Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Категория сознания в буддизме




В буддийских текстах мы сможем обнаружить, что изложение природы сознания тесно связано с вопросом о восприятии (более того, с точки зрения большинства буддийских философских школ, сознание и восприятие являются синонимами).

В отличие от наиболее популярной и обыденной точки зрения на сознание, представляющей его как некое единое целое, наполненное мыслями подобно резервуару, в буддизме мысль, сознание, ум, осознавание, познание и мышление являются синонимами. Общепринятым определением сознания в буддизме является осознавание или, более полно, ясность и осознавание. Это определение и его толкование может быть найдено в текстах основателей буддийской логики, индийских учёных Дигнаги и Дхармакирти. Какая бы мысль ни возникла, она всегда обладает качеством ясности, т.е. ясного присутствия своего непосредственного объекта.

Образ новогодней ёлки в концептуальном сознании памяти, образ Владимира Козлова с крыльями бабочки в неправильном концептуальном сознании, образ моего кота Сидарта (именно он лежит у меня на коленях, когда я и пишу этот текст) в безошибочном зрительном восприятии и т.п. – все они ясно возникают в тех сознаниях. Более того, каждое из тех сознаний обладает осознаванием возникающих в нём образов.

Подобное определение верно не только для обыденного дуалистического ума, но и для просветлённого сознания Будды, равно как и тонкого недуалистического сознания, которым обладают все живые существа. В тантре оно описывается либо как ясный свет или ясносветность, чем подчёркивается аспект ясности, либо как осознавание или самоосознающее изначальное сознание, чем подчёркивается аспект осознавания.

Сознание может подразделяться на множество категорий: концептуальное и неконцептуальное (с точки зрения его объектов), ошибочное и безошибочное (с точки зрения его природы), сознание глаз, ушей и т.д. (с точки зрения его основы), главное и производное сознание (с точки зрения его функции), и т.д. Однако с точки зрения субъекта, т.е. самого сознания, все его виды являются исключительно самоосознаванием. Способности сознания познавать самого себя в буддийской логике и теории познания придаётся первостепенное значение. Дело в том, что любая концепция, любое логическое построение сводится, в конечном счете, к непосредственному восприятию, а любое непосредственное восприятие, чтобы быть концептуально осознанным, сначала должно быть непосредственно осознано самим собой.

Если же для осознания одной мысли необходима другая мысль, то для осознания той другой мысли понадобится ещё одна мысль, которая в свою очередь должна быть осознана какой-то другой мыслью, и так до бесконечности. Единственным выходом тогда будет познание той бесконечной цепочки мыслей. Однако то самое познание, в свою очередь, должно быть осознано ещё одной бесконечной цепочкой, и так до бесконечности бесконечных бесконечностей, т.е. нам необходимо признать, что сознание осознаёт самого себя…

В Буддизме существует очень сложная картография состояний сознания. Изучая эту систему, нужно постоянно помнить, что понимание реальности здесь очень психологично, и в рамках буддизма правильнее говорить о психокосмосе.

В буддизме есть несколько классификаций сознания. Они содержат похожий набор элементов и отличаются обобщающими основаниями.

Все буддийские школы признают разделение сознания на главные сознания и производные сознания. Различие между ними заключается в следующем: в то время как первые являются просто восприятиями определённых объектов, последние представляют собой различные ментальные процессы, сопутствующими этим восприятиям. Например, видение объекта является главным сознанием, а видение его особенностей - производным.

Главные сознания.

Во всех школах буддизма выделяют шесть классов сознания, которые соответствуют шести категориям чувственного восприятия:

· Сознание взгляда (чаккху-виджняна).

· Сознание звука (сота-виджняна).

· Сознание запаха (гхана-виджняна).

· Сознание вкуса (джихва-виджняна).

· Сознание соприкосновения (кая-виджняна).

· Сознание ума (мано-виджняна).

Таким образом, в буддизме вычленяются сознания, базирующиеся на пяти органах чувств (анализаторных системах), называемые сознаниями глаз, ушей, носа, языка и тела, плюс ментальное сознание. Эти пять физических органов являются тонкой материей, не доступной зрительному восприятию и расположенной внутри глаз, ушей, носа, на определённом участке языка и по всей поверхности тела. Ментальный орган нематериален и представляет собой предшествующий момент сознания, вызвавший появление настоящего. Вообще, слово орган является не вполне адекватным переводом санскритского слова «индрия», означающего скорее силу. В буддизме индрии обозначают силу или способность самих глаз, ушей, носа, языка и тела вызвать соответственные виды сознания.

Во многих школах буддизма также выделяются седьмой и восьмой вид главного сознания - манас и алая-виджняну.

Манас называют “цепляющимся умом”, или “ осквернённым умом”, поскольку именно манас образует тот центр эмпирической личности, который человек принимает за “я”. Манас детерминирует возникновение иллюзии существования самостоятельной индивидуальности, отличной как от других индивидуальностей, так и от внешнего мира. Манас порождает активно заинтересованное отношение к внешнему миру, формируя чувства автономности и самоидентичности: “это я, а это другие люди”, “это я, а это внешний мир”, “это мое, а это не мое”, и вытекающие из них многообразные по своим проявлениям привязанности, влечения и отторжения, являясь источником эгоцентризма.

Феноменологически, манас является пространством, объединяющим все данные восприятий и все формы психической деятельности в единое целое, называемое “личностью”. Будда говорил: «шесть собраний сознания объединяются в ментальный источник».

Однако и манас не является коренным, или базовым сознанием, поскольку для него также существует нечто, воспринимаемое манасом в качестве Атмана – простого вечного субстанциального “я”, или души. Это “нечто” и есть восьмое сознание – алая-виджняна (буквально: “сознание—сокровищница”, “сознание—хранилище”).

Алая-виджняна является коренным сознанием (мула-виджняна). Все остальные виды сознания (семикомпонентное эмпирическое сознание) с их интенциональностью и содержаниями проистекают из алая-виджняны или, точнее, являются формами ее инобытия, ее превращенными формами (паринама).

Большинство школ буддизма обозначают алаю-виджняню как сознание всеобщей основы. Выделение восьмого сознания подкрепляется словами самого Будды. В «Сутре Пышного Убранства» сказано:

«Подобно тому, как луна пребывает на небе

Вместе с собранием звёзд,

Сознание всеобщей основы также

Пребывает вместе с семью сознаниями».

Алая-виджняна, несмотря на все проекции манаса в качестве вечной души, относится к уровню относительно реального, а не совершенно реального. То есть, алая-виджняна представляет собой континуум и имеет потоковый характер. Алая-виджняна, как и все, проистекшее из нее, непостоянна (аничья) и мгновенна, бессамостна (анната).

В соответствии с буддийским учением, алая-виджнян неизмеримо много: каждое живое существо с переживаемым им миром сводится к “своей” алая-виджняне, которая сама подлежит субъектно-объектной дихотомии. Сам Будда сказал, что «поток сознания живых существ индивидуален».

В некоторых традициях буддизма выделяют девятый вид сознания, когда к предыдущим восьми добавлялся незапятнанный ум, под которымподразумевается изначальная мудрость.

Тем не менее, некоторые буддисты рассматривают её не как сознание, а как изначальную мудрость, отличную от сознания. Сознание обладает аспектами или образами относительных явлений (ибо не только образ яблока в непосредственном восприятии, но даже и концепция абсолютной истины является относительной истиной), в то время как изначальная мудрость свободна от подобных аспектов.

С другой стороны, только непосредственно постигающие абсолютную истину существа обладают изначальной мудростью и могут относить незапятнанный ум к ментальному сознанию.

Таким образом, только постигшие предельную реальность могут выделять 9 видов главного сознания.

На мой взгляд, выделение 6 видов главного сознания достаточно для анализа Эго-функционирования среднего обывателя. Несмотря на это, в следующем параграфе мы будем рассматривать все 9 видов главного сознания в аспекте духовного развития человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных