ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Производные сознанияПроизводные сознания несчётны и в различных текстах описывается различное количество их видов, но наиболее распространённым их числом является 49 и 51 (также 54 и даже 121). Для простоты, мы конспективно проанализируем 51 вид производных сознаний. Они объединяются в шесть групп. Первая пятичленная группа, называемая повсеместно функционирующими производными сознаниями, состоит из контакта, принятия в сознание, чувства, распознавания и намерения. Вторая пятичленная группа, называемая индивидуально-определяющими производными сознаниями, состоит из устремления, памятования, уверования, сосредоточения и мудрости. Эти десять производных сознаний сопутствуют любому главному сознанию, даже состоянию отупения или рассеянности. Ведь и в подобных состояниях присутствуют качества сосредоточения, пусть даже на той же рассеянности, мудрости, пусть даже заключающейся в видении ступора и т.д. Все наши действия могут быть благими, неблагими или нейтральными. Благие - все мысли и поступки, главным результатом которых является блаженство совершившего их индивидуума. Неблагие являются их противоположностью. Нейтральные - мысли и поступки, вызывающие нейтральные результаты. Одиннадцатичленная группа благих производных сознаний состоит из веры, осмотрительности, гибкости, равностности, стыдливости перед собой, стыдливости перед другими, отсутствия страсти, отсутствия ненависти, отсутствия невежества, отсутствия злонамеренности, и усердия. Все они сопутствуют любому благому состоянию главного сознания. Шестичленная группа коренных осквернённых производных сознания (осквернёнными являются состояния и мысли, вызывающие неуспокоенность сознания обладающего ими индивидуума) состоит из страсти, гнева, гордости, невежества, осквернённых взглядов и сомнения. Осквернённые взгляды бывают пяти видов: 1. Взгляд на разрушающееся собрание, т.е. хватание за «я» и «моё», базирующееся на неправильном представлении о наших психо-физических компонентах как неделимой целостности; 2. Взгляд, придерживающийся крайностей (постоянства, небытия и проч.); 3. Извращённый взгляд (например, вера в несуществование кармической причинно-следственной связи); 4. Хватание за ложные взгляды как наивысшие; 5. Хватание за ложные мораль и поведение как наивысшие. На основе коренных возникают двадцать вторичных осквернённых производных сознаний: ярость, злопамятность, сокрытие, злость, зависть, жадность, утаивание, притворство, бахвальство, злонамеренность, отсутствие стыда перед собой, отсутствие стыда перед другими, вялость, возбуждённость, отсутствие веры, лень, отсутствие осмотрительности, забывчивость, разбросанность и несознательность. Все коренные и производные осквернения являются неблагими в мире желаний. Исключение составляют взгляд на разрушающееся собрание, взгляд, придерживающийся крайностей и вместерожденное невежество. В мире форм и бесформенном мире, где существуют только благие и нейтральные мысли, все осквернения (которых не так уж много – нет таких грубых осквернений как гнев, зависть, злонамеренность и т.д., словом нет осквернений, препятствующих глубокому сосредоточению) являются нейтральными. Последнюю группу составляют четыре переменчивых производных сознания. Они называются так потому, что могут быть благими, неблагими или нейтральными в зависимости от предшествующего им намерения и проч. Это сон, сожаление, грубый анализ и тонкий анализ. Буддизм допускает одновременное функционирование восьми видов главного сознания, каждому из которых сопутствуют соответственные виды чувств, контакта, намерения и т.д. Тексты Абхидхармы дают детальное объяснение каждого производного сознания. В них описывается, какие и сколько производных сознаний сопутствуют тем или иным главным сознаниям. Например, категории повсеместно функционирующих производных сознаний и индивидуально-определяющих производных сознаний сопутствуют всем сознаниям. Таким образом, намерение, памятование и проч. должны быть неконцептуальными, если они сопутствуют неконцептуальному восприятию. К примеру, памятованием в данном случае будет просто удержание мыслью объекта. Если же те десять сопутствуют концептуальному сознанию, даже контакт, чувство и проч. должны быть концептуальны. Кроме того, например, если главное сознание благое, ему также обязательно сопутствуют десять благих производных сознаний. Если оно к тому же принадлежит к миру страстей, ему обязательно сопутствуют грубый и тонкий анализ. То есть, ему сопутствуют 22 производных сознания. В таком духе подсчитываются производные сознания, сопутствующие всем остальным видам главного сознания, - осквернённым и проч. Понимание всех их взаимодействий потребовало бы детального описания каждого из производных сознаний, что превысило бы размеры данной работы. Более того, оно не столь необходимо в данный момент в этой книге. Всем сознаниям пяти органов чувств и ментальному сознанию, помимо повсеместно функционирующих производных сознаний, могут также сопутствовать все благие и (хотя и не одновременно с благими) многие из осквернённых и переменчивых состояний сознания. Так, например, даже непосредственное зрительное восприятие может быть благим или неблагим. Однако первые десять из двадцати вторичных осквернённых состояний сознания - ярость, злопамятность, сокрытие, злость, зависть, жадность, утаивание, притворство, бахвальство, злонамеренность, а также гордость, сомнение, осквернённые взгляды, сон и сожаление сопутствуют исключительно ментальному сознанию. При разделении главного сознания на восемь видов считается, что сознанию всеобщей основы сопутствуют только пять повсеместно функционирующих производных сознаний, в то время как осквернённому уму помимо них также сопутствуют взгляд на разрушающееся собрание, неведение, гордость и страсть – всего девять. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|