ему гимн, которым предвещали, что младенец этот будет проповедником учения, которое, как волна, зальет всякое пламя и горе жизни, и, как огонь, очистит весь мир.

Существует не менее красивый миф о том, как он обучился медитации. Взрослые оставили его под дере­вом во время Фестиваля Пахоты, который шакья праздновали каж­дую вес­ну, он прикрыл глаза и совершенно естественно во­шел в обращенное вовнутрь состояние медитации.

Есть еще очень красивый миф о детстве Сидхартхи. Будучи пятилетним ребенком, он сидел под деревом и смотрел, как крестьянин пашет землю. На пашню прилетали птицы и склевывали земляных червей. Наблюдая эту обыденную для тех мест картину (он родился и вырос в районе Северной Индии, где жили за счет возделывания риса), Сидарта открыл важный закон существования на земле – закон взаимосвязи между действиями (карма) и их результатами (випака). Он пришел к идее детерминированности. Все в мире взаимосвязано. Ни одно действие, как праведное, так и злобное, не проходит бесследно и оплачивается результатом.

Сын Шуддходаны подрастал, и царь все чаще вспоминал о предостережении святого старца. Вне сомнения, ему было важно передать престол принцу: власть в его руках должна была расцвести новыми гранями совершенства и мудрости. Чтобы Сидарта не встречался с болезнью, старостью и смертью, Шуддходана построил для него дворец (или несколько дворцов), где он жил и воспитывался в идеальных условиях среди мудрецов, воинов, красоты, учености, музыки и танцев.

Девятнадцатилетним юношей он женился на своей двоюродной сестре Язодгаре и предался всей роскоши и неге восточной жизни. По южно-буддийскому преданию, его родственники открыто обратились с жалобой к его отцу, говоря, что сын его живет только в свое удовольствие, ровно ничему не учится, и они боятся, что он не сумеет управлять государством. Принц Сидарта, узнав об этом, просил назначить день для испытания и поразил всех своими познаниями. Это единственное предание об его юности.

В соответствии с мифологией, к 29 годам он был не только совершенным витязем, но и брахманом, знающим Веды, сложные жреческие ритуалы, современную философию и астрологию.

Язодгара была беременна, и Шудходана уже подумывал о том, чтобы передать царствование наследному принцу и удалиться на покой воспитывать внука.

Но именно в 29 лет принцу пришлось задуматься о своем предназначении.

Хотя Шуддходана готовил сына к реализации в качестве царя царей, но не в его власти было изменить то, что выбрал Будда из высшей локи. Предначертание должно было быть исполнено.

Согласно мифу, Боги послали Чанну в качестве возничего. Он был не кем иным, как воплощением Арджуны, мифического героя.

И вот 4 встречи, выступившие как 4 знамения, меняют жизнь принца Сидхартхи.

Встречи с болезнью, старостью и смертью открывают ему неустойчивость мира сансары, т. е. мира, в котором живет человек. Встреча с монахом под­сказывает ему путь, каким он должен пойти.

Когда принц решил стать отшельником и вышел из своего дворца, Мара, великий искуситель, появился в небесах и остановил Гаутаму, обещая ему владычество над всеми четырьмя материками через семь дней, если только он не пойдет далее и откажется от своего намерения. Слова эти не подействовали на Гаутаму, но искуситель утешился надеждой, что возьмет верх, когда грешная мысль западет в душу Гаутамы. - "И с этой минуты", говорится в Бирманской летописи, "он как тень следовал за Гаутамой, стараясь постоянно ставить ему препятствия к осуществлению его мысли о том, чтобы стать Буддой".

Однако открытие истины пришло после долгих поисков. Сидхартха пробует стать аскетом, но потом отвергает этот путь. Он садится под дерево Бо и погружается в состояние созерцания, решив не вставать с места, пока не постигнет истину, и, несмотря на искушения демона Мары, в первый же день достигает пробуждения – нирваны.

Согласно мифу, пробуждение Гаутамы и становление его Буддой было событием не просто личного или общечеловеческого значения, но и космического масштаба. Некоторые из более мифически обогащенных свидетельств описывают, как обитатели всех шести лок - Боги, Асуры и Апсары, Демоны, бодхисатвы, животные, преты и нараки - все обитатели небес и адов, наблюдавшие это впечатляющее событие, происходящее в центре мировой сце­ны, взорвались неистовыми рукоплесканиями. Ибо вновь была открыта Дхарма, путь к освобождению, утраченный целые эпо­хи тому назад. Гигантская темная эпоха пришла к концу. В мир вновь вошли свет и надежда. Будда из клана шакьев от­кры­л дхарму и принял решение возвестить о ней миру.

После пробуждения Будда 49 дней просидел под деревом Бо и сам Брахма являлся к нему для беседы и наставлений.

В мифологических текстах, повествующих о жизни и деяниях Будды, постоянно упоминаются Боги, божества, демоны и духи, которые приходят к нему, сопровождают его и беседуют с ним.

Сам Будда поднимался в мир небожителей и читал там свои проповеди, а Боги, в свою очередь, неоднократно посещали его во время его медитаций на земле.

Мифология награждает Будду множеством паранормальных свойств и способностей. Помимо обычного зрения Будда об­ладал глазом мудрости, расположенном во лбу, и способностью всевидения. Со­гласно традиции, всевидение Будды обеспе­чивалось глазом, видящим прош­лое, настоящее и будущее; гла­зом, видящим восьмеричный (или срединный) путь; глазом, видя­щим намерения и поступки всех существ Вселенной; глазом, ви­дящим все, что совершается в бесчисленных вселенных.

Как яв­ствует из мифологических текстов, которые делают Будду Богом, он ощущал, чувствовал, видел, слышал все, что делается на земле и в других мирах. Будда обладал другими волшебными качествами: мог спускаться под землю, под­ниматься на небо, летать по воз­духу, вызывать огненные мисте­рии, принимать любой облик…

В мифологических текстах Будда награж­дается множеством эпитетов: повелитель Вселенной, Бог Богов, царь царей, вседержитель, исцелитель и т.д. Его назы­вают татхагата (тот, кто приходит и уходит), архат (уничтоживший привязанность к сансарическому бытию), сугата (доб­ро созидающий), будда (про­светленное существо), джина (победитель), бхагават (торже­ствующий), маха шраман (вели­кий отшельник), синханадин (львиноголосый), всего более 30 эпитетов, превозносящих величие Будды.

В ваджраяне существует представление о пяти Буддах (панча-татхагата (санскр.)), в число которых входит белый Вайрочана, красный Амитабха, желтый Ратнасамбхава, синий Акшобхья и зеленый Амогхасиддхи. Эти пять будд, зача­стую именовавшиеся в буддийской алмазной колеснице термином «дхьяни-будды», являются верховными в иерархии пантеона.

Каждый из них является владыкой одной из кланов будд и несет определенную важную функцию: Вайрочана - семьи татхагаты, трансформи­рующей неведение; Амитабха - семьи лотоса, трансформи­рующей сладострастие; Ратна­самбхава - семьи драгоценнос­ти, трансформирующей ревность; Акшобхья - семьи ваджры, трансформирующей гнев; Амогхасиддхи - семьи кармы, транс­формирующей зависть.

Тысячи божественных будд ваджраяны могут рас­сматриваться как эманации «пя­ти татхагат». Располагаясь в соответствии со сторонами света (Вайрочана — центр, Амитабха — запад, Рат­насамбхава — юг, Акшобхья — восток, Амогхасиддхи — север), пять татхагат составляют центральный символ всех мандал ваджраяны.

На земле всегда жили и живут люди, которые могли и могут молиться только Богам со сверхвозможностями, сверхспособностями и сверхсилой. Они и сделали Будду Богом.

Для нас более важно, что человек во плоти и в сомнениях, измученный поиском истины, сел под дерево бодхи и стал Буддой. Затем он открыл «путь будды» для других, создал монашескую общину, проповедовал свое учение и в возрасте 80 лет умер и погрузился в паранирвану.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных